Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

155

 

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

 

Perret-Clermant A.-N. La construction de l'intelligence dans l'interaction sociale, 1979 (английский перевод — Social interaction and cognitive development in children. — Academic Press, Inc., 1980. — 208 p.)

 

В книге известного швейцарского психолога А.-Н. Перре-Клермо рассматривается вопрос о соотношении двух областей психологического исследования: психологии детского развития в том ее варианте, который разработан Ж. Пиаже, и социальной психологии взаимодействий. Книга состоит из семи глав. В первой главе «Умственное развитие и социальные факторы: Проблема» автор выделяет прикладную область — начальное образование, для которой решение теоретической проблемы взаимосвязи социальных факторов и характеристик индивидуального развития имеет принципиальное значение. Перре-Клермо приводит данные социологических исследований, свидетельствующие о том, что на этапе начального образования до сих пор не удавалось справиться с трудностями, обусловленными различными темпом и уровнем развития детей, принадлежащих к разным социальным слоям. Вместе с тем в педагогике получены новые результаты, из которых следует, что обучение детей в коллективных формах позволяет наметить некоторые практические пути решения этой педагогической проблемы. Основная цель психологических исследований Перре-Клермо — показать влияние социальных взаимодействий на умственное развитие ребенка. Определяя объект своего исследования, Перре-Клермо указывает, что в отличие от Пиаже, внимание которого было обращено к кооперации, она выделила социальные взаимодействия, оказывающие влияние на развитие индивида до возникновения собственно кооперации. Метод исследования Перре-Клермо — двусоставный: одна его часть — клинический метод (разработанный Пиаже и его последователями), на основе которого определяется уровень интеллектуального развития индивида; другая часть — ситуации групповой работы, используемые для изучения влияния различных типов социального взаимодействия на изменение уровня интеллектуального развития.

Данные о роли социальных взаимодействий в развитии представлений детей о сохранении количества жидкости приводятся во второй главе. В ходе двух обследований детей, участвовавших в коллективных занятиях, были получены следующие результаты. При первом обследовании 24 из 37 участников экспериментальной группы обнаружили более высокий уровень представления о сохранении количества жидкости (от отсутствия такого представления по критериям Ж. Пиаже они перешли на промежуточный уровень представления). При втором обследовании у 15 из 24 детей экспериментальной группы зафиксированы ответы того же уровня, что и при первом обследовании.

Влияние различных типов социального взаимодействия на изменение уровня интеллектуального развития ребенка описывается в третьей главе. Анализ экспериментальных данных показал, что изменение операторной структуры вследствие социальных взаимодействий включает не только изменение представления о сохранении количества жидкости, но также изменение представления о сохранении массы вещества. Эти данные подтверждают, с точки зрения Перре-Клермо, ограниченность гипотезы об индивидуальном развитии индивида через имитацию более развитых способов действия. Полученные данные позволили автору предложить собственную гипотезу для объяснения характера изменений, которые обнаруживают участники различных типов групп. Она считает, что изменение операторной структуры, наблюдаемое в результате коллективных занятий, вызвано конфликтами между точками зрения индивидов. Масштаб изменений определяется тем, насколько выражен в процессе коллективного занятия интеллектуальный конфликт.

В следующей главе Перре-Клермо на основе исследования развития у детей представлений о сохранении числа обсуждает справедливость предложенной гипотезы. Для коллективных занятий в этой серии экспериментов Перре-Клермо использует группы из двух человек, где у одного из участников отсутствовало

 

156

 

представление о сохранении числа, а второй находился на промежуточном уровне развития представлений о сохранении. Было показано, что для изменения уровня развития недостаточно объединить ребенка, у которого отсутствуют представления о сохранении, с другим, обладающим более высоким уровнем интеллектуального развития; необходимо, чтобы первый ребенок понимал причину конфликта между ним и его напарником.

Интеллектуальный конфликт оказывает развивающее воздействие не только на ребенка с более низким уровнем интеллектуального развития, но и на ребенка с более высоким уровнем интеллектуального развития. В ходе исследования, изложенного в пятой главе, была показана определяющая роль разных центраций в ситуации интеллектуального конфликта независимо от соотношения уровней развития разных участников.

Шестая глава содержит интерпретацию данных, свидетельствующих о том, что в экспериментальных ситуациях различия в характеристиках интеллектуального развития у детей разного социального происхождения исчезают.

В седьмой главе Перре-Клермо намечает линии новых экспериментальных исследований. Центральным, с ее точки зрения, должно стать исследование взаимосвязей между структурами групп и способами совместной деятельности ее участников. Интерес к совместной деятельности связан с тем, что она является основой для происхождения социальных взаимодействий, оказывающих влияние на интеллектуальное развитие участников. Отсюда вытекает необходимость изучения следующих основных вопросов: как на развитие детей влияют социальные отношения, привносимые в совместную деятельность другими участниками, и каково влияние стратегий других участников на стратегию, которую использует данный участник для совместного выполнения задания? Рассмотрение этих вопросов позволит, по мнению Перре-Клермо, в дальнейшем анализе отделить интериндивидуальные координации от интраиндивидуальных.

Книгу в целом характеризует последовательное применение подхода Ж. Пиаже к проблеме соотношения обучения и развития. Перре-Клермо считает, что любые формы имитации образца, заданного взрослым, повторение схем действия, которые взрослый передает ребенку в ситуации обучения, не влияют на изменение уровня его интеллектуального развития. В то же время, в отличие от ряда сторонников Пиаже, Перре-Клермо, опираясь на результаты своих исследований, считает, что изменение операторных структур, с которыми связано развитие интеллекта, происходит в результате взаимодействия ребенка с социальным окружением.

Такая точка зрения швейцарского исследователя достаточно глубоко соответствует установкам советской психологии, согласно которым источником происхождения психических новообразований является совместная, социальная деятельность ребенка со взрослым и другими детьми. В целом же можно констатировать, что метод исследования и его результаты, изложенные в книге Перре-Клермо, несомненно, привлекут внимание педагогов и психологов, а также всех, кто интересуется проблемой психического и умственного развития детей.

В. В. Рубцов,

Ю. В. Громыко

Москва