Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

127

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ

 

А. Ф. ПЧЕЛИНОВ

 

В авиации много примеров ошибочных действий людей, приведших к летным происшествиям. Причиной этих происшествий явилось «неправильно построенное» общение между людьми.

Командир самолета взмахом руки согнал муху, севшую ему на лицо. Бортмеханик экипажа понял этот взмах как команду «убрать шасси» и убрал шасси самолета в процессе разбега на земле. Самолет потерпел аварию. В процессе руления самолета на земле по команде «убрать закрылки» член экипажа убрал шасси. Опять авария самолета...

Общение в авиации — процесс сложного взаимного влияния людей, обеспечивающий организацию взаимосвязей. Осуществляется это общение речевыми и неречевыми средствами и их комбинациями. От правильности построения общения часто зависит результат работы экипажа в целом. Как общаться людям, связанным с обеспечением безопасности полета? Ответ на этот вопрос можно получить, используя данные исследований и рекомендации инженерной психологии.

Речевое общение членов экипажа. Члены экипажей самолетов используют внешнюю речь в устной форме для поддержания нормального взаимодействия персонала внутри экипажа, с диспетчерами и экипажами других самолетов. Речь применяется в случаях, когда необходимо:

срочно передать командные оповещающие или предостерегающие сигналы, чтобы привлечь внимание к определенной ситуации;

получить от членов экипажа или диспетчера немедленную реакцию в виде действий или побудить их к определенным действиям;

продублировать зрительные сигналы;

подтвердить принятие речевого сообщения;

оценить действия.

По источникам возникновения речевую информацию можно разделить на внешнюю, поступающую от диспетчера, других экипажей о состоянии окружающей среды, и внутрикабинную, поступающую от членов экипажа о состоянии систем самолета и программе полета. Основной информацией при отсутствии аварийных ситуаций на самолете является внешняя, так как в зависимости от нее находятся программа полета и связанная с ней деятельность экипажа. Поступление внешней и внутрикабинной информации не всегда рассредоточено по времени, что влияет на качество ее приема, так как слушатель не может слушать одновременно два сообщения и осознавать полное содержание обоих. Он вынужден переключать свое внимание с одного сообщения на другое с некоторой потерей информации в обоих сообщениях или сосредоточить внимание на одном сообщении в ущерб другому. Вследствие этого возможны:

 

128

 

наложение одних сообщений на другие при их параллельной передаче;

объединение двух сообщений от разных источников при их последовательной передаче;

неправильное принятие сообщений;

пропуск сообщения из-за сосредоточения внимания на побочной конкурирующей деятельности.

В процессе речевого общения членами экипажей применяется диалогический вид речи. Диалогическая речь ситуативна, тесно связана с условиями, в которых происходит речевое общение. Сообщения не строятся каждый раз заново, а как бы пристраиваются к предыдущим или к выполняемым действиям. Эта речь контекстна и сжата благодаря знанию членами экипажа ситуаций и применению ими специальной профессиональной лексики, авиационной фразеологии.

Особенностью диалогов между членами экипажа являются их целенаправленность и быстрый темп, что связано с лимитом времени на общение. Чем длительнее процесс общения (при современных скоростях полета), тем меньше времени остается на выполнение операции по управлению самолетом, а в результате часть операций не выполняется или выполняется с отклонениями и ошибками, что может повлечь за собой летные происшествия. Вследствие этого члены экипажей при построении предложений стремятся конструировать предложения самые простейшие, употребляя хорошо знакомые, выразительные, звучные слова, несущие определенную смысловую нагрузку и имеющие однозначную трактовку.

Чтобы исключить ошибочность действий членов экипажей при выполнении речевых команд (побудительные предложения), необходимо начинать их произносить с наименования оборудования, с которым требуется произвести операцию. Например: «шасси выпустить», «закрылки убрать» и т. д. Правильно сконструированные и произнесенные предложения гарантируют безошибочность действий членов экипажей. В определенных ситуациях является оправданным планирование процесса общения. Сохраняемый постоянно состав предложений и порядок слов в них повышают разборчивость речевых сообщений в условиях помех, существенно улучшая согласованность совместных действий в самой напряженной обстановке. В соответствии с результатами исследований при планировании диалогов и передаче сообщений необходимо учитывать, что:

принимаются лучше сообщения, в которых наиболее важная информация (позывной, наименование и т. д.) передается в течение первых двух секунд;

сообщения краткие и четкие принимаются лучше; если же число слов в фразе превышает одиннадцать, то снижается эффективность приема, что объясняется ограниченностью объема оперативной памяти;

в условиях шумов лучше принимается сообщение, интенсивность которого превышает интенсивность шумов примерно на шесть децибел, а в аварийных ситуациях — на двадцать децибел;

при наложении двух сообщений друг на друга вероятность приема сообщения, поступающего раньше на 0,2 ÷ 0,4 сек, больше;

неверная расстановка в сообщениях пауз или исключение их приводят к искажению смысла передаваемых сообщений;

оптимальным считается темп 60—80 слов в минуту, но достаточно хорошо воспринимаются сообщения и при темпе речи 120 слов в минуту;

значительно лучше опознаются слова, часто встречающиеся в сообщениях, слова, начинающиеся с гласного звука и имеющие ударение в конце, и более длинные слова, обладающие большим числом опознавательных знаков.

Рассмотрим в качестве примера речевое общение между пилотами экипажа в процессе передачи управления самолетом. Пилот, передающий управление самолетом, в различных ситуациях в соответствии с инструкциями должен дать одну из команд: «управление взять», «взять управление», «держать по приборам», «управляйте». Пилот, берущий управление самолетом, информирует в соответствии с теми же инструкциями: «взял управление», «управление взял», «держу по приборам», «управляю». Разнообразие имеющих одинаковое значение сообщений сказывается на их восприятии, понимании и соответственно на действиях членов экипажей. В данном случае лучшими для применения будут: для пилота, передающего управление, — «управляйте», для пилота, берущего управление, — «управляю». Эти слова произносятся за минимальное время, лаконичны, обладают экспрессией, смысловой законченностью, имеют однозначную трактовку и ясно отражают ситуацию. Кроме того, начинаются с гласного звука, имеют ударение в конце и достаточное количество опознавательных признаков, что создает условия для их лучшего выделения на фоне других сообщений и шумов. К тому же слово «управляю» составляет самоприказ — устное распоряжение, «внушение» пилотом самому себе необходимости немедленного управления самолетом, оно воздействует на эмоциональное состояние пилота и организует его деятельность.

Использование в диалогах особенностей слов и синтаксических закономерностей делает речь естественной, простой, ясно отражающей ситуацию, поведение и направленность мыслей говорящих, в связи с чем повышается устойчивость речи, увеличивается ее семантическая емкость, обусловливая согласованность действий членов экипажей в полете.

Неречевое общение членов экипажа. Общение неречевыми средствами — это общение с помощью жестов, мимики и различных предметных действий. Членам экипажей не рекомендуется использовать для общения без разработанных правил жесты, мимику и их сочетания. История авиации знает немало примеров, когда жесты понимались неправильно, а результатом общения жестами были аварии.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что для взаимовлияния и согласованности действий членам экипажей самолетов необходимо применять специальные средства общения. Неречевые средства должны применяться на основе специальных правил, а речевые — с использованием специальных рекомендаций.

 

Поступила в редакцию 20.III.1982 г.