Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

40

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

 

Г.В. КАЗНОВА

 

Оценивая общение как важнейший фактор формирования личности, К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «...действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений» [1; 36]. В.И. Ленин отмечал, что все формирующиеся у индивида качества личности представляют собой прижизненные образования, определяемые его деятельностью, общением с другими индивидами и усвоением общечеловеческого опыта [2; 430].

Идеи основоположников марксизма-ленинизма о роли общения в формировании личности получили свое дальнейшее развитие в работах советских психологов (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.). Так, А.Н. Леонтьев, анализируя развитие психики в онтогенезе, замечал, что «общение в своей исходной внешней форме, в форме совместной деятельности или в форме общения речевого или даже только мысленного составляет необходимое и специфическое условие развития человека в обществе» [11; 422].

В последние годы интенсивно изучаются сущность и формы общения как в теоретическом плане, так и в прикладных аспектах (см.: [3], [4], [5], [6], [7], [10], [14], [15], [17] и др.).

Марксистская концепция общественного индивида, анализ теоретических и экспериментальных исследований, посвященных разработке различных аспектов проблемы общения, позволяют сделать вывод о том, что категория общения относится к сущностной характеристике человеческой психики ([8], [16], [18], [19], [20], [24]). Однако в вопросе определения самой этой категории существуют разные точки зрения ([8], [9], [10], [14], [25]). В своем исследовании мы исходим из того, что общение, во-первых, особый тип деятельности — коммуникативная деятельность; во-вторых, условие осуществления любой деятельности; в-третьих, результат специально задаваемой деятельности (так, общественно полезная деятельность подростка порождает новые формы его общения). В качестве дефиниции общения мы используем следующее: общение — взаимодействие людей, содержанием которого является взаимный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями и т. п. с целью установления определенных взаимоотношений.

Как показано в работах Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и ряда других исследователей, смена периодов становления личности в онтогенезе обусловливается движением деятельности, при котором на первый план выходит то одна, то другая сторона деятельности: предметно-практическая, развитие взаимоотношений.

Развитие взаимоотношений выступает в качестве ведущей деятельности в младенчестве, дошкольном и подростковом возрастах. При этом в разные периоды развития личности она имеет свои особенности: в младенчестве — это непосредственно-эмоциональное общение, создающее условия, оптимальные для формирования основ будущей личности и благоприятствующие эффективному развитию других видов активности ребенка [13]; в дошкольный период — это игровая деятельность, в ходе которой ребенок моделирует отношения между людьми, осваивает их [25]. В подростковом возрасте происходит дальнейшее освоение норм человеческих взаимоотношений, появляется ориентировка в них, но уже на другом уровне, более высоком по сравнению с дошкольным

 

41

 

периодом (см. [8], [21], [22], [23], [25]).

Необходимо заметить, что по вопросу определения конкретного типа ведущей деятельности для подросткового периода существуют две точки зрения: 1) общение принимает статус ведущего типа деятельности и имеет интимно-личностный характер; предметом общения выступает другой человек — товарищ-сверстник, а содержанием является построение и поддержание личных отношений с ним [8]; 2) в качестве ведущего типа деятельности подростка выступает общественно полезная деятельность, в процессе которой происходит дальнейшее освоение различных форм взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и развертываются новые формы общения «как приобщения подростка к обществу» (см.: [21], [22], [23]).

Нами было предпринято исследование, направленное на выявление взаимосвязи общения и общественно полезной деятельности в жизни детей подросткового возраста. Признавая общественно полезную деятельность ведущей на данном периоде онтогенетического развития, мы понимали ее «как особый тип деятельности, мотивом которой является польза обществу, что отвечает потребности самовыражения себя как личности, творчески относящейся к общему делу» [23; 75].

Мы предположили, что участие подростков в специально организованной системе общественно полезной деятельности создает возможность для многопланового их общения с ровесниками и со взрослыми. Частная гипотеза нашего исследования состояла в том, что общение подростка принимает различные формы в зависимости от степени включенности его в общественно полезную деятельность. В связи с этим предстояло: 1) изучить психологические особенности реального и предпочитаемого общения подростков и 2) определить психологические условия, детерминирующие отношение подростка к различным формам общения.

