153
КОРОТКО О КНИГАХ
СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Oerter
R. Moderne Entwicklungspsychologie. — Donauwörth: Verlag Ludwig Auer,
1980. — 656 S.
Дополненным
изданием вышел хорошо известный учебник по современной психологии развития,
написанный Рольфом Оэртером.
Автор знакомит читателей с основными проблемами и методами психологии развития,
а также с основными фактами и закономерностями онтогенетического развития
человека.
Книга включает четыре крупных раздела. В первом вводятся основные
понятия психологии развития, излагаются основные теоретические схемы для
описания развития.
Наиболее общими определениями процесса человеческого развития являются
представления о прогрессивной дифференциации и централизации
154
(Г.
Вернер, К. Левин и др.). В пределах каузального, причинного объяснения процесса
развития существуют три основных подхода: а) психическое развитие эндогенно
запрограммировано, б) процесс развития определяется влиянием экзогенных,
средовых факторов, в) его определяют внутренние, имманентные для природы самого
процесса факторы. С другой стороны, существуют подходы к описанию развития как
телеологического, направленного на будущее и детерминированного своим конечным
состоянием процесса.
Более подробно автор останавливается в этом разделе на трех проблемах:
значение задатков (генетических факторов) в развитии; развитие как
последовательность ступеней; развитие как социальное обучение. Стараясь
представить все возможные точки зрения, автор не обходит стороной и спорные
вопросы: он обсуждает проблему континуальности или дисконтинуальности
развития, различные взгляды на содержание процесса социализации, представления
крупнейших психологов о периодизации психического развития человека и т. д.
Второй раздел книги посвящен развитию мотивации и аппарата управления
действиями. Кроме собственно мотивов описываются факты и закономерности
развития интересов, воли, мотивации достижения, а также игры. Обзор
исследований мотивации приводит автора к выводу, что в психологии существуют
три основных понимания мотива: мотив как побуждение (Trieb), как ожидание (т. е. форма фиксации различий между
наличным и должным, представленным в цели) и как саморегуляция,
самоуправление (по аналогии с кибернетическими представлениями). Из специальных
проблем мотивации обсуждаются пути формирования вторичных мотивов, а также роль
подражания в развитии мотивации и поведения.
К мотивации достижения автор относит все, что связано с боязнью
неуспеха, надеждой на успех, уровнем притязаний и готовностью приложить усилия.
Приводятся, в частности, любопытные данные о характеристиках мотивации
достижения в условиях различных культур и различных слоев населения внутри
одной культуры. В главе о развитии воли обсуждаются, в частности, вопросы о
генетической связи волевых актов с вербальными и невербальными побуждающими
требованиями, о тренировке воли и пр.
Отдельная глава посвящена развитию игры как примеру поведения, которое
мотивационно лучше всего объясняется через внутренние, самоподдерживающие
мотивы. Развитие игрового поведения, с точки зрения автора, характеризуется
скорее растущей дифференциацией, чем постепенным снижением игровой активности.
«Взрослые играют по-другому, но не обязательно меньше, чем дети» (с. 227).
Третий раздел книги посвящен развитию установок (Werthaltungen, attitudes). Здесь излагаются
представления о структурных компонентах установки, генетических характеристиках
ее различных видов — например, моральных норм, религиозных убеждений,
различного рода этнических и групповых предубеждений и т. д.
Последний, по объему равный трем первым, раздел книги посвящен развитию
когнитивных процессов. Кроме вводной главы, в которой излагаются представления
об эгоцентризме и реализме как двух основных «перспективах» в развитии
мышления, отдельные главы этого раздела посвящены развитию восприятия,
умственному развитию как прогрессу достижений в интеллектуальных тестах,
развитию интеллекта как системы уравновешивания со средой, развитию языка и
отношениям между интеллектом и обучением.
Любопытно, что автор практически фиксирует в этом разделе книги
множественность и, в общем виде, несвязанность
друг с другом представлений об интеллекте и его развитии, существующих в
психологии. Интеллект, понимаемый как то, что
измеряется интеллектуальными тестами, имеет, пожалуй, континуальное развитие.
Интеллект как уравновешивание (Пиаже и др.) отчетливо имеет стадиальное,
прерывистое развитие. Если же интеллект понимать как результат обучения (в
широком смысле), то его развитие явно не может описываться как естественное, и
в этом смысле оно ни континуально, ни дисконтинуально.
Наконец, есть представление о развитии интеллекта как
процессе улучшения переработки информации, здесь автор имеет в виду работы по
стратегиям переработки информации, по когнитивным стилям и т. п. (Т. Kendler, H. Kendler, 1962; R. Weir, 1963
и др.).
Все это создает известные трудности при представлении материала.
Не обходит вниманием автор и критику, существующую как в области
измерения интеллекта с помощью тестов, так и по отношению к концепции Пиаже. Последнее мы бы хотели развернуть чуть подробнее.
Во-первых, многие исследователи занимались связью уровней
интеллектуального развития с возрастом и констатировали излишнюю жесткость этих
связей в концепции Пиаже. В свое время Пиаже признал это и уточнил свою теорию
развития (Piaget, 1971, 1972 и др.). Автор приводит любопытный график (с. 578), на котором представлены
средние сроки овладения задачами Пиаже — отдельно для дооперацио-нального,
конкретно-операционального и формально-операционального
интеллекта — а) в их классическом виде, б) облегченными задачами (в основном за
счет освобождения от языковых формулировок), в) усложненными за счет увеличения
числа элементов и отношений задачами и г) задачами Пиаже после логической
тренировки (данные Н. Aeblie 1964; М. Braine, 1959; С. Davies, 1965;
F. Weinert, 1966).
Во-вторых, поднимается вопрос об индивидуальных различиях внутри
какой-нибудь одной стадии развития интеллекта. Автор считает, что у Пиаже
«нельзя найти объяснения, почему дети, достигшие уровня операционального
мышления, несмотря на это различаются в своих
интеллектуальных достижениях» (с. 491).
В-третьих, автор вкратце разбирает вопрос о связи между поставленными
перед субъектом интеллектуальными задачами и теоретическим объяснением
обнаруживаемых результатов. «Действительно ли поставленные задачи требуют для
своего решения именно то, что относится
155
к
интеллекту (в смысле Пиаже) на соответствующей возрастной ступени?» (с. 492), —
спрашивает он.
Наконец, Р. Оэртер ищет возможные связи между
теорией Пиаже и стимульно-реактивной моделью
поведения (впрочем, в другом месте своей работы автор относит Пиаже к
представителям гештальт-психологии!).
Заканчивается книга обсуждением некоторых актуальных методических
вопросов психологии развития.
Работу с книгой значительно облегчают имеющиеся именной и предметный указатели. Библиография, в которой собраны в
основном англо- и немецкоязычные работы, содержит
более 800 названий. Советские работы представлены в книге, пожалуй,
незаслуженно скромно. Есть в книге и определенные недостатки. Например, в ней
слабо отражен исторический подход к развитию психики (П. Жане, Л. С. Выготский
и др.). Автор не ставит, правда, перед собой задачу сравнить закономерности
онтогенеза и филогенеза (или исторического генеза) психики, но ведь принцип
историзма давно и прочно вошел в возрастную психологию. Остается также
пожалеть, что в книге не представлены материалы по некоторым новейшим
концепциям развития психики (экологический подход, концепция катастроф и пр.).
Книга может быть использована как справочный материал в научном
исследовании и как хороший учебник для курсов по возрастной и генетической
психологии.
А. Г. Лидерс
Москва