154
СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ
Faßnacht
G. Systematische Verhalfensbeobachfung: Eine Einführung
in die Methodologie und Praxis. — Munchen, Basel: E. Reinhardt, 1979. — 212 S.
Монография
швейцарского психолога Герхарда Фазнахта, изданная в Мюнхене,
посвящена проблемам использования метода наблюдения в психологическом
исследовании. Автор обобщил опыт организации обучения наблюдению в
психологическом институте Бернского университета.
В первых двух главах представлены
методологические положения, которыми руководствовался автор при систематизации
конкретных сведений об организации наблюдения за поведением в психологическом
исследовании. Процесс наблюдения характеризуется им как многоуровневое
отображение реальности. Используя некоторые положения теории множеств, Г. Фазнахт предлагает формальные критерии выделения уровней
процесса отображения. При наблюдении некоторые «отрезки реальности» ставятся в отношение соответствия некоторым физическим системам. За
этой первичной системой отчета наблюдателя стоит изменение физических состояний
рецепторов, проводящих путей, центров и других «воспринимающих аппаратов».
Вторичное соответствие психических систем физическим
относится к следующему уровню: отражению в ощущениях и восприятиях, т. е. в неконвенциональных знаках. Третичное соответствие включает
механизмы психоселекции: психические системы
соотносятся с некоторыми конвенциональными системами. К последним
принадлежат системы знаков: слова, числа, коды, признаки и т. д. Проблема метода
155
наблюдения,
по мнению автора, заключается прежде всего в
адекватной организации третичного уровня отображения реальности. Контроль
объективности отчета о данных, полученных путем наблюдения, рассматривается в
аспекте выработки критериев, разделяющих истинные и фальшивые прочтения
реальности (истинные и фальшивые данные).
На основе критического обзора литературы автор проводит
мысль о необходимости нового понимания того, что такое наблюдение в психологии,
чем оно отличается от эксперимента. Предлагается рассматривать метод наблюдения
как метод сбора данных. При этом выражается спорная или даже ошибочная точка
зрения, что не направляемое теорией наблюдение ведет к тому же, что и
систематическое, цели которого заданы теоретической позицией исследователя, — к
сбору данных о поведении.
Специально обсуждаются возможные ошибки наблюдения, что во
многом дополняет освещение проблемы влияний экспериментатора на результаты
исследования1.
В третьей главе подводятся итоги споров «за» и «против»
свободы наблюдения от психологической теории. Сам автор придерживается точки
зрения, согласно которой возможно «атеоретическое»
выделение единиц наблюдения. В пятой главе описываются пути такого выделения
единиц, квантифицирующих поведение: метод расчленения
на события, метод расчленения временных промежутков
(хронометраж), метод градаций (ранжирование).
В четвертой главе анализируются особенности описания
поведения в разных системах отчета наблюдателя: в вербальной системе, в
номинальной системе, в системах сравнений, в системах структур. Обсуждаются
проблемы протоколирования данных наблюдения и применимости шкал,
охарактеризованных Стивенсом (1951) как шкалы
классификации, порядка, интервалов и отношений, к различным образом
организованным отчетам.
В седьмой главе метод наблюдения
представлен с позиций двух школ, для которых он является основным приемом
исследования: этологии и экологической школы Баркера
и Райта (Barker R. J., Wright H. F.). Приложение включает пример
протокола, заимствованный у Баркера2.
Монография Г. Фазнахта является
наиболее полным руководством по методам наблюдения из имеющихся
в настоящее время в англоязычной и немецкоязычной литературе. На русском языке
нет подобного руководства для введения в практические проблемы метода
наблюдения при его использовании в психологическом исследовании. Классическая
работа М. Я. Басова по этой проблематике ограничивается рамками изучения
поведения детей, к тому же она была опубликована в 1926 г.3,
а за последние пятьдесят лет произошло бурное развитие методических средств психологии.
Следует отметить, что представленная в книге швейцарского
психолога модель процесса отражения реальности с точки зрения эмпирической
классификации уровней отображения для учета этих уровней при построении
конкретных методик достаточно строга. В то же время теоретическое обоснование
взаимосвязи этих уровней не выдерживает критики с позиций методологии советской
психологической науки. Однако при оценке содержания книги нужно учесть, что
введенное в подзаголовок указание на ее методологический характер отражает
часто допускаемое за рубежом смешение методологического и собственно
методического аспектов применения исследовательского приема. Предлагаемая
автором формальная модель является для него средством систематизации конкретных
методических вопросов, вопросов оптимальной организации наблюдения в
психологическом исследовании. Аналитические обзоры психологической литературы
по обсуждаемым в книге проблемам позволяют четко разграничить собственно
методические аспекты организации наблюдений и принципы поведенческой психологии
(этологии, экологии, бихевиоризма), отождествляющие эти аспекты с проблемами
объяснения человеческого поведения.
Монография представляет собой ценное практическое
руководство для обучения наблюдению в рамках занятий по психологии. В то же
время в ней выделены и основные проблемы, теоретическое осмысление которых
необходимо в целях дальнейшего развития метода наблюдения в рамках
определенных, методологических позиций.
Т. В. Корнилова
И. В. Васильев
Москва
1 Проблема
«эффекта экспериментатора» анализируется в специальной монографии Р. Розенталя
(Rosenthal R. Experimenter effects in behavioral research. — N. Y.: Invington publ., 1976. —500 p.).
2 Barker B. J. The stream of behavior. — N. Y.:
Appleton-Century-Crofts, 1963.
3 Басов М. Я. —
Избранные психологические произведения. — М.: Педагогика, 1975, — 432 с.