Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

66

 

ИНСТИТУТУ ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ — 70 ЛЕТ

 

А. А. СМИРНОВ КАК УЧЕНЫЙ И ОРГАНИЗАТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

А. А. НИКОЛЬСКАЯ

 

1

 

Анатолий Александрович Смирнов прожил долгую и плодотворную жизнь (он родился 5 ноября 1894 г. в г. Рузе Московской области, умер 24 мая 1980 г. в Москве). Диапазон его творческой деятельности был удивительно широк. Он одинаково успешно занимался как научной, так и научно-организационной и общественной работой, легко и точно ориентировался во всех отраслях психологической науки (и не только психологической). В круг его специальных научных интересов входили самые разнообразные проблемы общей, возрастной и педагогической психологии, теоретические и методологические вопросы психологии, история психологии, преподавание психологии.

Основная творческая деятельность А. А. Смирнова связана с НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. В год открытия института (1912) он поступил на историко-филологический факультет Московского университета, при котором в то время функционировал институт. Здесь он прошел хорошую школу экспериментальной работы под руководством Г. И. Челпанова. В 1916 г. он окончил университет и был удостоен диплома первой степени. После службы в армии А. А. Смирнов вернулся в институт, в котором работал сначала ассистентом, а в январе 1922 г. был избран научным сотрудником первого разряда (по современной терминологии — старшим научным сотрудником). С 1924 г. он вел научную и преподавательскую работу в ряде научных и учебных учреждений Москвы (Институт методов внешкольной работы, Институт средней школы, Институт физической культуры, маскировочный отдел Инженерно-технического полигона РККА), а с января 1933 г. вернулся в институт, с которым не расставался до конца жизни, продолжая одновременно преподавательскую работу (в 1937—1941 гг. он был профессором Московского городского педагогического института, в 1941 — 1952 гг. — профессором МГУ им. М. В. Ломоносова). С апреля 1944 г. он работал заместителем директора института по научной работе, а в июле 1945 г. стал директором института и осуществлял руководство им почти 28 лет (до января 1973 г.). В последние годы жизни он заведовал лабораторией психологии памяти, а затем (с мая 1975 г.) был профессором-консультантом.

В 1929 г. А. А. Смирнов был утвержден в звании действительного члена Государственного Ученого Совета. В 1936 г. ему была присвоена ученая степень кандидата педагогических наук (по психологии). В 1949 г. он получил звание профессора, в 1951 г. стал доктором педагогических наук (по психологии), в 1958 г. ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР.

А. А. Смирнов вошел в первый состав Академии педагогических наук, сначала в качестве члена-корреспондента (1944), а затем действительного члена (1947). В 1955 и 1959 гг. избирался членом президиума академии. С мая 1958 г. по декабрь 1959 г. был и. о. вице-президента академии.

А. А. Смирновым опубликовано около 100 работ. Ряд его работ переведен на иностранные языки и издан во всех социалистических странах Европы, в США, Франции, Италии, Испании, Японии. Для всех научных работ А. А. Смирнова характерны направленность на решение как теоретических, так и

 

67

 

практических вопросов, научная принципиальность, высокая культура исследования, сочетание глубокого научного содержания с доступной формой изложения, ясность мысли и языка.

 

2

 

Значительную часть научного наследия А. А. Смирнова составляют экспериментальные работы. Их отличительной особенностью являются глубокий, вдумчивый анализ других исследований по данной проблеме, точное определение задачи своего исследования, тщательный подбор адекватных методик изучения.

В области экспериментальной психологии интересы А. А. Смирнова были сосредоточены сначала на проблемах представления и восприятия. Его первая экспериментальная работа была посвящена изучению детермированного и ассоциативного течения представлений. Результаты исследования свободного течения представлений были доложены им на первом Всероссийском психоневрологическом съезде (1923).

Цикл исследований по проблемам зрительных ощущений и восприятий был проведен А. А. Смирновым в середине 20-х — начале 30-х гг. Его исследования относились к проблемам взаимодействия ощущений, остроты зрения и восприятия форм, цветового зрения, константности восприятия. В работах А. А. Смирнова была показана зависимость различительной чувствительности глаза от величины воспринимаемых объектов (особенность его работы составляло то, что он, в отличие от других авторов, изучал этот вопрос применительно к условиям световой адаптации), уточнены особенности зависимости остроты зрения от величины объектов, от горизонтального и вертикального положения объектов, получены некоторые данные о зависимости остроты зрения от фона, на котором предъявляются объекты (белые на черном фоне или черные на белом фоне). Специальные исследования А. А. Смирнова были посвящены изучению психологических условий деформации предметов при восприятии и условий различения цветов. Ряд существенных моментов был выявлен им при исследовании константности восприятия, в частности зависимость константности воспринимаемой величины объектов от угла их поворота к линии взора наблюдателя, от их взаимного удаления при разных дистанциях наблюдения, от условий восприятия (бинокулярное или монокулярное зрение).

Ценность работ А. А. Смирнова, так же как и других работ, вошедших в сборник «Зрительные ощущения и восприятия» [4], помимо установления конкретных научных фактов определяется их методологической значимостью и практической направленностью. Основная цель, объединяющая все эти работы, заключалась в том, чтобы на примере функционирования органов чувств показать целостность работы человеческого организма, взаимосвязанность, взаимообусловленность отдельных его частей, неразрывную связь «периферии» и «центра», продемонстрировать роль специальных центральных мозговых механизмов даже в простейших, казалось бы, случаях работы органов чувств. Тем самым получала экспериментальное подтверждение диалектико-материалистическая идея о том, что ощущения, как исходное, основное свойство психической деятельности, функционируют не изолированно от других форм психики, а находятся в теснейшей связи с высшими психическими функциями. Важное значение имела установка авторов на то, чтобы, найдя пути воздействия на центральные мозговые механизмы, определить практически важные факторы изменения чувствительности рецепторов.

Изучение проблемы ощущений и восприятий позволило А. А. Смирнову принять участие в создании «Рабочей книги по цветоведению» (издана Архитектурно-строительным институтом в 1931 г.), стать автором главы «Восприятие» в учебнике психологии, изданном под ред. К. Н. Корнилова, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова в 1948 г., и дать в последующем глубокий, обстоятельный анализ значения ленинской теории отражения для психологической науки [17], [27].

 

3

 

Наиболее значительные и существенные экспериментальные работы А. А.

