Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

61

 

О ТЕОРИИ ОБОБЩЕННЫХ АССОЦИАЦИЙ П. А. ШЕВАРЕВА

 

Б. Б. КОССОВ, Т. А. РАТАНОВА

 

12 июля 1982 г. отмечалось 90-летие со дня рождения видного советского психолога П. А. Шеварева. Большой заслугой П. А. Шеварева было то, что он, реализуя передовые идеи И. М. Сеченова (не разрабатывающиеся в силу ряда обстоятельств, отмеченных А. А. Смирновым [25], в царское время и даже в первые десятилетия после Октябрьской революции) и И. П. Павлова, в рамках профессиональной психологии продолжил диалектико-материалистическое изучение ассоциаций, внеся в него большой вклад. П. А. Шеварев создал свою научную школу, исследования которой сосредоточились на созданной им теории обобщенных ассоциаций. П. А. Шеварев вместе со своими учениками поставил эту теорию на службу практике, прежде всего практике школьного обучения в нашей стране. Его научный и организаторский талант, высокая научная добросовестность и принципиальность снискали ему заслуженную любовь и уважение не только среди учеников, но и среди коллег. Не случайно в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР, с которым связана большая часть его жизни и научной деятельности, его по праву называли научной совестью института.

 

ЖИЗНЕННЫЙ И НАУЧНЫЙ ПУТЬ П. А. ШЕВАРЕВА

 

Научную школу обобщенных ассоциаций вряд ли мог создать человек с иным жизненным путем, а жизненный путь П. А. Шеварева, в свою очередь, позволяет понять источники его творческих достижений. Его жизнь замечательна и поучительна.

П. А. Шеварев родился 12 июля 1892 г. в Рязани в семье ремесленника. После окончания гимназии в 1911 г. он поступил на историко-филологический факультет МГУ, который окончил в 1915 г. В 1915—1919 гг. он был аспирантом при кафедре психологии, а также вел преподавательскую работу в средних учебных заведениях Москвы. В 1919—1920 гг. Петр Алексеевич — преподаватель психологии Тамбовского государственного университета. В 1921—1923 гг. он — ассистент отделения прикладной психологии Психологического института при Московском университете. В 1923—1925 гг. П. А. Шеварев — педагог-психолог Приемно-наблюдательного пункта для беспризорных детей. Одновременно преподавал в Академии социального воспитания, в Инфизкульте, в Высшей школе военной маскировки, а затем на Педагогических курсах при Московском высшем техническом училище. В 1926— 1930 гг. он работал в Институте маскировки в маскировочном отделе Научно-исследовательского инженерно-технического полигона ВТУ РККА. Кроме того, вел занятия по цветоведению в Архитектурно-строительном институте. В начале 1931 г. П. А. Шеварев возвращается в Институт психологии, и с этого момента вся его жизнь неразрывно связана с институтом: сначала он работает старшим научным сотрудником, далее заведующим лабораторией, заведующим отделом общей психологии (1947—1955), заместителем директора по научной работе (1958—1961) и одновременно заведующим лабораторией восприятия и памяти и затем (до 1969 г.) — заведующим лабораторией восприятия. Кроме того, Петр Алексеевич преподавал в Московском областном педагогическом институте, а также вел преподавательскую работу в Военно-юридической академии и на курсах усовершенствования врачей (1938— 1941).

В годы Великой Отечественной войны П. А. Шеварев продолжал работать

 

62

 

в Институте психологии. В 1941 г. он принимал активное участие в ПВО Института и в восстановлении здания института после падения фугасной бомбы. Был награжден медалью «За оборону Москвы». Будучи затем эвакуирован вместе с основным составом Института психологии в Ашхабад и затем в Свердловск, он (в течение 1942—1943 гг.) продолжал в тяжелых условиях эвакуации свою научную работу. Находясь в Свердловске, П. А. Шеварев наряду со своей основной работой вел преподавание психологии в Свердловском государственном педагогическом институте. По возвращении из эвакуации возглавил в институте лабораторию психологии обучения, которая под его руководством в короткий срок развернула широкую и успешную работу по вопросам, имеющим существенное значение для школьной практики (проблемы детского мышления и учебных навыков письма, чтения, счета).

Почти 60 лет посвятил П. А. Шеварев научной и педагогической работе в области психологии. Будучи еще студентом Московского университета, он вел в Институте психологии экспериментальные исследования.

П. А. Шеварев участвовал в создании советской психологической науки, в построение которой включился сразу, же после Великой Октябрьской социалистической революции. Он принимал активное участие в работе I Всероссийского психоневрологического съезда в январе 1923 г., положившего начало борьбе за материалистическую, марксистско-ленинскую психологию.

П. А. Шеварев — автор курса психологии для военных юристов, соавтор учебника психологии для пединститутов, автор методического пособия для учителей (с описанием иллюстраций и опытов в курсе психологии). Петр Алексеевич состоял членом Ученого совета библиотеки им. К. Д. Ушинского. Помогая работникам библиографического отдела этой библиотеки, он неоднократно давал им консультации по вопросам библиографии психологии.

