164
ВТОРАЯ ВСЕСОЮЗНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ1
А. В. ЗАХАРОВА
Москва
С 28 по 30
сентября 1982 г. в Туле проходила вторая Всесоюзная конференция по
педагогической психологии, посвященная обсуждению проблем учебной деятельности
школьников. На нее съехались более 300 представителей научно-исследовательских
организаций, высших учебных заведений, институтов усовершенствования и школ
всех пятнадцати республик нашей страны. Конференция имела целью подвести итоги исследований,
проведенных за истекшие четыре года после первой конференции, скоординировать
научные планы, определить пути дальнейших научных поисков, и в частности пути
расширения прикладных исследований, имеющих непосредственное значение для
педагогической практики.
В работе конференции приняли участие заведующий отделом науки и школ
Тульского обкома КПСС Н. Н. Миронов,
ректор Тульского государственного педагогического института им. Л. Н. Толстого В. Г. Сапогов. С вступительным словом
выступил академик-секретарь Отделения психологии и возрастной физиологии АПН
СССР А. А. Бодалев,
охарактеризовавший
165
основные итоги
и перспективы развития психологии обучения и воспитания.
На первом пленарном заседании было заслушано
пять докладов: В. В.
Давыдов (Москва) осветил современные проблемы учебной деятельности; С. Д. Максименко (Киев) остановился на
проблеме методов исследования в возрастной и педагогической психологии; анализу
основных категорий педагогической психологии (учебная деятельность, учение,
усвоение) был посвящен доклад Н. Ф. Талызиной
(Москва); особенности генетико-моделирующего метода в возрастной и
педагогической психологии охарактеризовала Г.
И. Минская (Тула); X. Я. Лийметс (Таллин) посвятил
свой доклад учебной деятельности старшеклассников. Осветив теоретические аспекты проблемы
учебной деятельности, раскрыв ее роль в, психическом развитии школьников,
докладчики выделили дискуссионные моменты данной проблемы, подчеркнули
необходимость систематизации и определения основных категорий педагогической
психологии. Было отмечено также, что наиболее продуктивным методом исследования
психологических проблем учебной деятельности является генетико-моделирующий
метод, дающий возможность соединить теоретическое проектирование с практическим
формированием основных психических функций и новообразований в каждом
возрастном периоде развития учащихся.
На секции «Формирование личности школьников в
процессе учебной деятельности» (руководитель И. В. Дубровина, Москва) обсуждалась роль учебной деятельности в
формировании у учащихся нравственных убеждений, мировоззрения, коммунистических
черт личности (Т. К. Мухина, Москва; В. К. Демиденко,
Бердянск; А. К. Дусавицкий,
Харьков; Г. М. Шакирова, Ташкент; Г. М. Неровных, Абакан; В. Э. Чудновский,
Москва; Э, А. Мазитова, Душанбе, и другие). В
ряде выступлений освещались теоретические и прикладные аспекты проблемы
гармонического развития личности в процессе учебной деятельности (И. В. Дубровина; В. В. Репкин,
Харьков; А. З. Рахимов, Уфа, и
другие). В центре внимания выступавших были также вопросы формирования у учащихся способности к саморегуляции и самообразованию
(Г. А. Вайзер,
Москва; В. Е. Клочко,
Караганда; Е. С. Львов, Мелитополь; Л. В.
Кузнецова, Москва; Р. С. Ходос, Мелитополь; Т.
И. Беленко, Дрогобыч; В. А. Комогоркин,
Рязань, и другие). Отмечалось, что важным условием привития учащимся навыков
самоорганизации является ознакомление их с элементами научной организации
умственного и физического труда, воспитание у них определенных качеств
личности, развитие чувства коллективизма, взаимопомощи, эмпатии. Обсуждались
также вопросы формирования у учащихся активной
жизненной позиции, особая роль в этом процессе направленной организации общения
учащихся (К. Ш. Ахияров, Бирск;
Д. Р. Кадырбаева,
Москва; Т. К. Завгородняя,
Киев; Н. Ю. Максимова, Киев, и
другие).
