Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

162

 

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

И АНАЛИЗА НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА

 

А. Н. ЖДАН, О. К. ТИХОМИРОВ

Москва

Ярошевский М. Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. — М.: Наука, 1981. — 392 с.

 

Имя автора рецензируемой книги давно и хорошо известно читателям. М. Г. Ярошевский — историк психологии, знаток и исследователь работ И. М. Сеченова, ведущий специалист и организатор самостоятельной области психологической науки — психологии научного творчества. Последняя книга как бы синтезирует относительно самостоятельные в прошлом линии исследований автора, и этот синтез создает такие качества рецензируемого труда, как фундаментальность и уникальность.

Представленный в книге анализ творчества Сеченова воспринимается как образец применения разработанного автором подхода, к изучению исторического наследия, тем самым на передний план выступают методологические проблемы историко-психологического исследования.

В «Предисловии» автор называет собственные подходы к научной разработке истории психологии. Это конкретизация выдвинутого им ранее принципа «трехаспектности» развития науки, понимание эволюции психологической мысли как трансформации категориального аппарата науки, выявление объяснительных принципов в трактовке психических явлений, отношение между историческим путем развития науки и индивидуальным творчеством исследователя, положение о социальной обусловленности научных идей.

Изучая историю развития психологической мысли, М. Г. Ярошевский выделил основные инвариантные категории науки (образ, действие, мотив, психосоциальное отношение, личность) и стадии развития детерминистской мысли (предмеханический детерминизм, механодетерминизм, биодетерминизм, психодетерминизм). С этой широкой исторической картиной и соотносит автор свой анализ творчества И. М. Сеченова, именно отношения между историческим путем научного познания и индивидуальным творчеством исследователя интересуют его, явления, названные автором «идеографическими феноменами» (имеется в виду прохождение отдельным субъектом общечеловеческих стадий духовной эволюции).

Большое внимание в книге уделено принципу детерминизма как одному из важнейших объяснительных средств психологического знания. Оценивая преобразования, которые претерпевает принцип детерминизма в истории психологической мысли, автор приходит к выводу: «...открытие психологических детерминант ознаменовало начало новой эпохи в истории мировой психологической мысли» (с. 40). Именно Сеченову принадлежит заслуга выделения таких психодетерминант, как «чувствования, элементы, мысли и др., которые, имея самостоятельное значение, представляют собой трансформированные эффекты действия непсихических факторов. К последним он относил не только физические и физиологические переменные, но также воздействия, имеющие своим источником социальную среду, мир укорененных в ней нравственных ценностей» (с. 376).

Со сменой форм детерминизма, как показывает автор, преобразуются представления о психике, что выражается в изменении содержания категориального аппарата психологического знания. Делается вывод о том, что решающие достижения сеченовской мысли «обусловлены крупным вкладом в разработку таких категорий, как психический образ и психическое действие» (с. 138). В этой книге, как и в других работах1, М. Г. Ярошевский убедительно демонстрирует конструктивность категориального подхода к анализу развития психологического знания. Вместе с тем ряд вопросов требует дальнейшей разработки и обоснования. Это касается самого перечня категорий, их интерпретации, установления соотношений с категориями других наук. Почему, например, действие является категорией, а деятельность, поведение, сознание и др. — нет? Правда, в отдельных местах текста эти понятия называются категориями (например, на с. 326: «и категория организма, и категория сознания...» и др.). По-видимому, здесь термин «категория» употребляется в каком-то другом смысле, выходящем за рамки специфически психологического.

В соответствии с концепцией автора об исследовательской программе как основной единице построения (и потому анализа) науки (с. 367) проводится анализ нейрофизиологической и психологической программы Сеченова (главы 4 и 5). Этот анализ опирается на огромный фактический материал — биографические сведения, тексты трудов Сеченова, данные научных дискуссий времен Сеченова и т. п. Прослеживается формирование нового — системного—подхода Сеченова к трактовке эмпирических физиологических факторов (центрального торможения и усиления мышечной реакции и их физиологических механизмов). Анализируется новое понимание Сеченовым рефлекторной схемы, обусловившее переход к психологии: в рецепторное звено введено понятие чувствования,

 

163

 

в центральное — центральное торможение, в эффективное — сенсорная функция мышцы как органа познания. Автор раскрывает постепенный переход Сеченова от традиционного понимания психики как внутреннего восприятия субъектом явлений собственного сознания к идее опосредствованного — объективного — ее изучения. Дается новое понимание Сеченовым предмета психологии, согласно которому «объектом психологического исследования должен быть процесс, развертывающийся в объективной системе отношений. Начальную фазу этого процесса составляют внешние влияния, детерминирующие его в виде чувствования, завершающую — регулируемая этим чувствованием двигательная активность, исполненная определенного жизненного смысла и, в свою очередь, обращенная на предметный мир» (с. 341). Раскрывается принципиальный смысл такого, понимания предмета, означавшего отказ от интроспективной концепции сознания — единственной к тому времени в мировой психологии, и переход к объективному изучению психики.

