Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

129

 

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

 

ПСИХОЛОГИЯ В ТАРТУСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ:

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

(К 350-ЛЕТИЮ ОСНОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТА)

 

Ю. АЛЛИК, П. ТУЛЬВИСТЕ

 

1. ИСТОРИЯ

 

Университет в Тарту был основан шведским королем Густавом II Адольфом в 1632 г. и функционировал (с перерывом в 1656—1690 гг.) до 1710 г. После почти векового перерыва он был снова открыт в 1802 г. и с тех пор действует беспрерывно. В 1802—1893 гг. носил название Дерптского университета, в 1893— 1918 гг. — Юрьевского, после 1918 г. — Тартуского, соответственно переименованиям города. С 1919 г. преподавание ведется в основном на эстонском языке.

Исследователями истории шведского университета в Тарту установлено, что подавляющее большинство защищенных в нем диспутационных и диссертационных текстов по философии было посвящено либо прямо психологическим вопросам, либо философским проблемам психологии [46], [50]. Проблематика этих работ соответствует общеевропейской психологической тематике XVII в., о которой дает представление библиография, составленная Г. Шюлингом [51]. Обсуждались вопросы о способностях души, об отдельных чувствах, об обманах чувств, о темпераменте, о воле, о душе животных, о врожденности идей и т. п. Особо следует отметить работу И. Эрна о национальном характере, в которой рассматриваются разнообразные его детерминанты. Таким образом, можно считать установленным, что осенью нынешнего года исполнится 350 лет не только университету, но и изучению психологии в Эстонии.

История психологии в университете в 1802— 1918 гг. подробно изучена К. Рамулем [22]. В этот период лекции по психологии читались рядом видных ученых. Среди них выделяется как оригинальностью своей философской концепции, так и углубленным интересом к психологии Г. Тейхмюллер (1832—1888), представитель персонализма. В 1886—1891 гг. кафедрой психиатрии руководил один из основателей современной психиатрии Э. Крепелин. До этого он работал в Лейпциге в лаборатории В. Вундта, где усвоил методы экспериментальной психологии. Эти методы он начал применять в Тарту при изучении воздействия алкоголя, кофеина и чая на психические функции человека. Подобные работы продолжал сменивший Э. Крепелина профессор психиатрии В. Ф. Чиж, также работавший у В. Вундта (о его психологических воззрениях см. [3]). Последователем Г. Тейхмюллера был эстонский теолог Р. Каллас (1851—1913), выпустивший в 1897 г. оригинальную монографию о памяти и мнемонике [40]. Книга Р. Калласа посвящена звуковой мнемонике, менее известной по сравнению со зрительной. Наиболее ценной в этой работе представляется гипотеза о том, что часто отмечаемая этнографами чрезвычайная память людей из традиционных культур на фольклорные тексты объясняется структурой самих текстов. Р. Каллас предположил, что выразительные средства народной песни — ритм, рифма, аллитерация и т. д. — в первую очередь являются вспомогательными средствами запоминания. Позднее эта мысль получила отражение в работах М. Жусса (1924) и Э. Хэвелока (1962).

В 1919 г. Юрьевский университет был преобразован в национальный Тартуский университет. Психология приобрела статус самостоятельной дисциплины [22; 115]. Была создана лаборатория экспериментальной психологии (1922), начали готовить профессиональных психологов, защищались докторские диссертации и магистерские работы по психологии, проводились психотехнические исследования.

На должность профессора философии был приглашен ученик и ассистент Г. И. Челпанова А. А. Каэлас (1880—1920), который в 1917—1918 гг. был доцентом Московского университета, а затем профессором Иркутского университета. (А. А. Каэлас плодотворно занимался теоретическим и экспериментальным изучением эмоций). Из-за гражданской войны А. А. Каэлас не смог добраться до родины и умер в Иркутске в 1920 г. Вместо него философию и психологию начал преподавать К. А. Рамуль (1879—1975), который руководил учебной и научной работой по психологии в университете (и вообще в Эстонии) фактически почти до конца жизни.

