Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

159

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

 

В. А. ЛАВУНСКАЯ,

Ростов-на-Дону

Е. В. ЩЕДРИНА

Москва

 

 С 16 по 18 июня 1982 г. в Ростове-на-Дону проходила научно-практическая конференция «Социально-психологические факторы усиления действенности идеологической работы в свете решений XXVI съезда КПСС», организованная Ростовской межобластной высшей партийной школой совместно с Ростовским отделением общества психологов, кафедрами психологии РГУ и РГПИ1. В ее работе приняли участие специалисты из 14 городов Советского Союза. В программу конференции были включены пленарное заседание, «круглый стол» и три секции.

Пленарное заседание открыл ректор Ростовской высшей партийной школы Г. П. Предвечный. Он отметил, что практическое решение задачи перестройки многих участков и сфер идеологической работы, поставленной XXVI съездом КПСС, требует безотлагательного участия советских психологов в разработке научно обоснованной методики ведения идеологической работы, особенно устной пропаганды и агитации, направленной на конкретную личность и определенную группу. Анализ и обобщение знаний о социально-психологических механизмах, закономерностях, явлениях, обеспечивающих эффективность идеологической работы в форме непосредственного общения, являются основным направлением работы конференции.

От имени Ростовского обкома КПСС к участникам конференции обратился зав. отделом науки и учебных заведений Н. С. Шляхов. Он отметил, что перестройка идейно-воспитательной работы предполагает целеустремленный поиск новых решений в содержании, организации, формах и методах идеологической деятельности партийных организаций, что немыслимо без творческого научного подхода. Пленарный доклад А. К. Уледова и Е. А. Яблоковой (Москва) был посвящен определению специфики социально-психологического подхода к анализу идеологической деятельности партии. В основу определения были положены теоретические положения об объекте социальной психологии — общественной психологии как специфическом духовном образовании, о предмете — закономерностях возникновения, изменения и функционирования общественно-психологических явлений. В докладе особо подчеркивалось, что для внедрения идей в сознание масс необходим учет психологии масс, групп. А это, в свою очередь, требует разработки социально-психологической теории, изучения актуальных проблем социальной психологии (учета и формирования общественного мнения, социально-психологического климата, формирования личности строителя коммунизма).

Рассматривая возможности использования социально-перцептивных механизмов в процессе воздействия на личность и группу, Г. М. Андреева (Москва) выделила необходимый ряд мер, направленных на повышение эффективности идеологического воздействия: улучшение способа подачи идеологического материала; организация совместной деятельности людей; использование представлений о социально-перцептивных механизмах с целью переструктурирования аудитории идеологического воздействия. Было подчеркнуто, что для наиболее полного достижения цели идеологического воздействия — всестороннего развития личности надо иметь абсолютно адекватное представление о той аудитории, на которую пропагандист оказывает это воздействие. При этом важно помнить, что аудитория создает себе образ меры убежденности пропагандиста в тех идеях, которые он доводит до сознания слушателей, и, следовательно, лектор должен строить свое поведение с учетом этого социально-психологического механизма.

М. М. Абрашнев (Арзамас) остановился на применении системного подхода в социальной психологии пропаганды.

С. К. Рощин (Москва) поставил вопрос о политическом формировании личности. На многочисленных примерах докладчик показал, что политическое самосознание личности начинает формироваться задолго до школьного возраста и что ранний опыт оказывает значительное влияние на политические ориентации взрослого.

Е. Ф. Тарасов (Москва) в докладе «Теоретические проблемы речевого воздействия» отметил, что речевое общение и его разновидность — речевое воздействие могут быть описаны только в виде системы дополнительных по отношению друг к другу моделей.

Доклад В. А. Лабунской (Ростов-на-Дону) был посвящен анализу социально-психологических свойств личности в связи с проблемой эффективности идеологической деятельности.

А. С. Золотнякова (Ростов-на-Дону) остановилась на проблеме разработки частной модели личности, в которой были бы четко обозначены те специфические особенности, которые составляют модус профессиональной личности. С этой точки зрения рассматривались и профессиональные аспекты личности пропагандиста.