Анализируя творчество И. М. Сеченова в контексте развития мировой психологической мысли, М. Г. Ярошевский особо рассматривает влияние Сеченова на последующее развитие науки, понимание и оценку его трудов. Заслуживает особого внимания то обстоятельство, что, как показано в книге, некоторые вклады Сеченова оказались непонятыми не только его, но и нашими современниками (в том числе и соотечественниками). К их числу относятся представления о «чувственных моментах» как регуляторах рефлекторного действия; «Анохин полагает, что самих по себе тончайших нервных связей внутри спинного мозга достаточно для детерминистского объяснения целесообразности движения. Сеченов же сто с лишним лет назад пришел к выводу о необходимости включить в это объяснение сенсорные факторы («чувственные моменты») (с. 287).

Интересны приведенные в книге М. Г. Ярошевского данные о влиянии И. М. Сеченова на Шеррингтона, Мак Дауголла, Хеда, Фрейда, Рибо и Жане. Эти данные важны потому, что влияние Сеченова на последующее развитие науки иногда сводится к упрощенной схеме: Сеченов — Павлов и Бехтерев — бихевиоризм.

Новый труд М. Г. Ярошевского обогащает психологическую науку ценным историко-психологическим исследованием. Книга побуждает к работе над проблемами истории науки и указывает продуктивные пути их решения.

Другая очень важная линия анализа, представленная в книге, — индивидуальное научное творчество исследователя. Применяя разработанный М. Г. Ярошевским метод анализа научного творчества, одно из требований которого заключается в соотнесении вклада ученого с основными объяснительными принципами науки, к анализу его собственного творчества, мы можем с удовлетворением констатировать, что рецензируемый труд существенно обогащает эти принципы.

Принцип развития обогащается тем, что хорошо освоенное нашей психологической наукой положение об общественно-исторической обусловленности психики отдельного человека конкретизируется введением представления о стадиях такой обусловленности, воспроизводящих исторические этапы развития, а также дополняется разработкой положения о расширении общественного опыта в результате индивидуальной творческой активности. М. Г. Ярошевский вводит понятие о «надсознательном» (в отличие от «под сознательного» или «бессознательного»), обозначая этим термином особую форму творческой интеллектуально-мотивационной активности, то, «как научно-логическое, инкорпорируясь в психических процессах и свойствах человека, творится благодаря им» (с. 171). Подсознательное, сознательное, надсознательное — это различные уровни духовной жизни целостной человеческой личности. Психология мышления должна заниматься не только усвоением готовых понятий, но их трансформациями, преобразованиями, которые совершает индивид на определенном этапе своего развития.

Принцип системности развит М. Г. Ярошевским применительно к анализу науки, которая трактуется автором как особая форма деятельности, адекватно отображаемая в системе трех координат: предметно-логической, научно-социальной и личностно-психо-логической. Последний аспект характеризуется как неповторимый синтез когнитивного (познавательного) и социального, обусловленный особенностями индивидуального развития ученого, онтогенезом его творчества, стиля мышления, уровня притязаний. Вклад ученого в науку оценивается по критерию разработки им понятий и принципов этой науки.

Обогащение принципа детерминизма заключается в том, что М. Г. Ярошевский проводит различие между типами детерминации и детерминистского объяснения, выделяет особое понятие «психодетерминация». Чувственный образ, действие, побуждение, находясь в детерминационной зависимости от физических и биологических факторов, имеют самостоятельное значение и влияние. Психодетерминацию не следует смешивать с идеалистическим учением о психической причинности Вундта и других авторов, трактующих психику как самодостаточную сущность (с. 6). Анализ научного наследия с позиций принципа детерминизма позволяет автору раскрыть принципиальное отличие сеченовской психологии от разных вариантов эпифеноменализма и идеализма в психологии.

Сегодня много пишут о «биологическом» и «социальном» в психике человека, но при этом, как ни странно, за названным соотношением упускают главное: соотношение психологического как с социальным, так и с биологическим. В этом контексте большой интерес представляют проведенный М. Г. Ярошевским анализ факторов, играющих роль в открытии психодетерминизма, и сама гипотеза о продуктивности взаимодействия двух ориентации в психологии, названных автором «биотропной» и «социотропной».

Для М. Г. Ярошевского характерно критическое отношение к традиционной психологии творчества с ее попытками раскрыть

 

164

 

наиболее общие законы таких феноменов, как «интуиция», «догадка», которую он не без основания упрекает за антиисторизм, а также к традиционным исследованиям онтогенетического развития интеллекта. Традиционной психологии творчества М. Г. Ярошевский противопоставляет учение о «надсознательном». Вместе с тем, если сопоставить традиционные исследования творческого мышления, действительно часто отвлекающиеся от его исторической обусловленности, с конкретно-психологическим исследованием феномена «надсознательного», то легко обнаружить, что второй тип исследования пока уступает первому по разнообразию используемых методов (например, экспериментальных) объективного исследования психики и расчлененности используемого понятийного аппарата (например, набор категорий «образ», «мотив», «действие» уже слишком «узок» для конкретно-психологического анализа творческого мышления, сегодня выделяют виды образов, виды действий и виды мотивов). Именно поэтому более обоснованным представляется поиск переходов от одного уровня исследования творческой деятельности к другому и последующий синтез знаний о разных уровнях и типах творческой деятельности человека. Книга М. Г. Ярошевского побуждает к решению и этой важной задачи.