В созданной К. А. Рамулем лаборатории экспериментальной психологии, хорошо снабженной аппаратурой и литературой, проводились в основном демонстрационные опыты и практические занятия для студентов. Он увлекался методикой преподавания психологии, и уровень преподавания в университете был высоким. В научной деятельности К. А. Рамуля наибольшую ценность представляют работы по истории психологии, подробно рассмотренные в статье X. Миккина [21].

Среди работ того периода особую ценность представляет монография Ю. Торка (1889—1980) «Интеллект эстонских детей» (1940), в которой в результате многолетних трудоемких и методологически безупречных исследований представлены репрезентативные нормы интеллекта. Магистерскую работу представил Т. Кюннапас, позже приобретший международную известность своими исследованиями в

 

130

 

области зрительных иллюзий и эстетического восприятия. Сотрудник К. А. Рамуля Э. Бакис (1900—1970) проводил эксперименты в области психотехники.

С 1919 по 1925 г. в Тарту преподавал шведский профессор А. Бёрре, специалист по юридической психологии. В «Ученых записках» университета вышла первым изданием его монография «К психологии убийства», написанная с позиций понимающей психологии. Работу А. Бёрре можно считать выдающимся примером применения методов понимающей психологии. Психологией религии плодотворно занимался Э. Тенманн (1878—1936).

С 1940 г. начался новый этап в развитии советской психологии в Эстонии.

В послевоенное время учебная и научная работа по психологии сосредоточилась в основном на кафедре логики и психологии (кафедра называется так с 1947 г.). Кафедра принадлежала сперва историко-филологическому, а с 1973 г. — историческому факультету. Кафедрой руководили: в 1944—1951 гг. проф. А. Коорт (ученик Н. Аха), в 1951—1972 гг. доц. А. Пярль, в 1972—1977 гг. доц. А. Лунге, в 1977—1979 гг. доц. У. Сийманн, с 1979 г. проф. М. А. Котик. В 1944—1951 гг. на кафедре работали 3 человека, затем количество преподавателей стало расти, а начиная с 1973 г. составляет 11 чел. Кафедра обеспечивает преподавание психологии и логики на многих факультетах и подготовку специалистов по психологии. Психологов готовили в 1947—1956 гг. и снова с 1966 г. (заочное отделение на базе высшего образования, очное отделение открыто в 1968 г.).

 

2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

 

В настоящее время (1982) на кафедре логики и психологии работают около 20 человек, из них 11 преподавателей. Средний состав преподавателей довольно сильный: 9 кандидатов наук. По психологическому образованию кафедру можно разделить на две части. Старшее поколение воспитывалось К. А. Рамулем. Более молодые преподаватели, а также нынешние аспиранты, как правило, учились или учатся у таких ведущих московских психологов, как, например, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, В. П. Зинченко, А. А. Бодалев, Ю. М. Забродин и др.

Психология в Тартуском университете является традиционно экспериментальной. Остроумие эксперимента, конечно, не определяется сложностью и дороговизной экспериментальной аппаратуры, но в большинстве случаев современный психологический эксперимент требует значительных материальных затрат. В настоящее время материальную базу экспериментально-психологических исследований можно считать вполне удовлетворительной.

Состояние психологии в Тартуском университете можно определить по выпускам ученых записок, которые выходят под общим названием «Труды по психологии». Начиная с 1974 г. (тогда вышел третий том «Трудов по психологии») ежегодно выпускается один том объемом примерно в 160 страниц. В 1981 г. вышел 10-й выпуск «Трудов». В основном статьи печатаются на русском языке, довольно большое количество статей печатается на английском языке, 8-й же выпуск, вышедший в 1980 г., был полностью на английском языке. Мировая психология встретила 8-й выпуск трудов весьма положительно [43].

В университете разрабатывается ряд важных отделов общей психологии и некоторые другие отрасли психологической науки.

