146
ЗА РУБЕЖОМ
КОРОТКО О КНИГАХ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПСИХОЛОГИЯ В ВЕНГЕРСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Lenard F. A közoktatás féjlesztése és a pszicholόgia. — Budapest: Akadémiai Kiado, 1979. –– 112 p.
Автор затрагивает вопрос о роли психологической науки в совершенствовании народного образования.
В книге излагаются общественные требования, изложенные в постановлениях ВСРП, и публикации Академии наук Венгрии, касающиеся перспектив образования и совершенствования школьного воспитания. Большая роль в этом отводится психологии.
Цель коммунистического воспитания — всестороннее и гармоническое развитие личности — предполагает диалектическое соотношение между знаниями и способностями: приобретение знаний дает возможность развертывать способности, а развитые способности дают возможность приобретать дальнейшие знания.
В книге анализируются применяемые в последнее время сборники программированных задач, а также технические средства обучения.
Автор подробно останавливается на условиях развития способностей, выделяя следующие их виды: коммуникационные (речь, чтение и письмо); познавательные (восприятие, понимание, воспоминание и мышление) и способности действия (простые и сложные движения, оценка пространства и времени и т. д.).
Отдельная глава посвящена мотивации учения, взаимосвязям деятельности и мотивации, а также переживаниям удачи и неудачи. Автор показывает, что современные формы индивидуального обучения непригодны для осуществления перспективных работ в области школьной педагогики. Всестороннее, гармоническое развитие личности каждого учащегося требует коллективного обучения и воспитания, коллективной проверки знаний.
В книге излагаются данные, полученные автором в ходе экспериментального школьного исследования, которое проводилось во многих городских и деревенских школах в течение 10 лет.
К. Деметер
Будапешт, Венгрия