Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

5

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ1

 

Руководствуясь решениями XXVI съезда КПСС, постановлением ЦК КПСС «Об улучшении идеологической, политико-воспитательной работы», Министерство просвещения СССР, Академия педагогических наук СССР совместно с Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию, ЦК ВЛКСМ, Институтом научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС, Всесоюзным обществом «Знание» провели в Москве 15—17 декабря 1981 г. Всесоюзную научно-практическую конференцию «Научно-атеистическое воспитание — составная часть коммунистического воспитания учащейся молодежи».

На конференции было показано, что повышению качества научно-атеистического воспитания служат усиление атеистической работы во внеучебное время; активизация в деле атеистического воспитания как учительских, так и ученических общественных организаций, родительской общественности; улучшение атеистической работы с семьей, а также индивидуальной воспитательной работы с учащимися, подверженными религиозному влиянию; реализация комплексного подхода к постановке научно-атеистического воспитания.

Конференция выработала предложения, направленные на дальнейшее совершенствование атеистической работы в школах, внешкольных учреждениях, в комсомольских и пионерских организациях, одобрила научно-методическое письмо «Научно-атеистическое воспитание — составная часть коммунистического воспитания учащихся». Ниже излагаются психолого-педагогические аспекты этого письма.

Общеобразовательные школы, вся советская система обучения и воспитания сыграли и продолжают играть огромную роль в преодолении влияния религии на подрастающее поколение, в формировании у него научно-атеистических взглядов и убеждений. Тот факт, что атеистические взгляды и убеждения советской молодежи стали неотъемлемой чертой ее духовного облика, есть один из значительных результатов деятельности школы.

В то же время дальнейшее развитие и совершенствование научно-атеистического воспитания детей и подрост ков, учащейся молодежи остается важным направлением коммунистического воспитания. Это обусловливается рядом обстоятельств. Во-первых, тем, что именно в школьные годы, в подростковом и юношеском возрасте закладываются основы гражданской зрелости, социально-политических взглядов, нравственных идеалов, норм поведения, профессиональной ориентации. При этом первостепенное значение имеет формирование основ научно-материалистического, атеистического мировоззрения, которое должно постоянно «воспроизводиться» в молодых поколениях на более глубокой и расширенной основе. Во-вторых, кризисное

 

6

 

состояние религии в социалистическом обществе заставляет ее проповедников прилагать особые усилия с целью распространения религиозной идеологии прежде всего среди детей, подростков, молодежи. В-третьих, в условиях обострения идеологической борьбы на международной арене наши враги осуществляют широкую религиозно-политическую пропаганду, рассчитанную в значительной степени на молодые поколения советского общества. Увести советскую молодежь в область религиозных исканий, посеять в ее сознании сомнения в правоте нашего дела, отвлечь от активного участия в коммунистическом строительстве — таковы цели буржуазно-клерикальной пропаганды.

Как показывают данные конкретно-социологических исследований, проведенных среди учащихся в ряде областей РСФСР, Украины, Белоруссии, в республиках Прибалтики и Средней Азии, часть детей, подростков и молодежи находится под влиянием религии, еще немало детей подвергается обряду крещения, принимает участие в религиозных праздниках. Одним из основных каналов проникновения религиозных взглядов в сознание подрастающих поколений является религиозная семья.

Религиозное воспитание детей и подростков в семье, если ему не противодействовать, может привести к закреплению религиозных идей и представлений, к формированию убежденного верующего, с которым бывает трудно вести воспитательную работу.

При этом следует учитывать, что в настоящее время религиозные организации стремятся воспитать новый тип современного молодого верующего, который бы сочетал в себе высокую образованность с служением религиозным идеалам и который умел бы воспринимать и объяснять современный социальный и научно-технический прогресс через призму религиозной идеологии.

Атеистическое воспитание в школе не должно ограничиваться только учащимися, подверженными религиозному влиянию. Оно должно охватывать всех учащихся, ибо его задачи состоят не только в перевоспитании верующих, а в формировании прежде всего у всех учащихся основ научно-материалистического, атеистического мировоззрения, которое бы служило надежным барьером против влияния религии.