 

68

 

Смирнова связаны с исследованием проблем психологии памяти. К их изучению он обратился в середине 30-х гг. К этому времени по проблемам памяти уже был накоплен солидный материал как в зарубежной, так и в русской науке. Советскими психологами был опубликован ряд капитальных монографий — «Память, ее психология и педагогика» Н. А. Рыбникова (1930), «Развитие памяти» А. Н. Леонтьева (1931), «Память и мышление» П. П. Блонского (1935). Серьезную работу развернули П. И. Зинченко, Л. В. Занков, М. Н. Шардаков и др. Достаточно хорошо был выяснен вопрос о преимуществах осмысленного, логического запоминания. Было доказано, что процессы памяти и мышления не противостоят, а взаимно дополняют друг друга, что мышление играет положительную роль в мнемических процессах. Были получены убедительные данные о преимуществах осмысленного запоминания в отношении объема и скорости запоминания, прочности сохранения. Был накоплен значительный материал, раскрывающий содержание мнемической деятельности. Имелись данные, относящиеся к возрастной характеристике мнемической функции.

На основе всестороннего анализа проведенных исследований А. А. Смирнов сумел найти свой предмет исследования, выдвинул ряд принципиально важных в теоретическом и практическом отношении положений, определивших оригинальность его подхода к изучаемым проблемам. Характерную особенность исследований А. А. Смирнова по проблемам памяти и их большую научную ценность составляет то, что они одинаково важны как для общей, так и для педагогической психологии.

Уже в первой экспериментальной работе А. А. Смирнова, посвященной изучению ретроактивного торможения (опубликована в 1940 г.), четко обозначилась тенденция к решению как теоретических, так и практических задач. Отмечая существенный интерес проблемы ретроактивного торможения для выяснения вопроса о причинах забывания, он одновременно показал его педагогическую значимость, подчеркивая, что знание условий, при которых может возникнуть явление ретроактивного торможения, а также условий, ослабляющих или даже устраняющих его, «должно помочь учителю так организовать последовательность работ учащихся, чтобы действие этого вида торможения было наименьшим» [22; 354].

Центральную проблему исследований А. А. Смирнова в области памяти составляет психология запоминания. В ходе ее изучения он ставит и решает много вопросов, дает детальную характеристику произвольного и непроизвольного запоминания, показывает диалектику их взаимоотношения, демонстрирует роль понимания в запоминании и влияние запоминания на понимание, анализирует мыслительную деятельность при запоминании, определяет значение и функции повторения, выделяет характерные особенности процесса повторения и др.

В исследованиях А. А. Смирнова нашел глубокое воплощение важнейший принцип советской психологической науки — принцип единства психики и деятельности. Изучая влияние направленности и характера деятельности на запоминание [6], А. А. Смирнов выявил ряд существенных условий, определяющих продуктивность процессов произвольного и непроизвольного запоминания. Вопрос о соотношении произвольного и непроизвольного запоминания (т. е. запоминания, составляющего прямую цель действия человека, и запоминания, совершающегося непреднамеренно в ходе деятельности, имеющей другую цель) с теоретической точки зрения является центральным в проблеме запоминания. На первый взгляд преимущества произвольного запоминания кажутся очевидными. Однако имеются несомненные факты и наблюдения, свидетельствующие о том, что значительная часть материала запоминается в жизни непроизвольно и очень прочно.

Экспериментальное исследование соотношения произвольного и непроизвольного запоминания в советской психологии было начато П. И. Зинченко [1]. Им было убедительно показано, что сама по себе установка на запоминание не является решающей для наилучшего запоминания, что непроизвольное

 

69

 

запоминание может быть эффективнее, чем произвольное. Однако в его исследовании был выявлен лишь один вид преимущества непроизвольного запоминания (классификация картинок). А. А. Смирнов поставил вопрос более широко — насколько вообще велика возможность более значительного эффекта непроизвольного запоминания и чем именно она вызывается? Кроме того, он задался целью выяснить совершенно до того не изученный вопрос — каков сравнительный эффект произвольного и непроизвольного запоминания при отсроченном воспроизведении. Предметом его исследования было также изучение возрастных различий в этом процессе.

Экспериментальные данные А. А. Смирнова позволили сформулировать общую закономерность соотношения произвольного и непроизвольного запоминания: запоминается прежде всего то, что составляет цель нашего действия. Решающим фактором, определяющим эффективность запоминания, является степень интеллектуальной активности, определяемая характером деятельности. Деятельность, требующая значительной интеллектуальной активности и углубленного понимания содержания запоминаемого материала, благоприятна для непроизвольного запоминания материала и дает возможность получить более высокие показатели, чем в условиях чисто мнемической задачи. Эксперименты с отсроченным воспроизведением позволили установить, что то, что непроизвольно запоминается в условиях интеллектуальной активности, сохраняется в памяти более прочно, чем то, что запоминается произвольно в условиях только мнемической задачи.

Найденная закономерность получила подтверждение и в экспериментах, направленных на изучение возрастных различий. У младших школьников выявилась более значительная продуктивность непроизвольного запоминания, чем у старших, поскольку они должны были проявлять более высокую интеллектуальную активность при выполнении предлагавшихся задач, которые были для них более трудны, чем для взрослых.

Подводя итог анализу фактов, характеризующих зависимость запоминания от деятельности, в процессе которой оно осуществляется, А. А. Смирнов указал на их основной теоретический смысл: «Они показывают полную правомерность и плодотворность основного принципа передовой психологической мысли — о теснейшей взаимосвязи и единстве психических процессов и деятельности, в условиях которой эти процессы находят свое осуществление» [6; 425]. Результаты исследований ставили важнейшую задачу и в педагогическом плане — так организовать учебную деятельность, чтобы необходимый учебный материал запоминался в ходе работы над ним, а не являлся лишь результатом произвольного запоминания.