 

160

 

Ю. А. Шерковин (Москва) поставил вопрос об адекватности пропагандистского воздействия и необходимости разрабатывать отдельные аспекты его эффективности. Говоря о структуре пропагандистской деятельности, он выделил в ней три компонента: теоретический, распространительский и организационный.

На секции «Теоретические и методологические проблемы исследования идеологической деятельности как формы общения» А. К. Уледов стал инициатором разговора о принципах исследования идеологической деятельности, в частности о принципе общения, о связи его с другими методологическими принципами.

В. Н. Панферов (Ленинград) в докладе «Идеологическая функция общения» отметил, что одна из функций идеологии — это интеграция людей. Явление общности возникает на основе рефлексии нашего единства и проявляется в отношениях. Идеологическое воспитание направлено на формирование мировоззренческих знаний, однако, подчеркнул докладчик, нормативные знания порою не обеспечивают нормативного поведения. Дело в том, что процесс реализации знаний человека в его поведении осложнен его отношениями к знаниям. Следовательно, наши представления об эффективности идеологического воздействия, базирующиеся лишь на соответствии знаний и поведения, останутся неполными без изучения этих отношений. Изменение психологических отношений докладчик предложил рассматривать как один из критериев эффективности идеологической деятельности.

В докладах В. С. Агеева (Москва), И. Г. Кокуриной (Москва), В. Н. Петровского (Ростов-на-Дону) обсуждалась связь социальной психологии и идеологии. В частности, были поставлены вопросы о психологических характеристиках группы как объекта воздействия, о способах стимулирования и в соответствии с этим изменения мотивационной сферы личности как субъекта и объекта воздействия, о роли воспитательного воздействия членов коллектива на нарушителя групповой интеграции.

В. А. Рыжков (Москва) с позиций теории речевой деятельности рассмотрел понятие социального стереотипа — относительно константного средства общения, характеризующегося типизированным и одновременно субъективным эмоционально-оценочным содержанием. В стереотипе зафиксированы уже принятые обществом, социальной группой потребности. Человек познает действительность не только чувственно, но и при помощи знаков, отражающих действительность как бы в концентрированной форме, особенно характерной для стереотипов. В этой связи одной из важнейших задач средств массовой информации является создание и поддержание определенных социальных стереотипов.

Значение идеологии и общественной психологии в формировании духовной атмосферы было отмечено в докладе В. В. Матвиенко (Ростов-на-Дону). О специфике и роли общения в деятельности партийного работника говорила З. В. Никулина (Москва). Она подчеркнула, что общение партийного работника с массами выступает как непосредственная персонифицированная форма социалистических общественных отношений.

На секционном заседании «Социально-психологические механизмы воздействия в структуре идеологической деятельности» И. М. Абрашнев поставил перед участниками ряд актуальных вопросов: каково соотношение убеждения, внушения и стиля работы пропагандиста; каковы требования эффективного использования методов убеждения в практической деятельности пропагандиста?

Специфика формирования научного мировоззрения и идейной убежденности была показана в выступлении А. А. Дроботова (Новосибирск). Он рассматривает мировоззрение как системообразующий компонент личности, а убеждения — как знания, проходящие через внутреннюю, прежде всего эмоциональную сферу личности. От простых знаний убеждения отличаются своим оценочным характером, а также присутствием волевого момента. Докладчик считает, что основное внимание в практике пропагандистской работы следует сосредоточить на формировании системы категорий и понятий на основе марксистско-ленинской методологии. В связи с этим были предложены критерии сформированности понятийного аппарата, а также определены условия «перевода» мировоззренческих знаний в убеждения.