Восприятие. Восприятие можно считать наиболее популярной темой тартуской психологии. Среди опубликованных работ есть результаты исследования отдельных иллюзий и феноменов зрительного восприятия [5], {45], определенных механизмов восприятия, обеспечивающих, например, положение границ поля зрения, локализацию объектов в пространстве, изучение интерауральной фазовой чувствительности слуха [19], [47], [53], а также полуфилософские рассуждения о генезисе зрительного образа [4], [36]. Несомненный интерес должны представлять обзоры, посвященные разным вопросам зрительного восприятия, таким, например, как восприятие когнитивных контуров или онтогенез зрительного восприятия [32], [37]. Про целый цикл работ, посвященных исследованию стробоскопического движения, можно прочесть в обобщающей статье Ю. Аллика и М. Тепп [33]. Наиболее значимой, по-видимому, является попытка построения психофизики стимульных признаков, упорядоченных не по контрастному принципу. Современная психофизика зрительного восприятия занималась почти исключительно лишь яркостными порогами. Существует представление, что пороговая модель обнаружения произвольных распределений яркостей может являться моделью всей зрительной системы в целом. Совершенно очевидно, что разные структурные и кинематические параметры изображения имеют самостоятельную ценность для зрительного восприятия. Но, в отличие от детектирования негомогенности зрительного изображения, пока еще не существует достаточно строгих построений, описывающих восприятие структурных и кинематических параметров (ориентация, направление движения и т. д.) изображения. Совместно с Э. Джафаровым (Институт психологии АН СССР) была сделана попытка в этом направлении, и уже в самом начале стало очевидным, что модели обнаружения структурных и кинематических признаков существенно отличаются от моделей, описывающих восприятие энергетических признаков [6], [7], [8], [35].

Внимание. Т. Бахман разрабатывает свою концепцию селективного зрительного внимания. Основной упор делается на микрогенетическом развитии зрительного образа и особенно на механизмах, которые усиливают («ретушируют») образ до сознательного восприятия. У такого подхода довольно широкие возможности. Многие хорошо известные явления, например зрительная маскировка, получают объяснение в терминах динамики зрительного внимания [2], [3], [38].

Движения глаз. А. Луук совместно с В. А. Барабанщиковым и В. И. Белопольским (Институт психологии АН СССР) сделали наиболее полный обзор по вопросу фундаментальной константности, т. е. стабильности видимого мира [16]. Исследование локализации

 

131

 

сигнала, предъявленного непосредственно, перед саккадическими движениями глаз, является наиболее остроумным подходом к исследованию вопроса фундаментальной константности. А. Луук и М. Раук показали, что ошибки локализации в этом случае специфически не зависят от самих саккад [18]. Следовательно, описанный феномен вообще не имеет окуломоторного происхождения.

Кафедра логики и психологии участвовала в развитии электромагнитной методики регистрации движений глаз человека [15]. Наиболее существенным вкладом является разработка контактного кольца для регистрации движений глаз человека [14], [17]. Разработанная методика регистрации движений глаз является пока единственно точным методом регистрации движений глаз за закрытыми веками. Благодаря этой возможности удалось описать ряд интересных фактов относительно управления движениями глаз при закрытых веках [34]. В частности, было показано, что человек не способен стабилизировать положение глаз при закрытых веках. Но если дать человеку искусственную обратную связь в виде слышимой «мелодии», которая прямым образом зависит от положения глаз, то он быстро научается использовать эту информацию для управления движениями глаз.

Автоматизация психологического эксперимента. Тарту владеет приоритетом проведения первого в Советском Союзе симпозиума по вопросам автоматизации психологического эксперимента [23]. Любой психолог, подключающий экспериментальную аппаратуру к тому или другому типу ЭВМ, знает сложности, связанные с осуществлением этой цели. В Тарту накоплен опыт автоматизации психологического эксперимента на основе недорогих ЭВМ личного пользования [1]. Выбранный путь представляется оптимальным для относительно небольших центров, не располагающих крупными материальными средствам.