П. А. Шеварев известен и за рубежом — и не только большим количеством опубликованных научных работ, многие из которых переведены на иностранные языки, но и своим участием как представителя советской науки на международных форумах психологов: в 1958 г. — на Конгрессе по прикладной психологии в Риме; в 1960 г. — на Международном симпозиуме по психологии в ГДР; в 1966 г. — на XVIII Международном конгрессе в Москве.

В течение всего времени пребывания в Институте психологии Петр Алексеевич сочетал большую научную и преподавательскую работу с активным участием в общественной жизни института, занимая выборные должности в профсоюзной организации. Ряд лет он состоял членом президиума Центрального совета Общества психологов и его Московского отделения.

Большие заслуги Петра Алексеевича Шеварева отмечены многими правительственными наградами.

 

СОЗДАНИЕ ТЕОРИИ ОБОБЩЕННЫХ АССОЦИАЦИИ

 

В современной психологии неоднократно отмечалась дискуссионность многих положений классической ассоциативной психологии. Вместе с тем ассоциативная психология составила одно из наиболее фундаментальных и разветвленных направлений в истории науки и современной психологии (М. Г. Ярошевский, А. В. Петровский, Е. А. Будилова, Л. И. Анциферова и др.). Исследования П. А. Шеварева составили одно из наиболее прогрессивных направлений новейшего этапа в развитии общей психологии, в частности, в концепции ассоциаций. Вместе с другими советскими психологами, выделившими ассоциацию как одну из центральных единиц психических процессов (Б. Г. Ананьев, Н. А. Бернштейн, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов и др.), П. А. Шевареву принадлежит особое место в связи с тем, что он исследовал ассоциации как центральную проблему общей и педагогической психологии.

Труд П. А. Шеварева «Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника» был высоко оценен советскими психологами и удостоен премии Академии педагогических наук СССР. Идеи, выдвинутые в нем, использованы в ряде методических работ и дали весьма положительные практические результаты.

 

63

 

Пытаясь в целом охарактеризовать теорию П. А. Шеварева, выделим прежде всего, следующие принципиально важные стороны ее создания:

1. Эта теория возникла как утверждение диалектико-материалистического понимания ассоциаций, в борьбе с идеалистическими и механистическими теориями.

2. Ее отличает логическая стройность и завершенность основных идей в сочетании с исключительной терминологической определенностью.

3. Теория П. А. Шеварева возникла прежде всего на основе анализа ассоциаций в естественных условиях труда и учения человека и призвана служить решению важных задач, возникающих на практике.

4. Создание теории ассоциаций, и в особенности теории одной группы их, обобщенных (вариативных) ассоциаций — это дело всей научной жизни П. А. Шеварева, подчинившее себе другие направления его деятельности. Благодаря этому вся научная деятельность П. А. Шеварева предстает как удивительно целенаправленная и целостная.

5. В настоящее время еще далеко не осознана до конца фундаментальная роль этой теории, оказавшей и продолжающей оказывать большое влияние на прикладную психологию, особенно педагогическую психологию.

Остановимся подробнее на приведенных выше положениях.

1. Подытоживая многолетнюю историю исследования ассоциаций, П. А. Шеварев отмечал, что понятие «ассоциация» в психологических системах различных направлений имело разное значение: родоначальниками ассоциативной психологии были и материалист Гоббс, и идеалист-агностик Юм; «понятие «ассоциация» играло существенную роль и в работах Сеченова, и в работах махиста Цигена» [35; 3]). Присоединяясь к позиции И. М. Сеченова и И. П. Павлова, П. А. Шеварев отвергал идеалистическую трактовку ассоциаций, а вместе с тем и вульгарно-материалистическое их понимание. Так, понимание ассоциаций Вундтом как «ассоциативного слияния» одномодальных и разномодальных ощущений он считал «совсем неприемлемым», «поскольку оно связано с характерной для идеалистической психологии тенденцией не отличать друг от друга ощущения и представления» [38; 281]. Отвергая вульгарно-материалистическое понимание ассоциаций у человека, П. А. Шеварев вслед за И. М. Сеченовым включал в их состав процессы сознания (сознавания). При этом, однако, он имел в виду «не только абстрактно взятый факт сознавания, но и те материальные процессы, протекающие в нервной системе, которые лежат в основе этого факта сознавания и свойством (или продуктом) которых этот факт сознавания является» [38; 278]. Чрезвычайно важна диалектико-материалистическая трактовка ассоциаций, которая проявилась, на наш взгляд, особенно отчетливо в следующем.

а) В понимании ассоциаций П. А. Шеварев отвергает ложную дихотомию процесса и состояния, процесса и свойства. Ассоциация в его теории выступает как диалектическое единство процесса, состояния и свойства. В силу этого, например, процесс латентного существования (состояния) ассоциации может переходить в процесс ее актуализации, внешнего проявления. В обоих случаях ассоциации могут рассматриваться как определенные свойства, присущие его носителю (человеку).

б) Как мы видели выше, П. А. Шеварев, признавая вслед за И. П. Павловым [17; 561] единство психологического и физиологического аспектов ассоциации, отстаивает право на относительно самостоятельное рассмотрение психологического аспекта ассоциации [35; 4].

в) «Сознавание» как родовое понятие для «ощущения», «восприятия», «наглядного представления», «мысли» понимается в единстве трех аспектов: сознаваемый предмет; содержание сознавания (т. е. те или иные особенности этого предмета, не обязательно все); процесс сознавания [38; 278].

