152
ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ И ЛИЧНОСТЬ.
СМЕЖНЫЕ СТРУКТУРЫ.
Kollerman H. Group psychotherapy
and personality: Intersecting structures. — N. Y., S. Fco.,
L: GruWe & Stratton, 1979. — 345 p.
Автор книги —
Ген Келлерман, известный специалист в области групповой
психотерапии, психологии эмоций и психологии личности. Во введении автор
замечает, что основной задачей психотерапевта в группе является руководство
тремя взаимодействующими компонентами: а) психотерапией как таковой; б)
групповыми процессами, направляющими ход психотерапевтического взаимодействия;
в) участниками группы, находящимися под влиянием этого процесса. Отмечается,
что при неумелом управлении взаимодействием психотерапия в целом может
оказаться неэффективной.
Далее автор рассматривает структуру группы и основные составляющие ее элементы: размер группы, продолжительность сеансов,
эмоциональные силы, действующие в течение психотерапевтического процесса, а
также эмоциональные темы, обсуждаемые в группе. Отмечается отсутствие единых
взглядов на оптимальную величину группы и продолжительность сеансов. Разные
авторы описывают различные количества членов групп, от микрогрупп
(3 пациента) до макрогрупп (70 пациентов и более),
однако большинство психотерапевтов ограничивают число участников до 6—16 человек
(Geller, Wolf, Schwartz, Winick и др). Средняя
продолжительность сеанса — 60—90 минут, но и здесь могут быть «блицы» и
«марафоны». Большое значение придает Келлерман
измерению эмоций в группе, а также психодиагностике. Для этого он приводит
различные теоретические взгляды на эмоции (Спиноза, Гоббс, Макдауголл,
Меррей, Скотт, Тюрнер и
др.), а также экспериментальные методы измерения силы эмоциональных состояний (Woodmorth
and Schlosberg, 1954; Diamond, 1957; Plutchik et al., 1972). Кроме того, излагается психоэволюционная теория эмоций Плутчика,
в основе которой лежит идея о существовании основных, первичных эмоций.
Большое значение придается автором ролевым взаимодействиям в групповом
процессе. Он пытается найти связь между эмоциональными состояниями, чертами
личности и ролями. Например, эмоция принятия связана с такой чертой личности,
как отзывчивость, доверчивость, и с ролью романтической личности в группе.
Наоборот, эмоция отвращения связана с чертой «недоверчивость» и ролью критика в
группе.
Конечно, в данном случае нельзя говорить о том, что автору удалось
построить свою теорию эмоций; пока налицо лишь стремление дать приемлемое
объяснение эмоциональных процессов, состояний и того влияния, которое они
оказывают на все сферы жизни индивида.
Несколько глав рецензируемой работы посвящены механизмам защиты «я» и
их зависимости от преобладания у личности тех или иных эмоциональных состояний.
Так, например, эмоциональная реакция недоверия связана с функционированием
такого защитного механизма, как проекция, а эмоциональное состояние ожидания —
с интеллектуализацией. Келлерман строит модель
зависимости типов защит от типов эмоциональных состояний: сначала выделяются
полярные (противоположные) и близкие эмоциональные состояния, затем каждому из
них приписывается соответствие определенному механизму защиты; таким образом,
защитные механизмы также определяются как полярные и близкие.
Много внимания уделяется личности психотерапевта, его роли в групповом
процессе и тем качествам психотерапевта, которые оказывают положительное или
отрицательное влияние на психотерапевтический процесс.
В целом книга, написанная довольно сложным языком, представляется очень
информативной. Она может быть рекомендована всем, интересующимся проблемами
группы и групповой психотерапией.
В. М. Слуцкий
Москва