Мышление. Влияние культуры и социальных условий на психическое развитие признается всеми. В рамках деятельностного подхода нет ничего более естественного, чем исследовать восприятие, память, мышление и другие психические функции в культурных условиях, отличающихся от привычных условий городского типа. Тартуским университетом были организованы две психологические экспедиции в Киргизию и в Западную Сибирь. Полевые исследования показали, что мышление в научных понятиях возникает только в ходе усвоения школьного образования и функционально с ним связано [54]. Если люди, получившие школьное образование, возвращаются к традиционным видам экономической и культурной деятельности, то они быстро забывают «теоретическое» силлогистическое мышление [28], [29], [30], [56]. Культурно-исторический подход к изучению форм мышления показывает «наукоцентричность» общепринятой точки зрения, которая сформировалась под влиянием взглядов Ж. Пиаже. Можно показать, что научное мышление является не универсальной и даже не высшей формой мышления, а детское мышление не является недоразвитой формой мышления. «Детское мышление» и научное мышление суть разные формы мышления, соответствующие разным формам деятельности, распространенным в нашей культуре.

Личность. Большинство методов исследования свойств личности апеллирует к вербальным способностям человека. При этом, как правило, на вербальные способности человека сами по себе обращается довольно мало внимания. Уже более 10 лет К. Тойм исследует то, что можно условно назвать «вербальными предпосылками» личности [24,] [25], [26], [27], [55]. Общий смысл этого очень последовательного цикла заключается, по-видимому, в том, что способность человека описывать свои личностные свойства или свойства другого человека во многом зависит от владения им языком. Виды человеческой деятельности, в частности профессиональной, существенно влияют и на вербальное поведение. К. Тойм неоднократно показывал диагностичность и пригодность таких методов, как свободные словесные ассоциации, перечисление слов и пр., для диагностики свойств личности и типологических особенностей разных профессиональных групп. Язык является средством общения, и для взаимного понимания требуется некоторая общность словесных ассоциаций. В этом свете большой интерес должно вызвать то обстоятельство, что учителя и воспитатели специальной школы для умственно отсталых детей имеют структуру ассоциаций, очень близкую к своим воспитанникам [25]. Работы К. Тойма должны заинтересовать как теоретиков, так и практиков, занимающихся вопросом измерения свойств личности. Например, проведенный им сравнительный анализ словесных ассоциаций в разных языках (английский, французский, немецкий, эстонский, русский и киргизский) является основой для создания новых вопросников или апробации старых при переводе с одного языка на другой [27].

Детская психология. Исследование детей необязательно предполагает применение сложной технической аппаратуры, поэтому именно в таком маленьком центре, как Тарту, оказались благодатные условия для исследования. В детской психологии изучались разные вопросы. Занимаясь детскими рисунками, Т. Лаак показала, что казавшееся очень естественным утверждение о том, что «дети изображают голову слишком большой», неверно. На основе того, что размеры головы на детских рисунках в ходе развития существенно не меняются, можно заключить скорее обратное: дети недооценивают размеры туловища [42]. Кроме того, можно упомянуть исследования влияния социально-предметной среды на развитие познавательной потребности у детей [9], исследования детского анимизма [28] и др. Для школьной психологии интерес представляют работы А. Лунге, которая показала, в частности, что школьная успеваемость определяется отнюдь не только умственными способностями ребенка [20].

Нейропсихология. Ю. Розенфельд занимается исследованием гемисферической специализации речевых функций [48], [49]. Например, ему удалось показать, что не существует явной и простой связи между мануальным предпочтением и результатами дихотических тестов латерализации речевых функций.

 

 

 

Инженерная психология и психология труда. Преподавание и развитие инженерной психологии в ТГУ связано с именем М. А. Котика [11]. Долгое время в инженерной психологии при рассмотрении работы человека-оператора внимание уделялось только способности принимать и обрабатывать информацию. Несомненной заслугой М. А. Котика является исследование переживаний человека, которые долгое время незаслуженно оставались вне ноля интересов инженерной психологии [12]. Эта проблема, естественно, выходит за пределы инженерной психологии. Например, исследуя субъективную вероятность появления некоторого события, М. А. Котику удалось показать, что эта вероятность зависит от эмоциогенности (опасности) события [41]. Особенно следует подчеркнуть разработанные им количественные методы для исследования эмоциогенности событий. В целях превращения психологии труда в действенное средство решения тех или иных практических задач в Тарту был предпринят важный шаг. Впервые в СССР была проведена конференция по психологии безопасности деятельности, а М. А. Котиком выпущена монография по этому вопросу [10], [13].