Дальнейшее усиление научно-атеистического воспитания в общеобразовательных школах должно осуществляться по следующим основным направлениям:

максимальное использование атеистического потенциала, имеющегося в содержании изучаемых курсов основ наук;

развертывание атеистической работы во внеурочное время, поиск наиболее действенных ее форм;

улучшение атеистической работы с семьей, а также индивидуальной воспитательной работы с отдельными учащимися, подверженными религиозному влиянию.

Овладение глубокими знаниями в области естественно-математических и общественных наук, изучаемых в общеобразовательных школах, является основой формирования научно-материалистического мировоззрения, атеистической убежденности учащихся.

Первоначальные основы материалистических атеистических взглядов школьников закладываются уже в начальных классах. На этапе начального обучения учащимся доступно, на конкретных примерах раскрываются причинно-следственные связи отдельных природных и общественных явлений, возможности человека в познании и преобразовании мира, даются элементарные представления об исторических корнях религии, о вреде религиозных предрассудков. На живых примерах младшим школьникам следует разъяснять сущность и значение атеизма, показывать атеистическую работу пионеров, школьников.

В формировании научно-материалистического, атеистического мировоззрения важное место занимают предметы естественнонаучного цикла, в процессе изучения которых раскрывается несостоятельность религиозных представлений и догм.

Содержание курсов физики, астрономии, химии, биологии, математики раскрывает картину материального единства мира и закономерностей его развития. Учащиеся усваивают положения

 

7

 

о том, что физические, химические, биологические процессы протекают по естественным законам, внутренне присущим самой природе.

Раскрывая учащимся роль М. В. Ломоносова как основоположника русского естествознания, важно подчеркнуть атеистическое значение открытого им закона сохранения вещества и движения, его направленность против религиозной легенды о сотворении мира.

Следует раскрывать, учитывая интерес некоторых школьников к различного рода гороскопам; нелепость представлений о влиянии небесных тел на судьбу человека, о возможности предсказывать его будущее по показаниям звездного неба.

Большое мировоззренческое атеистическое, значение имеет курс биологии. Учебный материал курса позволяет опровергнуть основы религиозного учения о сотворении живой и неживой природы и человека. В курсе анатомии, физиологии и гигиены человека учащиеся овладевают знаниями, касающимися таких явлений, как клиническая и биологическая смерть. Эти научные факты важно использовать в качестве аргументации против религиозного учения о душе и загробной жизни.

При изучении учащимися основ наук важно показать, что история развития научных знаний есть одновременно история борьбы науки против религии, которая всегда выступала против научного мировоззрения, преследовала ученых. В настоящее время эта борьба не затухает, а приобретает новые формы. Благодаря величайшим достижениям современной науки, широкому внедрению их в практику религия и ее защитники не могут открыто выступать против научных концепций. И в целях сохранения своих позиций религия и ее защитники модернизируют свои взгляды на науку. Они, в частности, взяли на вооружение теорию двойственной истины, согласно которой наука и религия не противоречат друг другу и могут уживаться между собой, потому что наука будто бы ставит перед собой лишь более частные, конкретные задачи, а религия — более общие. Вместе с тем богословы не отказались и от прямой конфронтации с современной наукой. При этом они спекулируют на еще не познанных или не получивших должного научного объяснения явлениях природы, стремясь тем самым отыскать в пробелах знаний место для сверхъестественной силы, бога.

Большими возможностями для последовательного атеистического просвещения и воспитания учащихся располагает программный материал по предметам гуманитарного цикла (истории, литературе, экономической географии, основам Советского государства и права, обществоведению).

Так, изучение в курсе истории развития первобытного общества позволяет показать, что религия существовала не вечно, как утверждают богословы. Она возникла в пору детства человечества, когда оно в силу низкого уровня развития находилось в полной зависимости от стихийных сил природы. Словом, учащимся необходимо убедительно раскрыть земные корни религии.

