Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

169

 

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

 

И. М. КОНДАКОВ, В. Ю. ШЕГУРОВА

Москва

 

23 декабря 1982 г. в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР в рамках Московской городской конференции молодых ученых-обществоведов, посвященной 60-летию образования СССР, работала секция «Актуальные проблемы психологии личности». Рассматривались различные аспекты проблемы развития личности в онтогенезе, обсуждались методы экспериментального исследования некоторых ее психологических характеристик. Открывая работу секции, Ю. Ф. Змановский подчеркнул, что одной из важных задач, поставленных практикой сегодняшнего дня перед психологической наукой, является задача активного и целенаправленного формирования коммунистической личности.

В докладе С. В. Ушнева, посвященном некоторым аспектам формирования личности младших школьников, рассматривались данные экспериментального изучения влияния совместной деятельности на формирование общественной направленности и развитие творческой активности. Подчеркивалось, что организация совместной деятельности детей на уроках труда не только способствует повышению уровня практических умений, но и является фактором интеллектуальной активности младшего школьника.

В ряде сообщений обсуждались проблемы развития личности в юношеском возрасте.

В докладе Т. П. Гавриловой «Критический анализ зарубежных психологических концепций «кризисностибескризисности» перехода от детства к взрослости» была предложена рабочая схема теоретического исследования проблемы неизбежности кризиса в переходном возрасте. Рассмотрены основные тенденции в развитии тезиса о «кризисности» периода взросления на материале некоторых психологических концепций, разрабатываемых в буржуазной психологической науке. Показано, что практика эмпирических исследований последних лет противоречит этим концепциям. В качестве методологического обоснования их критики была привлечена общая схема решения вопроса о месте кризиса в развитии личности на этапе перехода от детства к взрослости, обобщенная из работ Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович. Подчеркивалось, что кризис следует рассматривать как начало деструктивного развития личности, а не как закономерно наступающий этап.

«Индивидуально-психологические особенности личности воспитанников школы-интерната» были представлены в докладе Д. А. Кадырбаевой. С помощью разработанного Л. Т. Ямпольским психодиагностического теста было установлено, что воспитанники школы-интерната отличаются низкой психической стабильностью, низкой социализированностью поведения и высоким уровнем сензитивности. Показано, что эти особенности связаны с двумя интегральными факторами семейного неблагополучия, условно названными автором показателями семейной депривации и нестабильности семьи.

Доклад В. А. Ященко «Психологические особенности представления старшеклассников о смысле собственной жизни в прошлом и будущем» затронул некоторые стороны проблемы формирования мировоззрения в ранней юности. Была сделана попытка проанализировать временной аспект представлений старшеклассников о смысле жизни. Проведенный формирующий эксперимент показал возможность переориентации личности во временном плане.

В ряде сообщений обсуждались отдельные стороны профессионального становления личности. В выступлениях подчеркивалось, что центральной проблемой здесь является проблема формирования адекватной мотивации профессиональной деятельности.

В. Ю. Шегурова сделала критический обзор зарубежных исследований по проблеме развития профессионального самосознания личности, представила данные экспериментального анализа динамики профессионального самоопределения личности в процессе профессионального обучения (на материале учащихся ПТУ и высшей школы).

В докладе И. М. Кондакова была предложена проектная методика по диагностике мотивации профессионального становления личности, в которой выделены пять общих факторов, отражающих пять уровней развития профессионала: материальная заинтересованность, идентификация с процессом труда, руководство — подчинение, служение долгу, интеллектуальная потребность.

П. Т. Тюрин сделал доклад на тему «Роль интеллектуальной активности в художественном творчестве». Была предложена новая методика креативного поля (Тюрин П. Т., Богоявленская Д. Б., 1981), релевантная деятельности художников, изложены основные методы ее построения. В докладе были представлены результаты исследований с применением методик «Цилиндрические шахматы», «Игральные карты», полустандартизированного интервью.

Две оригинальные методики изучения уровня притязаний личности предложил А. К. Ерофеев.

 

170

 

В эксперименте вводилась нетрадиционная серия, выясняющая, на кого ориентирован испытуемый при оценке уровня собственного достижения. Результаты этой серии оказались тесно связанными с теми, которые дают известные методики по уровню притязаний. Доклад И. Н. Заболотневой «Диагностика этапов сформированности учебной деятельности» выносил на обсуждение экспериментальную методику, которая при выраженном игровом характере направлена на вскрытие; структуры учебной деятельности.

Доклад Н. Л. Ярославцевой «Проекция в межличностном восприятии» был посвящен одной из сложных и спорных психологических проблем. Изучены теоретические представления о явлении межличностной проекции, ее классификации, а также представлены результаты экспериментального изучения механизмов проекции. Основываясь на традициях советской психологии, она выделяет формально-содержательные и процессуально-функциональные характеристики проекций.