Большое значение имели экспериментальные исследования А. А. Смирнова по проблеме осмысленного запоминания. Эта проблема интересовала многих ученых. Но А. А. Смирнов сумел найти свой оригинальный поворот в ее изучении. Уже в первой крупной работе по этой проблематике [7] он отметил, что в подавляющем большинстве работ по психологии памяти игнорируется или даже отрицается активный характер процессов запоминания и поэтому исследователи ограничиваются «почти исключительно результативной стороной, эффектом запоминания, в его зависимости от тех или иных условий, в каких запоминание протекает. Самый же процесс запоминания во всем его конкретном и богатом содержании, по существу своему включающий в себя многообразие психических процессов, остается вне изучения и выявлен поэтому еще очень недостаточно» [7; 7]. К тому же процесс запоминания исследовался преимущественно с помощью искусственного, бессмысленного или бессвязного материала, потребность в запоминании которого практически встречается очень редко. Потому А. А. Смирнов поставил перед собой задачу вскрыть качественную сторону процесса запоминания, выявить его своеобразие, базируясь на процессе запоминания связного, осмысленного материала, с каким и приходится иметь дело в реальной жизненной практике (прежде всего в обучении).

 

70

 

Первоочередное внимание он уделил изучению процессов мышления при запоминании, поскольку в осмысленном запоминании они занимают основное и центральное место, «являются зерном, составляющим самую суть осмысленного запоминания» [7; 8]. Как и большинство своих работ, А. А. Смирнов построил исследование этих проблем в сравнительно-генетическом плане, имея в виду двоякую цель — вскрыть психологическую суть изучаемых процессов и на этой основе наметить пути руководства их развитием. Специфическим для А. А. Смирнова приемом решения поставленных задач был путь изучения от высших, наиболее развитых форм процесса (поэтому он начинал исследование с изучения взрослых) к более простым. «Только выяснив то, что характеризует процессы понимания в их наиболее развитом виде, — писал А. А. Смирнов, — можно достаточно продуктивно искать, в чем заключается их своеобразие на более ранних ступенях развития» [7; 8].

Принципиально важное значение имело то, что процесс осмысленного запоминания А. А. Смирнов рассматривал не как изолированно функционирующий механизм памяти, а как компонент человеческой деятельности, неразрывно связанный со всем комплексом определяющих ее задач и мотивов. Оценивая процесс запоминания как одно из важнейших звеньев процесса усвоения знаний, обеспечивающего успешность учебной деятельности, А. А. Смирнов подчеркивал, что «оно направлено на выполнение тех или иных задач, стоящих перед учащимися и так или иначе осознаваемых ими. В основе его лежат те или иные мотивы, побуждающие школьника действовать, то или иное отношение к задачам и процессу усвоения, определяющее собой характер этого процесса, его конкретные особенности» [7; 7].

Такой подход к изучаемым проблемам обусловил то, что А. А. Смирнов дал более содержательный анализ процесса осмысленного запоминания, чем исследователи, трактующие его лишь как результат изолированно действующего механизма. Он показал не только обычно подчеркиваемую зависимость запоминания от понимания, но и обратную зависимость процессов понимания запоминаемого и заучиваемого материала от мнемической задачи, накладывающей специфический отпечаток на мыслительную деятельность. Анализ мыслительной деятельности в процессе запоминания получил в работах А. А. Смирнова исключительную глубину, содержательность, основательность, систематичность и полноту.

В ходе изучения содержания мнемической деятельности А. А. Смирнов много внимания уделял характеристике тех приемов мышления, которые служат опорой запоминания, источником его более высокой продуктивности, исходя из того, что неосведомленность в способах эффективного запоминания, неумение пользоваться мыслительными приемами как средством запоминания являются источником недостатков не только в интеллектуальной деятельности, но и в общем уровне психического развития. В результате его исследований был выявлен целый ряд таких приемов, в частности разбивка запоминаемого материала на основные, более или менее дробные смысловые части, смысловая группировка отдельных частей материала, выделение смысловых опорных пунктов, смысловое соотнесение и сопоставление соответствующих друг другу (в том или ином отношении) частей запоминаемой информации между собой или с тем, что уже известно человеку из прошлого опыта. Существенно важным в педагогическом отношении было при этом акцентирование на необходимости стимуляции активности школьника, на том, что «школьник должен сам производить операции, необходимые для более глубокого осознания текста» [7; 87].

С позиций признания активности и осмысленности запоминания А. А. Смирнов подходил и к решению проблемы повторения. Многие психологи рассматривали повторение как механическое воспроизведение уже выполненного действия. А. А. Смирнов указал на необходимость трактовать повторение как основу более глубокого осознания действия, более глубокого понимания того, что надо запомнить. «Запоминание, — подчеркивал он, — должно быть понято не как однообразное многократное запечатление того,

 

71

 

что надо запомнить, а как разнообразно протекающая деятельность, каждое отдельное звено которой, т. е. каждое отдельное повторение, направлено на решение новой задачи, зависящей от общей цели, которую надо достигнуть, и от уже достигнутых результатов» [22; 338—339].

В педагогическом отношении важное значение имело впервые выдвинутое А. А. Смирновым положение о том, что оптимальная организация мнемической деятельности требует непременного включения повторяемого материала в новую содержательную задачу, предполагает организацию повторения как бы с «внутренней» стороны процесса. «Весьма важно, — подчеркивал он, — чтобы повторение включалось в эту новую деятельность (в решение новой задачи) как его необходимое звено, как основа решения новой задачи, как средство ее решения. При этих условиях повторение приобретает новый и интересный смысл» [22; 340—341].

Результаты изучения произвольного и непроизвольного запоминания, осмысленности запоминания, повторения при заучивании составили содержание монографии «Психология запоминания» [11], являющейся главным трудом А. А. Смирнова в области памяти. Основные результаты изучения различных проблем памяти, в том числе и психологии запоминания, составили содержание такого его труда, как «Проблемы психологии памяти» [22].

На основе своей концепции памяти А. А. Смирнов развернул ряд углубленных исследований отдельных ее проблем. Под его руководством было выполнено свыше 20 диссертационных исследований. Основная работа была сосредоточена в руководимой им лаборатории. Наиболее значимые результаты этой работы представлены в сборниках «Вопросы психологии памяти», «Возрастные и индивидуальные различия памяти» и в коллективной монографии «Развитие логической памяти у детей», вышедших под ред. А. А. Смирнова [15], [23], [31].

