Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

111

 

ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ У ДЕТЕЙ 8—12 ЛЕТ

 

Б. И. БЕЛЫЙ

 

Настоящая работа продолжает предыдущее исследование [3]. Целью ее является установление нормативных показателей метода Роршаха для детей 8—12 лет и выявление возможных связей между школьной успеваемостью и отдельными показателями метода.

Трактовка пятен Роршаха детьми указанного возраста описывалась в целом ряде работ [9—12], [14], [16—21]. Наиболее подробно она изложена в монографии Эймз и соавторов [9], изучивших 398 детей 10—16 лет. Все авторы сходились на том, что по сравнению с дошкольниками у младших школьников отмечается дальнейшее развитие зрительной перцепции; по мнению Эймз и соавторов [9], темпы этого развития несколько снижаются. Однако приведенные в этих работах нормативные показатели трудно сопоставимы друг с другом. Например, у детей 12 лет процент ответов с четкой формой по данным Лосли — Устери [18] равен 80, по Эймз и соавторов [9] — более 90, а согласно Ледвит[16] — 50.

Неоднородны и качественные характеристики полученных результатов. У младших школьников отмечено увеличение с возрастом общего числа ответов [9], [11], [16], [20], целостных ответов с хорошей формой [11], [20], указаний на белый фон [9], [11] и независимость от возраста удельного веса ответов по животным [9], [11], [14]. Остальные выводы во многом противоречивы. Большинство авторов [10], [11], [14], [16], [17], [20] отмечают повышение с возрастом процента ответов с четкой [F+%), количества кинестетических ответов и указаний на человеческие образы; Эймз и соавторы [9] считают, что эти показатели увеличиваются только в возрасте до 10 лет, а потом остаются на одном уровне или колеблются от года к году. По данным Гебхарт [11], среднее время реакции с возрастом увеличивается; Ледвит [16] определяет его равным 10 с независимо от возраста. Эймз и соавторы [9] и Керр [14] полагают, что у детей школьного возраста цветоформовые ответы преобладают над формоцветовыми; напротив, по мнению Херц и Бейкер [12], у 12-летних детей чаще встречаются формоцветовые ответы. Гебхарт [11] и Мейли — Дворецки [20] считают, что формоцветовые ответы увеличиваются с возрастом; по мнению Ледвит [16], с возрастом эта категория ответов не увеличивается.

Что касается половых различий, то девочки дают больше кинестетических и цветовых ответов, чем мальчики [9], [12]. Кроме того, в возрасте 10—16 лет девочки дают больше ответов на обычные (D) и мелкие (dd) детали, больше ответов с четкой формой популярных ответов и указаний на оттенки, а мальчики дают больше целостных и конфабуляторных ответов; все эти данные предполагают более быстрое интеллектуальное развитие девочек [9].

Вопрос о связи между школьной успеваемостью и показателями метода Роршаха также неясен. Априорно можно было бы ожидать положительную корреляцию между факторами интеллекта по Роршаху и хорошей успеваемостью. Однако Лепфе [19] отметил, что школьные успехи во многих случаях не соответствуют результатам в методе Роршаха. По данным Шнейдер [21], хорошо успевавшие школьники давали более общее количество целостных ответов с хорошей формой, больше ответов по движению и формоцветовых ответов; у неуспевающих имели место конфабуляторные интерпретации и олигофренические ответы (DO). Достоверность полученных результатов не определялась. В исследовании Теран [22] не было найдено достоверных различий в показателях метода Роршаха в зависимости от успеваемости школьников, что, возможно, объясняется малочисленностью выборки (27 наблюдений).

В школах № 710 и № 57 Москвы нами было изучено 250 детей от 8 до 12 лет включительно, по 25 мальчиков и девочек каждого возраста.

Для всех основных показателей определялись средние величины и средние отклонения в процентах к общему количеству ответов, при малых частотах указывалось количество ответов по отношению к общему числу интерпретаций. Полученные результаты представлены в табл. 1.