г) Ассоциация рассматривается как диалектическое единство абстрактного и конкретного (например, в конкретновариативных ассоциациях), а также общего, особенного и единичного (конкретные ассоциации, принадлежащие разным людям, приобретают черты, общие для всех этих людей и т. п.).

д) Ассоциация человека, по П. А. Шевареву, полифункциональна. К такому пониманию он пришел не сразу. Так, в

 

64

 

его основном труде «Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника» (1959) он включил в первый член ассоциации только познавательные процессы (сознавание). Только в 1966 г. в статье «О роли ассоциаций в процессах мышления» он занял, на наш взгляд, более последовательную позицию, согласно которой «первым членом той или другой ассоциации могут быть любой психологический процесс (в том числе так или иначе сознаваемое внешнее действие) и любая совокупность таких процессов» [34; 400], например намерение выполнить задание, сознаваемое в первом члене ассоциации. Без такого намерения не может произойти актуализации ассоциации. Следовательно, можно сказать, что этим шагом П. А. Шеварев приближается к позиции об ассоциации как исходной единице анализа психических явлений. Такая единица должна быть полифункциональна, заключать в себе основные черты более сложных психических явлений [11], [27а].

е) В ассоциации воплощено единство внешнего и внутреннего для индивида, поскольку внешнее постоянно представлено в отражаемом, а внутреннее— в сознавании отражаемого и т. д. Фактически единство внешнего и внутреннего имеется в обоих членах любой ассоциации.

ж) Ассоциация в теории П. А. Шеварева рассматривается как единство причин и следствий1. Так, второй член ассоциации детерминирован (при известных дополнительных условиях) первым членом и в то же время сам является причиной (первым членом) новой ассоциации. Применяемый П. А. Шеваревым метод логического анализа позволил ему выявлять последовательные цепочки реально актуализируемых ассоциаций.

2. Теория обобщенных ассоциаций П. А. Шеварева как часть его ассоциативной теории в целом отличается большой логической стройностью и четкостью терминологии.

Не претендуя на охват всеобщих механизмов психической деятельности, которые относились бы к сложным формам творческой деятельности, целеполаганию, эмоционально-волевой сфере и пр., П. А. Шеварев сознательно ограничил сферу своего исследования правилосообразными действиями.

Вместе с тем область существования правилосообразных действий чрезвычайно широка, что свидетельствует об их важности в жизни человека. Для правилосообразных действий характерно, что они являются всегда преднамеренными, произвольными. Они обязательно включают сознавание конкретной ситуации, которая соответствует первой части определенного правила, а также выполнение операции, указанной во второй части правила. Такое сознавание ситуации и операции необязательно обозначает умение выразить их словесно. Дети дошкольного возраста строят свою речь в полном соответствии с правилами синтаксиса русского языка, однако чаще всего они не знают этих правил и т. п. Именно в тех случаях, когда сознавание условий какой-либо ситуации всегда влечет за собою соответствующую операцию, согласно П. А. Шевареву, следует говорить об ассоциациях. Таким образом, каждое правилосообразное действие «есть не что иное, как актуализация соответствующей ассоциации (или ряда ассоциаций») [38; 13—14]. Важно отметить, что понятие правилосообразных действий выходит за рамки только тех целесообразных действий, которые внешне заданы человеку другими людьми в виде инструкции, указаний, советов, команд и пр., а охватывают действия, в которых человек сам определяет свои цели. Иными словами, правилосообразные действия относятся не только к ситуации достижения заданных целей, но и к ситуациям более творческого характера — целеобразованию, целеполаганию и т. д. [16], [27].

Большинство правилосообразных действий являются сложными и для своей реализации требуют выполнения многих операций и, соответственно, актуализации ассоциаций2.

 

65

 

Все ассоциации сводятся к ассоциациям по смежности3, т. е. для возникновения ассоциации между психическим процессом P1 и Р2 необходимо, чтобы они были смежными (близкими) по времени их протекания (как это имеет место во всяких временных связях). Наличие ассоциации между P1 и Р2 подтверждается фактами ее актуализации: если имеет место P1 (первый член ассоциации), то он обязательно вызывает процесс Р2 (второй ее член). Первым членом может быть любой психический процесс, включая ощущения, а вторым — любой, кроме ощущений. Термин «сознавание» применяется как родовой для обозначения всех этих психических процессов.

Для теории П. А. Шеварева существенны, далее, такие определения. «Имея в виду сознавание какого-либо предмета, следует различать: а) сознаваемый предмет; б) содержание сознавания, в) процесс сознавания. Сознаваемым предметом является или часть объективной действительности (конкретный предмет), или какие-либо свойства, присущие части действительности (абстрактный предмет)» [38;, 278]. Содержание сознавания — те особенности предмета, которые «имеются в виду», на которые мы «обращаем внимание». Все эти понятия лежат в основе классификации ассоциаций, разработанной П. А. Шеваревым.