Работы, проводившиеся в 50-е гг. и опубликованные в сборнике «Вопросы психологии памяти», были посвящены изучению соотношения образной и словесно-логической памяти, роли образа и слова в запоминании. Исследование этого вопроса имеет важное значение для решения общей методологической проблемы о соотношении абстрактного и конкретного, о путях перехода от конкретного к абстрактному, о роли конкретного на уровне оперирования абстрактным материалом. На основе экспериментальных данных, относящихся к мнемической деятельности, были убедительно продемонстрированы принципы единства конкретного и абстрактного, чувственного и логического, их неразрывная связь. Результаты экспериментов показали взаимную поддержку образа и слова в процессах запоминания, положительную роль каждого из них в запоминании как образного, так и словесного материала. Вместе с тем исследования выявили и различия в соотношении образной и словесной памяти по мере психического развития (начиная с младшего школьника и кончая взрослым), а также и наличие некоторых индивидуальных различий в данном соотношении. Эти исследования, вскрывая существенные условия продуктивности запоминания, указывали пути правильной организации учебной деятельности, имеющей своей целью запоминание того или иного материала.

В 60-е гг. под руководством А. А. Смирнова был выполнен цикл исследований по выяснению возрастных и индивидуальных различий памяти, включая детей дошкольного возраста, школьников разных ступеней обучения и взрослых (студентов). В отличие от подавляющего большинства ранее опубликованных работ по этой проблематике, ограничивавшихся главным образом количественными показателями, развернутые под руководством А. А.. Смирнова исследования самое широкое внимание уделили качественным характеристикам мнемической деятельности, сопоставлению количественных и качественных показателей. Особое место было отведено изучению взаимосвязи различных видов и сторон памяти, поскольку проблема взаимосвязи психических процессов относится к числу наиболее существенных в психологической науке. Обнаруженные в исследованиях различия в количественных

 

72

 

показателях корреляции на разных возрастных ступенях дали основания говорить о существовании некоторых типологических различий между людьми по уровню развития сопоставляемых мнемических процессов. В ходе исследования вновь подтвердилась значительная степень зависимости принадлежности людей к тому или иному типу от характера деятельности, осуществляемой при запоминании. Вместе с тем была отмечена определенная роль органической основы памяти («мнемы»). Полученные в исследованиях результаты показали широкие возможности изменения уровня развития тех или иных сторон или видов памяти путем соответствующей организации мнемической деятельности и руководства ею.

Проблема руководства развитием мнемической деятельности стала основной при исследовании процесса развития логической памяти у детей, организованного А. А. Смирновым в 70-е гг. Он выделил в вопросе о роли мышления в мнемической деятельности три основных аспекта: положительное влияние мышления на продуктивность памяти, т. е. преимущество логической памяти над механической; характеристика процессов мышления, участвующих в процессах запоминания, т. е. содержание мнемической деятельности; формирование приемов логического, осмысленного запоминания и, следовательно, соответствующих мыслительных процессов. В связи с этим А. А. Смирнов отмечал: «Если вопрос о преимуществе логической памяти над механической имеет уже очень длинную историю и представлен многочисленными исследованиями, проведенными в разных странах, а вопрос о содержании мнемической деятельности довольно широко разработан в трудах советских психологов, то вопрос о формировании логического запоминания только начали изучать, причем лишь в самое последнее время» [31; 16]. Именно поэтому он и организовал ряд исследований по этой проблематике. Задачей этих исследований являлось изучение возможностей развития логической памяти на относительно ранних этапах возрастного развития. Исследовались различные приемы логического запоминания с точки зрения их доступности детям разного возраста. Акцент в этих исследованиях был сделан на определении путей организации целенаправленного обучения приемам логического запоминания. Важнейший результат проведенных исследований заключается в том, что выявлены значительно более богатые возможности логического запоминания у детей младших возрастов (не только младших школьников, но и старших дошкольников), чем это принято думать на основе житейских наблюдений и некоторых экспериментальных данных. Этот главный итог позволяет углубить теоретические проблемы развития психики, помогает вскрыть недостаточно используемые резервы интеллектуального развития ребенка, показывает пути применения экспериментальных исследований в практической работе с детьми.

Круг проблем, интересовавших А. А. Смирнова, не ограничивался рассмотренными вопросами. Под его руководством проводилось также изучение особенностей изменения мнемических функций по мере старения человека, исследование особенностей мнемической деятельности в экстремальных условиях, выяснялось влияние стресса и психического напряжения на мнемические функции, изучались физиологические механизмы индивидуальных различий памяти и др.

Все сказанное свидетельствует о том, что А. А. Смирнов в исследовании проблем памяти является не только крупнейшим советским психологом, но и ученым мирового масштаба.

 

4

 

Много внимания уделял А. А. Смирнов вопросам возрастной и педагогической психологии. Его первой крупной публикацией была монография «Психология ребенка и подростка» [2]. Она не была результатом его собственных исследований, а содержала обобщение того наиболее ценного, что было накоплено русской и зарубежной наукой в этой области. В ней были суммированы и проанализированы данные о характерных чертах психического и физического развития ребенка и подростка, объединенные мыслью о том, что

 

73

 

«дитя есть существо, непрерывно развивающееся» [2; 3]. Вторая основная идея, пронизывающая эту книгу, состояла в том, что «любая черта личности ребенка должна быть рассматриваема в связи со всеми наиболее характерными особенностями данного возрастного периода» [2; 3—4]. Исходя из этого, А. А. Смирнов стремился создать целостную картину детского развития, дать всестороннее представление о духовном и физическом облике ребенка и подростка. Это стремление в сочетании с доступностью изложения научных фактов делало книгу А. А. Смирнова полезной для всех, кто интересуется проблемами детского развития и воспитания, обеспечило ее популярность. В течение пяти лет она переиздавалась 4 раза.

Наибольшее число работ А. А. Смирнова в области педагогической психологии связано с проблемами усвоения знаний. Решение этих проблем тесно координировалось у него с исследованием проблем психологии памяти. Уже в его брошюре «Закрепление знаний в школе», опубликованной в 1936 г. [5], были сформулированы основные вопросы, ставшие центральными в экспериментальных исследованиях процесса запоминания и одновременно являющиеся важнейшими для определения условий успешности в усвоении знаний, — роль понимания в прочности усвоения заучиваемого материала, значение целенаправленности и установки на запоминание в этом процессе, роль эмоций и интереса, необходимость активности, место повторений и их рациональная организация, зависимость работы по закреплению знаний от индивидуальных различий детей. Такой же характер (соединение исследовательского и педагогического аспекта) носили и другие его работы, в частности статья о методике повторений [8].