Опытом формирования личности в процессе учебно-воспитательной работы в
сельской школе поделился со слушателями Н.
А. Аверин (Семеновская средняя школа, Запорожская
обл.). Ю. Н. Вьюнкова
(Москва) охарактеризовала основные формы работы педагога-психолога в школе,
подчеркнув особую роль для практики воспитания коррекционно-формирующих форм.
Заседания секции «Учебная деятельность, ее
формирование и диагностика» (руководитель A. К. Маркова, Москва) были посвящены
обсуждению теоретических подходов к исследованию учебной деятельности,
определению условий ее формирования и путей разработки психологических
критериев, выявляющих уровни ее сформированности. Особый интерес участники секции проявили к
проблеме мотивации учебной деятельности. Основные направления и задачи исследования
мотивации в возрастной и педагогической психологии получили освещение в докладе
А. К. Марковой. В
ряде выступлений были раскрыты пути изучения и условия формирования мотивации,
возрастные и педагогические аспекты данной проблемы (М. В. Матюхина, Волгоград; О. К.
Гребенюк, Казань; B. Ф. Моргун, Полтава; А. Д. Алферов, Ростов-на-Дону; А. Б. Орлов, Москва; И. Ю. Кулагина, Москва, и другие). Значительное внимание уделялось вопросам структуры учебной
деятельности, раскрытию ее содержательных характеристик и роли в психическом
развитии учащихся (И. И. Ильясов,
Москва; Г. С. Абрамова, Брест; В, В. Репкин, Харьков; А. В. Скрипченко,
Киев; Н. И. Мурачковский,
Гомель; У. В. Ульенкова,
Горький; К. А. Оразбекова,
Алма-Ата; Л. X. Шакенова, Омск, и другие). В центре внимания были также вопросы
диагностики учебной деятельности, непосредственно связанные с проблемой повышения
эффективности и качества обучения, его влияния на психическое развитие учащихся
(Г. Н. Александров, Орджоникидзе; З. И. Калмыкова, Москва; В. Г. Леонтьев, Новосибирск; Е. Б. Брюков,
Львов, и другие). Ряд выступлений был посвящен раскрытию особенностей
формирования учебной деятельности при усвоении определенного предметного содержания
(В. П. Беспечанский,
Челябинск; Т. Ф. Акбашев, Уфа; Л. П. Бельковец,
Москва; С. Т. Сатбалдина,
Уфа; А. З. Рахимов, Уфа, и другие).
Работу секции «Формирование психологической готовности к труду в
условиях учебной деятельности» открыла руководитель секции Э. А. Фарапонова (Москва). Были заслушаны
доклады и сообщения о разработках проблемы трудового обучения в русле
психологической теории учебной деятельности, основу которой составляет
длительный формирующий эксперимент (Т. И.
Воройская, Воронеж; Э. А. Фарапонова, Москва; Н. В. Соломин, Новокузнецк, и другие). Выступавшие
подчеркивали необходимость комплексного решения проблем трудового обучения и
профориентации (И. Т. Сенченко,
Грозный; З. А. Решетова, Москва; Е. А. Пустовой,
Ростов-на-Дону, и другие), отмечали особую важность исследований, направленных
на изучение деятельности учителей труда, вооружения их знаниями возрастных
психологических особенностей учащихся (В.
Н. Забелин, Южно-Сахалинск; И. Д. Бех,
Киев, и другие). В ряде сообщений отмечалось, что важным условием
профессионального самоопределения учащихся является непосредственное включение
их в производительный труд (Р. А.
Пономарева, Киев; С. А. Мищик, Москва, и
другие). Д. Д. Шило
166
осветил
в своем докладе многолетний опыт трудового обучения в сельской школе (Валки, Харьковская обл.), организованного как созидательный
процесс, в результате которого создаются материальные ценности, а у учащихся
формируются определенные нравственные качества и психологические установки.