Научной классификации ассоциаций в теории П. А. Шеварева придается исключительно важное значение. Он считал, что «в этом вопросе, по существу, идет речь об основных закономерностях психической деятельности» [34; 395]. Для его решения нельзя было ограничиться только анализом фактов, полученных в искусственных, лабораторных условиях, как это обычно делалось ранее. «Полную и обоснованную классификацию ассоциаций можно получить лишь путем тщательного анализа конкретных процессов учения и труда. При этом главной задачей анализа конкретных процессов должны быть выявление и точная характеристика по возможности каждой ассоциации, входящей в каждый изучаемый нами процесс» [34; 395]. Первоначально П. А. Шеварев опирался на анализ процессов решения алгебраических задач, которые имеют место как у взрослых людей, вполне владеющих соответствующими умениями, так и у школьников [32], [33] и др. Затем он распространил свой анализ деятельности школьников на области обучения разным учебным дисциплинам, (геометрии, арифметике, чтению, грамматике русского языка).

П. А. Шеварев создал две классификации ассоциаций. Первая из них построена на основании признаков константности — вариативности и конкретности — обобщенности, присущих каждому из двух членов ассоциации. Выделены 4 семейства ассоциаций: константные; семивариативные (полувариативные); абстрактно-вариативные; конкретно-вариативные. Не вдаваясь здесь в объяснение всех различий между семействами, отметим лишь, что все семейства распадаются на две большие группы: константные (1-е семейство) и вариативные, или обобщенные (3 остальные семейства). Представители различных ассоциативных школ до П. А. Шеварева занимались исключительно изучением (преимущественно в упрощенных условиях лабораторного эксперимента) константных ассоциаций. Особой заслугой П. А. Шеварева было открытие и тщательное исследование обобщенных ассоциаций. Специфика этих ассоциаций, в отличие от константных, состоит в следующем: «в каждой ассоциации, входящей в одно из этих трех семейств, или предметы обоих членов, или по крайней мере предмет одного из членов содержат в себе ту или иную переменную особенность (или несколько переменных особенностей)» [38; 285]. Поэтому обобщенные ассоциации обязательно включают в себя процессы выделения (абстрагирования)4. Важность этих процессов определяется тем, что от них зависит то или иное содержание предмета ассоциации.

Вторая классификация, перекрещивающаяся с первой, включает в себя

 

66

 

три группы ассоциаций в зависимости от того, входит ли в их состав сознавание задания, и если входит, то в какие члены ассоциаций. Они названы альфа-, бета- и гамма-ассоциациями.

Обе классификации необходимы и практически использовались П. А. Шеваревым при анализе процессов образования и актуализации сформированных ассоциаций. Процесс образования ассоциаций состоит не только в простом сочетании первого и второго членов и упрочении их связи, но и в качественном изменении ассоциаций. Сложное умение, включающее первоначально длинные цепочки ассоциаций, может сильно изменить свой ассоциативный состав за счет выпадений и объединений отдельных звеньев, выпадения процессов сознавания правил и даже словесных формулировок заданий. Все это, например, лежит в основе дедуктивных умозаключений, протекающих по сокращенной форме (пропуск большей посылки и пр.). Во многих случаях ассоциативный анализ в соответствии с теорией обобщенных ассоциаций позволил П. А. Шевареву установить причины возникновения ошибочных действий и определить наиболее эффективные пути их изменения.

3. Основные труды П. А. Шеварева, посвященные развитию учения об обобщенных ассоциациях, представляют собой реализацию тесно связанных теоретических и практических задач. Приведем несколько аргументов, подтверждающих эту мысль. Во-первых, именно требования практики (школьного обучения в первую очередь) побудили П. А. Шеварева заняться теоретическими исследованиями. Одна из первых работ по обобщенным ассоциациям называлась так: «Опыт психологического анализа алгебраических ошибок» [33]. Во-вторых, только психологический анализ ассоциаций в более сложных условиях реального учения и преодоление сложившейся лабораторной ограниченности традиционной ассоциативной психологии позволили охватить предмет изучения в полном объеме и создать благоприятные условия для теоретического анализа и научных обобщений. В-третьих, запросы новых областей практики на созданную П. А. Шеваревым теорию помогли ему вместе с учениками развернуть широкое исследование обобщенных ассоциаций. В свою очередь, как мы увидим ниже, приток новых исследователей способствовал дальнейшему расширению и углублению первоначальных замыслов. Не случайно в сферу изучения оказались вовлеченными не только навыки и умения, но и процессы восприятия, памяти, мышления. Назовем только некоторые практические задачи, на решение которых были направлены усилия самого П. А. Шеварева: разработка научно обоснованных программ школьного обучения; разработка методов анализа и построения школьных учебников и практических пособий (задачников и пр.); диагностика причин ошибочных действий школьников в процессе учения и т. д.

В ряде исследований школы П. А. Шеварева было показано, что обобщенные ассоциации играют существеннейшую роль в разных видах учебной деятельности. С. Ф. Жуйков [10] установил, что актуализация обобщенных ассоциаций лежит в основе написания безударных падежных окончаний существительных. Н. Ф. Талызина [26] показала, что обобщенные ассоциации лежат в основе умения решать геометрические задачи. В. Л. Ярощук [40] вскрыла состав обобщенных ассоциаций, лежащих в основе решения некоторых типовых арифметических задач, и проследила процесс формирования этих ассоциаций. Л. П. Доблаев [8] проанализировал обобщенные ассоциации, актуализирующиеся в процессах составления алгебраических уравнений. М. С. Ерицян [9] показал, что процесс получения вывода из двух данных посылок категориального силлогизма сводится к актуализации соответствующих конкретно-вариативных ассоциаций. Изучение ассоциативных механизмов деятельности чтения у младших школьников осуществила А. Д. Давыдова [6].