Значительной для советской психологии обучения была статья А. А. Смирнова по вопросам психологии усвоения понятий школьниками, опубликованная в 1946 г. [9]. Рассмотрев три аспекта психологии усвоения понятий (виды усвоения, источники формирования понятий, некоторые особенности содержания понятий у школьников), А. А. Смирнов показал значение проблем усвоения понятий для психологии и педагогики и связанные с этим трудности, стоящие перед исследователем (в частности, отметил нередко наблюдающуюся подмену психологического исследования понятий их чисто логической характеристикой). На этой основе он наметил главные задачи и направление исследований этой проблемы, учитывая особое место понятия в человеческом познании. «Психология,— подчеркивал он, — должна показать, как мыслится содержание понятий на разных этапах их усвоения, в различных условиях овладения ими, как используются понятия в различных видах конкретной мыслительной деятельности человека, в конкретных процессах мышления учащегося в особенности» [9; 76]. После публикации этой статьи развернулась интенсивная исследовательская работа по этой проблематике, давшая во многом плодотворные результаты.

Для последующих этапов развития советской педагогической психологии большое значение имела статья А. А. Смирнова (в соавторстве с Г. С. Костюком и Н. А. Менчинской) об основных проблемах психологии обучения применительно к актуальным задачам школы [20], подводящая итоги и намечающая перспективы ее развития. Особенно важна была постановка вопроса о расширении познавательных возможностей учащихся как пути повышения уровня школьного обучения. Существенное значение при этом имело то, что проблема расширения познавательных возможностей рассматривалась как частный случай более общей проблемы — единства обучения и развития. Из этого вытекало, что важнейшая задача дальнейших исследований возрастных закономерностей развития заключается в том, чтобы показать, какие изменения в знаниях, способах их приобретения и оперирования ими, в мотивации познавательной деятельности, в возможностях овладения человеческим опытом характерны для каждой стадии развития, как совершаются диалектические переходы от одной стадии к другой, какова роль во всем этом школьного обучения. Эта задача была поставлена не только по отношению к умственному развитию,

 

74

 

но и к нравственному и эстетическому.

В качестве задачи первостепенного значения был поставлен вопрос о психологических аспектах соединения обучения с трудом. В связи с этим была отмечена необходимость разработки психологических требований к содержанию трудовой деятельности, которое должно открывать достаточно широкие возможности для применения теоретических знаний в труде, для использования трудовой практики в качестве источника знаний, развития технического мышления, конструктивных способностей, для овладения трудовыми умениями и навыками. Было привлечено внимание к проблеме мотивации труда учащихся, к изучению стимулов их труда, формированию определенного отношения к труду, в особенности к тем его видам, которые представлены в условиях производственного обучения. Отмечена необходимость психологического изучения профессий, их психологической специфики.

Интерес А. А. Смирнова к проблемам психологии трудового обучения не был случайным. Еще в 1927 г. им была опубликована монография «Психология профессий» [3]. В ней были рассмотрены основные вопросы научной организации выбора профессии, в частности фактические основания ее выбора, необходимость его рационализации и основные ее пути (профориентация, профконсультация, профотбор), методика психологического исследования профессиональной пригодности, даны очерки психологического содержания целого ряда профессий. На новом уровне он обратился к этим проблемам в конце 50-х — начале 60-х гг. В эти годы вышло под его редакцией два сборника, посвященных вопросам психологии трудового обучения [19], [24].

Важное значение для разработки проблем психологии воспитания имела статья А. А. Смирнова «Вопросы психологии личности советского школьника» [12], в которой со всей определенностью было сказано о том, что проблема личности, ее формирования должна быть одной из центральных проблем советской психологии. Принципиальную роль в организации исследований в этой области сыграло высказанное А. А. Смирновым убеждение в необходимости активного подхода к решению проблем личности. «Являясь действенной, а не созерцательной наукой,— подчеркивал он,— советская психология не ограничивается описанием и объяснением тех или иных черт личности, а ставит целью изучение путей и средств их активного формирования. В этом ее основная задача» [12; 69]. Кроме определения общего принципа исследования личности школьника, А. А. Смирновым были намечены и основные проблемы, конкретизирующие его. Он обратил внимание на необходимость исследовать процесс усвоения знаний, нужных для формирования убеждений и мировоззрения школьника, выяснить пути перехода знаний в убеждения и формирования целостного мировоззрения, изучить своеобразие формирования устойчивых, привычных форм морального поведения как претворения убеждений и мировоззрения на практике.

Не выпадал из поля внимания А. А. Смирнова и целый ряд других проблем педагогической психологии, в частности вопросы программированного обучения, диагностические методы психологического исследования школьников [25], причины второгодничества и др.

 

5

 

Значительную часть творческого наследия А. А. Смирнова составляют работы теоретического и историко-психологического характера.

Теоретическим работам А. А. Смирнова свойственна двоякая направленность: с одной стороны, они дают анализ состояния той или иной проблемы (или ряда проблем) и в то же время указывают основные пути, по которым должна идти их дальнейшая разработка. Показательны в этом отношении доклады А. А. Смирнова на Всесоюзных психологических совещаниях 1952 и 1955 гг., явившихся предтечей Всесоюзных психологических съездов. Крупное методологическое значение имел доклад А. А. Смирнова

 

75

 

о состоянии психологии и путях ее перестройки на основе учения И. П. Павлова в 1952 г. [13]. В этом докладе А. А. Смирнов дал детальный критический анализ достижений и недостатков в развитии психологической науки, показал плодотворность для психологии физиологического учения И. П. Павлова и наметил конкретные направления использования павловской теории в психологических исследованиях. Этот доклад оказал реальную помощь в нахождении наиболее рациональных путей психофизиологических исследований, способствовал повышению теоретического уровня науки, помог возникновению некоторых новых направлений исследовательской работы. Он имел резонанс не только во всей советской психологической науке, но и за рубежом, был переведен и перепечатан в итальянских, немецких и китайских журналах.

Важное значение имел доклад А. А. Смирнова о состоянии научно-исследовательской работы в области психологии, опубликованный в 1955 г. [14]. В нем была дана четкая формулировка наиболее актуальных задач дальнейших психологических исследований (материал этого доклада был опубликован также на итальянском языке).

Примером скрупулезного, детального анализа отдельных научных проблем является обзор исследований развития памяти, данный А. А. Смирновым в первом томе сборника «Психологическая наука в СССР» [16], переведенного и изданного также в США и КНР.

