Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

101

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ВУЗЕ

 

К МЕТОДИКЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИМ СОСТОЯНИЕМ

(из опыта работы)

 

Г. Ш. ГАБДРЕЕВА, Н. М. ПЕЙСАХОВ

 

В решениях XXVI съезда КПСС, постановлении партии и правительства «О дальнейшем развитии высшей школы, и повышении качества подготовки специалистов» (1979 г.) сформулировано требование к подготовке в высшей школе специалистов широкого профиля, что выдвигает на передний план вопросы, связанные с общеобразовательной подготовкой студентов. При этом общеобразовательная подготовка предполагает не только изучение курса общих дисциплин, но и формирование коммунистического мировоззрения и социально значимых качеств личности.

Многие вопросы, связанные с управлением учебным процессом, в настоящее время решаются с помощью моделирования профессиональной деятельности, заключающегося в построении модели специалиста, на основе которой формируются знания и умения, а также свойства личности, необходимые специалисту высшей квалификации данного профиля. При этом личностным факторам уделяется обычно меньше внимания, чем профессиональным. И, как верно отмечает Л. П. Буева, «культура чувств и воли пока еще не стала предметом научно-методических разработок. Эмоциональные и волевые качества личности во многом еще формируются стихийно, а следовательно, с большими издержками. В результате нередко возникает дисгармоничность в развитии этих качеств, имеет место эмоциональная неразвитость при наличии даже достаточно высокого уровня информированности, особенно в специализированных областях деятельности» [5; 109]. В исследованиях психологов в последние годы все чаще находит отражение потребность практики в специалистах, обладающих развитой эмоционально-волевой сферой [4], [13], [14]. Однако сравнительно немного работ (в основном это работы, выполненные в русле психологии спорта), в которых эта потребность реализовалась бы в конкретных практических рекомендациях.

Разрешить сложившееся противоречие в системе профессионального обучения возможно в рамках психологической службы, призванной осуществлять психологическую подготовку специалистов к профессиональной деятельности в соответствии с психологической моделью специалиста, разработанной в лаборатории психологических проблем высшей школы Казанского университета [6]. Создание психологической модели специалиста осуществлялось на основе следующих теоретических предпосылок. Главной функцией высшей школы является удовлетворение потребности общества в специалистах высшей квалификации — творческих личностей, способных развивать культуру, создавать новую технику и технологию. Подготовленность к творчеству выступает при этом как главный критерий эффективности системы управления и качества подготовки специалистов в вузе.

Творчество предполагает предвидение, умение ставить цели и продвигаться к ним, самостоятельный контроль за поступками и действиями — осознанное самоуправление. Поэтому формирование способности к самоуправлению становится предметом психологического исследования.

Психологическая модель специалиста направлена на формирование коммунистической личности. В качестве одного из важных факторов она включает способность к самоуправлению, структура которой состоит из четырех иерархически соподчиненных уровней. Первый — самый высокий в

 

102

 

модели — уровень межличностных отношений. Здесь задача высшей школы состоит в формировании идейно-политических и профессиональных знаний и умений, необходимых человеку для понимания других людей, совместной работы с ними, самоуправления своими отношениями с коллегами. Второй — уровень личности — предполагает дальнейшее формирование коммунистического мировоззрения, умения понимать свои сильные и слабые стороны, учитывать их в управлении своим поведением. Третий уровень — готовность действовать и умение управлять своей деятельностью. Четвертый уровень — субъективных переживаний. Необходимо формировать у студентов умение точно оценивать свое психическое состояние (готовность к деятельности, настроение, степень напряженности и др.) и способность произвольно управлять ими.

В соответствии с предложенной моделью важной задачей психологической службы становится создание и внедрение в учебный процесс специальных и факультативных курсов, обеспечивающих психологическую подготовку к будущей профессии.

Нами проведено исследование и накоплен опыт по организации и функционированию психологической службы в вузе на основе факультативного курса «Основы самоуправления психическим состоянием» [9], цель которого — сформировать у человека потребность в самоуправлении и ознакомить его с техникой этого процесса, научить предупреждать и преодолевать возможные последствия психического перенапряжения, умению поддерживать необходимый оптимум психических состояний в условиях сложной учебной, а затем и профессиональной деятельности.

Потребность в управлении психическим состоянием назрела давно. Существуют различные пути управления психическим состоянием человека. Это применение психофармакологических средств и воздействие функциональной музыки, чтение специально подобранных произведений художественной литературы. Важными методами воздействия на психику человека являются внушение и самовнушение.