4. В научной жизни П. А. Шеварева разработка теории обобщенных ассоциаций занимает центральное положение. С ее возникновением все другие направления деятельности его самого и его школы были фактически подчинены главному. В результате вся научная деятельность этой школы предстает как целостная и целенаправленная. Рассмотрим это специально на примере

 

67

 

проблемы обобщенных ассоциаций и восприятия.

 

ОБОБЩЕННЫЕ АССОЦИАЦИИ И ПРОЦЕССЫ ВОСПРИЯТИЯ

 

Интерес к исследованию процессов восприятия появился у П. А. Шеварева задолго до создания им теории обобщенных ассоциаций. Уже в начальный период своей научной деятельности он провел исследования по вопросам восприятия, имеющие важное теоретическое и практическое (в частности, оборонное) значение ([31] и др.). Ряд работ в области военной маскировки был осуществлен им по прямому заданию некоторых ведомств и использован при конструировании и применении защитных масок и других средств.

Общетеоретическое значение полученных результатов ярко проявилось тогда, когда П. А. Шеварев обратился к другим областям прикладной психологии. Весьма важны для практики были его исследования по вопросам восприятия и применения цвета в архитектуре. В результате совместно с С. С. Алексеевым и Б. М. Тепловым был создан специальный курс цветове-дения для архитектурных вузов, в котором широкий круг данных психологии и психофизиологии был успешно использован для решения практических задач по цветовому оформлению архитектурных сооружений [1]. Большое теоретическое и практическое значение имели исследования П. А. Шеварева по константности цвета, светлотного контраста, по восприятию формы предметов, способов повышения чувствительности ночного зрения и пр. ([31] и др.).

Изучение ассоциаций в школе П. А. Шеварева выявило актуальность (наряду с отмеченными) ряда новых аспектов перцептивных процессов.

Поскольку восприятие предметов входит в первый член многих ассоциаций и нередко определяется также процессами во втором члене, процессы восприятия существенно определяют содержание ассоциаций и их структурные особенности. Поэтому в лаборатории восприятия, созданной в 1955 г. под руководством П. А. Шеварева в Институте психологии АПН РСФСР, исследования восприятия были подчинены дальнейшему развитию теории ассоциаций. В соответствии с задачей изучения сложных предметов, характеризующихся многими признаками, П. А. Шеварев и его ученики разработали понятийный аппарат для описания различных категорий признаков: признаки, воспринимаемые с разной степенью ясности; отчетливые и неотчетливые; опознавательные и неопознавательные; релевантные и иррелевантные; действенные и недейственные; доминирующие, рецессивные и равноденственные; различительные и тождественные; отделимые и неотделимые; общие и вариативные; существенные и несущественные; отличительные и постоянные; отличительные но непостоянные и др. ([2], [4], [14], [38], [39] и др.). Все эти многочисленные нюансы в обозначении признаков понадобились для более дифференцированного подхода в понимании сущности перцептивных процессов, протекающих при решении самых разнообразных экспериментальных и практических задач.

Выделим некоторые основные направления исследований П. А. Шеварева и его сотрудников по проблеме восприятия.

1. Важным условием эффективности исследований восприятия является широкий исследовательский охват не только лабораторных, но и естественных ситуаций труда и учения. Этот принцип, осуществленный П. А. Шеваревым в его первоначальных работах по обобщенным ассоциациям, остался ведущим в его лаборатории и в последующем. В ряде работ лаборатории исследовалось восприятие при обучении школьников арифметике [14], восприятие в области инженерной психологии, военной психологии и др. [14]. В экспериментальных исследованиях производилось моделирование процессов восприятия, протекающих в реальных жизненных условиях ([14], [19], [38] и др.).

2. Сочетание моделирующего эксперимента с изучением реальных ситуаций труда и учения потребовало расширения арсенала используемых методов. В дополнение к методам самоотчета испытуемых о предметах и содержании протекавших у них ассоциативных процессов [38; 283], при изучении

 

68

 

структуры восприятия и обобщенных ассоциаций именно в лаборатории, руководимой П. А. Шеваревым, разрабатывались вопросы объективного метода исследования с использованием регистрации динамики сложных реакций, характера реакций на объекты с «конфликтным» сочетанием признаков, времени реакций на надпороговые и околопороговые стимулы и на объекты с целостной и нецелостной структурой признаков и др. [2], [4], [14], [22], [39]. В частности, в одной из работ было показано, что объективным критерием выделения общего признака и возникновения обобщенной ассоциации в воспринимаемых объектах может служить нарушение известной закономерности Хика-Хаймена в условиях возрастания числа альтернативных различительных признаков воспринимаемых объектов [14].

