Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

154

 

ВЛИЯНИЕ РАННЕЙ МОТОРНОЙ СТИМУЛЯЦИИ НА ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ

 

Deim L., Lehr U., Olbrich E., Undeutsch V. Längschnittunfersuchung über die Wirkung frühzeitiger motorischer Stimulation auf die gesamtentwicklung des Kindes im 4.—6. Lebensjahr. — Schorndorf: Verlag Karl Hofman, 1980. — 380 S. (Schriftenreihe des Bundesinstituts fur Sportwissenschaften. Bd. 31).

 

С 1968 г. в Немецкой высшей спортивной школе в Кельне ведутся исследования по обучению плаванию детей раннего возраста. Настоящая публикация является отчетом группы психологов о длительном исследовании влияния раннего обучения плаванию на общее психическое развитие детей дошкольного возраста.

Книга состоит из четырех частей. Во вводной части анализируются современные работы по изучению связей моторного и психического развития в детском возрасте. Отмечается, что эти исследования большей частью касаются отрицательного влияния той или иной задержки в моторном развитии на общепсихическое развитие, причем под психическим развитием понимается прежде всего интеллектуальное развитие, которое определяется по результатам тестирования детей.

Выдвигая задачи собственного исследования, авторы формулируют следующие требования: а) исследование должно вестись на нормальных детях, без всяких задержек и выросших в естественных условиях окружения; б) количество испытуемых должно быть достаточным, чтобы использовать статистические критерии; в) контрольные группы должны быть уравнены с экспериментальными группами по максимальному числу переменных; г) предмет исследования должен быть максимально комплексным; необходимо учитывать по возможности все сферы психического и моторного развития; д) само исследование должно быть максимально стандартизировано.

Во второй части книги подробно излагаются принципы подбора и характеристики экспериментальных и контрольной групп, примененные исследовательские методы и приемы, ход исследования, приемы оценки результатов. Описывается лонгитюдное исследование детей в возрасте от 3 до 6 лет. В число использованных методик входили разнообразные опросники для родителей о различных сторонах общего психического развития детей, а также об их собственных педагогических целях, приемах и т. п.; детский тест на интеллект Векслера, а также дополнительные к нему шкалы из немецкого теста HAWIK; рисуночный тест MZT, некоторые другие тесты на внимание, восприятие, самосознание и т. д. Частично тестовый материал (преимущественно анкеты) приводится в приложении к книге.

Исследование моторного развития было не менее скрупулезным; оно включало специальные тестовые задания на равновесие, подвижность, прыгучесть, силу, быстроту реакции и пр.

Результаты исследования излагаются в третьей части книги. Сравнивается динамика показателей, характеризующих различные сферы психического развития детей (игра, эмоциональная сфера, интеллект, сенсорика, внимание, личность, социальные отношения с родителями и т. д.), а также их моторное развитие в экспериментальных и контрольных группах.

Вывод авторов, с нашей точки зрения, вполне обоснованный, гласит, что моторно-стимулированные дети как в социальных областях (контактность, открытость и пр.), в области развития личности (самостоятельность, независимость, приспособляемость и пр.), так и в области общих психических способностей (сенсорика, внимание, интеллект и пр.) значительно превосходят своих сверстников.

Книга может быть рекомендована общим и генетическим психологам, имеющим дело с теоретическими и практическими вопросами развития детей, особенно младшего и дошкольного возрастов.

А. Г. Лидерс

Москва