134
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ВЕРОЯТНОСТНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ У ПОДРОСТКОВ
С. Л. МАКАРЕНКО
Индивидуальные
особенности вероятностно-прогностической деятельности, показанные в
исследованиях на взрослых испытуемых, по мнению авторов этих работ,
определяются различиями, свойственными разным лицам, в субъективной оценке
вероятностных характеристик среды ([2], [3], [5], [9], [13], [15], [16] и др.).
Важным показателем, отражающим разнообразие поведенческих характеристик в этих
условиях, является соотношение частот альтернативных прогнозов. Опираясь на
этот показатель, предложено различать три основных типа вероятностных ответов:
1) максимализацию выбора часто подкрепляемого
события [5], стратегию максимализации [9], недооценку
неопределенности ситуации [3], тактику максимального выигрыша [2];
2) вероятностное соответствие [5], стратегию вероятностного
соответствия [9], адекватную оценку неопределенности ситуации [3];
3) вероятностное безразличие [5], стратегию вероятностного безразличия
[9], переоценку неопределенности ситуации [3].
Исследования этого плана, проведенные на детях,
немногочисленны. Так, при изучении времени реакции выбора, отражающего
вероятностное прогнозирование стимулов, у детей 8—9 лет установлено достоверное
различие в исследуемых показателях между здоровыми детьми и детьми с
отклонениями в умственном развитии [8]. В работах [1], [14] по сравнительному изучению
особенностей вероятностного прогнозирования у взрослых, старших и младших
школьников выявлены возрастные различия. Вместе с тем
показано, что вероятностное соотношение прогнозов событий у старших школьников,
так же как и у взрослых испытуемых, не отличается от задаваемого соотношения
вероятностей событий, тогда как у младших детей этот показатель приближался к
равновероятному и отражал, по мнению авторов, более грубую оценку младшей
возрастной группой статистической структуры последовательности [14].
Наряду с недостаточной изученностью вероятностного
прогнозирования в различных возрастных периодах представляются фрагментарными
сведения, касающиеся проявления индивидуально-типологических особенностей по
свойствам нервной системы в характеристиках вероятностно-прогностической
деятельности человека [4], [9], [11]. В одной из работ по выяснению этого
вопроса [9] выявлена устойчивая взаимосвязь между свойством лабильности и
фактором вероятностно-прогностической деятельности, интерпретируемым автором
как скоростной показатель интеллектуальной активности. Анализ же связей
свойства силы нервной системы и показателей вероятностного прогнозирования
обнаружил лишь единичную положительно значимую связь между показателем силы
нервной системы (в звуковом варианте) и показателем, названным разностью между
вероятностью положительных состояний среды
135
и
прогнозом об этих состояниях, входящим в так называемый фактор
«чувствительность» к вероятностной среде. Последнее обстоятельство позволяет
ожидать наличие индивидуально-типологических различий в показателях
вероятностно-прогностической деятельности, отражающих субъективное
представление о вероятностной ситуации, у испытуемых, различающихся по силе
нервной системы. В этой связи и с учетом малой изученности и особой социальной
значимости подросткового периода как предшественника зрелости и начала в ряде
случаев трудовой активности задачей данного исследования явилось изучение
вероятностного прогнозирования подростков по показателю соотношения
альтернативных прогнозов и связи данного показателя со свойством силы нервной
системы.
МЕТОДИКА
В исследовании принимали участие подростки 14—15 лет (35 человек).
Для диагностики свойства «силы — слабости» нервной системы
использовалась широко распространенная двигательная методика (звуковой вариант)
[7]. Регистрация времени реакций на звуковые сигналы различной интенсивности
(40, 60, 80, 100 дБ частотой 1000 Гц) осуществлялась автоматически при помощи нейрохронометра [6]. Подростки были подразделены на
«сильных» (6 человек), «средних» (23 человека), «слабых» (6 человек).
В эксперименте по вероятностному прогнозированию была
использована трехальтернативная ситуация со
следующими вероятностями событий Р1 = 0,7;
Р2 = 0,2; Р3 = 0,1. Сигналы предъявлялись при помощи тахистоскопа, при этом сигнал в виде шахматного рисунка (Р = 0,7) определял двигательную реакцию левой руки (сжатие
кисти в кулак), сигнал в виде пустого квадрата (Р = 0,2) —двигательную реакцию
левой руки, отсутствие освещения экрана тахистоскопа
(Р=0,1) —торможение двигательных реакций. Регистрировалась электромиограмма
мышц обеих рук в качестве индикатора альтернативных прогностических актов.
