Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

159

 

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

 

В. Ф. САХАРОВ, М. И. СМИРНОВ

Киров

 

Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. — М.: Педагогика, 1981. — 96 с.

 

Рецензируемая книга относится к числу работ, которые посвящены развитию подрастающего человека как субъекта будущей профессиональной деятельности. В ней рассматриваются те психологические состояния и свойства личности, через которые преломляются все внешние профориентационные воздействия. Внимание автора привлекают наиболее важные вопросы самоопределения молодежи; формирование профессиональной направленности, взаимосвязь склонностей и способностей, сравнение первоочередного и резервного профессиональных намерений, особенности профессионального самосознания и жизненного призвания.

Достоинством книги является изучение процесса профессионального самоопределения в ранней юности на основе принципов детерминизма и деятельности. Автор анализирует взаимодействие системы средств профессиональной ориентации с личностью как сложнейшей саморегулирующейся системой, показывает, каким образом на основе этого взаимодействия формируются профессиональная направленность и профессиональное самосознание личности.

В книге предлагается система понятий, позволяющих рассматривать профессиональное самоопределение в его развитии (уровень и полнота направленности, обобщенность и выраженность профессиональных интересов). Специальный раздел книги посвящен анализу движущих сил развития профессиональной направленности, а также структуры мотивов выбора профессии, различных типов связи между мотивами и объективным содержанием деятельности. Большой интерес для читателя представляет рассмотрение взаимоотношений

 

160

 

между склонностями и способностями как элементами структуры профессиональной направленности.

Автор не ограничивается анализом психологических особенностей формирования первоочередного профессионального намерения и уделяет значительное внимание становлению резервного намерения как психологической предпосылке переориентации на производственные профессии тех выпускников, которые первоначально собирались поступать в вузы. Он показывает, что преодоление психологического барьера, нередко затрудняющего выбор массовых профессий юношами и девушками, возможно на основе формирования резервного профессионального намерения, развивающегося в русле обобщенного интереса к определенной сфере деятельности. При реализации этого намерения, благодаря его мотивационному единству с первоочередным намерением, производственная деятельность приобретает более глубокий личностный смысл.

Большое внимание в книге уделяется анализу условий пробуждения и развития профессионального самосознания в ранней юности, психологическому истолкованию проблемы жизненного призвания. Автор понимает призвание как психическое состояние, возникающее на основе единства элементов предметного сознания (прежде всего склонности) и профессионального самосознания. Такой подход позволяет преодолеть бытующее представление о призвании как относительно редком явлении, требующем особо благоприятного совпадения внешних и внутренних условий. Автор показывает роль потребности в определенном характере переживаний при профессиональном самоопределении — обстоятельство, явно недооцениваемое в теории и практике профориентации.

Не все вопросы профессионального самоопределения нашли достаточно полное освещение в книге. Так, в структуре профессиональной направленности (гл. 2) автор рассматривает лишь формирование мотивов, соотношение склонностей и способностей. Другие компоненты направленности (осведомленность, интересы), взаимосвязи между ними в процессе формирования профессиональной направленности не подвергнуты детальному анализу. На наш взгляд, формирование профессионального намерения отражает определенный уровень профессионального самосознания личности. В книге же эти вопросы рассматриваются в ином порядке, а именно: формирование самосознания дается после становления профессионального намерения.

Пути формирования профессиональных намерений, относящихся к сфере материального производства, рассмотрены недостаточно полно. Внимание автора привлечено преимущественно к одному, правда, менее исследованному пути формирования готовности к производственной деятельности: на основе резервного намерения у учащихся с первоочередной ориентацией на вуз.

Надо также отметить неодинаковую полноту изложения отдельных аспектов проблемы, а также некоторую усложненность стиля. Однако эти недостатки не снижают общей положительной оценки книги, представляющей интерес для теории и практики воспитания учащейся молодежи. Появление этой книги выдвигает вопрос о необходимости включения психологических аспектов профессиональной ориентации в курсы вузовских лекций, программы, учебники и пособия по общей, возрастной и педагогической психологии.