Вопросы положительного влияния трудового обучения на личность школьника были в центре
внимания и ряда других участников секции (Ф.
И. Иващенко, Минск; В. В. Погосян,
Ереван, и другие). Важное место было отведено проблемам диагностики
практической готовности учащихся к труду. В ряде выступлений рассматривались
конкретные методики, выявляющие готовность учащихся к труду, уровень
сформированности у них тех или иных профессиональных умений и навыков,
подчеркивалась необходимость комплексного определения показателей готовности (И. Н. Яровой и С. Н. Киселев, Н. Т. Малюта, В. К. Кузьменков, Славянск).
На секции «Психолого-педагогические проблемы организации
учебной деятельности» (руководитель И. С.
Якиманская, Москва) обсуждались следующие
проблемы: формы организации учебной деятельности учащихся;
психолого-педагогические предпосылки совершенствования подготовки учителя к
профессиональной деятельности; общение учителей и учащихся в условиях учебной
деятельности. При обсуждении первой проблемы поднимались вопросы формирования
способов усвоения знаний как условия организации учебной деятельности школьников,
организации и исследования коллективных форм учебной деятельности в школьном
обучении и в педагогических вузах (И. С. Якиманская, В. В. Рубцов, Москва; Г. С. Сухобская, С. П. Иванова,
Ленинград, и другие). При обсуждении второй проблемы — совершенствования
подготовки учителя — в центре внимания были вопросы приобщения учителя к
исследовательской деятельности, к учету в психологической диагностике состояния
учебной деятельности у учащихся, к построению и реализации коррекционных
программ обучения (Я. Л. Коломинский, Е. П. Панько,
Минск; Р. П. Безделина,
Магнитогорск; Л. А. Бондаренко, С. Л. Коробко, Киев, и другие). Острая и оживленная
дискуссия развернулась при обсуждении вопроса о создании психологической службы
в школе; были выявлены различные формы этой работы, ее основные направления (Е. Д. Божович,
Москва; Л. Ф. Чупрова,
Абакан; Т. С. Яценко,
Черкассы; А. Э. Штейнмец,
Брянск; В. П. Шуман, Комсомольск-на-Амуре, и другие). Было отмечено, что работа
школьного психолога должна осуществляться в тесном контакте с педагогом,
физиологом, гигиенистом, патопсихологом; одной из
форм сотрудничества этих специалистов может стать лсихолого-педагогический
консилиум.
Проблеме общения учителей и
учащихся в условиях учебной деятельности также был посвящен ряд докладов и
выступлений (Я. Л. Коломинский,
Минск; В. И. Карикаш,
Черкассы; A. И. Красило, Москва; Б. А. Ильюк, Киев; B. И. Данилина, Орел; Л. С. Подымова, Москва, и
другие). Отмечалось, что необходимо вооружить учителя
методами диагностики форм и уровней общения, знаниями о социальной перцепции,
обучить его коммуникативным умениям и навыкам, способствующим формированию
оптимальной социально-психологической позиции учителя.
На заключительном пленарном заседании были подведены итоги
проделанной работы. Содержательное обсуждение психолого-педагогических проблем
показало, что за истекшие четыре года со времени первой конференции значительно
расширилась проблематика исследований по проблемам обучения и воспитания,
больший размах получили исследования формирующего характера, увеличилось
количество прикладных исследований, накоплен опыт организации психологической
службы в школе. Выполненные работы позволили получить данные, затрагивающие ряд
фундаментальных проблем: проблему закономерностей формирования учебной деятельности
— ее мотивации и структуры, условий и форм организации, места и роли в
формировании личности учащегося, проблему методов совершенствования трудового
обучения и профориентации.
Участники конференции обсудили пути дальнейшего развития
исследований по педагогической психологии, выявили недостатки, тормозящие
расширение и углубление исследований в этой области, использование их
результатов в практике обучения и воспитания и приняли соответствующее решение.
1 Материалы конференции опубликованы в
сб.: Психология учебной деятельности школьников. — М.,
1982. — 350 с.