Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

170

 

НАУЧНАЯ РАБОТА КАФЕДРЫ ПСИХОЛОГИИ

САРАТОВСКОГО ПЕДИНСТИТУТА

 

И. В. СТРАХОВ

Саратов

 

40 лет назад в Саратовском ордена «Знак Почета» педагогическом институте им. К. А. Федина была создана кафедра психологии. За это время членами кафедры опубликовано свыше 400 работ в виде монографий, пособий, тематических сборников статей и сообщений.

Проблема психологии литературного творчества занимает одно из центральных мест в исследованиях, ведущихся на кафедре. Изучался творческий процесс создания литературных произведений: в частности, исследованы две фазы создания И. А. Гончаровым «Сна Обломова». Проанализированы самоописания творческого процесса и теоретические воззрения А. С. Пушкина, Н. Г. Чернышевского, Л. Н. Толстого по проблемам творчества. Изучены взгляды К. А. Федина на творческий процесс и принципы художественного мастерства. Рассмотрено состояние творческого вдохновения в художественной деятельности, выявлены основные его интеллектуально-волевые и эмоциональные компоненты, структура вдохновения и пути его актуализации. Исследованы открытые Л. Н. Толстым формы психологического анализа характеров, «диалектика души» в его творчестве, художественное изображение сложного движения психических процессов и состояний, познание законов течения психических процессов и многие другие вопросы.

Изучена психология творчества И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыков-Щедрина, А. П. Чехова, К. А. Федина. Установлены творческие открытия писателей в формах психологического анализа внутреннего мира персонажей и способы индивидуализации и типизации характеров.

Другой изучавшийся цикл проблем психологии творчества — научное творчество. Разработана классификация типов ученых по теоретическому, логическому и психологическому критериям. Изучены различные фазы творческого процесса и его психологические основы.

К указанным вопросам примыкают работы по психологии музыкального восприятия (значение

 

171

 

музыкально-слуховых представлений в исполнительской деятельности) и по вопросам музыкального образования.

К работам по художественной характерологии в творчестве классиков русской литературы близко стоят проведенные на кафедре теоретические, историко-психологические и опытные исследования проблемы характера. Разработана общая концепция характера, изучены его состав и структура, четырехкомпонентное строение волевых актов.

Основными работами по указанным вопросам являются: отдельные издания И. В. Страхова: Л. Н. Толстой как психолог, 1947; Психология творческого вдохновения, 1962; Психология творчества, 1968; Психологический анализ в литературном творчестве. Части IV, 1973—1976: Психологический анализ портретов-характеров в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», 1977; Психологический анализ портретов-характеров в романах И. А. Гончарова, 1978; Психология творчества К. А. Федина, 1979; Диалектика души в I произведениях Л. Н. Толстого.— В сб.: Психология внимания и мышления, 1980; статьи Н. А. Дементьевой о взглядах Н. Г. Чернышевского по проблемам литературного творчества, В. И. Страхова о творческом процессе И. А. Гончарова, Е. П. Санниковой по художественному восприятию.

Серия работ была посвящена вопросам психологии речи. Предметом исследования была речь преподавателей-лекторов. Она занимает промежуточное положение между литературной разговорной монологической и письменной речью, синтезируя их свойства, включая формы научного, научно-популярного, публицистического стилей и некоторые разговорные конструкции.

Цикл работ проведен по психологии внутренней речи. Рассмотрены относительно развернутые ее формы, прерывистость течения речевого процесса, выделение смысловых центров, лексическая и синтаксическая фрагментарность, синтаксическая сжатость, формы диалогизации внутренней речи, сочетание словесных и образных средств выражения мысли и чувства. Путем анализа структуры и функций внутренней речи установлены ее тесные связи с другими видами речи, процессы объективизации внутренней речи, ее личностные функции и ее грамматические структуры. Изучен новый вид речи, занимающий промежуточное положение между устной и внутренней речью, рассмотрены познавательная и регулирующая функции этой речи. Исследовано изображение внутренней речи средствами литературного языка.

Основными трудами кафедры по указанным вопросам являются: И. В. Страхов. Психология внутренней речи, 1969; В. И. Страхов. Внимание и речь в процессе изобразительной деятельности школьников. — В сб.: Вопросы психологии внимания, вып. I, 1969.

Большое количество исследований выполнено на кафедре по проблемам психологии внимания. Разработано понятие о внимании как итегральном психическом состоянии, аккумулирующем психические процессы и являющемся одним из основных факторов их актуализации в трудовой и учебной деятельности. Все свойства внимания систематизированы в три комплекса антиципирующая, контрольно-корректирующая и нравственно-психологическая) и уровни внимания. Обоснована тетратомическая классификация его видов. Исследованы формы коллективного внимания школьников на уроках.

Установлено профессионально-психологическое своеобразие внимания учителей, ученых, врачей, писателей, художников, танцоров и пианистов. Изучались возрастные и индивидуальные особенности подростков и старших школьников. Обоснован принцип системности в воспитании внимания учащихся, установлены критерии воспитанного внимания и разработаны новые методики его исследования на уроках и в эксперименте с целью формирования высших форм внимания и преодоления невнимательности учащихся на уроках.

Основными работами кафедры по психологии внимания являются: книги И. В. Страхова: Вопросы психологии внимания в школе. 1954; Воспитание внимания у школьников, 1958; Психология внимания, 1968; книги В. И. Страхова: Внимание школьников в процессе труда, 1961; Внимание школьников-гимнастов, 1963; Внимание школьников в процессе изобразительной деятельности, 1968; коллективный сборник «Вопросы психологии внимания», вып. IXII, 1969—1980. сборник «Урок в школе, вып. IV, 1970—1974.

Детально изучена проблема педагогического такта учителей в обращении с учащимися. Исследованы структура и выражение педагогического такта в педагогической технике общения, значение экспрессивного облика учителей, конкретных форм умения общаться с учащимися, мелодико-динамические средства речи. Изучены различные уровни всей системы педагогической техники общения. Проведена работа по воспитанию такта в общении учащихся и такта родителей в семейном воспитании.

Основные работы кафедры по педагогическому такту: И. В. Страхов. Психология педагогического такта, 1966; Очерки психологии педагогического такта/Под ред. И. В. Страхова, тт. IVII, 1960—1969.

В плане работ по психологии и педагогике высшей школы изучались вопросы подготовки и проведения лекций. Опубликована серия учебных пособий для студентов и преподавателей по проблемам внимания, воображения, речи, характера, методики изучения учащихся в процессе обучения, психологии общения, товарищества и дружбы школьников.

Этот раздел работы кафедры отражен в изданиях И. В. Страхова: Лекция как метод преподавания психологии в педагогических институтах, 1970; Психология педагогического общения, 1980; Психология и педагогика внимания преподавателей и студентов, 1981; и статьях В. И. Страхова и Т. Г. Якушевой.

Разработаны и проведены спецкурсы и спецсеминары по психологии внимания, педагогического такта, психологии литературного и музыкального творчества и по психологии спорта с учетом специализации обучения студентов на разных факультетах.