Первая система приемов самовнушения была сформирована давно и вошла в историю как система индийских йогов — представителей религиозно-мистической касты. Интерес к возможностям самовнушения возрос в связи с разработанным Шультцем активным методом психотерапии, получившим широкую известность под названием аутогенной тренировки.

В нашей стране аутогенная тренировка стала систематически изучаться и применяться с конца 50-х годов, сначала с медицинскими целями для лечения расстройств нервной системы [16], а в последнее время с профилактическими целями как «одно из средств психологической разгрузки» [15]. Вслед за клиницистами аутогенную тренировку взяли на вооружение в спортивной медицине для оптимизации эмоционального состояния спортсменов, лучшего восстановления нервной системы после напряженных тренировочных занятий, психической подготовки к соревнованиям [2], [7]. Как метод психического самоуправления аутотренинг широко используется на производстве, на рыболовецких судах, в режиме людей, занятых умственным трудом [1], [3]. В последнее время аутогенная тренировка и ее физиологическая основа — релаксация — начали использоваться в педагогике с целью оптимизации учебного процесса, в частности, в ускоренных методах обучения иностранному языку [19]. Однако принятые в медицине, спорте и преподавании иностранных языков методики четко отражают специфику сфер, в которых применяются, и поэтому не могут непосредственно использоваться для решения других задач.

В основу курса «Основы самоуправления психическим состоянием» положена одна из популярных разновидностей аутогенной тренировки — психорегулирующая тренировка [2], [10], модифицированная нами в соответствии с задачами психологической службы. Сложившаяся в опыте функционирования такой службы в Казанском университете методика формирования способности к самоуправлению психическим состоянием приобрела

 

103

 

следующие характерные особенности.

Во-первых, в овладении методами психического самоуправления в первую очередь нуждаются студенты, проявляющие неадекватную тревожность или явные признаки утомляемости, поэтому таких студентов необходимо выявлять на первом этапе работы психологической службы — в процессе психодиагностики. При этом мы исходим из представления о тревоге как о системном образовании, характеризующем состояние системы на любом из ее уровней. Происхождение тревоги можно понять исходя из анализа ее функции как характеристики отражения отношения человека к значимому для него объекту. В соответствии с рассмотренной выше моделью, значимость могут представлять отношения с другими людьми, поведение, деятельность и собственные переживания. Состояние тревоги является не просто результатом недостатка или искажения информации, оно само дает информацию о сложившейся ситуации, восполняя в субъективной модели предстоящей деятельности недостаток необходимых сведений о ней и играя при этом роль не только «индикатора», но и «мобилизатора» резервов психики. При этом, как и всякий регуляторный процесс, состояние тревоги может оказывать оптимизирующее влияние на систему. В случае неверной субъективной модели развитие тревоги может быть неадекватным ситуации, что отражается на качестве регуляторных процессов. Несоответствие субъективной модели реальной действительности, сопровождаемое проявлением неадекватно завышенной тревоги, может привести к хроническому нарушению регуляторных процессов, а тревога тогда закрепляется и становится свойством личности — тревожностью. Данные многих исследователей показывают отрицательное влияние неадекватной тревоги на продуктивность деятельности.

Во-вторых, поскольку спецкурс является ознакомительным, большое внимание уделяется самостоятельным занятиям, во время которых при переходе от гетеротренинга к аутотренингу инициатива переходит от преподавателя к занимающемуся. Только добросовестное и заинтересованное выполнение домашних заданий позволяет в такой короткий срок образовать необходимые связи между основными формулами самовнушения и теми состояниями, которые они должны вызывать. Закрепление этих связей требует значительно большего времени и является задачей дальнейших самостоятельных занятий. Только на базе умения управлять своим психическим состоянием будет формироваться способность к психическому самоуправлению, рассматриваемая как качество личности.

Информация об успешности овладения конкретными знаниями и умениями извлекается преподавателем из дневников-самоотчетов. Кроме того, дневники позволяют осуществлять индивидуальный подход к каждому занимающемуся в виде ответов на вопросы, советов и рекомендаций, а также оценки успешности каждого занятия, которая также вносится в дневник.

