Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

167

 

К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Е. Н. КАБАНОВОИ-МЕЛЛЕР

 

27 декабря 1982 г. исполнилось 80 лет доктору педагогических наук Евгении Николаевне Кабановой-Меллер, крупному специалисту в области педагогической психологии.

Е. Н. Кабанова-Меллер окончила II Московский государственный университет. В 30-х гг. она начала вести научно-исследовательскую работу, в частности разрабатывала проблемы психологии производственного обучения (на материале черчения) в лаборатории С. Г. Геллерштейна. Самый значительный период в ее научной биографии связан с работой в Институте общей и педагогической психологии. 33 года Евгения Николаевна посвятила изучению фундаментальных вопросов педагогической психологии.

Начиная с 1950 г. Е. Н. Кабанова-Меллер создавала оригинальную концепцию обобщенных приемов и умственного развития учащихся. В разработке этой концепции прослеживаются два этапа. Первый этап посвящен изучению психологии формирования и овладения обобщенными приемами учебной деятельности, а также психологии умственного развития. Вторая, заключительная часть концепции, вобравшая в себя в определенной мере предшествующий материал, разрабатывается с 1970 г. На этом втором этапе анализируются структура и закономерности учебной деятельности в условиях развивающего обучения.

При экспериментальной разработке этих вопросов Е. Н. Кабанова-Меллер не ограничивала себя рамками какого-либо одного учебного предмета. Общие закономерности усвоения она раскрывает на различном материале математики, черчения, географии (межпредметно). Ее концепция основывается на обобщении собственного богатого исследовательского материала и широком анализе советской и зарубежной литературы. Работа Евгении Николаевны постоянно имела практическую направленность, на основе ее психологической концепции строились методические концепции и методики. В этом отношении она имела четкую позицию: для внедрения психологических исследований в школьную практику на их базе методистами должна быть создана своя методическая концепция (поскольку методика является самостоятельной наукой). Евгения Николаевна в своих работах формулировала требования и пожелания к последующему практическому внедрению. Кроме того, она умела плодотворно сотрудничать непосредственно с методистами разных профилей. Результатом такой позиции явилось, в частности, то, что, отталкиваясь от концепции Е. Н. Кабановой-Меллер, методист-географ Т. П. Герасимова разработала свою методическую концепцию на материале 4-годичного курса географии.

Е. Н. Кабанова-Меллер — автор многих книг и статей. Две ее книги — «Психология формирования знаний и навыков у школьника. Проблема приемов умственной деятельности» (1962) и «Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся» (1968) — отмечены премиями АПН СССР.

Евгения Николаевна вела и педагогическую работу: преподавала в средней школе, несколько лет читала лекции в Институте повышения квалификации преподавателей вузов. Под ее руководством защищен ряд кандидатских диссертаций. Она постоянно консультирует психологов и педагогов.

Е. Н. Кабанова-Меллер награждена орденом «Знак Почета» и медалями.

Евгения Николаевна Кабанова-Меллер — человек большой культуры, научной эрудиции, владеющий тремя иностранными языками. Ее отличают преданность науке и высокая принципиальность.