В данной работе мы остановимся лишь на результатах сравнительного анализа отношения подростка к различным формам общения, а именно: интимно-личной (взаимодействие, основанное на личных симпатиях, — «я» и «ты»), стихийно-групповой (взаимодействие, основанное на случайных контактах,— «я» и «они»), социально ориентированной (взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно важных дел, — «я» и «общество»).

Следует отметить, что названные три формы общения выделены нами не только на основании теоретических посылок, но и на основании материалов опытно-экспериментальной работы. В данной статье мы рассмотрим отношение подростков лишь к двум формам общения: интимно-личной и социально ориентированной.

Для выявления предпочитаемого содержания и круга общения подростков, а также времени участия их в различных его формах мы провели письменный опрос воспитанников школы-интерната № 72 Москвы, спецшколы для трудных подростков Душанбе и подростков — членов трех школьных лесничеств г. Пущино-на-Оке. Выбор данного контингента опрашиваемых обусловлен тем, что при прочих равных условиях воспитанники школы-интерната № 72 и спецшколы для трудных подростков в Душанбе находятся в обостренной ситуации развития, порожденной неблагоприятными семейными обстоятельствами и педагогической запущенностью. Это, естественно, сказывается на характере и формах их общения с ровесниками и со взрослыми.

Опрос подростков проводился по трем специально разработанным анкетам, включающим в основном вопросы открытого типа. Всего опрошен 271 подросток. Соответствующие данные представлены в табл. 1. Опросники позволили респондентам остаться анонимными, но заполнение их происходило в присутствии экспериментатора или педагога. Кроме того, подросткам школы-интерната № 72 и лесничеств г. Пущино-на-Оке предлагалось написать сочинение по заданному плану на тему «Мои друзья».

Результаты проведенного качественно-количественного анализа сочинений и анкет показали, что при отсутствии системы общественно полезной деятельности общение подростков приобретает преимущественно интимно-личный

 

42

 

Таблица 1

 

ОТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКОВ К РАЗЛИЧНЫМ ФОРМАМ ОБЩЕНИЯ (В % К ОБЩЕМУ ЧИСЛУ ОПРОШЕННЫХ)

 

Число опрошенных

Интимно-личная форма общения

Социально ориентированная форма общения

всего

только с товарищами

число опрошенных

всего

только с товарищами

с товарищами и со взрослыми

86 (школа-интернат № 72)

80,2

52,3

27,9

19,8

6,9

12,9

134 (спецшкола Душанбе)

27,6

9,7

17,9

72,4

20,9

51,5

51 (школьное лесничество

г Пущино-на-Оке)

13,7

5,9

7,8

86,3

33,4

52,9

 

и стихийно-групповой характер. Это объясняется тем, что невключенность подростков в продуманную систему общественно полезных дел и, как следствие этого, невозможность удовлетворить появившуюся потребность в утверждении своей новой социальной позиции в обществе приводит к активизации интимно-личного общения с товарищами. Так, письменный опрос подростков — воспитанников IVVIII классов школы-интерната № 72, где отсутствовала система общественно полезной деятельности учащихся (см. табл. 1), показал, что 69 из 86 опрошенных детей предпочитают в первую очередь заниматься вместе с товарищами и со взрослыми или только с товарищами прогулками, туристическими походами, посещением кинотеатров, «важными разговорами» (как пишут сами подростки). И лишь 17 подростков указали на желание заниматься вместе с товарищами или с товарищами и со взрослыми общественно полезной деятельностью в ее различных видах. Таким образом, у 80,2 % подростков предпочитаемое содержание общения не социально ориентированное взаимодействие, а установление интимно-личных отношений с товарищами и, реже, со взрослыми. Иными словами, у абсолютного большинства данной группы обследованных не возникает стремления выйти за рамки прежних «детских» отношений с миром взрослых, характерных для младших школьников, и, следовательно, перейти на новый уровень общения со взрослыми и товарищами.