Проводился тренировочный опыт (стимульный ряд 50
раздражителей), в ходе которого, согласно инструкции, испытуемый должен был
самостоятельно, опираясь на собственное представление о характере вероятностной
последовательности событий, переходить к осуществлению прогностических действий
— реализации двигательных реакций, перед тем как появится изображение на
экране. Учитывая то, что в исследовании были заняты подростки — учащиеся,
привыкшие к оценочной системе своей работы, ввели два оценочных показателя
результативности их прогностической деятельности, тем самым достигалась
заинтересованность испытуемых активно участвовать в эксперименте. Одним из
показателей, как сообщалось в инструкции, являлось то, как скоро с начала
тренировочного опыта испытуемый переходит к реализации предугадывающих
действий; другим показателем было число правильно спрогнозированных сигналов. В
основном опыте, начинавшемся через 1—2 мин после тренировочного,
использовалась та же последовательность сигналов, о чем испытуемому не сообщалось.
Затем без временного перерыва и без предупреждения испытуемых
производилась смена вероятностей сигналов с двигательной значимостью на
противоположные (длительность стимульного ряда 100 раздражителей).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ
ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты тренировочного опыта показали, что момент, с
которого испытуемые начинали прогнозы в виде опережающих стимул действий,
достаточно различен. По этому показателю выделились три группы. Подростки (28
%) составили группу, определяемую тем, что их прогностические действия были эпизодическими
или отсутствовали вплоть до конца тренировочного опыта. Испытуемые (34 %)
начали прогностические действия в первом десятке предъявления сигналов, т. е.
почти в самом начале опыта. Остальные испытуемые перешли к осуществлению
прогнозов в ходе эксперимента. Сопоставление показателя начала осуществления
прогностических операций у испытуемых, различающихся по силе нервной системы,
не обнаружило зависимости исследуемого показателя от данного свойства.
В основном опыте все испытуемые начинали давать
прогностические реакции с самого начала последовательности. Примечательно, что
в наборе прогностических актов испытуемых в основном эксперименте отсутствовал
прогноз в виде торможения двигательных реакций, задаваемая вероятность которого
составляла 0,1. В тренировочном же опыте такие отсутствия двигательных реакций
перед стимулами имели место и были длительными. Создавалось впечатление, что
испытуемый в такие периоды «бездействия» вновь оценивает вероятностный характер
сигнальной последовательности перед началом нового прогностического цикла.
Поскольку в основном опыте последовательность испытуемых состояла лишь из
двигательных прогнозов, по-видимому, при заданных экспериментальных условиях
для подростков более адекватным являлся двухальтернативный
выбор. Исходя из этого, анализ субъективной модели вероятностной ситуации
производился из соотношения частот двигательных прогнозов с высоковероятным и низковероятным значением.
Показатель соотношения частот альтернативных прогнозов,
приближающийся к задаваемому, отмечен у преобладающего
числа испытуемых (57 %), что может свидетельствовать об адекватной оценке этими
подростками вероятностной ситуации. Сюда относятся те испытуемые, вероятностное
соотношение прогнозов у которых совпадает с задаваемым по низковероятному
сигналу (Р1:Р2=0,8:0,2)
и по высоковероятному сигналу (Р1:Р2=0,7:0,3).
Большую группу (34 %) составили те испытуемые, соотношение вероятностей
двигательных реакций у которых указывает на преобладающий выбор одного
высоковероятного события (Р1:Р2=0,9:0,1). Такое соотношение может
свидетельствовать о недооценке испытуемыми неопределенности ситуации и действии
по принципу «максимального выигрыша», поскольку в этом случае возрастает число
правильно угаданных наиболее частых событий. Выявились и такие испытуемые
(19%), которые переоценивали неопределенность ситуации. Соотношение
альтернативных прогнозов у них приближено
136
Рис. 1. Процентное распределение «сильных», «слабых», «средних»
испытуемых в зависимости от присущего им вероятностного соотношения прогнозов.
Черные столбцы — «сильные», заштрихованные — «средние», светлые —
«слабые».
к равновероятностному (P1:P2=0,6:0,4
и P1:P2 = 0,5:0,5).
Сопоставление показателя соотношения частот альтернативных
прогнозов у испытуемых, различающихся по силе нервной системы, выявило
определенную закономерность. Так, прогнозирование по типу преобладающего выбора
высоковероятностного сигнала характерно в основном
для «сильных» (66%) и части «средних» (36%) (рис. 1). Склонность к равновероятностному
выбору альтернативных событий обнаружилась лишь у «слабых» (44 %).
