Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

124

 

К ИССЛЕДОВАНИЮ ФЕНОМЕНА АКТИВАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГИПНОЗЕ

 

Ю. Б. ТЕМПЕР

 

Периферическому органу в функциональной системе отводится роль конечного звена, реализующего полезный результат и служащего источником обратной афферентации, на основе которой корригируется программа достижения результата [1], [2]. Однако данные, касающиеся идеомоторных эффектов [3], [4], [6], [7], [9], [11], наводят на мысль о более широкой роли периферического органа в функциональной системе. Изучение этого вопроса явилось целью данного исследования.

 

МЕТОДИКА

 

В качестве модели периферического органа использовалась скелетная мышца. Применялась методика активации художественного творчества в гипнозе [8], дополненная регистрацией (в течение всего исследования) биоэлектрической активности (тонуса покоя) общего разгибателя пальцев правой руки. Регистрация осуществлялась электромиографом венгерской фирмы «Медикор». Испытуемым предлагалось представить картины природы или отвлеченные понятия и нарисовать их красками. Затем испытуемые погружались в гипнотический сон (2—3 степени), во время которого им внушалось, что они отличные художники, ясно представляющие себе содержание картин. После пробуждения испытуемые рисовали те же картины и описывали свои ощущения. Проведено 50 исследований на 10 практически здоровых испытуемых в возрасте 18—19 лет.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Эффект внушения в гипнозе художественных способностей выражался в том, что после пробуждения

 

125

 

Таблица

 

БИОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ (ТОНУС ПОКОЯ) ОБЩЕГО РАЗГИБАНИЯ ПАЛЬЦЕВ ПРАВОЙ РУКИ ВО ВРЕМЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОСТОЯНИИ БОДРСТВОВАНИЯ И В ГИПНОЗЕ (У КАЖДОГО ИСПЫТУЕМОГО СРЕДНЕЕ ИЗ 5 ЭЛЕКТРОМИОГРАММ)

 

Испытуемые

До гипноза

В гипнозе, после внушения художественных способностей

В гипнозе, после внушения художественных способностей и релаксации

имп

мкВ

имп

мкВ

имп

мкВ

1

0

 

16

20

4

8

2

0

12

12

2

8

3

0

10

10

0

4

0

18

14

0

5

6

9

18

12

0

6

6

8

21

12

0

7

2

8

22

16

4

8

8

0

18

20

3

8

9

0

12

12

0

10

4

8

18

12

0

 

испытуемые преодолевали неспособность нарисовать картину (что имело место до внушения), кроме того, у них наблюдалось улучшение качества рисунков. Испытуемые отмечали, что только после внушения художественных способностей они яснее, детальнее представляли содержание картины, чувствовали большое желание рисовать. Такое состояние сохранялось и после пробуждения. Этот эффект сопровождался выраженным усилением тонуса покоя общего разгибателя пальцев правой руки. В тех случаях, когда после внушения художественных способностей внушался низкий тонус, расслабленность мышц правой руки, отмечалась трудность в представлении образа, уменьшалась его яркость и детальность, снижалось желание рисовать и ухудшалось качество рисунка. Тонус покоя был крайне низким. Описанные изменения тонуса покоя разгибателя пальцев правой руки отражены в таблице.

Полученные данные подтверждают то, что при помощи определенного внушения в гипнозе можно повысить уровень художественного творчества [8]. Этот эффект обусловлен, по-видимому, увеличением яркости, детальности образа и усилением мотивации. Об этом свидетельствует отчет испытуемых и увеличение тонуса покоя разгибателя пальцев, т. е. увеличение идеомоторики. Подавление идеомоторного эффекта внушением сниженного тонуса (релаксации) мышц правой руки приводит к снижению яркости образа, уменьшению желания рисовать и, соответственно, к ухудшению качества рисунка. Можно предположить, что внушение релаксации (представления о низком мышечном тонусе расслабленности) вызывает уменьшение активности гамма-системы, ответственной за мышечный тонус [5]. Снижение мышечного тонуса приводит к уменьшению проприоцептивной афферентации и как следствие этого — к пассивной гиперполяризации и снижению возбудимости мозговых структур, входящих в данную функциональную систему [10]. На основании вышеизложенного можно предположить, что периферический орган-мышца не только является реализатором конечной стадии работы функциональной системы — достижения конечного полезного результата, а служит также источником обратной афферентации, на основе которой корригируется программа его достижения, что играет определенную роль во всех предшествующих стадиях работы функциональной системы. Участие мышц обеспечивается «опережающей положительной обратной афферентацией». Подобное можно предположить и в отношении висцеральных органов.

 

1. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М., 1968.

2. Анохин Л. К. Принципиальные вопросы общей теории систем. — М., 1971.

3. Бассин Ф. В., Серкова М. П. К электромиографии изменений мышечного тонуса, предшествующих произвольному движению при органических нарушениях моторики. — Невропатология и психиатрия, 1956, 56, 11, 866.

4. Бассин Ф. В., Бейн Э. С. О применении электромиографической методики в исследованиях речи. Материалы совещания по психологии. — М., 1957.— 315 с.

5. Гранит Р. Основы регуляции движений. — М., 1973.

6. Иванова М. П. Электрофизиологическое исследование произвольных движений у человека. — М., 1978.

7. Косицына Н. К. О вегетативных реакциях при идеомоторных физических упражнениях. — В кн.: Экспериментальные исследования по физиологии, биофизике и фармакологии, вып. 7. — Пермь, 1967. — 123 с.

8. Райков В. Л. Неосознанные проявления психики в глубоком гипнозе. — Вопросы философии, 1978, № 4, с. 107—114.

9. Сидоров Л. И. Изменение электрической активности мышц, предшествующее произвольному движению в условиях нормы. — Невропатология и психиатрия, 1969, вып. 7, т. 69, с. 990—995.

10. Сорохтин Г. Н. Атония нервного центра. — М., 1961.

11. Теория и практика аутогенной тренировкиод ред. проф. В. С. Лабзина. — Л., 1980.

 

Поступила в редакцию 13.V.1982 г.