3. Тщательному исследованию в лаборатории П. А. Шеварева были подвергнуты некоторые закономерности выделения (абстрагирования) предметов как первых членов ассоциаций. В, психологической литературе 50—60-х гг. один из методов, способствующих такому выделению, назывался методом варьирования несущественных признаков (Е. Н. Кабанова-Меллер, В. И. Зыкова, Н. А. Менчинская и др.). Этот же метод был обозначен Э. Г. Вацуро как «принцип нивелирования». Альтернативный же метод может быть назван как метод различения сложных объектов по существенным признакам. Первоначально П. А. Шеварев не различал их по эффективности выделения существенного признака в предметах [38], но специальные сравнительные исследования этих методов, проведенные в его лаборатории ([14] и др.) позволили с несомненностью отдать предпочтение второму. На основе его применения была выявлена количественная закономерность «относительной различимости»5.

4. Справедливость закона относи тельной различимости была показана не только для процессов выделения (абстрагирования) признаков предметов, но и других процессов: обнаруже ния, различения, распознавания, шкалирования. Качественный анализ всех этих процессов также позволил выявить ведущую роль в них процессов различения, а следовательно, подтвердить внутреннее единство перцептивных процессов [14].

5. Их взаимодействие с другими познавательными процессами, а также внесенсорными и внеперцептивными факторами стало предметом целой серии исследований в школе П. А. Шеварева. Речь идет о таких факторах, как установка [19], [20], субъективная значимость (желательность) результатов наблюдения, принятие решения, стратегия наблюдателя и способы его действий при восприятии предметов [2], [39], сравнение предметов, сила нервной системы [19], [21], произвольность, обобщенность, упроченность ассоциаций, возрастные особенности [14], задача и связанная с нею релевантность или иррелевантность нескольких объектов в поле зрения [4], соотношение двух сигнальных систем [15], речевые указания [14].

6. Существенным продвижением вперед в понимании структуры первого члена ассоциаций явилось изучение феномена целостного восприятия предмета, несводимого к восприятию отдельных его элементов, [14], [39]. Одновременно было показано, что в основе целостного восприятия лежат некоторые особенности восприятия элементов, определенное их соотношение по различимости [14]. Тем самым подтвердилась давняя гипотеза И. 'П. Павлова о важности изучения элементарных ассоциаций для понимания целостности, о том, что «новое в гештальтистской психологии, ее резкая оппозиция ассоциационизму, есть очевидный научный грех» [18; 44].

7. Существенная роль представлений в процессах восприятия демонстративно выступила при исследовании различных отклонений субъективного эталона от объективного: в иллюзиях вертикального или горизонтального положения предмета [23], контрастной или ассимилятивной иллюзии на основе феномена

 

69

 

установки [19], [20]. В последнем случае обнаружен принципиальный факт проявления иллюзии при экспозиции только одного предмета, без сравнения двух предметов в восприятии. При изучении иллюзии Шарпантье с регистрацией ЭМГ в обеих руках с грузами было показано, что основой для возникновения иллюзий является актуализация ассоциации, возникшей в первой половине опытов в результате многократного поднимания разных по весу грузов [20].

Помимо восприятия П. А. Шеварев вместе с сотрудниками и аспирантами вел изучение других познавательных процессов: памяти и мышления ([8], [9], [12], [34] и др.).

 

НАУЧНЫЙ АВТОРИТЕТ ШКОЛЫ П. А. ШЕВАРЕВА

 

П. А. Шеварев руководил подготовкой большого числа аспирантов и молодых научных работников, продолжающих творчески работать в различных областях психологии. Многие из его учеников и ближайших сотрудников стали кандидатами и докторами наук, известными советскими психологами6. Каждый из учеников Петра Алексеевича остается благодарен ему на всю жизнь за «школу Петра Алексеевича Шеварева», характеризовавшуюся исключительной требовательностью и критичностью в работе, за приобретение с его помощью большого научного багажа и кругозора и за его роль в их формировании как научных работников.

Почти вся многолетняя научно-исследовательская работа Петра Алексеевича проходила, лишь с небольшим перерывом, в стенах Института психологии АПН СССР (теперь НИИ ОПП АПН СССР), где до последних дней своей жизни он состоял членом Ученого совета. В завоевании авторитета, которым пользуется этот институт как старейшее научное учреждение, удостоенное высокой правительственной награды — ордена Трудового Красного Знамени, в коллективном труде его сотрудников очень большая доля принадлежит Петру Алексеевичу Шевареву.

Известное положительное влияние оказали и продолжают оказывать труды П. А. Шеварева и представителей его школы на новые научные направления в современной психологической науке. Немало общего можно найти в этих трудах и трудах психологов — представителей других научных школ. Внимание к правилосообразным действиям и четкой формулировке заданий, которые даются школьникам, роднит научные школы П. А. Шеварева и П. Я. Гальперина [5]. Исключительно большое внимание к процессам обобщения в поиске наиболее эффективных путей формирования у учащихся теоретических знаний и основанных на них практических умений характерны и для работ В. В. Давыдова и его сотрудников ([7] и др.). Всем этим направлениям в советской психологии свойственна общая позиция при проектировании учебной деятельности в школе. Она состоит в подчеркивании необходимости исходить из совокупности научных знаний на самом современном уровне, а также в реализации, вслед за И. М. Сеченовым [24], генетического метода как основного метода психологических исследований.