В-третьих, акцент в занятиях курса делается на этапе совершенствования умения психического самоуправления, когда основное внимание уделяется самовнушению, осуществляемому с помощью индивидуально подготовленных «формул оптимального состояния» — организующих формул самовнушения. Формулы носят индивидуальный характер. Их построение основано на использовании отношений между словами и реальными фактами, породившими эти слова. Так, каждый студент знает по своему опыту то оптимальное состояние, которое позволяет ему наилучшим образом показывать свои знания на экзаменах, выступать на семинарах, конференциях и др. Несомненно, что это состояние, испытанное хотя бы раз, оставляет в памяти те или иные элементы, характеризующие высшую психическую (а если нужно — то и физическую) мобилизацию. Таким образом, непременным условием моделирования состояний является наличие в долговременной памяти энграмм таких состояний, даже если опыт их переживания был кратковременным, прямым (приобретенным лично) или косвенным (почерпнутым из опыта других: литература,

 

104

 

киноматериалы и др.). В этом случае действенность представлений будет зависеть от полноты усвоения косвенного опыта и, соответственно, от четкости этих представлений. Лучшим средством для сознательной и активной репродукции оптимального состояния является слово, в точной мере характеризующее разные стороны необходимого «оптимального состояния». Такие значимые в данной ситуации слова и составляют организующие формулы.

В качестве примера можно привести несколько формул оптимального состояния, составленных студентами для применения в стрессовой ситуации экзамена:

1. Настроение приподнятое! Голова ясная! Я верю в успех.

2. Я совершенно спокоен! Я собран! Мыслю четко.

3. Я весела и раскованна! Мое тело легкое и гибкое. Движения свободные и красивые! Я уверена в себе.

Для облегчения и ускорения овладения навыками самовнушения целесообразно во время процесса гетеротренинга использовать элементы гетеросуггестии (группового внушения). Задачей преподавателя при этом является создание искусственной связи между конкретными психическими состояниями и цветовыми или слуховыми образами, на фоне которых словесные воздействия будут более-действенными и эффективными. Связь «цвет — психическое состояние» либо «звук — психическое состояние» устанавливается на основании совместного обсуждения представлений, связанных с конкретным цветом либо звуком в каждой группе занимающихся. Так, голубой цвет может использоваться для конструирования состояний бодрости либо раскрепощенности и свободы — в зависимости от внушающего воздействия преподавателя. При этом возможны различные варианты внушения.

Например. Голубой. Вы находитесь возле чудесного голубого озера. Жаркий летний день, но от озера веет прохладой и свежестью. Вы отдыхаете. Усталость исчезает, рассеивается. Полный покой и отдых. От утомления и вялости не осталось и следа. Вы забыли предшествующую v усталость. Усталость исчезла, растворилась. Свежий прохладный ветерок пробегает по голубой поверхности воды и освежает лицо. Вы начинаете ощущать необыкновенный прилив сил и бодрости. Появляется сильное желание работать, действовать, решать задачи. Голова стала свежей, легкой. Настроение радостное, приподнятое. Это состояние высокой работоспособности и бодрости вы будете испытывать всякий раз в связи с образом «голубой».

Таким образом, от занятия к занятию набирается «радуга состояний». В дальнейшем эффективность самоуправления психическими состояниями значительно повышается, если самовнушение организующих формул осуществляется на определенном цветовом фоне. При этом нужно учитывать исходное состояние человека и необходимое направление сдвигов в его психическом состоянии. Так, если человек перевозбужден, а содержание организующей формулы требует снижения возбуждения, осуществляется перевод цветовой гаммы от ярких красно-оранжевых тонов к сине-фиолетовым. В противоположном случае — надо снять вялость и поднять уровень бодрствования — исходным фоном могут быть приглушенные серо-голубые, серо-зеленые тона. В зависимости от задачи и содержания формулы эти спокойные тона могут постепенно переводиться в яркие зеленый, желтый, оранжевый. В индивидуальных занятиях с таким же успехом может использоваться различная гамма звуков.

Таким образом, с помощью «радуги состояний» в значительной мере можно осуществлять системное управление психическими состояниями человека.

Элементы гетеросуггестии, вводимые в процессе групповых занятий, являются и фактором оптимизации психических состояний, снимающим чувство усталости и повышающим работоспособность. Об этом свидетельствуют не только самоотчеты студентов, но и улучшение их объективных показателей, таких, как изменение частоты сердечных сокращений, состояние биологически активных точек кожи и др.