Историко-психологические работы А. А. Смирнова включают обзоры, подводящие итоги развития психологии за определенный период времени, характеризующие тенденции ее развития, статьи, связанные с юбилейными датами, статьи, дающие анализ взглядов выдающихся деятелей науки. Широкую известность получил текст вечерней лекции А. А. Смирнова на XVIII Международном психологическом конгрессе о путях развития советской психологии [21], изданный на английском, французском, польском, венгерском, сербском языках. Помимо информации о развитии научных исследований в СССР, новой для многих участников конгресса, важное значение имел акцент на необходимости расширения международного научного сотрудничества, усиления контактов между учеными разных стран, развертывания совместных исследований, обмена результатами научных исследований как одного из действенных средств в борьбе за мир.

Одной из первых советских послевоенных публикаций в зарубежных изданиях была статья о русской психологии, написанная по заказу международного издания «История науки» А. А. Смирновым совместно с Б. М. Тепловым. Очерк развития советской педагогической психологии 40—70-х гг. был опубликован А. А. Смирновым в сборнике, посвященном педагогической психологии в странах социализма, изданном в Праге. Неоднократно А. А. Смирнов подводил итоги развития психологической науки как в целом по СССР, так и по союзным республикам, в связи с юбилейными датами (40-летие и 50-летие Октябрьской революции, 50-летие образования СССР). Эти обзоры являются источником для изучения советской психологии, поскольку отличаются полнотой охвата всех исследуемых проблем, точной передачей их смысла и вклада в науку. Такой же характер носят и его работы, раскрывающие психологические взгляды и творческую роль ряда мыслителей и ученых — Я. А. Коменского, А. И. Герцена, К. Д. Ушинского, К. Н. Корнилова, Б. М. Теплова [18], [26], [28], [29], [32].

Наибольшую ценность среди работ историко-психологического цикла составляет капитальная монография А. А. Смирнова «Развитие и современное состояние психологической науки в СССР» [30], вышедшая в серии «Основы психологии». Этот фундаментальный труд представляет плод многолетних раздумий автора о путях развития русской и советской психологической науки. Пожалуй, более, чем его другие произведения, монография отражает черты личности ее автора, стиль его научной деятельности,

 

76

 

характерные для А. А. Смирнова объективность, широту взгляда, доброжелательность, бережное отношение к идеям и фактам, заключенным в той или иной работе, стремление вникнуть в причины зарождения тех или иных взглядов, подчеркнуть то положительное, что внес в науку тот или иной автор.

Рассматривая дореволюционный период развития русской психологии, А. А. Смирнов показал ее связь с общим прогрессом мировой психологической науки и смежных с ней областей, в первую очередь естественных наук, выявил ее существенное своеобразие, обусловленное историческими условиями развития русской науки и общественной жизни. В контексте изложения психологических воззрений передовых русских мыслителей и ученых (прогрессивных деятелей XVIII— XIX в., революционных демократов, И. М. Сеченова, К. Д. Ушинского, И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, А. А. Ухтомского, В. А. Вагнера, П. Ф. Лесгафта и др.) он органично и выпукло показал, что прогрессивная русская психологическая мысль чутко откликалась на запросы и потребности русского общества на том или ином отрезке его истории, что постановка основных теоретических проблем соотносилась с коренными интересами общественной жизни. Очень точно А. А. Смирнов охарактеризовал основные тенденции движения психологической мысли, показав перспективность и плодотворность той линии ее развития, которая координировалась со стремлением к объективному изучению психических явлений и процессов, с естественнонаучным познанием человека, с идеями философского материализма.

Вполне правомерно А. А. Смирнов много внимания уделил периоду становления советской психологии и начальным этапам ее развития, поскольку именно в те годы, в ходе идейной борьбы и теоретических дискуссий, были определены наиболее значимые в методологическом отношении теоретические проблемы, сформировался диалектико-материалистический фундамент теоретической и экспериментальной психологии, сложились основные направления исследований советских психологов, развитые в дальнейшем. А. А. Смирнов показал основные моменты развития советской психологической теории через призму взглядов наиболее видных деятелей психологической науки того времени (К. Н. Корнилов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, М. Я. Басов). Это позволило, с одной стороны, сделать более конкретной, персонифицированной, картину разносторонних исканий и попыток творческого решения самых актуальных вопросов психологической теории, а с другой стороны, отдать дань уважения пионерам советской психологии, тем, кто взял на свои плечи тяжесть строительства основ советской психологии.

Благодаря стремлению и умению А. А. Смирнова точно передавать самую суть взглядов того или иного автора, опираясь на его собственные высказывания, ему удалось дать представление не только о постановке и решении различных вопросов, но и о способе выражения мыслей, характерном для деятелей того времени, что позволяет составить некоторое мнение об особенностях личности и эпохи, в которую жил и творил ученый.

Анализируя современное состояние психологической науки в СССР, А. А. Смирнов также проявил строгую объективность, научную добросовестность в изложении и оценке полученных советскими психологами результатов научных исследований, показал правомерность различных подходов к решению одних и тех же проблем, тщательно рассмотрел разные точки зрения на некоторые вопросы, стараясь в каждой системе взглядов выявить то, что определяет ее научное значение.

 

6

 

Значительная роль принадлежит А. А. Смирнову в подготовке советских учебников по психологии и в популяризации психологических знаний. Еще в 1930 г. он принял участие (совместно с П. А. Шеваревым и М. В. Соколовым) в создании курса лекций для заочников «Основы психологии».

 

77

 

В 1931 г. он вошел в состав авторского коллектива пособия, изданного Архитектурным институтом, «Рабочая книга по цветоведению». В 1938 г. был создан новый учебник психологии для вузов под ред. К. Н. Корнилова, Б. М. Теплова, Л. М. Шварца (в 1940 г. вышло 2-е изд.). А. А. Смирновым в этом учебнике были написаны главы «Память» и «Мышление». В 1948 г. было подготовлено 3-е, переработанное издание учебника, в котором А. А. Смирнов вошел в состав редколлегии (совместно с К. Н. Корниловым и Б. М. Тепловым) и стал автором глав «Восприятие», «Память», «Мышление», «Интересы детей»; в 1949—1951 гг. учебник был издан на чешском языке, в 1951 г.— на болгарском языке. В 1953 г. А. А. Смирновым, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном и Б. М. Тепловым был разработан проспект учебника психологии для вузов, а в 1956 г. был опубликован сам учебник (под редакцией указанных авторов), в котором А. А. Смирнов был главным редактором и являлся автором глав «Мышление» и «Внимание» (в 1962 г. вышло 2-е изд.). Этот учебник пользовался большой популярностью, длительное время был основным для педагогических институтов в нашей стране и был издан на польском, немецком, болгарском, испанском и японском языках. К работе над учебниками примыкают работы, связанные с вопросами преподавания психологии, в частности статья о задачах и содержании преподавания психологии в вузах [10].