Раскрывая классовую, социальную роль религии, необходимо разъяснять, что, хотя в условиях социалистического общества религия и ее организация перестраиваются, переходят на позицию лояльного отношения к новому общественному и государственному строю, но от этого антинаучная, реакционная сущность религиозной идеологии не меняется, она противостоит научно-материалистическому мировоззрению, отрицательно влияет на сознание и поведение людей, исповедующих религию, сковывает их энергию, парализует волю.

Привлекая в органической связи с программным материалом явления и факты современной эпохи, надо показать, что наиболее консервативные и реакционные элементы в религиозных организациях прикрываются религией в борьбе с коммунистическими идеалами, с социалистическим образом жизни.

В воспитании атеистической убежденности учащихся в процессе изучения гуманитарных предметов очень важно раскрывать несостоятельность притязаний проповедников религии на якобы выдающуюся роль религии и церкви в политической истории России, в развитии ее духовной культуры.

 

8

 

Эти притязания усиливаются в связи с приближающимся 1000-летием введения христианства на Руси. Богословы усиленно пропагандируют мысль о том, что церковь якобы всегда была с народом, способствовала общественному прогрессу, что благодаря введению христианства на Руси развилась письменность, литература, искусство. Основу атеистического воспитания школьников при изучении истории составляет усвоение ими идей закономерности исторического процесса, решающей роли материальных условий в развитии общества, позволяющие понять, что подлинными творцами истории являются трудящиеся, народ, а не сверхъестественные силы, как утверждают религиозные деятели.

Следует объяснять, что только социалистический строй с его реальными достижениями в социально-экономической и культурной жизни создает и обеспечивает условия для формирования научно-материалистического, атеистического мировоззрения.

Необходимо в полной мере показать, что органической частью социалистической' демократии, прав и свобод советских граждан является свобода совести, включающая в себя право на религиозные или атеистические убеждения, право свободно отправлять религиозный культ или вести атеистическую пропаганду.

Существенное место в атеистическом просвещении и воспитании учащихся должны занять вопросы критики религиозной морали. Здесь большими возможностями располагает школьный курс литературы и истории. Необходимо показать конкретные исторические условия происхождения морали, ее «земной» характер, раскрывать ее классовую сущность. Следует раскрывать абстрактный, оторванный от реальной жизни, «гуманизм» религии.

При этом преподаватели должны убедительно и ярко раскрывать учащимся принципы морального кодекса строителя коммунизма, показывать, что в основе коммунистической нравственности лежит борьба за становление и укрепление коммунизма. Именно в этой борьбе развиваются и закрепляются лучшие нравственные качества личности, которые веками складывались в среде трудящихся и осознавались ими как нравственные нормы.

При изучении основ наук важно последовательно показывать противоположность морали коммунистической и морали религиозной, раскрывать неразрывное единство нравственности и атеизма. Необходимо формировать у учащихся глубокое убеждение в отрицательном влиянии религиозной морали на нравственное совершенствование личности.

Атеистическая внеурочная работа должна быть тесно связана с жизнью, с развитием творческой самодеятельности, общественной активности учащихся. В выборе тематики бесед и лекций, в разработке программы атеистических кружков, тематических вечеров и т. д. необходимо серьезное внимание уделять определению их мировоззренческого атеистического содержания.

Атеистическое воспитание во внеурочной работе осуществляется дифференцированно, выбор форм проводится с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.

Важной формой воспитательного воздействия является атеистический кружок. В кружке складывается атеистический актив, формируется атеистическое общественное мнение, на базе кружка активизируются другие формы внеклассной работы, складывается лекторская атеистическая группа учащихся. В кружках приобретаются навыки обобщения и анализа материала, умение делать выводы из данных, полученных при проведении опытной работы.

В лекциях и беседах экскурсоводов следует разъяснять идеологическую несостоятельность отождествления в искусстве художественного и культового, народного и церковного. Творческая инициатива учащихся проявляется и при проведении тематических атеистических вечеров.

Необходимым условием повышения эффективности атеистического просвещения и воспитания учащихся является совместная работа школы, семьи и трудового коллектива.

