Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

157

 

ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ВУЗА

 

Ю. С. НАЖИВИН

Москва

 

Психологическая служба в вузе / Под ред. Н. М. Пейсахова. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1981. — 240 с.

 

Широко известны большие заслуги советской высшей школы в деле подготовки кадров для народного хозяйства, науки, культуры и других сфер нашего общества. Вместе с тем требования жизни, решения XXVI съезда КПСС и особенно Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» (1979 г.) ставят перед психолого-педагогическими науками и высшей школой страны новые задачи по повышению эффективности и качества воспитания и профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации. Важное место в решении этих задач отводится в последние годы психологической службе. Первые научные совещания по вопросам разработки основных принципов создания психологической службы в нашей стране были организованы в конце 1978 г. — заседания выездной сессии Центрального совета Общества психологов СССР (см.: Вопросы психологии, 1979, № 1) и методологический семинар в Институте психологии АН СССР (см.: Психологический журнал, 1980, № 2).

Весьма примечательно и похвально, что

 

158

 

журнал «Вопросы психологии» оперативно отозвался на насущные задачи практики и организовал научный разговор ведущих специалистов страны за «круглым столом» по проблемам: «Психологическая служба в СССР: ее задачи, содержание и организация» (Вопросы психологии, 1979, № 2), «Психология и педагогика высшей школы: проблемы, результаты и перспективы» (Вопросы психологии, 1981, № 3 и 4). Постановке и практическому решению проблем психологии в вузах страны способствуют Центральная секция психологии высшей школы при Президиуме Общества психологов СССР (председатель А. А. Крылов) и Комиссия по психологии при Научно-техническом совете Минвуза СССР (председатель А. П. Чернышев).

В некоторых психологических центрах страны уже обобщается и научно анализируется первый опыт работы психологической службы вуза — этому свидетельствует выход в свет первых монографий по проблемам психологии высшей школы1.

Рецензируемая книга является логическим продолжением предыдущей коллективной монографии казанских психологов и представляет собой следующий этап исследований, посвященных актуальным проблемам психологической службы вуза. В ней представлены результаты поиска и использования психологических резервов в целях совершенствования управления учебно-воспитательным процессом и повышения качества подготовки высококвалифицированных специалистов.

Материалы сборника можно условно разделить на три раздела: теория психологической службы вуза; пути оптимизации управления учебной деятельностью студентов; опыт применения средств психологической службы в учебном процессе.

Открывается сборник статьей научного руководителя лаборатории психологических проблем высшей школы Казанского университета Н. М. Пейсахова. Автор, опираясь на указания Л. И. Брежнева, прозвучавшие в речи на ноябрьском (1979 г.) Пленуме ЦК КПСС, требования Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов», а также используя основные положения системного подхода, развиваемые в советской психологии, осуществляет анализ проблем психологической службы вузов. Современная высшая школа рассматривается как сложная многоуровневая система управления. Анализируются изменения требований к процессу управления подготовкой специалистов высшей квалификации, раскрывается, оптимальное соотношение вертикального и горизонтального контуров управления (управления и самоуправления). Автор анализирует назначение, задачи, методологию и содержание работы психологической службы вузов. Ценно, что, формируя ряд новых интересных положений о сущности и функциях психологической службы вуза, Н. M. Пейсахов опирается на многолетний опыт психологической службы Казанского университета, инициатором создания которой он является.

В статье Н. Ш. Валеевой и Н. М. Пейсахова рассматриваются психологическая модель специалиста высшей квалификации и ее роль в управлении учебным процессом. Системный анализ модели позволяет авторам выделить четыре ее иерархических уровня: отношений, поведения, деятельности и психических состояний. Не являясь исчерпывающей, предлагаемая модель, однако, может способствовать оптимизации управления вузом.

Статья В. Н. Донцова и Г. И. Санжар посвящена рассмотрению личности руководителя как фактора оптимизации научно-педагогического процесса. С позиций теории фарширующейся деятельности Н. В. Кузьминой авторы выделяют структурные компоненты деятельности декана и заведующего кафедрой. Далее определяются требования организаторской деятельности и личности руководителя научно-педагогическим коллективом.

Заключает теоретический раздел книги статья о методах анализа корреляционных структур в психолого-педагогических исследованиях (Н. И. Макарова, Н. М. Пейсахов, М. Н. Шевцов). Существенно, что акцент делается на методы анализа результатов динамических исследований, изменения диахронической организации психических явлений.