В-четвертых, во время занятий, кроме внушения и самовнушения, широко

 

105

 

используются и другие возможные пути управления психическим состоянием. Одним из эффективных средств управления психическим состоянием по праву считается функциональная музыка [18]. Нами используются соответственно подобранные музыкальные произведения с целью создания определенного функционального фона в начале и конце каждого занятия. Так, в начале занятия студентам предлагается прослушать 5—10-минутную программу успокаивающей музыки, составленную из произведений классики. Поскольку люди приходят на занятия в различном состоянии (раздраженные, усталые, излишне возбужденные), то музыка помогает настроиться на волну занятия, успокоиться, расслабиться, отвлечься от предыдущих дел. Активизация в конце мобилизующей части занятий достигается с помощью тонизирующей музыкальной программы.

Универсальным и мощным средством оптимизации работы мозга в нормализации вегетативных функций в организме являются кратковременные позотонические упражнения. Характерной чертой изометрического (позотонического) режима работы является то, что, хотя мышцы, сухожилия и связки напряжены, они не сокращаются, а натягиваются, усиливая проприорецептивный приток импульсов к коре головного мозга. Упражнения отличаются простотой и доступностью. Поэтому изометрическая гимнастика включена нами как обязательный элемент мобилизующей части занятий.

Наряду с функциональной музыкой и изометрической гимнастикой нами используются элементы дыхательной гимнастики, принцип действия которой основан на следующем. На всем своем протяжении дыхательные пути обильно снабжены окончаниями вегетативной нервной системы. Установлено, что фаза вдоха возбуждает окончания симпатического нерва, активизирующего деятельность внутренних органов, а фаза выдоха — блуждающего нерва, как правило, оказывающего тормозящее влияние. В дыхательной гимнастике это используется в виде так называемого вечернего — успокаивающего или утреннего — мобилизующего дыхания.

Освоив дыхательную и изометрическую гимнастику, студенты могут успешно применять их повседневно в практических целях. Успокаивающее дыхание полезно использовать, чтобы погасить избыточное возбуждение и нервное напряжение, например в начале контрольной работы, коллоквиума, зачета, экзамена, перед публичным выступлением. Этот тип дыхания может нейтрализовать нервно-психические последствия конфликта, снять предстартовое волнение и помочь расслабиться перед сном, являясь простым, но эффективным средством против бессонницы.

Мобилизующее дыхание и изометрическая гимнастика помогают преодолеть вялость и сонливость при утомлении, способствуют быстрому и безболезненному переходу от сна к бодрствованию, мобилизации внимания. В учебном процессе это дает возможность как бы оттянуть развитие утомления к концу учебного дня, а также снять сонливость и вялость у студентов, занимающихся в первую смену. Особенно полезно использование дыхательной и изометрической гимнастик для стимуляции учебной деятельности студентов вечернего отделения, которые приходят на занятия после утомительного рабочего дня. Поэтому, на наш взгляд, Целесообразно вооружить дыхательной и изометрической гимнастиками как верным и доступным средством управления психическим состоянием не только студентов, но и преподавателей.

Следующим важным вопросом в организации спецкурса является создание условий, необходимых для его проведения.

Идеальным вариантом помещения для проведения занятий можно считать специально оснащенный кабинет психического самоуправления или психологической разгрузки, который оборудован в соответствии с основным требованием — располагать к отдыху, расслаблению.

Занятие для студентов лучше всего проводить раз в неделю в конце учебного дня на фоне возникшего утомления и связанного с ним понижения жизненного тонуса. Желательно планировать завершение курса к концу семестра и началу напряженного

 

106

 

периода сессии с тем, чтобы студенты могли использовать полученные знания и навыки при сдаче экзаменов.

Наши исследования и опрос занимающихся позволили рекомендовать комплектование групп для занятий с учетом их пола, причем отдельно для преподавателей, аспирантов и студентов. Но если нет такой возможности, этим ограничением можно пренебречь, так как наш опыт показал, что в смешанных группах некоторая неловкость, вызванная присутствием занимающихся другого пола или преподавателей, отмечается только на первых занятиях.

Для оценки исходного состояния и его динамики рекомендуется заранее вооружиться соответствующими методиками. Самой быстрой и удобной методикой является шкала «Градусник», основанная на субъективной оценке своего состояния. «Градусник» представляет собой двадцатибалльную шкалу, с помощью которой можно оценивать свое состояние в данный момент по шести показателям: самочувствию, активности, настроению, желанию работать, удовлетворенности прошедшим этапом деятельности, умственной напряженности. Исследования психического и функционального состояния студентов Казанского университета показали высокую информативность этой методики [17].