 

ГОТОВИТСЯ К ВЫПУСКУ В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ

«ПЕДАГОГИКА» (1982 г.)

 

Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / Под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. — (III кв.). — 15 л. — В пер.: 1 р. 10 к. 10 000 экз.

Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской.— (II кв). — 9 л.— 1 р. 30 к. 6000 экз.

Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х кн. Пер. с англ. / Науч. ред. К. М. Гуревич, В. И. Лубовский.— (III кв.). — 49,5 л., ил. — Пер. изд.: США, 1976. — В пер.: цена компл. 3 р. 60 к. 10 000 экз.

Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — (II кв.). —10 л.— 60 к. 20 000 экз.

Багандов Б. М. Общественно-политическое воспитание старшеклассников. — (II кв). — 9 л. — (Воспитание и обучение. Б-ка учите ля. — 30 к 50 000 экз.

Буре Р. С. Воспитание в процессе обучения: На занятиях в детском саду.— (IV кв.). — 6 л. — 35 к. 30 000 экз.

Вайсбург А. А. Формирование общественного мнения в ученическом коллективе.— (IVкв.). — 7 л. — 45 к. 30 000 экз

Военно-патриотическое воспитание старшеклассников / Сост. И. М. Жуков.— (II кв.). — 12 л.— (Воспитание и обучение. Б-ка учите ля). — 40 к. 50 000 экз.

Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа: Пер. с англ. / Науч. ред. В. Г. Болтянский. — (II кв.).— 10 л., ил. — Пер. изд.: Англия, 1978.— 65 к. 50 000 экз.

Диалоги о воспитании: Книга для родителей/Под ред. В. Н. Столетова; сост. О. Г. Свердлова. — 2-е изд., доп. и испр. — (II кв.). —40 л., ил.— В пер.: 2 р. 30 к. 100 000 экз.

Дмитриев Ю. Д. О природе для больших и маленьких.— (III кв.).— 12 л., ил. — В пер.: 1 р. 70 к. 100 000 экз.

Доблаев Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания / Под ред. В. В. Давыдова. — (IV кв.). — 9 л.— 60 к. 10 000 экз.

Зуев Д. Д. Школьный учебник.— (III кв.). — 10 л. —65 к. 40 000 экз.

Иванов И. П. Воспитывать коллективистов: Из опыта работы школ Ленинграда и Ленинградской обл. — (III кв.). — 6 л. — (Пед. поиск: опыт, проблемы, находки). — 25 к. 80 000 экз.

Ильин Е. Н. Искусство общения: Из опыта работы учителя литературы школы № 516 Ленинграда. — (IV кв.). — 6 л.— (Пед. поиск: опыт, проблемы, находки). — 25 к. 80 000 экз.

Кондаков М. И. Теоретические основы школоведения.— (III кв.). — 14 л.—-(Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР). — В пер.: 1 р. 10 к. 20 000 экз.

Матвеев В. Ф., Газман О. С. Педагогика в пионерском лагере: Из опыта работы п/л «Орленок». — (II кв.). — 6 л.— (Пед. поиск: опыт, проблемы, находки). — 25 к. 80 000 экз.

Мир детства: Подросток / Под ред. А. Г. Хрипковой. — (IV кв.). — 36 л., ил. — В пер.: 2 р. 40 к. 300 000 экз.

Познавательные процессы: Ощущения, восприятия / Под ред. А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко.— (IV кв.). — 30 л.— (Основы психологии).—В пер.: 2 р. 10 к. 10 000 экз.

Профессиональная деятельность молодого учителя: Социально-педагогический аспект / Под ред. С. Г. Вершловского, Л. Н. Лесохиной.—(IV кв.).—10 л.— 60 к. —40 000 экз.

Система комсомольской работы в школе / Под ред. Б. З. Вульфова, М. М. Ященко. — (IV кв.). —9,5 л. —60 к. 30 000 экз.

Уайт Б. Первые три года жизни: Пер. с англ.— (II кв.).— 11.5 л., ил. — Пер. изд.: США, 1975. — 75 к. 50 000 экз.

Фельдштейн Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков.— (IV кв.).— 13 л. — В пер.: 1 р. 10 000 экз.

Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова, А. К. Марковой, И. Ломпшера. — (IV кв.). — 16 л.— В пер.: 1 р. 30 к. 10 000 экз.

Шамова Г. И. Активизация учения школьников. — (IV кв.). —9 л. —55 к. 40 000 экз.

Шилова М. И. Изучение воспитанности школьников. — (IV кв.). — 6,5 л.— 25 к. 30 000 экз.

Школа полного дня: Вопросы управления/ Под ред. Э. Г. Костяшкина. — (III кв.). — 11 л. — 70 к. 20 000 экз.



1 См., например: Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. — 2-е доп. изд. — М., 1974.