Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

142

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И АППАРАТУРА

 

КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФУНКЦИЙ КОЖНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

 

Н. Р. БАБАДЖАНОВА

 

Изучение кожно-кинестетических гностических и мнестических функций в методическом отношении наталкивается на ряд трудностей. В нейропсихологической практике для этих целей существует лишь несколько проб. Так, тактильную и проприоцептивную чувствительность исследуют пробами на локализацию прикосновения, дермолексию и перенос поз с одной руки на другую, а стереогноз — пробой на узнавание знакомых предметов на ощупь [6].

Авторы экспериментальных нейропсихологических работ в зависимости от задач исследования используют, как правило, спичные модификации перечисленных выше проб.

Мнестические функции в кожно-кинестетической сфере изучены пока мало. Можно отметить одну-две работы, посвященные этому вопросу [10], [11]. Нейропсихологическое исследование памяти, в том числе и модально-специфических ее видов (слухо-речевой, зрительной), достаточно информативно для диагностики локальных поражений мозга. Этого нельзя сказать о тактильной памяти, в нейропсихологической практике пока не имеется адекватных проб для ее исследования.

Ставя перед собой задачу специального, более пристрастного исследования кожно-ки-нестетической сферы, мы существенно расширили традиционную методику обследования.

Согласно литературным данным [1—6], функция стереогноза очень сложна по своей структуре. Анализируя эту структуру, можно выделить несколько факторов, среди которых афферентный, собственно гностический и мнестический факторы занимают центральное место. Для гаптического опознания эталона необходима также и сохранность эфферентного звена, процессов, обеспечивающих симультанный анализ объекта, его пространственной организации, межмодальное взаимодействие, обеспечивающее перенос тактильного образа в зрительную сферу, и, наконец, речевой сфере, обеспечивающей представление образа в речевой системе.

Предложенная нами методика была создана для изучения участия указанных факторов в обеспечении гностических и мнестических функций кожно-кинестетического анализатора у здоровых и больных с локальными поражениями мозга.

При построении методики мы стремились к простоте проб, к доступности их применения в клинике локальных поражений мозга, строгой стандартизации каждой пробы, использованию объективного показателя выполнения пробы, позволяющего количественно оценивать результаты. Общим для проб, составляющих предлагаемую методику, является то, что они выполняются преимущественно без зрительного контроля и адресуются вначале к относительно здоровой ипсилатеральной, а затем — к контралатеральной очагу поражения руке. Нормативная группа представляет собой две подгруппы, отличие которых заключается в порядке следования рук, выполняющих пробу. Исследование состояло из следующих проб:

1. Проба на локализацию прикосновения на тыльной поверхности каждой руки с одновременной фиксацией времени реакции (в 10 стандартных точках).

2. Проба на перенос локализации прикосновения с одной руки на другую (в 5 стандартных точках). В отличие от предыдущей пробы, испытуемому предлагается находить тождественную точку на противоположной руке (время реакции фиксируется).

3. Проба на узнавание фактуры материала (два набора из 6 поверхностей для каждой руки соответственно). Для пассивного ощупывания предъявляется контрольный образец. Инструкция: «Ваша задача — опознать поверхность, которую вы сейчас ощупаете среди последующих». В заключение испытуемому предлагаются оба комплекта образцов для визуального опознания с последующим тактильным контролем.

4. Проба на узнавание цифр, нарисованных на тыльной поверхности кисти, — от 0 до 9 (проба Ферстера).

5. Проба на выявление симптома игнорирования в тактильной сфере (проба Тойбера). Испытуемому предлагается определить число прикосновений (1—2) к одной или обеим рукам одновременно.

6. Проба на узнавание объема объектов

 

 

Рис. 2. Иллюстрация к пробе 1

 

 

143

 

 

Рис. 2. Иллюстрация к пробе 2

 

(набор из 6 равного веса шариков диаметром 25 до 50 мм). Контрольный шарик зажимается в ладони испытуемого, ограничило возможности движения его руки.Инструкция: «Ваша задача — опознать объем шарика среди последующих». В заключение испытуемому предлагаются все шары для визуального опознания с последующим тактильным контролем.