Курс «Основы самоуправления психическим состоянием» рассчитан на 32—36 учебных часов, т. е. на 16—18 занятий. На одном из первых этапов работы психологической службы — в процессе психодиагностики — выявляются студенты с несформированной структурой самоуправления. Это люди, нуждающиеся в коррекции выпадающих элементов структуры на любом из уровней (например, проявляющие болезненную застенчивость или скованность в общении, неадекватную самооценку, рассеянность внимания и неумение собрать его в нужную минуту, эмоциональную беспомощность, беспокоящее 'влияние вегетативной нервной системы в виде чрезмерного потоотделения, слезливости и прочие неполадки в системе самоуправления). Таким студентам рекомендуется посещение занятий факультативного курса. Обычно это делается непосредственно во время беседы с группой о результатах психодиагностического обследования.

Основными целями первых занятий являются (в зависимости от возможности им уделяется 2—6 часов от общего курса):

1. Убеждение студентов в необходимости формирования способности к осознанному самоуправлению, т. е. формирование мотивации.

2. Решение организационных вопросов.

3. Разучивание подготовительных упражнений для успешного овладения релаксацией на последующих занятиях: дыхательной и изометрической гимнастики, вводной формулы, «маски релаксации» и др.

Во время беседы необходимо подробно и доходчиво объяснить происхождение состояния тревоги, его динамику и влияние на межличностные отношения в учебной группе, дома, в общежитии, с друзьями, т. е. на продуктивность общения; на свойства личности (самооценку, направленность и др.), а тем самым — на поведение; на деятельность (трудную или с неопределенным исходом и др.) и, в конечном счете, на здоровье. Важно показать серьезность последствий развития неадекватной тревоги и необходимость профилактики этого состояния.

Необходимо подробно остановиться на обзоре методов психического самоуправления (психофармакологические средства, функциональная музыка, чтение, труд, имитационные игры, суггестия), в частности на аутогенной тренировке и ее модификациях. Подчеркнуть, что далеко не всем удается изменять свое нервно-психическое состояние произвольно, по своему желанию. С помощью психического самоуправления человеку удается сознательно, волевыми усилиями снять у себя нервное напряжение, чувство тревоги, страха, беспокойства, например перед экзаменами, публичными выступлениями, спортивными соревнованиями и т. д. В результате занятий можно научиться быстро засыпать и просыпаться в заданное время. Можно вызывать ослабление тонуса мышц, причем не только поперечнополосатой, но и гладкой мускулатуры внутренних органов. Можно произвольно влиять

 

107

 

на сосудистый тонус, изменять ритм сердечно-сосудистой деятельности, глубину и частоту дыхания, подавлять болевую чувствительность и др. Важно подчеркнуть, что способность к психическому самоуправлению дает возможность целенаправленно изменять свое поведение, деятельность и субъективные переживания, подчиняя их здравому рассудку и сознательно мобилизуя себя на выполнение необходимой деятельности, что особенно относится к людям, эмоционально чувствительным, неуравновешенным, имеющим высокий уровень тревожности.

Целями следующих десяти занятий — начального этапа формирования способности к психическому самоуправлению — являются:

1. Обучение студентов основным приемам релаксации.

2. Конструирование и закрепление в памяти энграмм психических состояний, связанных с определенной цветовой или звуковой гаммой.

Обычный план занятия начального этапа выглядит следующим образом:

1. Заполнение тестового бланка самооценки психического состояния. 2. Прослушивание успокаивающей про граммы функциональной музыки. 3. Измерение частоты сердечных сокращений (пальпаторно за 30 с). 4. Объяснение новых формул. 5. Принятие позы «кучера на дрожках», снятие мышечных «зажимов». 6. Дыхательная гимнастика (успокаивающее дыхание). 7. Вводная формула. 8. Разучивание новых формул релаксации. 9. Гетеросуггестивное воздействие. 10. Выход из состояния релаксации с помощью мобилизующих формул. 11. Измерение частоты сердечных сокращений. 12. Включение мобилизующей музыкальной программы. 13. Выполнение ряда упражнений изометрической гимнастики. 14. Обсуждение результатов, запись самоотчета о своих ощущениях и переживаниях в дневниках, прослушивание домашнего задания, регистрация изменения психического и функционального состояния.

Завершают курс занятия этапа совершенствования. Основные цели этого этапа:

1. Составление формул «оптимального состояния».

2. Приобретение знания и умения психического самоуправления с помощью организующих формул самовнушения.