В лаборатории П. А. Шеварева фактически не было сотрудников, которые бы в своих экспериментальных, психолого-педагогических или теоретических работах не занимались тщательным исследованием процессов различения и дифференцирования объектов разной степени сложности ([2], [4], [14], [22], [36], [37] и др.). Этот же интерес присущ многим исследованиям школы Е. И. Бойко, особенно Н. И. Чуприковой ([3], [29] и др.). Выдвинутая ею в последнее время весьма продуктивная, на наш взгляд, концепция человеческого сознания как раз исходит из признания прямой связи общего уровня психологического развития с уровнем развития аналитической деятельности [30].

Одно из решающих средств специфически человеческих процессов различения и выделения — абстрагирования

 

70

 

— это словесно-речевая система. Не случайно именно она, вместе с первой сигнальной системой, стала объектом пристальных исследований сотрудников Е. И. Бойко и П. А. Шеварева ([3], [14], [15], [29] и др.).

В настоящее время в связи с задачей моделирования процессов умозаключений интенсивно разрабатываются ассоциативные модели семантической долговременной памяти человека. Правильное понимание природы ассоциаций человека, знание различных их классов и видов должно иметь здесь весьма большое значение. Поэтому все актуальнее для учеников и единомышленников П. А. Шеварева становится задача активной пропаганды его творческих идей и достижений, включения их в действующий арсенал исследований многих современных проблем психологии.

 

П. А. ШЕВАРЕВ КАК УЧЕНЫЙ И ЧЕЛОВЕК

 

Все, знавшие его лично, единодушны в том, что это был человек огромного личного обаяния. Двери лаборатории восприятия в Институте психологии были открыты для всех, кто нуждался в консультациях и любой личной помощи П. А. Шеварева.

Человек энциклопедического образования и тонкого критического ума, он, казалось, излучал доброжелательность. Его отзывчивость и желание оказать помощь в научной работе всем сотрудникам института и аспирантам не знали границ, в этом он был просто неутомим. Но он же был и неумолим, если речь шла о каком-либо снисхождении или жалости к научным просчетам или лености. С ними он боролся всеми средствами. Сам Петр Алексеевич был неутомимым тружеником. Он был очень скромным человеком. Если ему приходилось что-то рассказывать о своей жизни (а такие дружеские беседы были нередки с сотрудниками его лаборатории), он чаще всего переходил на рассказы о других. Особенно он любил говорить о наиболее близких ему с молодых лет Б. М. Теплове и А. А. Смирнове, восхищался ораторским умением К. Н. Корнилова.

Петра Алексеевича Шеварева характеризовала основная черта, которой пронизана вся его жизнь и деятельность. Эта черта — глубокая любовь и преданность науке, заставлявшая Петра Алексеевича забывать о себе, об отдыхе, о личных удобствах ради постоянного, напряженного труда ученого. Активность и настойчивость в научной работе, неутомимое стремление к истине, научная совесть не позволяли ему делать недостаточно глубоко продуманные и необоснованные выводы.

Оценивая научный вклад П. А. Шеварева в развитие отечественной психологии, следует еще и еще раз отметить широту и многогранность, фундаментальность и плодотворность его научных поисков, актуальность, строгость теоретических обобщений и научность практических выводов исследований.

Все богатство научных идей П. А. Шеварева далеко не исчерпано. Его работы представляют серьезный интерес для ученых многих отраслей психологической науки, практиков, педагогов и методистов и требуют специального изучения в системе истории психологии и решения многих проблем современной психологии.

 

1.       Алексеев С. С., Теплов Б. М., Шеварев П. А. Цветоведение для архитекторов: Учебное пособие. ГОНТИ. — М.; Л., 1938. — 158 с.

2.       Бардин К. В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. — М., 1976. — 395 с.

3.       Бойко Е. И. (ред.) Пограничные проблемы психологии и физиологии. — М., 1961. — 211 с.

4.       Власова М. М. К вопросу о влиянии так называемой «релевантной» и «иррелевантной» информации на время реакции человека. — В сб.: Зрительные восприятия. М., 1964, с. 124— 136.

5.       Гальперин П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. — Психологическая наука в СССР. 1950, т. 1. с. 441—469.

6.       Давыдова А. Д. Анализ чтения на начальных ступенях развития навыка. — Известия АПН РСФСР, 1947, т: 12, с. 51—90.

7.       Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М., 1972. — 420 с.

8.       Доблаев Л. П. Мыслительные процессы при составлении уравнений. — Известия АПН РСФСР, 1957, вып. 80, с. 175—234.

9.       Ерицян М. С. Материалы к психологии дедуктивных умозаключений. — Известия АПН РСФСР, 1962, вып. 120, с. 131—187.

10.    Жуйков С. Ф. К психологии формирования орфографических навыков. — Известия

 

71

 

АПН РСФСР, 1957, вып. 80, с. 13—142.

11.    Зинченко В. Л. Идеи Л. С. Выготского о единицах анализа психики. — Психологический журнал, 1981, № 2, с. 118—133.

12.    Идашкин Ю. В. К вопросу о воспроизведении латентно запечатленного материала: Канд. дис — М., 1959 .— 135 с.

13.    Клацки Р. Память человека. Структура и процессы. — М., 1978. — 317 с.

14.    Коссов Б. Б. Проблемы психологии восприятия. — М., 1971. — 320 с.

15.    Коссов Б. Б. Разработка методик определения типологических особенностей соотношения первой и второй сигнальных систем. — В сб.: Типологические особенности высшей нервной деятельности человека / Под ред. Б. М. Теплова. Т. 1. М., 1956, с. 348—374.