Второй раздел сборника — наиболее объемный (около двух третей листажа книги). Здесь обсуждаются более частные проблемы оптимизации управления учебной деятельностью студентов. Р. В. Габдреев, анализируя активность студента с позиций иерархической структуры личности, выделяет три критерия активности: качество и количество общественной и научной работы, способность к самоорганизации и самоуправлению, успешность учебы (с. 85—86). Познавательной активности личности в связи с мотивационной основой учебной деятельности посвящена и статья Ф. М. Рахматуллиной. На основании экспериментальных данных она определяет степень влияния различных мотивов на познавательную активность студентов.

Несомненный практический интерес представляет большая статья Г. Ш. Габдреевой, посвященная проблемам управления психическим состоянием студентов. С точки зрения системного подхода рассматриваются теоретические проблемы регуляции психического состояния и делается правильный вывод о необходимости обучения студентов самоуправлению (с. 126—127). Одним из эффективных способов воспитания способности к самоуправлению является психорегулирующая тренировка (ПРТ), подробному описанию которой посвящается основная часть работы. Важно, что предложенное Г. Ш. Габдреевой содержание всех пятнадцати занятий ПРТ прошло успешную многолетнюю практическую апробацию в Казанском университете.

Проблеме психического состояния посвящена и следующая статья сборника (И. Ш. Фахрутдинова). Здесь рассматривается динамика психического состояния студентов на разных этапах

 

159

 

учебного года и в разных формах занятий.

Объемное исследование проблемы функциональной музыки в структуре психологической службы вуза (Ю. А. Цагарелли) углубляет представление о теории и практике использования музыки в учебном процессе. Автору статьи, совмещающему профессии музыканта я психолога, удалось убедительно аргументировать новый взгляд на проблему функциональной музыки. Показана многопрофильность и многоуровневость воздействия музыки на студентов (с. 189—192), предложены критерии и способы подбора музыкального материала (с. 192—206), вскрыты механизмы музыкально-психологического воздействия (с. 206— 208). Теоретические положения подтверждаются экспериментальными данными и практикой применения функциональной музыки в вузах. Заслуживают внимания мысли автора о направлении дальнейших исследований в этой области (с. 209—213).

Заключают сборник работы, описывающие опыт конкретного исследования средств психологической службы в учебном процессе Казанского университета. Показана эффективность использования телевизионной системы и ЭВМ на занятиях по немецкому языку (Г. К. Байталова) и физике (Н. М. Шувалова). Сделаны выводы о практической ценности оперативного и текущего контроля знаний студентов (с помощью ЭВМ) для управления учебным процессом.

Книга не лишена недостатков. Далеко не все проблемы психологической службы вуза рассмотрены в ней. Не уделено внимания психологическим вопросам комплексного коммунистического воспитания студентов; Остается пожалеть, что в ней не отражен многолетний опыт лаборатории психологических проблем высшей школы Казанского университета по созданию портативных электронных приборов для психологических исследований, автоматизированных комплексов для работы в психодиагностических и учебных целях. Хотелось бы также пожелать казанским психологам глубокого обобщения и оценки с точки зрения современных достижений науки того большого ценного опыта, который был накоплен 1-й российской психологической лабораторией, основанной в Казанском университете в 1885 г. В. М. Бехтеревым. Пора бы начать серьезную всестороннюю подготовку к ее 100-летнему юбилею.

Подводя итоги, отметим, что, хотя рецензируемая книга названа сборником статей, по своей сути она скорее приближается к монографическому исследованию чрезвычайно актуальной проблемы — психологической службы вуза. Книга пронизана единой идеей системного подхода к анализу рассматриваемых явлений, монографична она и по общей структуре размещения материала. Возможно, что у некоторых читателей книги отдельные положения вызовут желание поспорить, ибо не исключены и несколько иные точки зрения на вопросы психологической службы. Несомненно, однако, что в целом коллективу авторов-единомышленников удалось создать пособие, ценное для студентов и вузовских работников, для психологов и других специалистов, занимающихся проблемами высшей школы.



1 Прикладная психология в высшей школе/Под ред. Н. М. Пейсахова. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1979. — 270 с; Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. — Минск: Изд-во БГУ, 1978. —319 с.