В связи с тем, что атеистическое воспитание учащихся должно начинаться с I класса, большая ответственность

 

9

 

ложится на учителя начальных классам. При приеме ребенка в I класс необходимо не только хорошо ознакомиться с семьей, из которой приходит школьник, но и установить контакт с воспитателями детского сада, если его посещал ребенок, с целью выяснения вопросов, связанных с религиозным влиянием на него.

Пристального внимания педагогических коллективов требуют неполные семьи, в которых возрастает вероятность религиозного влияния на учащихся.

Абсолютное большинство родителей свободны от религии, являются атеистами. Одни из них ведут активную наступательную борьбу с религиозной идеологией, суевериями. Другие полагают, что в современных условиях религия не способна оказывать влияния на формирование убеждений молодого поколения, и поэтому относятся к ней как к уходящему из жизни явлению. Наконец, есть верующие родители. Большинство верующих не навязывают своим детям религиозных взглядов, считая, что дети должны самостоятельно сделать выбор между религией и атеизмом. Однако они оказывают религиозное влияние тем, что в присутствии детей исполняют религиозные обряды. Наконец, есть и такие верующие родители, которые осуществляют направленное религиозное воспитание. Следовательно, атеистическая работа с родителями требует строго дифференцированного подхода.

Индивидуальную работу с верующими родителями, культивирующими религиозные взгляды у своих детей, разумно начинать с установления с ними доверительных отношений, с разъяснений, цель которых — показать трудности, создаваемые родителями для развития ребенка, подчеркнуть, что противоположные влияния семьи и школы ведут к лицемерию, а следовательно, и к эмоциональным перегрузкам детей.

Атеистическое воздействие на верующих родителей осуществляется методами убеждения. Вместе с тем руководители органов народного образования, школ и училищ, учителя и преподаватели должны оказывать необходимое содействие административным органам в принятии мер против тех лиц, которые, прикрываясь религиозными убеждениями, сознательно идут на нарушение законодательства о религиозных культах, осуществляют коллективное обучение детей религии в нелегальных школах и кружках, организуют совместный труд детей для общины, коллективные экскурсии и прогулки, создают детские и молодежные хоры и т. д.

В индивидуальной работе по преодолению религиозных представлений родителей важно наладить контакт с неверующими членами семьи и через них оказывать атеистическое воздействие на верующих. Важно также проводить индивидуальную работу с теми родителями, которые, отвергая существование бога, верят в ложные приметы, в гадания, знахарство, так как эти суеверия подготавливают почву для восприятия религиозных идей.

Индивидуальное воздействие осуществляется в очень разных формах. Его содержание составляет длительная, кропотливая работа с каждым верующим, с использованием самых разнообразных форм воздействия, отобранных в соответствии с возрастными, психологическими особенностями верующего, его религиозного окружения и спецификой вероисповедания. Эта индивидуальная работа органически сочетается с индивидуальным подходом к учащемуся при проведении массовых форм атеистической работы. При этом важно помнить, что по отношению к верующим особенно недопустимы элементы администрирования, оскорбления их чувств. Следует пресекать всяческие попытки создавать вокруг ученика атмосферу изоляции и отчуждения, и, наоборот, активно включать его в жизнь ученического коллектива, оказывая ему в этом доверие и необходимую помощь.

Учеников, подверженных религиозному влиянию, условно можно разделить на три группы.

Первая группа — это те, которые убеждены в существовании бога, посещают церковь или молитвенный дом, из внутренних побуждений выполняют обряды. Обычно они почти не участвуют в коллективной деятельности класса, неохотно вступают в контакты с товарищами.

Вторая группа — это учащиеся, выполняющие

 

10

 

религиозные обряды под влиянием старших, связывающие религиозную обрядность с семейными традициями.

Третья группа — это те, кто верит в существование какой-то безликой, сверхъестественной силы, влияющей на законы природы и особенно на личную судьбу человека, при этом они отрицают традиционную религию, не знают религиозной мифологии, молитв, иногда участвуют в религиозных обрядах, но не по религиозным мотивам.