При кафедре логики и психологии работает лаборатория промышленной психологии (научный руководитель У. М. Сийманн). Лаборатория разрабатывает психологическую концепцию усовершенствования управления предприятием.

Социальная психология. Крупных работ по социальной психологии на кафедре логики и психологии ТГУ не проводится. Ранее существовавшая группа исследования психологии среды перешла в Таллиннский педагогический институт. Но связи с этой группой в университете сохранились: лекции читает Т. Нийт, по данной тематике пишутся дипломные работы. Усилиями Т. Нийта, М. Хейдметса и других психология среды превращается в самостоятельную область психологии, практическим выходом которой является, в частности, обоснование политики жилищного строительства [39], [44]. Они организовали по этой тематике первый симпозиум в Советском Союзе, результаты которого привлекли внимание и за рубежом [52].

Следует упомянуть также работы по педагогической (И. Унть) и спортивной психологии (С. Оя), а также исследование эмоций (Э. Пунг).

В заключение хочется сказать, что психология в Тартуском университете является весьма жизнеспособной. Проделанный обзор, возможно, поможет лучше определить место, занимаемое Тартуским университетом в общем потоке развития нашей психологии.

 

1.       Аллик Ю. К., Луук А. Г., Мийль М. X. Автоматизация психологического эксперимента. — Автометрия, 1981, № 4, с. 104—111.

2.       Бахман Т. Зависимость избирательного восприятия от времени предъявления стимула. — Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1977, № 2, с. 29—36.

3.       Бахман Т. Исследование избирательного восприятия методом маскировки. — Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1977, № 4, с. 77—81.

4.       Бахман Т. Современная психофизика, феноменология эксперимента и переработка зрительной информации: Ученые записки ТГУ, вып. 429. Труды по психологии, т. VI. — Тарту, 1977, с. 11—33.

5.       Гуйк Я., Парве М., Сарап А. Анортоскопическое восприятие: распознавание изображения: Ученые записки ТГУ, вып. 569. Труды по психологии, т. X. — Тарту, 1981, с. 121—141.

6.       Джафаров Э. Н., Аллик Ю. К., Линде Н. Д., Пястолов В. К. Сравнение частотно-амплитудных пороговых кривых для реального и стробоскопического движения. — Психологический журнал, 1981, № 2, с. 73—78.

7.       Джафаров Э. Н., Аллик Ю. К. Многопризнаковые организации психофизических оценок. — В кн.: Проблемы психофизики и дифференциальной психофизиологии. Казань, 1981, с. 35—55.

8.       Джафаров Э. Н., Аллик Ю. К. Селективная зрительная адаптация и модель признака. — В кн.: Психофизические исследования восприятия и памяти. М., 1981, с. 77—92.

9.       Карья Э., Лунге А., Варьюн Я. Социально-предметная среда и развитие познавательной потребности в младенческом и преддошкольном возрасте: Ученые записки ТГУ, вып. 569. Труды по психологии, т. X. — Тарту, 1981, с. 52—64.

10.    Кайдро X. В. Конференция по психологии безопасности деятельности. — Вопросы психологии, 1982, №2, с. 162—163.

11.    Котик М. А. Курс инженерной психологии.— Валгус; Таллин, 1978. — 363 с.

12.    Котик М. А. Саморегуляция и надежность человека-оператора. — Валгус, Таллин, 1974.— 167 с.

13.  Котик М. А. Психология и безопасность.— Валгус, Таллин, 1981. — 408 с.

14.  Кушпиль В. И., Луук А. Г., Аллик Ю. К., Смирнов В. П. Устройство для измерения перемещений зрительной оси глаза. Авторское свидетельство № 814332. Опубликовано 23.03.81. Бюллетень № 11.