Среднее время реакции (IL) до 9 лет увеличивается, в 10—12 лет, наоборот, уменьшается. Среднее время ответа (Ir) у детей во всех группах колебалось около 0,50 мин. В 4 из 5 возрастных групп оба временных показателя были выше у девочек.

Общее количество ответов (R) с возрастом увеличивается, но в 11-летнем возрасте несколько уменьшается; во всех возрастных группах мальчики дают больше ответов, чем девочки.

Удельный вес целостных ответов (W %) колеблется около 35 %, т. е. несколько превышает среднее количество этих ответов у взрослых, считающееся равным 20—30 % [15]. Среди целостных ответов по мере взросления детей увеличивается количество комбинаторных ответов с хорошей формой— таких, в которых интерпретируется как пятно в целом, так и отдельные его детали, и оба этих компонента соответствуют очертаниям указываемых пятен. Примером может служить следующая интерпретация таблицы: «Два человека ведут на казнь третьего; он поднял руки и просит прощения».

Удельный вес целостных ответов с плохой формой (W—%) с возрастом уменьшается (исключением является группа 11-летних девочек). В большинстве возрастных групп у мальчиков этот показатель выше, чем у девочек. Конфабуляторные ответы отмечались нами только в группе 8-летних детей; в более

 

112

 

Таблица

ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЕТОДА РОРШАХА У

ШКОЛЬНИКОВ 8—12 ЛЕТ

 

 

113

 

Продолжение

 

 

поздних возрастных группах они становились единичными.

Удельный вес ответов на обычные детали (D %) в возрасте 8—12 лет остается на одном уровне. Количество ответов на мелкие детали (dd) и на фрагменты белого фона (S) с возрастом увеличивается; последние две категории ответов преобладают у мальчиков.

Процент ответов с четкой формой (F+%) с возрастом увеличивается. Исключение снова представляют группы мальчиков и девочек 11 лет, где этот показатель несколько снижается. В 4 из 5 возрастных групп F+% выше у девочек.

Удельный вес ответов с называнием животных (А%) с возрастом не меняется, в большинстве из групп он выше у девочек. Р%, или удельный вес популярных ответов (они определялись по списку И. Г. Беспалько) [6], был меньше, чем у дошкольников, и во всех группах держался примерно на уровне 20—24 %. Во всех группах у девочек Р% был выше, чем у мальчиков. Индекс реалистичности (RI) был несколько выше, чем у дошкольников, но в период с 8 до 12 лет значительных изменений не претерпевал.

Сумма цвета (ΣС) до 10 лет нарастала, потом уменьшалась; в группах 8 и 9 лет она была выше у мальчиков, в группах 10—12 лет — у девочек. С возрастом и у мальчиков, и у девочек уменьшалось количество чисто цветовых и цветоформовых ответов, а количество формоцветовых ответов увеличивалось.

Заметно увеличивалось с возрастом количество ответов с указанием на движения животных (FМ) и человека (М); отчетливых половых различий при этом не определялось.

Персевераций было меньше, чем у дошкольников, в среднем 9—10 % во всех возрастных группах.

Удельный вес интерпретаций с указанием человеческих образов (Н%) и количество комбинаторных ответов с возрастом постепенно увеличивались.

Полученные результаты показывают, что в возрасте 8—12 лет продолжается процесс развития зрительной перцепции: увеличивается количество ассоциаций (R), среди которых все большую роль приобретают человеческие образы (Н%), улучшается восприятие формы пятен (увеличение F+%, уменьшение W—%, исчезновение конфабуляторных ответов, рост числа формоцветовых ответов), более разнообразными становятся способы восприятия пятен (увеличение dd, S), восприятие становится более активным (увеличение М) и более пластичным (рост комбинаторных ответов).