7. Проба на перенос поз с одной руки на другую. Инструкция: «Я придам определенное положение пальцам вашей руки, а вы должны сделать то же самое противоположной рукой». Предлагаются поочередно 4 стандартах позы. По окончании перенос поз производится в обратном порядке следования рук.

8. Проба на узнавание знакомых бытовых объектов на ощупь (например, катушки, ключа, расчески и др.) и геометрических объемных фигур (куба, шара, конуса, цилиндра).

9. Проба на узнавание монет. Испытуемого ставят в известность, что в наборе имеются I, 2, 3 и 5 копеек. Время фиксируется.

10. Проба на узнавание монет. Испытуемого ставят в известность, что в наборе имеются I. 2, 3 и 5 копеек. Время фиксируется.

11. Проба на перенос тактильных образов двух плоских фигур, довольно сложной конструкции, в зрительную сферу. Испытуемому предъявляются для активного осязания каждой рукой последовательно две фигуры. Инструкция: «Изучайте фигуру до тех пор, пока не представите себе ее зрительно, после этого я попрошу вас изобразить ее на бумаге». После рисунка (если он ошибочен) предъявляется таблица, где есть искомые фигуры, с заданием найти их.

12. Проба на узнавание фигур (по методу Сегена). Задача испытуемого состоит в том, чтобы на ощупь вложить фигурки в пазы доски вначале одной, затем другой рукой, после чего то же задание выполняется обеими руками. Время выполнения задания фиксируется.

 13. Проба на способность к переносу тактильного образа в зрительную сферу. Испытуемому предлагается зарисовать по памяти фигурки, которыми он манипулировал, выполняя предыдущее задание (без предварительной инструкции).

14. Проба на запоминание локализации прикосновения.

 

 

Рис. 3. Иллюстрация к пробе 11

 

Последовательно наносятся первое, второе и третье прикосновения. Предлагается как можно точнее указать место прикосновения. Дается интерферирующая деятельность (проба Ферстера), после чего предлагается вновь вспомнить все три точки прикосновения. Для надежности эта проба проводится дважды, с различным набором точек.

15. Проба на тактильное запоминание трудновербализуемых объектов. Испытуемому предъявляются для запоминания 5 образцов для тактильного бимануального ощупывания. Время не ограничивается. На следующем этапе испытуемый должен отличить тем же способом знакомые ему фигуры от других разложенных перед ним фигур. В случае ошибок узнавания проба повторяется до правильного узнавания всех 5. То же задание предлагается через 0,5—1 ч для оценки способности к отсроченному узнаванию образца. Полученный с помощью изложенной методики материал подлежит качественному, а также количественному анализу по четырехбалльной системе оценок, где 0 баллов соответствует результату нормативной группы, а баллы 1, 2 и 3 — различной степени патологии в зависимости от количества и характера ошибок, времени выполнения задания.

Методика была апробирована на 36 здоровых взрослых испытуемых и 60 больных с поражением задних (преимущественно теменных) отделов мозга.

Результаты показали адекватность данной методики поставленной задаче, их большую информативность. Практически все больные показали отличные от нормативной группы данные, но степень этого отклонения для каждой пробы была различна, что позволило анализировать характер нарушений различных уровней кожно-кинестетической системы.

 

1. Ананьев Б. Г. Осязание в процессе познания и труда. — М., 1959.

2. Ананьев Б. Г. Пространственное различение. — Л., 1955.

3—4. Запорожец А. В., Леонтьев А. Н. Восстановление движения. — М., 1945.

5. Зинченко В. П. Некоторые особенности ориентировочных движений руки и их роль в формировании двигательных навыков. — Вопросы психологии, 1956, № 6.

6. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М., 1969.