15.    Лаурутис В., Крищюнас К., Луук А., Хуйк Я., Аллик Ю. Развитие электромагнитной методики регистрации движений глаз человека: Ученые записки ТГУ, вып. 429. Труды по психологии, т. VI. — Тарту, 1977, с. 34—51.

16.    Луук А., Барабанщиков В., Белопольский В. Движение глаз и проблема стабильности воспринимаемого мира: Ученые записки ТГУ, вып. 429. Труды по психологии, т. VI.— Тарту, 1977, с. 121 — 167.

17.    Луук А. Г., Аллик Ю. К., Шоттер Л. X., Кушпиль В. И. Контактное кольцо для регистрации поворотов глазного яблока.— Физиология человека, 1980, № 6, с. 175—177.

18.    Луук А., Раук М. Локализация парафовеального сигнала, предъявленного перед саккадами. — В кн.: Движения глаз и зрительное восприятие. М., 1978, с. 182—197.

19.    Луук А., Лившиц А. Зависимость границ поля зрения от положения глаз в орбите: Ученые записки ТГУ, вып. 428. Труды по психологии, т. VI.— Тарту, 1977, с. 3—10.

20.    Лунге А. Опыт изучения связей между умственными способностями и успеваемостью:

 

133

 

Ученые записки ТГУ, вып. 335. Труды по психологии, т. III. — Тарту, 1974, с. 3—33.

21.    Миккин X. К. Рамуль как историк психологии. — Вопросы психологии, Ю79, № 2, с. 141 — 143.

22.    Рамуль К. Из истории психологии. — Тарту, 1974.— 120 с.

23.    Теоретические и практические вопросы автоматизации психологического эксперимента. — Тарту, 1980. — 105 с.

24.    Тойм К. Применение метода свободных словесных ассоциаций в психодиагностике: Ученые записки ТГУ, вып. 569. Труды по психологии, т. X. —Тарту, 1981, с. 18—31.

25.    Тойм К. Вербальные предпосылки социальной перцепции: Ученые записки ТГУ, вып. 335. Труды по психологии, т. III. — Тарту, 1974, с. 34—49.

26.    Тойм К. Проверка пригодности применения теста «перечисления слов» для диагностики умственного развития: Ученые записки ТГУ, вып. 424. Труды по психологии, т. V. — Тарту, 1977, с. 3—18.

27.    Тойм К. Сравнительный анализ словесных ассоциаций в разных языках: Ученые записки ТГУ, вып. 429. Труды по психологии, т. VI. — Тарту, 1977, с. 52—71.

28.    Тульвисте П. Существует ли специфически детское вербальное мышление? — Вопросы психологии, 1981, № 5, с. 34—42.

29.    Тульвисте П. О теоретических проблемах исторического развития мышления. — В сб.: Принцип развития в психологии. М., 1978, с. 81 — 104.

30.    Тульвисте П. К интерпретации параллелей между онтогенезом и историческим развитием мышления: Ученые записки ТГУ, вып. 411. Труды по знаковым системам, т. VIII. — Тарту, 1977, с. 90—102.

31.    Ятса К. О психологических взглядах профессора Дерптского университета В. Ф. Чижа: Ученые записки ТГУ, вып. 335. Труды по психологии, т. III.— Тарту, 1974, с. 185—190.

32.  Allik J., Valsiner J. Visual development in ontogenesis: Some reevaluations. — In: Reese H. W., Lipsitt L. P. (eds.) Advances in child development and behavior. V. 15. N. Y.: Academic Press, 1980, p. 1—52.

33.    Allik L, Tepp M. The perception of apparent movement. — Ученые записки ТГУ, вып. 569. Труды по психологии, т. X. — Тарту, 1981, с. 88—104.

34.    Allik J., Rauk M., Luuk A. Control and sense of eye movements behind closed eyelids. — Perception, 1981, 10, p. 39—51.

; 35. Allik J., Dzhafarov E., Rauk M. Position discrimination may be better than detection. — Vis. Res., 1982, 22 (в печати).