А. А. Смирнов является также автором многих научно-популярных работ, главным образом по проблемам воспитания памяти и усвоения знаний.

 

7

 

Большое место в жизни А. А. Смирнова занимала научно-организационная и общественная деятельность.

Чрезвычайно большая роль принадлежит А. А. Смирнову в организации научной жизни психологов нашей страны, в консолидации научных сил, в координации научно-исследовательской работы в области психологии. Он был одним из главных инициаторов организации Всесоюзных совещаний по психологии в Москве в 1952, 1953 и 1955 гг., созванных после длительного перерыва (с начала 30-х гг.) и ставших широким форумом для обсуждения наиболее актуальных проблем психологической науки. В 1957 г. было учреждено Общество психологов. В его организации А. А. Смирнову принадлежит самая активная роль. В работе Общества он всегда не только принимал самое живое участие, но и был в течение ряда лет его председателем, всегда входил в состав Центрального совета Общества. Важное значение имела его работа на Всесоюзных съездах Общества, где А. А. Смирнов проводил не только большую организационную работу, но и выступал с докладами, указывающими основную линию развертывания дальнейших исследований.

Велика роль А. А. Смирнова в создании авторитета советской психологической науки за рубежом, в налаживании международных научных контактов. Он входил в число первых представителей советской психология на международных научных форумах. В 1948 г. он был в составе советской делегации на Конгрессе немецких учителей. В 1953 г. А. А. Смирнов возглавлял советскую делегацию на Международном конгрессе, посвященном детской психологии, проходившем во Франции (Париж), где выступал с докладом о развитии детской и педагогической психологии в СССР. В 1956 г. он представлял СССР на Международном совещании ЮНЕСКО по проблемам успеваемости в школе, проходившем в ФРГ (Гамбург). В 1957 г. А. А. Смирнов входил в состав советской делегации на XV Международном психологическом конгрессе, проходившем в Бельгии (Брюссель). В том же году был руководителем делегации советских работников просвещения в Австрии. В 1959 г. А. А. Смирнов был членом советской делегации работников просвещения, посетившей США. В 1960 г. он представлял советскую психологическую науку на XVI Международном психологическом конгрессе в ФРГ (Бонн). В 1961 г. он был участником Международного

 

78

 

конгресса по прикладной психологии в Дании (Копенгаген). В 1962 г. А. А. Смирнов был командирован в Англию для ознакомления с состоянием психологической науки, в 1964 г.— в Польшу. Помимо участия в международной жизни психологической науки А. А. Смирнов принимал активное участие и в международной общественной деятельности — был членом правления Советско-Австрийского общества дружбы, членом правления Института советско-американских отношений, почетным членом Польского психологического общества.

Важное научное и общественное значение имело проведение в СССР (Москва) XVIII Международного психологического конгресса, более многочисленного, чем все предыдущие. Конгресс прошел на высоком научном и организационном уровне, в чем несомненно значительную роль сыграла деятельность А. А. Смирнова как председателя Организационного комитета.

Неоценимо велико значение А. А. Смирнова как директора НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. В течение почти 28 лет (с июля 1945 г. до января 1973 г.) он возглавлял коллектив института. За эти годы институт не только стал ведущим научно-исследовательским учреждением страны в области психологии, но и превратился в дружный научный коллектив,' живущий общими интересами, где каждый сотрудник стремился полностью отдать свои силы на общее дело.

Талант человеческого общения, свойственный А. А. Смирнову, порождал творческую атмосферу в коллективе, вызывал у сотрудников стремление всемерно повышать свой научный уровень и культуру научных исследований. Широта научных взглядов, такт, умение связывать теоретические, практические и организационные вопросы, полная доступность и благожелательность в общении с каждым, умение бескорыстно радоваться успехам науки и успехам каждого, кто сделал новый шаг в познании неизведанного, способность оказать действенную помощь тому, кто в ней нуждается, подлинная интеллигентность, чрезвычайная обязательность по отношению к своему слову создали А. А. Смирнову огромный авторитет, вызывали в коллективе такое отношение к делу, которого нельзя добиться никакими административными мерами.

Под руководством А. А. Смирнова институт добился значительных научных результатов, стал авторитетным учреждением, оказывающим существенное влияние на развитие психологической науки и различные сферы практики. Работа института была высоко оценена, и в 1971 г. он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Особенно много внимания уделял А. А. Смирнов молодым, начинающим научным работникам, благодаря чему институт стал хорошей кузницей научных кадров для психологических научных и учебных заведений. При участии и руководстве А. А. Смирнова были сформированы научно-исследовательские коллективы на периферии (кафедра психологии Ульяновского пединститута, кафедра психологии Казанского университета и др.), работающие в тесном контакте с институтом. Важную роль играл А. А. Смирнов в подготовке научных кадров. И не только как непосредственный руководитель работы аспирантов, но и как председатель Ученого совета института, обеспечивавший высокую требовательность к защищаемым диссертациям, их объективный критический анализ. Принципиальность, объективность, доброжелательная строгость А. А. Смирнова в оценке результатов научных исследований имели большое положительное значение и в его деятельности в экспертной комиссии ВАК по психологии и педагогике, председателем которой он был многие годы. Большое место в деятельности А. А. Смирнова занимала редакционно-издательская работа. В 1955 г. начал выходить журнал «Вопросы психологии». Огромную работу по его организации провел А. А. Смирнов, ставший его главным редактором и остававшийся им с некоторым перерывом до конца жизни (в 1958—1965 гг. главным редактором был Б. М. Теплов). В течение длительного времени

 

79

 

«Вопросы психологии» были единственным центральным органом советской психологической науки. Умелое руководство журналом создало ему большой научный авторитет, сделало его основной печатной трибуной для обобщения и распространения опыта, накопленного в научных исследованиях, организационным центром, консолидирующим усилия советских психологов на изучении важнейших теоретических и практических проблем.