Вероятностное соответствие прогнозов и событий отмечено у преобладающего числа
«средних» (63 %), части «сильных» (33 %) и некоторых «слабых» (57 %).
Представление о том, насколько устойчивы индивидуальные
показатели соотношения частот альтернативных прогнозов, дает экспериментальная
проверка, заключавшаяся в изменении вероятностей событий с двигательной
значимостью на противоположные. В результате
установлено, что адекватная переделка гипотезы о стимульных вероятностях
произошла у большинства обследованных: 28 % испытуемых осуществляли
прогнозирование в соотношении P1:P2 = 0,8:0,2
и 31% испытуемых — в соотношении P1:P2=0,7:0,3. В число этих испытуемых
вошли 52 % подростков из группы «сильных», 80 % — из «средних» и 43 % — из
«слабых» (рис. 2). Прогнозирование по типу преобладающего выбора
высоковероятного события, характерное в предыдущей ситуации для «сильных» и
«средних», в новой экспериментальной обстановке сохранили в основном «сильные»
испытуемые (32 %). Равновероятное прогнозирование в этих экспериментальных
условиях, так же как и в прежних, характерно в основном для
«слабых» (42%). Не произошла смена частот выдвижения альтернативных прогнозов у
двух испытуемых, у которых наблюдалось лишь некоторое завышение (до Р = = 0,4), прогнозов событий, имевших низковероятное
значение в предшествовавшей ситуации. Дополнительные данные об устойчивости
индивидуальных особенностей вероятностного прогнозирования
Рис. 2. Процентное распределение «сильных», «средних», «слабых»
испытуемых в зависимости от вероятностного соотношения прогнозов, характерного
для них в ситуации с измененными вероятностями событий.
(Обозначения см. на рис. 1)
137
Вероятностное
соотношение |
0,9 |
0,1 |
0,8 |
0,2 |
0,7 |
0,3 |
0,6 |
0,4 |
0,5 |
0,5 |
Испытуемые,
сохранившие вероятностное соотношение прежним, % |
25 |
37,5 |
50 |
|
__ |
|||||
Испытуемые,
перешедшие на ближайшее вероятностное соотношение, % |
50 |
37,5 |
17 |
100 |
100 |
дает
таблица. В ней отражено процентное значение числа испытуемых, сохранивших
вероятностное соотношение таким же и перешедших на прогнозирование в ближайшем
к предыдущему в вероятностном режиме (отличающемся не более чем на 0,1) в
условиях смены вероятностей сигналов на
противоположные.
Таблица показывает, что суммированное значение процентных
величин испытуемых, сохранивших в условиях смены вероятностей сигналов
вероятностное соотношение прогнозов прежним, и
испытуемых, имеющих вероятностное соотношение, отличное от прежнего на 0,1,
свидетельствует о том, что преобладающее количество испытуемых склонны к
некоторому определенному вероятностному режиму деятельности вне зависимости от
меняющихся условий ситуации. Отсюда следует, что показатель вероятностного
соотношения альтернативных прогнозов, отражающий субъективное представление о
вероятностной ситуации, является достаточно устойчивой индивидуальной
характеристикой прогностической деятельности человека.
Обнаруженная специфика
вероятностного соотношения прогнозов у испытуемых, различающихся по силе
нервной системы, постоянная в условиях как до, так и после смены вероятностей
сигналов, свидетельствующая о завышении ситуационной неопределенности
«слабыми», занижении неопределенности «сильными» и адекватной ее оценке
«средними», не может быть объяснена однозначно из известных нейрофизиологических
основ, определяющих свойство «силы — слабости» нервной системы [7], [10]. Можно предположить, что в основе
выявленных различий вероятностных характеристик деятельности «сильных»,
«средних», «слабых» лежит разный уровень «порога вероятностного прогноза» [13]
или, что аналогично по смыслу, неодинаковая «чувствительность в вероятностной
среде» [9]. Авторы этих терминологических оборотов отводят данной
характеристике вероятностно-прогностической деятельности человека определяющую
роль в оценке им вероятностных параметров ситуации, в соответствии с которой
испытуемый строит гипотезу и принимает тот или иной вероятностный режим
функционирования. Так, В. М. Русалов за понятием
«чувствительность к вероятностной среде» закрепляет смысл «некоторой внутренней
способности испытуемых к восприятию определенного уровня между более частыми и
менее частыми событиями» [9; 223]. Согласно И. М. Фейгенбергу
[13], «вероятностный порог» колеблется как у разных людей, так и в зависимости
от вероятностных условий. Учитывая постоянство задаваемого соотношения
вероятностей событий и сохраняющуюся специфику осуществления прогностических
актов у лиц, различающихся по силе нервной системы, предположительно, что
«слабые» склонны к завышению неопределенности ситуации вследствие возможно
присущего им более низкого «вероятностного порога», а «сильные» стремятся к
упрощению, а следовательно, к занижению ситуационной
неопределенности, поскольку менее «чувствительны» к вероятностной структуре.