Свою потребность в самоутверждении как членов общества они удовлетворяют путем овладения определенными умениями и формами поведения, присущими, по их мнению, взрослым людям, но не всегда положительно оцениваемыми окружающими.

Другая картина вырисовывается при изучении подростков, систематически участвующих в общественно полезной деятельности. Так, результаты опроса членов трех школьных лесничеств в г. Пущино-на-Оке и воспитанников спецшколы Душанбе свидетельствуют о том, что в условиях планомерной общественно полезной деятельности подростки предпочитают социально ориентированное общение с товарищами и со взрослыми. В данных условиях на первый план выступает стремление к выполнению конкретных дел, приносящих пользу другим людям. Об этом свидетельствуют данные, приведенные в табл. 1.

Следует отметить, что 11 подростков из числа опрошенных работали в лесничестве первый год, из них только 6 человек выразили желание выполнять поручения, связанные с благоустройством территории по месту жительства, изготовлением кормушек для птиц, уборкой отведенных лесхозу участков леса, ведению дневника наблюдений над различными природными явлениями. Пять подростков из вновь вступивших в лесничество и 2 школьника, являющихся его членами не первый год, предпочитали в первую очередь туристические походы, прогулки в лес, торжественные шествия в форме

 

43

 

лесников и под музыку в «День леса» вместе с товарищами по секции.

В спецшколе Душанбе было опрошено 134 подростка в возрасте от 10 до 15 лет. Из них 97, т. е. 72,4 % (см. табл. 1), высказались за участие в первую очередь в социально ориентированной форме общения. Это объясняется прежде всего тем, что педагоги, воспитатели спецшколы постоянно создают объективные условия для утверждения подростком себя как личности, для проявления им своей социальной значимости. Отношения с подростками строятся здесь на базе делового сотрудничества, позволяя учащимся ощутить себя равноправными членами всего коллектива спецшколы. Это положение обеспечивается, в частности, развитым самоуправлением, в котором принимают участие все подростки.

Для выявления реального значения интимно-личной и социально ориентированной форм общения для подростков, занятых в системе общественно полезной деятельности, мы включали воспитанников этой школы в экспериментальные ситуации, в которых предоставлялся выбор между общением с товарищами на уровне «я» и «ты» и участием в общественно важных делах, создающих условия для развернутого общения со взрослыми и с товарищами. Работа проводилась в летнем лагере спецшколы, где подростки чувствовали себя наиболее раскованно.

С помощью воспитателей и учителей-экспериментаторов мы наблюдали поведение 118 подростков. Оказалось, что у 97 (т. е. у более 82 %) из них установились доверительно-личные отношения с товарищами. Наличие данных отношений проявлялось в желании подростков уединиться с товарищами, с тем чтобы поговорить, поделиться личными успехами и огорчениями, посмотреть коллекции, обсудить спортивные новости и т. п. Было установлено, что 42 подростка наиболее интенсивно общаются в паре (21 группа), 51—объединились в группы по 3 человека (17 групп) и 4 подростка составили еще одну группу детей с устойчивыми доверительно-личными отношениями.

После определения реальной ситуации, т. е. фиксации установившихся взаимоотношений подростков, была организована целенаправленная общественно полезная работа, развернутая на базе строительства спортивных площадок в лагере. Бригады состояли из 5—7 человек, причем в эти бригады мы старались не включать подростков с установившимися доверительно-личными отношениями. После месяца пребывания в этих бригадах, работавших по принципу смены ролей командира и подчиненных, произошел случай, явившийся естественным констатирующим экспериментом. Все подростки готовились к ночному походу на рыбную ловлю (предстояло жить в палатках по 2, 3 и 4 человека) — и вдруг тревожное сообщение: прорвало плотину горного ручья в Калайдаштском ущелье (пос. Чильча Файзабадского р-на Таджикской ССР), протекающего выше места расположения лагеря. Срочно требовалось несколько десятков человек на ликвидацию последствий стихийного бедствия, причем было ясно, что те подростки, которые останутся работать, в поход пойти не смогут. Оказалось, что из 118 подростков (за которыми велось наблюдение) вызвались работать 86 человек (т.е.72,8%), из них 81 подросток (т. е. 68,6 %) с зафиксированными нами доверительно-личными отношениями.