3. Ознакомление с целями и задачами следующих по иерархии спецкурсов, входящих в структуру «психологической службы» («Основы самоуправления учебной деятельностью», «Основы самоуправления поведением», «Психология общения», «Психология общения в научном коллективе»).

Эффективность проведения спецкурса оценивалась субъективно с помощью дневников-самоотчетов, методик САН и «Градусник», основанных на субъективной оценке своего психического состояния, а также на непосредственных отзывах студентов, посещавших занятия. В качестве объективных показателей учитывалась частота сердечных сокращений; регистрировались: продолжительность интервалов электрокардиограммы, состояние биологически активных точек кожи, уровень эмоционального возбуждения с помощью биоэлектропотенциометрии [8]. Проведенные исследования убедительно показывают эффективность занятий, в результате которых не только значительно улучшается психическое и функциональное состояние (по самооценкам занимающихся), но и уменьшается частота сердечных сокращений, оптимизируется эмоциональное возбуждение и состояние биологически активных точек кожи. Важным является то, что в процессе самоуправления появляется возможность целенаправленного самовоспитания студентов в педагогическом процессе. В целом проведение спецкурса позволяет оказывать направленное воздействие на сферы общения, поведения, деятельности и переживаний человека, т. е. на все уровни системы самоуправления жизнедеятельностью, и по праву может считаться одним из аспектов деятельности психологической службы.

 

1.       Акимова Н. А. Из опыта применения аутогенной тренировки в режиме людей умственного труда. — В сб.: Проблемы умственного труда. Вып. 4. М., 1977, с. 144—151.

2.       Алексеев А. В. Психорегулирующая тренировка. Ч. II. — М., 1969. — 36 с.

 

108

 

3.       Бассин Ф., Рожнов В., Рожнова М. Некоторые вопросы эмоциональной напряженности. — Коммунист, 1974, № 14, с. 60—70.

4.       Бодров В. А., Лукьянова Н. Ф. Личностные особенности пилотов и профессиональная эффективность. — Психологический журнал, 1981, № 2, с. 51—65.

5.       Буева Л. Л. Развитие способностей человека и проблема его прогнозирования. — Вопросы философии, 1980, № 7, с. 105—111.

6.       Валеева Н. Ш., Пейсахов Н. М. Психологическая модель специалиста высшей квалификации и ее роль в управлении учебным процессом. — В сб.: Психологическая служба в вузе. Казань, 1981, с. 43—55.

7.       Вяткин Б. А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. — М., 1981. — 112 с.

8.       Габдреева Г. Ш. Формирование способности самоуправления психическим состоянием. — В кн.: Прикладная психология в высшей школе. — Казань, 1979, с. 222—253.

9.       Габдреева Г. Ш. Самоуправление психическим состоянием. — Казань, 1981. — 64 с.

10.    Гиссен Д. Д. Психорегулирующая тренировка. — М., 1969. — 42 с.

11.    Дубов А. А. К вопросу организации кабинета психогигиены. — В сб.: Взаимосвязь убеждения и внушения в педагогическом процессе. — Пермь, 1978, с. 108—113.

12.    Ерастов Н. П. Психология и педагогика высшей школы: проблемы, результаты, перспективы. — Вопросы психологии, 1981, № 3, с. 5—8.

13.    Кухарева Т. А. Адаптация молодых специалистов-инженеров: Канд. дис. — Л., 1980. — 225 с.

14.    Лондон Д. М. Волевое развитие личности как фактор формирования призвания к педагогической деятельности: Канд. дис. — Рязань, 1977. — 179 с.

15.    Никифоров Г. С., Филимоненко Ю. И., Васильев В. К. Релаксационный тренинг как фактор нормализации нервно-психического состояния человека. — В сб.: Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. — Казань, 1982, с. 53—54.

16.    Панов А. Г., Беляев Г. С., Копылова И. А. Аутогенная тренировка. — М., 1973. — 216 с.

17.    Фахрутдинова И. Ш. Краткие методики для изучения динамики психического состояния. — В кн.: Прикладная психология в высшей школе. — Казань, 1979, с. 253—261.

18.    Цагарелли Ю. А. Функциональная музыка в структуре психологической службы вуза. — В сб.: Психологическая служба в вузе. Казань, 1981, с. 189—214.

19.    Шварц И. Е. Внушение в педагогическом процессе: Автореф. докт. дис. — М., 1974. — 36 с.

 

Поступила в редакцию 7.VII. 1982г.