Наибольшие трудности вызывает работа с учениками первой группы, поскольку эти учащиеся нелегко вступают в контакты, не принимают атеистических доводов. В этой связи атеистическую работу с ними рекомендуется разделить на два этапа. На первом этапе главное составляет преодоление предубеждения верующего. Выполняется она чаще всего опосредованным путем — через включение ученика в систему коллективных отношений, из которых он «выпал», будучи верующим. Вместе с тем следует учитывать, что верующий не хочет входить в целый ряд коллективистских отношений, боясь «греха». И потому вхождение его в коллектив должно начинаться с поручений, не вызывающих у него внутреннего протеста. Выбираются поручения с учетом склонностей, интересов, запросов ученика (санитарная служба, занятия в живом уголке, в библиотечном и биологическом кружках и т. д.). При этом большую роль играет правильно сформированное общественное мнение, проводником которого выступают пионерская и комсомольская организации класса. Они способствуют налаживанию более тесных контактов, создают широкие возможности для общения. Смысл такого подхода к перевоспитанию верующего сводится к формированию положительного отношения ученика к научно-атеистической информации. Одна из наиболее важных предпосылок успеха на данном этапе работы, — это становление атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и доведя между воспитателем и школьником.

Второй этап, который составляет собственно атеистическая работа, должен строиться с учетом вероисповедания верующего ученика (православия, ислама, баптизма, католицизма и т. д.), так как специфика вероучения накладывает отпечаток не только на религиозные взгляды верующего, но и на его характер в целом, на отношения с окружающими, на восприятие жизненных ситуаций, поведение. Например, в работе с учащимися из семей последователей баптизма целесообразно проведение бесед, посвященных научной критике Библии, потому что эта книга занимает очень важное место в религиозном воспитании в таких семьях. Следует показать историю ее создания, раскрыть противоречия в содержании, развенчать мифы о чудесах и пророчествах, которые там изложены.

В работе с верующими из православных семей следует больше внимания уделять раскрытию реакционного характера религиозного культа, показывать земное происхождение религиозных праздников и обрядов, их связь с представлениями первобытных людей. Важно раскрыть реакционную роль религии и церкви в общественном и культурном развитии страны.

Учащимся, принадлежащим к католическому вероисповеданию, надо показать несостоятельность попыток католической церкви отождествить религиозные представления с национальной принадлежностью католиков. Следует раскрывать роль католицизма в духовном порабощении народа, объяснять противоречивый характер истории развития живописи, архитектуры, музыки в рамках религиозного мировоззрения.

Учащимся, подверженным влиянию ислама, надо разъяснять, что нормы ислама не связаны с возникновением религии, а представляют собой свод простых норм нравственности, сложившихся у древних арабов. Надо подвергать критике стремление мусульманского духовенства отождествить нравственность с религией ислама. Необходимо проводить четкое разграничение здоровых народных традиций и обычаев и религиозных, поскольку современные служители культа пытаются выдать религиозные обряды и предписания за традиционные национальные и тем самым сохранить их. Атеистическое воспитание должно проводиться в органическом единстве с интернациональным.

Следует предусмотреть как собственно атеистические воздействия, так в организацию досуга верующего, круг его чтения, включение его в общественную жизнь класса, школы. Поскольку отход от религии не единовременный акт, а сложный процесс, который включает не только разрушение религиозного комплекса у верующего ученика, но и формирование у него атеистических взглядов и убеждений, следует учитывать длительность этой работы, соблюдать преемственность атеистических воздействий в начальных, средних и старших классах.

Специфика работы с учащимися из верующих семей требует от воспитателя дополнительных знаний, от которых зависит правильный выбор методов воздействия на учащегося и его родителей. Это — знание особенностей законодательства о культах и основ соответствующего вероучения, идеологии и деятельности религиозных организаций.

Эффективность атеистического воспитания в школе во многом зависит от комплексной постановки этой работы, от тесного взаимодействия школы, семьи, трудового коллектива, взаимосвязи атеистической работы с другими направлениями и звеньями коммунистического воспитания.



1 Публикуемый текст представляет собой краткое изложение научно-методического письма «Научно-атеистическое воспитание — составная часть коммунистического воспитания учащихся», утвержденного Коллегией Министерства просвещения СССР и Президиумом АПН СССР.