Когда ребята распределились на группы для работы на отдельных участках (им предложили сделать это самостоятельно), оказалось, что они предпочли работать не со своими личными друзьями, а с теми подростками, с которыми в течение месяца строили спортплощадки в одних бригадах, что не совпадало с группами, образованными вследствие личных привязанностей детей. Кроме того, 40 подростков из оставшихся работать (что составляет 46,5 %) организовали группы без взрослых, а 46 (53,5%) работали вместе со взрослыми.

Как видно из табл. 2, данная естественно возникшая экспериментальная ситуация показала, что в положении, потребовавшем выполнения общественно значимого дела, четко проявилось предпочтение социально ориентированного общения с товарищами и со взрослыми.

Через две недели после этой естественно возникшей экспериментальной ситуации с той же целью, т. е. для выявления

 

44

 

Таблица 2

 

ВЫБОР ПОДРОСТКАМИ СПЕЦШКОЛЫ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОБЩЕНИЯ В ПЕРВОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ (В % К ОБЩЕМУ ЧИСЛУ ОБСЛЕДОВАННЫХ)

 

Общее число под-

ростков

Имеют довери-

тельно-личные отно-

шения

Не имеют довери-

тельно-личных отно-

шений

Интимно-личная форма общения

Социально ориентированная форма общения

Все-

го

Имеют довери-

тельно-личные отно-

шения

Не имеют довери-

тельно-личных отно-

шений

Все-

го

Имеют доверии-

тельно-личные отно-

шения

Не имеют доверии-

тельно-личных отно-

шений

От числа оставшихся работать

Только с товари-

щами

С товари-

щами и со взрос-

лыми

118

82,2

17,8

27,2

13,6

13,6

72,8

68,6

4,2

46,5

53,5

 

Таблица 3

 

ВЫБОР ПОДРОСТКАМИ СПЕЦШКОЛЫ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОБЩЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ (В % К ОБЩЕМУ ЧИСЛУ ОБСЛЕДРВАННЫХ)

 

Общее число под-

ростков

Имеют доверии-

тельно-личные отно-

шения с товари-

щами

Не имеют доверии-

тельно-личных отно-

шений с товари-

щами

Интимно-личная форма общения

Социально ориентированная форма общения

Всего

От числа имеющих доверии-

тельно-личные отно-

шения

От числа не имеющих доверии-

тельно-личные отно-

шения

Всего

От числа имеющих доверии-

тельно-личные отношения

От числа не имеющих доверии-

тельно-личных отно-

шений

107

82,2

17,8

18,8

15,8

31,6

81,2

84,1

68,4

 

явления реальной значимости для подростков различных форм общения, мы организовали следующую экспериментальную ситуацию. Результаты ее отражены в табл. 3.

Во время тихого часа по лагерному радио советом командиров было объявлено, что дежурный отряд, работающий в соседнем совхозе «Калайдаштский», не справляется с заданием по скирдованию сена и ему необходима помощь. Добровольцам предлагалось поработать в совхозе в течение 4 ч после 16 ч, включая 2 ч свободного времени, когда можно общаться со своими личными друзьями.

