Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

153

 

РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ

 

Л. И. УМАНСКИЙ

Кострома

 

Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. — М.: Педагогика, 1982. — 224 с.

 

Актуальность проблем воспитания, значение исследования условий, путей, механизмов, закономерностей формирования человека как личности обусловливают повышенное внимание к каждой новой работе, где ставятся и решаются эти вопросы. Рассматриваемая монография представляет собой фундаментальную работу в области возрастной и педагогической психологии, где сформулирован ряд принципиально новых важных положений.

Исследование специфики формирования личностных качеств на разных возрастных этапах занимает важное место в общем процессе оптимизации воспитания подрастающего поколения. В подростковом возрасте происходит, наиболее активное присвоение ребенком человеческих норм взаимоотношений. Поэтому в задачи воспитания входит подготовка подростков к новым, более высоким уровням общественных отношений.

Монография базируется на кардинальных положениях советской психологической науки. Имеется в виду, во-первых, деятельностный принцип, определяющий процесс формирования личности как развитие, преобразование иерархических отношений деятельностей; во-вторых, современная, периодизация психического развития, базирующаяся - на вычленении специфических для каждого периода детства ведущих типов деятельности; в-третьих, выделение в едином процессе деятельности двух разных сторон ее существования: предметной (практической и познавательной) и деятельности, направленной на развитие взаимоотношений с людьми, обществом, обеспечивающей формирование социальной активности ребенка.

Без усвоения норм взаимоотношений невозможно формирование социальной активности, в процессе развития которой происходит повышение уровня самоопределения ребенка, расширение понимания им своего места в системе отношений «я я мои сверстники», «я ц взрослые», «я и общество». Для подростка характерны осознание своих растущих возможностей, интенсивное стремление к самостоятельности, к утверждению себя среди окружающих,, потребность в признании со стороны взрослых его прав, его потенциальных возможностей. Но для такого утверждения необходимы условия, обеспечивающие активную позицию подростка в системе общества. А это возможно только в деятельности, получающей признание других людей, положительную общественную оценку.

В книге Д. И. Фельдштейна общественно полезная деятельность рассматривается как особый тип деятельности. Ее мотив — польза для общества — отвечает потребности самовыражения себя как личности, творчески относящейся к общему делу. Речь здесь идет о формировании личной ответственности подростка как формы проявления его общественной сущности, осознания единственно возможного пути включения себя в общество. Автор подчеркивает, что критерием оценки общественно полезной деятельности подростка является не просто ее продукт (он может быть минимален), а степень сформированности ответственного отношения к общему делу.

Нам представляется, что проведенный в рецензируемой книге анализ общественно полезного типа деятельности как психологического явления имеет большое и теоретическое, и практическое значение, ибо речь идет о типе деятельности, заключающем в себе особые возможности воспитания подростков, формирования

 

154

 

социальных установок растущих людей.

В рецензируемой книге убедительно показано, что в общественно полезной деятельности подростков создаются условия формирования определенной иерархии мотивов, где ведущим становится мотив личной ответственности перед обществом. Однако возможности активной глубокой перестройки мотивационно-потребностной сферы подростка в наибольшей степени реализуются только в особом, специально задаваемом типе общественно полезной деятельности. К сожалению, проведенный автором анализ показал, что организованная в школе общественно полезная деятельность не формирует стойких мотивов, отвечающих ее целевой направленности, хотя и играет важную роль в нравственном воспитании. В книге обобщенно представлен многолетний опыт специальной организации общественно полезной деятельности подростков, базирующейся на четко разработанных принципах, на учете психологических особенностей детей.

Монография хорошо структурирована, отличается логической стройностью и последовательностью изложения основных положений. Во «Введении» автор четко излагает исходные методологические посылки построения психологических основ особого типа общественно полезной деятельности. В первой главе рассмотрены проблемы деятельности как основы формирования личности растущего человека, показано значение разных типов деятельности, выступающих ведущими в психическом развитии ребенка на разных этапах онтогенеза, но особо вычленяются и подробно анализируются психологические основы общественно полезной деятельности детей. Во второй главе рассматриваются психологические особенности ребенка в подростковом периоде развития, раскрываются специфика его развернутой общественно полезной деятельности, а также особенности отношения 10—16-летних школьников к ее различным видам. Приводимые в книге материалы показывают, что развитие этой деятельности в целом идет от «я вместе со всеми» у младшего подростка до «я для всех» у старшего подростка, моделируя новую систему отношений, обеспечивающих выход подростка на реальные гражданские позиции. Третья глава посвящена анализу детского коллектива как формы и условия построения общественно полезной деятельности подростков.

В целом три первые главы по сути представляют собой теоретическую основу, на базе которой автором проведено гипотетическое построение модели общественно полезной деятельности. Последние четыре главы книги посвящены психолого-педагогическим аспектам реальной организации системы общественно полезной деятельности подростков, психологическим особенностям их вхождения в эту заданную систему и психологическим механизмам ее воздействия на развитие социальной активности, самосознания подростка.

Особую ценность данной книги мы видим в том, что ее автор, не ограничиваясь развернутым теоретическим анализом, значительное место уделяет опытно-экспериментальным материалам практического построения общественно полезной деятельности, что очень существенно для педагогической практики.

Хотелось бы высказать автору ряд пожеланий. Определяя общественно полезную деятельность как особую форму деятельности по развитию взаимоотношений, автор подчеркивает ее тесную взаимосвязь с потребностью подростка в социальной активности, в самоутверждении. Однако потребность в самоутверждении может проявляться не только в социальной, но и в антисоциальной активности, что находит, в частности, отражение в поведении трудных подростков. Поэтому было бы интересно острее показать возможные варианты проявления потребности подростков в социальной активности, раскрыть сложный спектр этих проявлений (от оптимально положительного, со знаком плюс, до крайне отрицательного, со знаком минус), что позволит глубже познать это явление.

В рецензируемой книге справедливо отмечается значение общественно полезной деятельности подростков как важнейшего коллективообразующего фактора. Представляется, что целесообразно акцентировать последующие исследования на выявлении психологической роли различных форм совместной деятельности детей: совместно-индивидуальной, совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей, определив пути и условия построения общественно полезной деятельности именно в форме совместно-взаимодействующей.

Развернутым формам общественно полезной деятельности тесно в рамках школы. Не случайно она получает такой размах в различных внешкольных объединениях подростков — клубах, штабах, разновозрастных отрядах по месту жительства и пр. Рассматриваемая книга дает теоретическое обоснование для построения целенаправленной деятельности всей этой многоплановой системы. Хотелось бы предложить автору, развивая исследования в этом направлении, шире, освещать психологическое значение работы подростков в разновозрастных группах, где, особенно при руководстве младшими детьми, реально укрепляется новая социальная позиция подростка, который персонифицирует себя в младших товарищах. Вероятно, в будущих исследованиях автор сможет специально остановиться и на особенностях отношения и участия в общественно полезной деятельности подростков разного возраста и пола.

Теоретическая разработка проблемы, анализ большого фактического материала о путях развития личности в подростковом возрасте, практическая ценность работы, проверенная в «острой» ситуации на трудных подростках, делают книгу Д. И. Фельдштейна необходимой не только для дальнейшего развития психологической науки, но и для практической работы школы, учителя.