Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

160

 

ПРОФИЛИРОВАННЫЙ УЧЕБНИК ПСИХОЛОГИИ

 

Н. К. БАКЛАНОВА

Москва

 

Кузин В. С. Психология / Под ред. Б. Ф. Ломова. Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1982. — 256 с, ИЛ.

 

В решении поставленных XXVI съездом КПСС перед системой высшего и среднего специального образования задач повышения качества преподавания, укрепления его связи с практикой весьма актуальной является проблема создания учебной литературы, отражающей последние достижения науки и вместе с тем служащей укреплению ее связи с профилем учебного заведения.

Удачным примером такой литературы является учебник В. С. Кузина, специально предназначенный для педагогических отделений художественных училищ, готовящих кадры учителей изобразительного искусства и черчения, специалистов в области идейно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Первое его издание (1974) в 1976 г. было удостоено золотой медали ВДНХ.

Рецензируемый учебник является вторым переработанным и дополненным изданием. Книга включает программу учебного материала, учебно-методические таблицы, она иллюстрирована репродукциями произведений художников, детскими рисунками, фотографиями, схемами. Высокий научно-теоретический уровень органически сочетается с красочным оформлением и четкостью структуры учебника, которая включает пять разделов, освещающих: общие вопросы психологии, психологию личности, познавательные процессы, эмоционально-волевые процессы, основные индивидуально-психологические свойства личности.

Наряду с раскрытием вопросов общей психологии в соответствии с назначением учебника значительное внимание в нем уделено освещению вопросов детской и педагогической психологии, психологии художественного творчества и изобразительного искусства.

В излагаемом курсе центральной ставится проблема личности в деятельности. Через анализ изобразительной деятельности В. С. Кузин раскрывает социальную обусловленность психики человека, психологию личности и ее развитие,

 

161

 

рассматривает особенности формирования личности художника. Опираясь на анализ изобразительной деятельности, автор выявляет особенности формирования коммунистического мировоззрения школьников средствами изобразительного искусства в условиях целенаправленного обучения и воспитания и излагает конкретные методы организации этой работы на уроках.

Применение автором теоретических принципов анализа деятельности, разработанных в советской психологии, к специальной области — изобразительной — вносит определенный вклад в общепсихологическое изучение деятельности, а также в психологию изобразительного искусства. Приведенные в учебнике варианты, фрагменты, наброски художественных произведений иллюстрируют значение знаний, навыков, умений и привычек в изобразительной деятельности в процессе формирования мастерства и творческой манеры художника. Психологический анализ изобразительной техники и мастерства позволяет В. С. Кузину выделить условия успешности формирования графических и живописных умений и навыков.

В рецензируемой книге нашли отражение последние научные достижения ведущих советских психологов, специалистов в области психологии изобразительного искусства, а также результаты собственных экспериментальных исследований автора по проблемам художественного восприятия, зрительной памяти, художественного мышления, творческого воображения, художественных способностей и их развития в процессе занятий изобразительным искусством. Наряду с основательным рассмотрением закономерностей цветовых ощущений и наглядной демонстрацией их с помощью специально составленных учебно-методических таблиц, В. С. Кузин значительное внимание уделил закономерностям цветового контраста, анализу средств выразительности изобразительного языка (колорит, тональность художественного произведения). Подробно рассмотрен автором психологический механизм весьма важного в изобразительной деятельности восприятия пространства и пространственных свойств предметов: анализ зрительно-двигательной функциональной системы восприятия, контура как элемента, несущего важную информацию в процессе восприятия; раскрыты необходимые для художников понятия (порог узнавания формы, порог различения величины предмета).

В рецензируемом учебнике В. С. Кузин систематизировал по группам различные виды зрительных иллюзий, вскрыв тем самым психологический механизм этого сложного, недостаточно изученного и вместе с тем весьма важного в изобразительной деятельности явления. Автором дана и четкая классификация явлений линейной и воздушной перспективы — существенных факторов восприятия объемности и удаленности предметов.