Наряду с работой в журнале А. А. Смирнов осуществлял и другие редакционные функции. В течение многих лет он принимал участие в создании ряда энциклопедических изданий: был научным консультантом по отделу психологии во 2-м издании. Большой советской энциклопедии, в 3-м издании Малой советской энциклопедии, в 1-ми 2-м изданиях Энциклопедического словаря, одним из организаторов и членом редакционной коллегии четырехтомной Педагогической энциклопедии. А. А. Смирнов был инициатором создания и главным редактором первого в отечественной психологии многотомного руководства «Основы психологии». Один из томов был написан им лично [30]. При жизни А. А. Смирнова вышло три тома этой серии (1974, 1975, 1978).

Огромная научная эрудиция и многолетний редакционный опыт обеспечивали чрезвычайную плодотворность редакционной деятельности А. А. Смирнова. Его помощь авторам была незаменимой. Большая требовательность сочеталась у него с исключительной бережностью к авторскому тексту. Его редактирование никогда не было правкой ради правки, всегда было необходимо и оправданно. Тактично, неназойливо помогал он выделить главное в статье, отказаться от ненужных мелочей, правильно структурно оформить текст.

Помимо научно-организационной А. А. Смирнов вел большую общественную работу. С 1947 по 1953 г. он был депутатом Краснопресненского районного Совета депутатов трудящихся 2-го и 3-го созывов. В 1950 и 1953 гг. избирался депутатом Московского городского Совета депутатов трудящихся 3-го и 4-го созывов.

Научная и общественная деятельность А. А. Смирнова была отмечена рядом правительственных наград: орденом «Знак Почета» (1945), орденом Ленина (1951), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1966 и 1974), орденом Октябрьской Революции (1971); медалями — «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «В память 800-летия Москвы», «В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», медалью им. К. Д. Ушинского, медалью им. Н. К. Крупской, значком «Отличник народного просвещения».

Какого бы рода деятельностью ни занимался А. А. Смирнов, на всем отражались черты его неповторимой личности, во все он вкладывал живую душу, отдавал не только свой недюжинный ум, но и щедрое сердце.

 

1.       Зинченко П. И. Проблема непроизвольного запоминания: Научные записки Харьковского гос. пединститута иностранных языков, т. 1, 1939, с. 142—188.

2.       Смирнов А. А. Психология ребенка и подростка. — М., 1926; 2-е изд., 1928; 3-е изд., 1929; 4-е изд., 1930. —258 с.

3.       Смирнов А. А. Психология профессий. — М., 1927.— 135 с.

4.       Зрительные ощущения и восприятия / Отв. ред. С. В. Кравков, Б. М. Теплов. — М.; Л., 1935. —272 с.

5.       Смирнов А. А. Закрепление знаний в школе. — М., 1938.— 16с.

6.       Смирнов А. А. О влиянии направленности и характера деятельности на запоминание: — В сб., посвященном 35-летию научной деятельности акад. Д. Н. Узнадзе. Тбилиси 1945, с. 395—426.

7.       Смирнов А. А. Процессы мышления при запоминании. — Известия АПН РСФСР, вып. 1. —М„ 1945, с. 7—88.

8.       Смирнов А. А. Методика повторения. — Советская педагогика, 1945, № 1, (изд. Так же на сербском яз.).

9.       Смирнов А. А. Вопросы психологии усвоения понятий школьниками. — Советская педагогика, 1946, № 8—9, с 76—88.

10.    Смирнов А. А. Задачи и содержание преподавания психологии в педагогических и учительских институтах. — Советская педагогика, 1947, № 12, с. 60—69.

11.    Смирнов А. А. Психология запоминания.—М., 1948. —327 с. (изд. в 1951 г. на польском яз.).

12.    Смирнов А. А. Вопросы психологии личности советского школьника. — Советская педагогика, 1950, № 2, с. 68—84.

13.  Смирнов А. А. Состояние психологии и ее перестройка на основе учения И. П. Павлова. — М., 1952.— 62 с.

14.    Смирнов А. А. О состоянии научно-исследовательской работы в области психологии. — Вопросы психологии, 1955, № 5, с. 38—54.

15.    Вопросы психологии памяти / Под ред. А. А. Смирнова. — М., 1958. — 215 с.

16.    Смирнов А. А. Развитие памяти. — В кн.: Психологическая наука в СССР, т. 1. М., 1959, с. 257—314.

17.    Смирнов А. А. Ленинская теория отражения и психология. — Вопросы психологии, 1960, № 2, с. 10—34.

18.    Смирнов А. А. Экспериментальное изучение психических реакций в работах К. Н. Корнилова. — В сб.: Вопросы психологии личности. М„ 1960, с. 21—37.

19.    Вопросы психологии обучения труду / Под ред. А. А. Смирнова. — М., 1962.— 258 с.

20.    Смирнов А. А. Актуальные задачи школы и проблемы психологии обучения. — Вопросы психологии, 1963, № 5, с. 48—60.

21.    Смирнов А. А. Пути развития советской психологии. — М., 1966. — 31 с.

22.    Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. — М., 1966. —422 с. (изд. в ЧССР в 1969, в США в 1973).

23.    Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова. — М., 1967. — 299 с

24.    Вопросы психологии обучения труду в школе/ Под ред. А. А. Смирнова. — М., 1968. — 263 с.

25.    Смирнов А. А., Леонтьев А. Н., Лурия А. Р. — О диагностических методах психологи ческого исследования школьников. — Советская педагогика, 1968, № 6, с.

26.    Смирнов А. А. К столетию «Педагогической антропологии» К. Д- Ушинского. — Вопросы психологии, 1968, № 4, с. 3—17.

27.    Смирнов А. А. Ленинская теория отражения и психология. — Вопросы психологии, 1970, № 2, с. 3—33.

28.    Смирнов А. А. А. И. Герцен и проблемы психологии. — Вопросы психологии, 1970, № 3, с. 25—33.

29.    Смирнов А. А. Ян Амос Коменский и проблемы психологии. — Вопросы психологии, 1970, № 6, с. 17—33.

30.    Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. — М., 1975.— 350 с.

31.    Развитие логической памяти у детей/ Коллективная монография под ред. А. А. Смирнова. — М., 1976. —255 с.

32.    Смирнов А. А. Борис Михайлович Теплов по воспоминаниям о нем. — В сб.: Психология и психофизиология индивидуальных различий. М., 1977, с. 5—21.

 

Поступила в редакцию 20.VIII.1982 г.