16.    Матюшкин А. М. Психология мышления и механизмы целеобразования. — Вопросы психологии, 1978, № 5, с. 169—171.

16а. Машбиц Е. И. Психологические проблемы проектирования учебной деятельности. — Вопросы психологии, 1979, № 6, с. 96—104.

17.    Павлов И. П. Полное собрание трудов. Т. III. M., 1949. — 603 с.

18.    «Павловские среды»: Протоколы и стенограммы физиологических бесед. Т. III. — М., Л., 1949. —515 с.

19.    Ратанова Т. А. О роли сравнения раздражителей в возникновении установки. — Доклады АПН РСФСР, 1963, № 1, с. 93—96.

20.    Ратанова Т. А. К вопросу о причинах, вызывающих иллюзии в области восприятия тяжести. — Вопросы психологии, 1963, №4, с. 106—115.

21.    Ратанова Т. А. Сила нервной системы и субъективная интенсивность ощущений. — Вопросы психологии, 1975, № 5, с. 34—45.

22.    Ратанова Т. А. Различение в опознавательной и поисковой деятельности человека. — В сб.: Сенсорные и сенсомоторные процессы/Под ред. Б. Ф.. Ломова. М., 1972, с. 80—101.

23.    Рузская А. Г. Восприятие отклонения линий от заданной нормы. — Известия АПН РСФСР, 1962, вып. 120, с. 110—123; Восприятие и представление наклонной линии. — Там же, с. 124—130.

24.    Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. — М., 1947. — 643 с.

25.    Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. — М., 1975. — 350 с.

26.    Талызина Н. Ф. Умозаключения при решении геометрических задач. — Известия АПН РСФСР, 1957, вып. 80, с. 235—274.

27.    Тихомиров О. К. (ред.) Психологические механизмы целеобразования. — М., 1977. — 258 с.

27а. Ткаченко А. Н. Проблема исходной единицы анализа психического в истории советской психологии (1920—1940 гг.). — Вопросы психологии, 1980, № 2, с. 155—159.

.28. Ушакова Т. Н., Павлова Н. Д. Аспекты исследования семантики слова. — Психологический журнал, 1981, № 5, с. 23—34.

29.    Чуприкова Н. И. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. — М., 1967. —327 с.

30.    Чуприкова Н. И. Сознание как высшая расчлененная и системно-упорядоченная форма отражения и его мозговые механизмы. — Психологический журнал, 1981, № 6, с. 16—27.

31.    Шеварев П. А. Количественные законы светлотного контраста. — Ученые записки НИИ психологии, 1940, т. 1, с. 271—290.

32.    Шеварев П. А. К. вопросу о природе алгебраических навыков. — Там же, 1941, т. II, с. 147—172.

33.    Шеварев П. А. Опыт психологического анализа алгебраических ошибок. — Известия АПН РСФСР, 1946, вып. 3, с. 135—180.

34.    Шеварев П. А. О роли ассоциаций в процессах мышления. — В сб.: Исследования мышления в советской психологии. М., 1966, с. 388—436.

35.    Шеварев П. А. (ред.) Исследования по психологии интелллектуальных навыков и умений. — Известия АПН РСФСР, 1957, вып. 80, 274 с.

36.    Шеварев П. А. (ред.) Восприятие и мышление. — Известия АПН РСФСР, 1962, вып. 120, 180 с.

37.    Шеварев П. А. (ред.) Зрительные восприятия. — М., 1964. — 160 с.

38.    Шеварев П. А. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника. — М., 1959. — 302 с.

39.    Шехтер М. С. Психологические проблемы узнавания. — М., 1967. — 220 с.

40.    Ярощук В. Л. Психологический анализ процессов решения типовых арифметических задач. — Известия АПН РСФСР, 1957, вып. 80, с. 143—234.

 

Поступила в редакцию 13.04.82 г.



1 Точнее, как причинно-следственная связь между двумя процессами, возникшая в предшествующем опыте человека, или как связь процессов сознавания некоторых предметов.

2 Например, процесс умножения двух двучленов средней сложности в алгебре содержит в себе 50—80 таких операций и более.

3 П. А. Шеварев отвергал так называемые «ассоциации по сходству», доказывая, что они также сводятся к особому виду ассоциаций по смежности.

4 По терминологии П. А. Шеварева, выделяется особенность предмета, которая является его частью, абстрагируется же свойство (красный, большой и пр.).

5 Ее смысл сводится к тому, что из двух различительных признаков одних и тех же объектов, при прочих равных условиях, легче выделяется тот, варианты которого более различимы. При изменении различия по одному признаку при фиксированном различии по другому частоту случаев действенности одного из признаков (когда преимущественно он определяет действия человека) можно достаточно точно описать линейной функцией, сложенной с гиперболой [14].

6 Среди них назовем прежде всего его непосредственных сотрудников и учеников: К. В. Бардина, М. М. Власову, А. Д. Давыдову, Л. П. Доблаева, М. С. Ерицяна, С. Ф. Жуйкова, Ю. В. Идашкина, Б. Б. Коссова, Т. А. Ратанову, А. Г. Рузскую, Н. Ф. Талызину, М. С. Шехтера, В. Л. Ярощук.