По сравнению с динамикой показателей метода Роршаха у дошкольников [13] можно выделить два существенных различия. Во-первых, темпы развития зрительной перцепции значительно замедляются. Наибольший сдвиг во всех показателях метода определяется в возрасте 4—6 лет; у школьников, как мы видели, целый ряд показателей остается практически на одном уровне. Во-вторых, если у дошкольников главным в развитии зрительной перцепции является прогрессирующее улучшение восприятия формы, то у младших школьников на первый план выступает усиление ассоциативных процессов, активности и пластичности восприятия. В этом возрастном периоде наибольшие изменения претерпевают следующие показатели: общее количество ответов (К), удельный вес ответов с указанием человеческих образов (Н%), количество интерпретаций на белые промежутки (S), а также кинестетических (М) и комбинаторных ответов.

В 11—12-летнем возрасте ряд показателей ухудшается: уменьшается общее количество ответов, уменьшается процент ответов с четкой формой; у девочек увеличивается количество целостных ответов с плохой формой. Это коррелирует с регрессивными изменениями в ЭЭГ, отмеченными у детей этого возраста Д. А. Фарбер и В. В. Алферовой [8] и, возможно, обусловлено эндокринными сдвигами в пубертатном возрасте.

Сравнивая показатели в зависимости от пола, мы видим, что девочки дают меньше ответов, чем мальчики, и временные показатели у них выше. Они лучше воспринимают форму пятен (более высокие цифры F+% и более низкие W—%), у них выше удельный вес популярных ответов и персевераций и в возрасте 10—12 лет выше показатель суммы цвета. У мальчиков, напротив, преобладают ответы на мелкие детали и на фрагменты белого фона.

Для оценки зависимости между школьной успеваемостью и показателями метода Роршаха из всего контингента обследованных школьников было выделено 87 детей 10—11

 

114

 

лет (53 мальчика и 34 девочки). По годовым оценкам в классных журналах и характеристикам преподавателей они были разделены на две группы. 38 школьников составили группу посредственных учеников, имеющих среди годовых оценок тройки по основным предметам; 49 школьников составили группу хороших учеников, успевающих только на «4» и «5». В каждой из групп определялись средние величины и средние отклонения от них по всем перечисленным выше показателям. Достоверность отличий определялась по методу t-Стьюдента. Достоверные различия установлены только по трем показателям.

 

 

Два из этих показателей используются для оценки интеллекта по методу Роршаха. Ответы по движению (М) считаются проявлением творческой продуктивности, воображения, идеаторной активности, богатства ассоциаций [4]. Комбинаторные ответы с хорошей формой рассматриваются как проявление гибкости и пластичности зрительной перцепции [20]. При оценке уровня формы, считающейся одним из важнейших показателей интеллекта, такие ответы получают самые высокие баллы [15]. Что касается третьего показателя — удельного веса человеческих образов (Н%), то он близок к категории ответов по движению, поскольку в последних основное место занимают интерпретации с «человеческим» содержанием. Интересно отметить, что все эти три показателя относятся к тем категориям, которые у школьников начальных классов характеризуются наибольшим ростом.

Кроме того,- в группе хороших учеников было больше общее количество ответов (R), выше процент ответов с четкой формой (F+%), ниже удельный вес целостных ответов с плохой формой (W—%) и показатель «суммы цвета» (ΣС), отмечалось больше ответов на редкие детали (dr) и белый фон (S) и меньше персевераций, однако различия между группами не были достоверными.

Касаясь генеза особенностей зрительной перцепции ребенка, следует отметить, что целый ряд особенностей восприятия таблиц Роршаха дошкольниками несколько напоминает те расстройства восприятия, которые вызывает правостороннее поражение мозга [1], [2], [13]. У обоих контингентов испытуемых отмечается низкий процент ответов с четкой формой, много целостных ответов с плохой формой, конфабуляторные и недифференцированные цветовые ответы. Все эти симптомы объединяет одна общая черта — плохое восприятие формы пятен Роршаха. Если для нормального восприятия формы необходима сохранность структур правого полушария, то можно предположить, что основной признак, характеризующий развитие зрительной перцепции у ' дошкольников — прогрессирующее улучшение восприятия формы [3], отражает постепенное созревание структур этого полушария.