Проблеме организации взаимодействия и пропагандистского воздействия был посвящен доклад Т. К. Чмут (Киев). Она рассказала о результатах эксперимента по выявлению эффективных стратегий так называемого разноуровневого воздействия, в ходе которого один человек, выполняя официально возложенные на него функции, воздействует на группу людей (например, лектор на слушателей). О речевом поведении пропагандиста в ситуации воздействия на группу сообщалось в выступлении Н. С. Орловой (Киев). Ею были приведены данные конкретного экспериментального исследования, в котором эффективность речевого поведения измерялась через оценку слушателей.

Н. И. Бусленко (Ростов-на-Дону) выделил в своем докладе приемы ведения полемики как средства воздействия на личность и группу (критика точек зрения собеседника, «интеллектуальная атака», идентификация, понимаемая как умение агитатора поставить собеседника на свое место или место третьего лица, лексические приемы и т. п.).

На секции «Методы активной социально-психологической подготовки идеологических кадров» наряду с выступлениями, подтверждающими необходимость социально-психологической подготовки идеологических кадров, разговор шел также о методах ведения социально-психологического тренинга, о требованиях к личности идеологического работника.

В докладе Л. А. Петровской (Москва) рассматривались возможности использования различных форм психологической обратной связи в подготовке пропагандиста. Г. А. Ковалев (Москва) отметил, что в отечественной психологии уже накоплен практический опыт, позволяющий форсированно развивать качества личности, оптимизировать социально-психологический потенциал ее как субъекта воздействия. Формам обучения партийного

 

161

 

работника, общению с массовой аудиторией, а также содержанию понятия «контакт с аудиторией» было посвящено выступление Л. Г. Павловой (Ростов-на-Дону). М. Е. Телышев (Саратов) рассказал о коммуникативных свойствах личности пропагандиста и агитатора.

О значении экспрессивного репертуара пропагандиста в идеологическом воздействии и о путях овладения этим репертуаром говорила Е. В. Кузнецова (Ростов-на-Дону). Она отметила, что в ансамбле профессиональных качеств идеологического работника обязательно должны быть представлены умение понимать невербальные компоненты поведения слушательской аудитории и умение эффективно использовать собственный репертуар выразительных средств. Невербальные факторы являются важнейшей составной частью сообщения; они способствуют расширению смысловой емкости высказывания, созданию его эмоциональной насыщенности и, кроме того, выступают важнейшим средством установления и поддержания обратной связи коммуникатора с аудиторией. Для повышения эффективности пропагандистского воздействия коммуникатору необходимо расширить зону осознанного невербального поведения, а также использовать приемы саморегулирования на уровне невербальных средств общения. Докладчик предложила программу невербального тренинга, где основной акцент делается на стимуляцию рефлексивного потенциала личности и развитие сензитивности к выразительным компонентам поведения других людей. Когнитивный стиль личности как источник образования социально-перцептивных барьеров в межличностном общении стал предметом сообщения И. П. Шкуратовой (Ростов-на-Дону). В качестве параметров когнитивного стиля исследовались полезависимость-поленезависимость по Г. Виткину, характеризующая тенденцию ориентироваться на себя или окружение при решении проблем; понятийная дифференцированность по Р. Гарднеру я когнитивная сложность-простота по Дж. Бири, определяющая степень множественности критериев, используемых индивидом при оценке объектов.

О стиле руководства как социально-психологическом явлении, несущем значительную идеологическую нагрузку, рассказал Л. Я. Кимберг (Краснодар). На основе анализа стилей руководства, описанных в отечественной литературе, докладчик предложил модель стиля руководства, которая: а) различает в этом явления личную концепцию руководства и методы руководства; б) выделяет централизацию функции руководства и характер мотивационных воздействий руководителя на подчиненных как основные переменные, определяющие качественное отличие одного стиля руководства от другого; в) рассматривает восприятие и оценку руководителем коллектива как фактор, определяющий стиль руководства.

Конференция завершилась заседанием круглого стола», на котором была развернута дискуссия о социально-психологических критериях эффективности идеологической деятельности.



1 Материалы конференции отражены в сборнике тезисов: Социально-психологические факторы повышения эффективности идеологической деятельности в свете решений XXVI съезда КПСС. — Ростов-на-Дону, 1982. —226 с.