Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

153

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

 

Oerter R. Moderne Entwicklungspsychologie. — Donauwörth: Verlag Ludwig Auer, 1980. — 656 S.

 

Дополненным изданием вышел хорошо известный учебник по современной психологии развития, написанный Рольфом Оэртером. Автор знакомит читателей с основными проблемами и методами психологии развития, а также с основными фактами и закономерностями онтогенетического развития человека.

Книга включает четыре крупных раздела. В первом вводятся основные понятия психологии развития, излагаются основные теоретические схемы для описания развития.

Наиболее общими определениями процесса человеческого развития являются представления о прогрессивной дифференциации и централизации

 

154

 

(Г. Вернер, К. Левин и др.). В пределах каузального, причинного объяснения процесса развития существуют три основных подхода: а) психическое развитие эндогенно запрограммировано, б) процесс развития определяется влиянием экзогенных, средовых факторов, в) его определяют внутренние, имманентные для природы самого процесса факторы. С другой стороны, существуют подходы к описанию развития как телеологического, направленного на будущее и детерминированного своим конечным состоянием процесса.

Более подробно автор останавливается в этом разделе на трех проблемах: значение задатков (генетических факторов) в развитии; развитие как последовательность ступеней; развитие как социальное обучение. Стараясь представить все возможные точки зрения, автор не обходит стороной и спорные вопросы: он обсуждает проблему континуальности или дисконтинуальности развития, различные взгляды на содержание процесса социализации, представления крупнейших психологов о периодизации психического развития человека и т. д.

Второй раздел книги посвящен развитию мотивации и аппарата управления действиями. Кроме собственно мотивов описываются факты и закономерности развития интересов, воли, мотивации достижения, а также игры. Обзор исследований мотивации приводит автора к выводу, что в психологии существуют три основных понимания мотива: мотив как побуждение (Trieb), как ожидание (т. е. форма фиксации различий между наличным и должным, представленным в цели) и как саморегуляция, самоуправление (по аналогии с кибернетическими представлениями). Из специальных проблем мотивации обсуждаются пути формирования вторичных мотивов, а также роль подражания в развитии мотивации и поведения.

К мотивации достижения автор относит все, что связано с боязнью неуспеха, надеждой на успех, уровнем притязаний и готовностью приложить усилия. Приводятся, в частности, любопытные данные о характеристиках мотивации достижения в условиях различных культур и различных слоев населения внутри одной культуры. В главе о развитии воли обсуждаются, в частности, вопросы о генетической связи волевых актов с вербальными и невербальными побуждающими требованиями, о тренировке воли и пр.

Отдельная глава посвящена развитию игры как примеру поведения, которое мотивационно лучше всего объясняется через внутренние, самоподдерживающие мотивы. Развитие игрового поведения, с точки зрения автора, характеризуется скорее растущей дифференциацией, чем постепенным снижением игровой активности. «Взрослые играют по-другому, но не обязательно меньше, чем дети» (с. 227).

Третий раздел книги посвящен развитию установок (Werthaltungen, attitudes). Здесь излагаются представления о структурных компонентах установки, генетических характеристиках ее различных видов — например, моральных норм, религиозных убеждений, различного рода этнических и групповых предубеждений и т. д.

Последний, по объему равный трем первым, раздел книги посвящен развитию когнитивных процессов. Кроме вводной главы, в которой излагаются представления об эгоцентризме и реализме как двух основных «перспективах» в развитии мышления, отдельные главы этого раздела посвящены развитию восприятия, умственному развитию как прогрессу достижений в интеллектуальных тестах, развитию интеллекта как системы уравновешивания со средой, развитию языка и отношениям между интеллектом и обучением.

Любопытно, что автор практически фиксирует в этом разделе книги множественность и, в общем виде, несвязанность друг с другом представлений об интеллекте и его развитии, существующих в психологии. Интеллект, понимаемый как то, что измеряется интеллектуальными тестами, имеет, пожалуй, континуальное развитие. Интеллект как уравновешивание (Пиаже и др.) отчетливо имеет стадиальное, прерывистое развитие. Если же интеллект понимать как результат обучения (в широком смысле), то его развитие явно не может описываться как естественное, и в этом смысле оно ни континуально, ни дисконтинуально. Наконец, есть представление о развитии интеллекта как процессе улучшения переработки информации, здесь автор имеет в виду работы по стратегиям переработки информации, по когнитивным стилям и т. п. (Т. Kendler, H. Kendler, 1962; R. Weir, 1963 и др.). Все это создает известные трудности при представлении материала.

Не обходит вниманием автор и критику, существующую как в области измерения интеллекта с помощью тестов, так и по отношению к концепции Пиаже. Последнее мы бы хотели развернуть чуть подробнее.

Во-первых, многие исследователи занимались связью уровней интеллектуального развития с возрастом и констатировали излишнюю жесткость этих связей в концепции Пиаже. В свое время Пиаже признал это и уточнил свою теорию развития (Piaget, 1971, 1972 и др.). Автор приводит любопытный график (с. 578), на котором представлены средние сроки овладения задачами Пиаже — отдельно для дооперацио-нального, конкретно-операционального и формально-операционального интеллекта — а) в их классическом виде, б) облегченными задачами (в основном за счет освобождения от языковых формулировок), в) усложненными за счет увеличения числа элементов и отношений задачами и г) задачами Пиаже после логической тренировки (данные Н. Aeblie 1964; М. Braine, 1959; С. Davies, 1965; F. Weinert, 1966).

Во-вторых, поднимается вопрос об индивидуальных различиях внутри какой-нибудь одной стадии развития интеллекта. Автор считает, что у Пиаже «нельзя найти объяснения, почему дети, достигшие уровня операционального мышления, несмотря на это различаются в своих интеллектуальных достижениях» (с. 491).

В-третьих, автор вкратце разбирает вопрос о связи между поставленными перед субъектом интеллектуальными задачами и теоретическим объяснением обнаруживаемых результатов. «Действительно ли поставленные задачи требуют для своего решения именно то, что относится

 

155

 

к интеллекту (в смысле Пиаже) на соответствующей возрастной ступени?» (с. 492), — спрашивает он.

Наконец, Р. Оэртер ищет возможные связи между теорией Пиаже и стимульно-реактивной моделью поведения (впрочем, в другом месте своей работы автор относит Пиаже к представителям гештальт-психологии!).

Заканчивается книга обсуждением некоторых актуальных методических вопросов психологии развития.

Работу с книгой значительно облегчают имеющиеся именной и предметный указатели. Библиография, в которой собраны в основном англо- и немецкоязычные работы, содержит более 800 названий. Советские работы представлены в книге, пожалуй, незаслуженно скромно. Есть в книге и определенные недостатки. Например, в ней слабо отражен исторический подход к развитию психики (П. Жане, Л. С. Выготский и др.). Автор не ставит, правда, перед собой задачу сравнить закономерности онтогенеза и филогенеза (или исторического генеза) психики, но ведь принцип историзма давно и прочно вошел в возрастную психологию. Остается также пожалеть, что в книге не представлены материалы по некоторым новейшим концепциям развития психики (экологический подход, концепция катастроф и пр.).

Книга может быть использована как справочный материал в научном исследовании и как хороший учебник для курсов по возрастной и генетической психологии.

А. Г. Лидерс

Москва