«Средние» по этой характеристике находятся в промежуточном положении и
обнаруживают вероятностное соответствие прогнозов и событий. Признавая
экспериментальную проверку высказанного предположения не окончательной,
требующей дополнительных данных, суждение выносится как предполагаемое.
Возможным объяснением того факта, что, как выявлено, в
наборе прогнозов у подростков отсутствовал прогноз в виде торможения
двигательных реакций, может быть, с одной стороны, малая вероятность (Р=0,1) этого события, находящаяся, по-видимому, за пределами
«вероятностного порога», присущего обследованному контингенту испытуемых, и с
другой — недостаточная субъективная значимость осуществления прогноза в виде
отсутствия реального действия по сравнению с субъективной значимостью прогноза
реального двигательного акта.
Обсуждаемый экспериментальный материал может иметь
прогностическую значимость в оценке индивидуальных способностей к тем сферам
деятельности, которые определяются стохастическими закономерностями, поскольку
выявлена в известной степени индивидуальная устойчивость показателя
вероятностного соотношения альтернативных прогнозов, характеризующего
субъективную вероятностную модель ситуации, и связь этого показателя с
индивидуально-типологическими особенностями испытуемых по свойству «силы —
слабости» нервной системы.
1. Журавлев
Г. Е., Цискаридзе М. А. Прогнозирование в «игре и природой» и в конфликте.—
В кн.: Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. М., 1977, с. 134—
154.
2. Иванников
В. А. Поведение человека в ситуации выбора. — В кн.: Вероятностное прогнозирование
в деятельности человека. М., 1977, с. 112—132.
3. Крауклис А. А., Ширяев
Д. А. Индивидуальные варианты психофизиологических реакций человека в
процессе вероятностного
138
обучения. — Изв. АН ЛатвССР, 1977, № 6, с. 41—57.
4. Крупнов
А. И., Фадеев В. В., Сухоносов В. А. Индивидуальные особенности
вероятностного прогнозирования и сила нервной системы. — В
кн.: Дифференциальная психофизиология и ее
генетические аспекты: Тезисы доклада. М., 1975, с. 72—76.
5. Меницкий Д. Н.,
Трубачев В. В. Информация и проблемы высшей нервной
деятельности (вероятность и условный рефлекс). — Л., 1974.
6. Методы и портативная аппаратура для
исследования индивидуально-психологических различий человека. — Казань, 1976.
7. Небылицын В. Д.
Основные свойства нервной системы человека.— М., 1966.
8. Переслени Л. И. О
вероятностном прогнозировании у детей в норме и патологии. — Вопросы
психологии, 1976, № 2, с. 115—123.
9. Русалов В. М.
Биологические основы индивидуально-психологических различий. — М., 1979.
10. Теплов
Б. М. Некоторые итоги изучения силы нервной системы человека. — В кн.:
Типологические особенности высшей нервной деятельности
человека. М., 1959, т. 2, с. 3—11.
11. Уманский
Л. И., Шапиро С. И. Проявление силы и подвижности нервной системы человека
в вероятностной ситуации. — В кн.: XVIII Международный конгресс по психологии: Симпозиум.
Физиологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1966, с.
188—200.
12. Фейгенберг И. М. Порог вероятностного прогноза и его изменение в патологии. —
В кн.: Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. М., 1977, с.
169—187.
13. Фейгенберг И. М., Иванников В. А. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям. — М., 1978.
14. Цискаридзе
М. А., Рухадзе И. А. Имитация и статистическая оценка в процессе
прогнозирования.— В кн.: Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. М., 1977, с. 155—168.
15. Beach L., Shcenberger
R. Event salience and response frequency in a ten-alternative
probability-learning situation. — J. Exp. Psychol.,
1965, v. 69, N3, p. 312—316.
16. Edwards W. Probability Lerning in 1000 trials.—J. Exp. Psychol., 1961,
v. 62, N 4, p. 385—409.
17. Kahneman D., Tversky A.
Subjective probability: a judgement of representativeness.— Cogn. Psychol., 1972, v. 3, N 3, p. 430—454.
Поступила в редакцию 26. IV 1982 г.