167
К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Е. Н.
КАБАНОВОИ-МЕЛЛЕР
27 декабря
1982 г. исполнилось 80 лет доктору педагогических наук Евгении Николаевне Кабановой-Меллер,
крупному специалисту в области педагогической психологии.
Е. Н. Кабанова-Меллер окончила II Московский государственный университет. В
30-х гг. она начала вести научно-исследовательскую работу, в частности
разрабатывала проблемы психологии производственного обучения (на материале черчения)
в лаборатории С. Г. Геллерштейна. Самый значительный период в ее научной
биографии связан с работой в Институте общей и педагогической психологии. 33
года Евгения Николаевна посвятила изучению фундаментальных вопросов
педагогической психологии.
Начиная с 1950 г. Е. Н. Кабанова-Меллер создавала оригинальную
концепцию обобщенных приемов и умственного развития учащихся. В разработке этой
концепции прослеживаются два этапа. Первый этап посвящен изучению психологии
формирования и овладения обобщенными приемами учебной деятельности, а также
психологии умственного развития. Вторая, заключительная часть концепции,
вобравшая в себя в определенной мере предшествующий материал, разрабатывается с
1970 г. На этом втором этапе анализируются структура и закономерности учебной
деятельности в условиях развивающего обучения.
При экспериментальной разработке этих вопросов Е. Н. Кабанова-Меллер не
ограничивала себя рамками какого-либо одного учебного предмета. Общие
закономерности усвоения она раскрывает на различном материале математики,
черчения, географии (межпредметно). Ее концепция основывается на обобщении
собственного богатого исследовательского материала и широком анализе советской
и зарубежной литературы. Работа Евгении Николаевны постоянно имела практическую
направленность, на основе ее психологической концепции строились методические
концепции и методики. В этом отношении она имела четкую позицию: для внедрения
психологических исследований в школьную практику на их базе методистами должна
быть создана своя методическая концепция (поскольку методика является
самостоятельной наукой). Евгения Николаевна в своих работах формулировала
требования и пожелания к последующему практическому внедрению. Кроме того, она
умела плодотворно сотрудничать непосредственно с методистами разных профилей.
Результатом такой позиции явилось, в частности, то, что, отталкиваясь от
концепции Е. Н. Кабановой-Меллер, методист-географ Т. П. Герасимова разработала
свою методическую концепцию на материале 4-годичного курса географии.
Е. Н. Кабанова-Меллер — автор многих книг и статей. Две ее книги —
«Психология формирования знаний и навыков у школьника. Проблема приемов
умственной деятельности» (1962) и «Формирование приемов умственной деятельности
и умственное развитие учащихся» (1968) — отмечены премиями АПН СССР.
Евгения Николаевна вела и педагогическую работу: преподавала в средней
школе, несколько лет читала лекции в Институте повышения квалификации
преподавателей вузов. Под ее руководством защищен ряд кандидатских диссертаций.
Она постоянно консультирует психологов и педагогов.
Е. Н. Кабанова-Меллер награждена орденом «Знак
Почета» и медалями.
Евгения Николаевна Кабанова-Меллер — человек большой культуры, научной
эрудиции, владеющий тремя иностранными языками. Ее отличают преданность науке и
высокая принципиальность.