154
ВЛИЯНИЕ РАННЕЙ МОТОРНОЙ
СТИМУЛЯЦИИ НА ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ
Deim L.,
Lehr U., Olbrich E., Undeutsch V. Längschnittunfersuchung über
die Wirkung frühzeitiger motorischer Stimulation auf die gesamtentwicklung
des Kindes im 4.—6. Lebensjahr. — Schorndorf: Verlag Karl Hofman, 1980. — 380
S. (Schriftenreihe des Bundesinstituts fur Sportwissenschaften. Bd. 31).
С
1968 г. в Немецкой высшей спортивной школе в Кельне
ведутся исследования по обучению плаванию детей раннего возраста. Настоящая
публикация является отчетом группы психологов о длительном исследовании влияния
раннего обучения плаванию на общее психическое развитие детей дошкольного
возраста.
Книга состоит из четырех частей. Во вводной части
анализируются современные работы по изучению связей моторного и психического
развития в детском возрасте. Отмечается, что эти исследования большей частью
касаются отрицательного влияния той или иной задержки в моторном развитии на общепсихическое развитие, причем под психическим развитием понимается прежде всего интеллектуальное развитие, которое
определяется по результатам тестирования детей.
Выдвигая задачи собственного
исследования, авторы формулируют следующие требования: а) исследование должно
вестись на нормальных детях, без всяких задержек и выросших в естественных
условиях окружения; б) количество испытуемых должно быть достаточным, чтобы
использовать статистические критерии; в) контрольные группы должны быть
уравнены с экспериментальными группами по максимальному числу переменных; г)
предмет исследования должен быть максимально комплексным; необходимо учитывать по
возможности все сферы психического и моторного развития; д)
само исследование должно быть максимально стандартизировано.
Во второй части книги подробно излагаются принципы подбора
и характеристики экспериментальных и контрольной групп, примененные
исследовательские методы и приемы, ход исследования, приемы оценки результатов.
Описывается лонгитюдное исследование детей в возрасте
от 3 до 6 лет. В число использованных методик входили разнообразные опросники
для родителей о различных сторонах общего психического развития детей, а также
об их собственных педагогических целях, приемах и т. п.; детский тест на
интеллект Векслера, а также дополнительные к нему шкалы из немецкого теста HAWIK; рисуночный тест MZT, некоторые другие тесты на
внимание, восприятие, самосознание и т. д. Частично тестовый материал
(преимущественно анкеты) приводится в приложении к книге.
Исследование моторного развития было не менее скрупулезным;
оно включало специальные тестовые задания на равновесие, подвижность,
прыгучесть, силу, быстроту реакции и пр.
Результаты исследования излагаются в третьей части книги.
Сравнивается динамика показателей, характеризующих различные сферы психического
развития детей (игра, эмоциональная сфера, интеллект, сенсорика,
внимание, личность, социальные отношения с родителями и т. д.), а также их
моторное развитие в экспериментальных и контрольных группах.
Вывод авторов, с нашей точки зрения, вполне обоснованный,
гласит, что моторно-стимулированные дети как в социальных областях
(контактность, открытость и пр.), в области развития личности
(самостоятельность, независимость, приспособляемость и пр.), так и в области
общих психических способностей (сенсорика, внимание, интеллект
и пр.) значительно превосходят своих сверстников.
Книга может быть рекомендована общим и генетическим
психологам, имеющим дело с теоретическими и практическими вопросами развития
детей, особенно младшего и дошкольного возрастов.
А. Г. Лидерс
Москва