Интересен представленный в учебнике анализ особенностей зрительной памяти художника и экспериментальный материал, полученный автором в процессе исследования рисования с натуры по памяти и по представлению. Выполненный на основе собственных наблюдений за художественным процессом, а также проведенных им и Е. И. Игнатьевым специальных исследований, анализ особенностей художественного мышления позволил автору выявить пути устранения основных ошибок учащихся, что представляет несомненный интерес для эффективной организации процесса обучения.

Важное значение для психологии художественного творчества и педагогической психологии имеет сделанный автором по итогам собственного экспериментального исследования вывод о том, что «решающим условием успешного развития творческого воображения у школьников... является специально организованное обучение рисованию на темы, в основе которого лежит обучение рисованию с натуры» (с. 200). В книге обстоятельно и глубоко проанализированы компоненты художественных способностей, дана их общая характеристика и пути их развития у детей.

Вполне обоснованной является ярко выраженная профессиональная направленность изложения вопросов детской и педагогической психологии. В книге содержатся конкретные методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса на уроках изобразительного искусства, а также методики (по развитию внимания, наблюдательности, зрительной памяти, эстетических чувств учащихся, воспитанию их воли и пр.), которые отражают многолетний опыт работы В. С. Кузина в качестве учителя рисования в общеобразовательной школе.

Содержание учебника полностью соответствует программе по психологии для педагогических отделений художественных училищ (автором которой также является В. С. Кузин) и отвечает основным дидактическим требованиям.

Учебник отличается доступностью. Он написан простым и понятным языком, сложные психические явления раскрываются на конкретных примерах из изобразительной и педагогической практики. Продуманно подобраны цветные репродукции, фотографии, учебно-методические схемы.

Совершенствование профилированных учебников психологии должно идти по пути анализа и наиболее полного удовлетворения тех требований, которые практическая деятельность предъявляет к подготовке специалиста. В учебниках подобного рода недостаточно ограничиться отдельными практическими примерами, подтверждающими ту или иную психологическую закономерность. Необходимо убедительно показать неразрывную связь психологии с профессиональной деятельностью: доказать необходимость использования психологических знаний для достижения положительных результатов; изложить требования, предъявляемые практикой к особенностям психических процессов и к психическим свойствам личности специалиста. Весьма важно вооружить учащихся конкретным методическим инструментом для применения психологических знаний. Все указанное нашло удачное воплощение в рецензируемой книге.

Следует отметить, что создание учебника психологии — весьма сложное дело. Это обусловлено прежде всего недостаточной разработанностью некоторых психологических понятий, что, естественно, нашло отражение в данном учебнике, в частности в отдельных определениях. Например, правильно раскрыв содержание понятий «навык» и «умение», В. С. Кузин дал, на наш взгляд, недостаточно четкую и

 

162

 

полную трактовку этих понятий. Так, формулировка автора «Сформированные в результате упражнений способы действия называются навыками» (с. 54) не отражает автоматизированного характера выполнения навыка и должна быть дополнена. На с. 56 автор слишком категорически подчеркивает, что умение «не предполагает обязательного его закрепления путем предварительного упражнения».

Более эффективно, на наш взгляд, для организации самостоятельной работы учащихся помимо общего списка литературы в конце книги, как это имеет место в рецензируемом учебнике, помещать список рекомендуемой литературы в конце каждой главы, как было сделано в первом издании.

Однако в целом автор весьма успешно решил сложную задачу создания доступного учебника для среднего специального учебного заведения. За высокие эстетические качества учебник по итогам XIII Всесоюзного конкурса «Искусство книги» по изданиям выпуска 1981 г. удостоен диплома I степени.

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что учебник В. С. Кузина «Психология» отвечает высоким требованиям, предъявляемым к учебной литературе в свете задач, поставленных XXVI съездом КПСС перед высшим и средним специальным образованием, и представляет собой образец профилированного учебника.