Конфабуляторные ответы имеют место только на определенном этапе развития ребенка. Более всего они выражены в возрасте 4—6 лет; после 8 лет они практически исчезают. В совместном исследовании с Г. И. Фрид [5] нами было установлено, что конфабуляторные ответы у детей 6—7 лет сочетаются с отсутствием связей по альфа-ритму в лобных отделах, т. е. с функциональной незрелостью лобных долей. Не исключено, что закономерное исчезновение конфабуляторных ответов, наблюдаемое в динамике зрительной перцепции ребенка, связано с созреванием передних отделов полушарий.

При изучении больных с односторонними доброкачественными опухолями мозга нами было показано, что количество ответов по движению (М) значительно уменьшается при локализации опухолей в левом полушарии [4]. Это позволило предположить, что формирование подобных ответов, связанных с кинестетическими энграммами, определяется нормальным функционированием левого полушария, т. е. того полушария, которое обеспечивает тонкую дифференцированную моторику и, по-видимому, произвольную активность. У детей ответы по движению появляются впервые в возрасте б—7 лет и особенно нарастают в возрасте 9—11 лет. Не отражает ли эта категория ответов постепенное созревание левополушарных структур? По данным Д. А. Фарбер [7], электроэнцефалографические исследования созревания мозга ребенка показали, что лобные отделы коры созревают позже задних и что созревание структур левого полушария наступает в более поздние сроки, чем правого.

Заключение. Изучение зрительного восприятия посредством методики Роршаха у детей 8—12 лет показало некоторое снижение темпов развития зрительной перцепции по сравнению с дошкольниками. Наибольший рост в этом возрастном периоде претерпевают следующие показатели: общее количество ответов (К), количество интерпретаций на белые промежутки (3), удельный вес ответов с указанием человеческих образов (Н%), количество кинестетических (М) и комбинаторных ответов. Последние три из перечисленных категорий ответов положительно коррелируют со школьной успеваемостью. Отмеченные изменения зрительной перцепции у младших школьников свидетельствуют об усилении активности и пластичности восприятия и, возможно, связаны с созреванием структур левого полушария и лобных отделов коры.

 

1.       Белая И. И. Методика Роршаха и ее применение при исследовании больных эпилепсией: Методические рекомендации. — М., 1978.

2.       Белый Б. И. Результаты исследования методом Роршаха больных с опухолями левой и правой лобных долей. — Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1980. № 5, с. 682—687.

3.       Белый Б. И. Динамика зрительной перцепции по методу Роршаха у дошкольников. — Вопросы психологии, 1981, № 4, с. 103—107.

4.       Белый Б. И. «Тип переживания» в методе Роршаха и функциональная асимметрия мозга.— Психологический журнал, 1981, № 4, с. 127—136.

5.       Белый Б. И., Фрид Г. М. Анализ функциональной зрелости мозга детей по данным ЭЭГ и методике Роршаха. — Новые исследования по возрастной физиологии, 1981, № 2, с. 3—6.

6.       Беспалько И. Г. Статистические и клинико-диагностические аспекты категории локализации в методе Роршаха. — Труды Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института, 1978, т. 87, с. 104—113, 145—152.

7.       Фарбер Д. А. Системная организация интегративной деятельности мозга в онтогенезе ребенка. — Физиология человека, 1979, т. 5, № 3, с. 516—526.

8.       Фарбер Д. А., Алферова В. В. Электроэнцефалограмма детей и подростков. — М., 1972.

 

Поступила в редакцию 31.ХII.1981 г.