Оказалось, что из 88 оставшихся в лагере (т. е. не входивших в дежурный отряд) подростков с установившимися ранее доверительно-личными отношениями (97 ребят, 9 из которых работали в дежурном отряде) изъявили желание помочь дежурному отряду 74 подростка. Из оставшихся в лагере 19 ребят, не имеющих устоявшихся доверительно-личных отношений с товарищами (двое подростков из этой группы работали в тот день в дежурном отряде), захотели участвовать в общественно значимом деле 13 человек (меньше, чем подростков с зафиксированными доверительно-личными отношениями). Мы преполагаем, что данное положение является следствием того, что у подростков с неразвитым интимно-личным общением недостаточно сформированы предпосылки и для развертывания социально ориентированной, личностной формы общения. Вместе с тем, как свидетельствуют результаты, приведенные в табл. 3, наблюдается явная тенденция преобладания социально ориентированной формы общения у детей подросткового возраста, включенных в систему общественно полезной деятельности.

Необходимо отметить, что в данных условиях и интимно-личное общение подростков претерпевает существенные изменения (что является предметом специального исследования), становясь более содержательным, целенаправленным и широким. Материалы, полученные в ходе исследования, подтвердили

 

45

 

твердили наши гипотезы и показали зависимость формы общения подростка от степени включенности его в систему общественно полезной деятельности. Так, интимно-личный и стихийно-групповой характер общения подростков доминирует в том случае, если соответствующим образом не организована их общественно полезная деятельность. Напротив, планомерное и целенаправленное включение детей подросткового возраста в систему общественно полезной деятельности обусловливает значительный рост социально ориентированной, личностной формы общения подростков, что еще раз убедительно доказывает ведущую роль общественно полезной деятельности на данном этапе онтогенетического развития.

 

1. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 3.

2. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 3.

3. Андреева Г. М. Методологические проблемы развития социально-психологических исследований в США. — В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975, с. 289—293.

4. Андреева Г. М., Богомолова Н. П., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. — М., 1978. — 271 с.

5. Бодалев А. А., Рощина Е. В. Гностические характеристики общения людей в зарубежных исследованиях. — Вопросы психологии, 1978, № 3, с. 149—153.

6. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. — Л., 1965.— 123 с.

7. Бодалев А. А. и др. Новые данные к проблеме социальной перцепции.— Вопросы психологии, 1970, № 3, с. 126—131.

8. Возрастные и индивидуальные особенности младшего подростка / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. — М., 1967.— 360 с.

9. Каган М. С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. — М., 1974. — 328 с.

10. Леонтьев А. А. Психология общения.— Тарту, 1974.— 220 с.

11. Леонтьев А. П. Проблемы развития психики. — М., 1972.— 574 с.

12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975.— 304 с.

13. Лисина М. И. Общение со взрослыми у детей первых 7 лет жизни. — В кн.: Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978, с. 237—252.

14. Ломов Б. Ф. Категории общения и деятельности в психологии. — Вопросы философии, 1979, № 8, с. 34—48.

15. Ломов Б. Ф. Личность в системе общественных отношений. — Психологический журнал, 1981, т. 2,№ 1, с. 3—17.

16. Пахальян В. Э. Психологические особенности общения со взрослыми в старшем школьном возрасте: Автореф. канд. дис.—М., 1981. —19 с.

17. Соковнин В. Н. О природе человеческого общения: опыт философского анализа. — Фрунзе, 1973.—116 с.

18. Прихожан А. М. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Автореф. канд. дис. — М., 1977.

19. Проблемы общения и воспитания. — Тарту, 1974.

20. Раздобутько В. М. Понимание учителем личности учащихся: Автореф. канд. дис. — Киев, 1973.— 16 с.

21. Фельдштейн Д. И. Психологические проблемы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте. — Душанбе, 1969.— 97 с.

22. Фельдштейн Д. И. Трудный подросток. — Душанбе, 1972. — 184 с.

23. Фельдштейн Д. И. Психологические проблемы общественно полезной деятельности. — Вопросы психологии, 1980, № 4, с. 69—78.

24. Шкуленда Н. М. Психологические особенности общения подростков с различной направленностью личности: Автореф. канд. дис. — Киев, 1980.

25. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. — Вопросы психологии, 1971, № 4, с. 6—20.

 

Поступила в редакцию 22.VI 1982 г.