36.    Bachmann Т. Genesis of a subjective image. — Ученые записки ТГУ, вып. 522. Труды по психологии VIII. — Тарту, 1980, с. 102— 126.

37.    Bachmann T. Cognitive controls: Overview and a preliminary theory. — Ученые записки ТГУ, вып. 474. Труды по психологии, т. VII — Тарту, 1978, с. 31—59.

38.    Bachmann Т., Allik J. Integration and interruption in the masking of form by form. — Perception, 1976, 5, p. 79—97.

39.    Heidmets M., Spatial regulation of human interaction. Some currents problems. — Ученые записки ТГУ, вып. 429. Труды по психологии, т. VI. —Тарту, 1977, с. 72—84.

40.    Kallas R. G. System der Gedachtnislehre. Psychologisch begrundet und klangmnemonisch veranschaulicht. Ein Beitrag zur Padagogik. Jufjew (Dorpat), 1897.

41.    Kotik M. On the influence of dangerous- ness on the conception of task uncertainty. — Ученые записки ТГУ; вып. 522. Труды по психологии, т. VIII.— Тарту, 1980, с. 3—21.

42.    Laak T. Body proportions in children's human figure drawing: Developmental changes. — Ученые записки ТГУ, вып. 569. Труды по психологии, т. X. — Тарту, 1981, с. 65—72.

43.    Lappin I. Cognitive psychology in Soviet Estonia. — Contemp. Psychol., 1982, 27, p. 28—30.

44.    Niit Т., Kruusvall I., Heidmets M. Environmental psychology in the Soviet Union. — J. of Environmental Psychol., 1981, 1, p. 157—177.

45.    Pulver A. Several misperceptions caused by the figure of the Ponzo illusion. — Ученые записки ТГУ, вып. 569. Труды по психологии, т. X. — Тарту, 1981, с. 142—152.

46.    Rauch G. V. Die Universitat Dorpat und das Eindringen der fruhen Aufklarung in Livland 1690—1710. Essen, 1943.

47.  Rauk M. Spatial localization of linearly varied dot position. — Ученые записки ТГУ, вып. 569. Труды по психологии, т. X. — Тарту,1981,          с. 73—87.

48.    Rosenfeld I. What can lateral preference tell us about hemispheric specialization in language functions? — Ученые записки ТГУ, вып. 522. Труды по психологии, т. VIII. — Тарту, 1980, с. 86—101.

49.    Rosenfeld I., Talussaar R. Grammatical transformations in dichotic competition: Failure to obtain any evidence for lateralized processing. — Ученые записки ТГУ, вып. 569. Труды по психологии, т. X. — Тарту, 1981, с. 46—51.

50. Sainio M. Dissertationen und Orationen der Universitat Dorpat 1632—1656.—Stockholm, 1978.

51. Schilling H. Bibliographisches Handbuch zur Geschichte der Psychologie. Das 17. Jahr-hunder. Giessen, 1964.

52. Sotnmer R., Estabrook M. Environmental psychology in the USSR. — Contemp. Psychol.,1982, 27, p. 28.

53.    Tereping A. R., Allik J. Interaural phase sensitivity to signals with different spectral composition. — Ученые записки ТГУ, вып. 522. Труды по психологии, т. VIII. — Тарту, 1980, с. 164—169.

54.    Tamm Т., Tulviste P. Theoretic syllogistic reasoning — regressing when not used? — Ученые записки ТГУ, вып. 522. Труды по психологии, т. VIII. —Тарту, 1980, с. 50—59.

55.    Toim К. Estoinan word association norms for the Kent-Rosanoff test. — Ученые записки ТГУ, вып. 522. Труды по психологии, т. VIII.— Тарту, 1980, с. 60—76.

56.    Tulviste P. On the origins of theoretic syllogistic reasoning in culture and in the child. — Ученые записки ТГУ, вып. 474. Труды по психологии, т. VII. —Тарту, 1978, с. 3—22. Перепечатано в: The Newsletter of the Laboratory of Comparative Human Cognition (University of California, San Diego), 1979, 1, p. 73—80.