Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

158

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ В ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

 

А. А. МИТЬКИН

Москва

 

Рок И. Введение в зрительное восприятие. — М.: Педагогика, 1980; т. 1. — 312 с; т. 2. — 280 с.

 

На протяжении всей истории психологической науки проблема восприятия была краеугольным камнем многих концептуальных построений. Такой эта проблема остается и сегодня. Это вполне закономерно — процессы перцепции представляют собой ту сферу, в которой наиболее тесно переплетаются естественнонаучные и философские подходы к анализу психических явлений. Известный западногерманский психолог В. Метцгер в книге, посвященной Дж. Гибсону (Perception. Essays in honor of James J. Gibson. L.: Ithaca, 1974), очень веско говорит об иллюзорности бытующих иногда представлений, согласно которым восприятие считается «чем-то лежащим на поверхности души», некой «разновидностью пограничной проблемы», достаточно ясной и «устаревшей» на современном уровне развития науки (с. 57). Такая позиция связана с переносом акцента в область социально-психологических исследований. Однако при этом, пишет далее Метцгер, забывается тот факт, что любые социальные контакты «опосредованы явлениями в феноменальных мирах взаимодействующих субъектов». А если это так, теория восприятия имеет фундаментальное значение для каждой другой области психологии (там же).

С доводами цитируемого автора трудно не согласиться. Весьма показательно, что один из крупнейших американских социальных психологов — Ф. Олпорт — на определенном этапе своей научной деятельности отклонился от основной линии своих исследований и, досконально изучив все важнейшие теории восприятия, опубликовал капитальный обзорный труд по этому вопросу (Allport F. H. Theories of perception and the concept of structure. N. Y., L., 1955).

По мере экстенсивного и интенсивного развития психологической науки актуальность проблемы восприятия не только не снижается, а, напротив, непрерывно возрастает. В настоящее время в отечественной литературе ощущается явный недостаток в широких теоретических обобщениях многочисленных, но разрозненных экспериментальных данных, касающихся частных аспектов перцепции. Хочется поэтому надеяться, что своевременный перевод и издание двухтомника видного американского психолога Ирвина Рока сыграет в этом отношении определенную положительную роль, не говоря уже о том, что рецензируемая книга — прекрасный аналитический обзор важнейших концепций, представлений и фактов в области восприятия.

Советский читатель уже знаком с И. Роком по двум его статьям, переведенным ранее на русский язык (см. сб.: Восприятие. Механизмы и модели. — М., 1974). В настоящей книге автор объединяет критический анализ экспериментального и теоретического материала, накопленного другими исследователями, с основными результатами собственных экспериментальных поисков. Исходные позиции автора достаточно четко выражены им в предисловии к английскому изданию книги. Он не стремится «уделить равное внимание всем известным фактам, гипотезам и теориям» (с. 14), а старается сосредоточиться на изложении основных феноменов восприятия и выяснении их психологической природы. Благодаря этому книга, несмотря на обилие обсуждаемых вопросов, выглядит очень компактно и целостно. По стилю изложения книга — непрерывная дискуссия, которую автор ведет не только с представителями различных школ и направлений, но и с самим собой. Учитывая, что в психологии восприятия «нет ни одной общепринятой теории», И. Рок не пытается убедить читателя в истинности одних и ложности других взглядов — он просто заставляет его думать.

Книга имеет четкую логическую структуру. Ее 12 глав (по 6 в каждом томе) охватывают наиболее важные дискуссионные аспекты зрительного восприятия. Первая (вводная) глава посвящена философским проблемам, методам изучения восприятия и содержит также лаконичный исторический обзор. В последующих главах автор переходит к изложению глобальных проблем восприятия: зрительному восприятию размера (гл. 2), восприятию третьего измерения (гл. 3), восприятию направления (гл. 4). Возможные объяснения константности размера и формы, роль врожденной способности и жизненного опыта в глубинном зрении, сложные и не всегда понятные соотношения между ретинальиым изображением и феноменологией образа восприятия — таковы главные вопросы, дискутируемые в этих главах.

Главы 5 («Восприятие движения и событий») и 6 («Восприятие формы и перцептивная организация») образуют как бы центральное ядро

 

159

 

всей книги. На обширном экспериментальном материале автор демонстрирует всю сложность взаимосвязей между тремя группами факторов: реальным (физическим) движением объектов, перемещением сетчаточных изображений и феноменальным (воспринимаемым) движением. Подробно и обстоятельно разбираются автором экспериментальный материал и теоретические позиции гештальтпсихологии. При этом аргументированно отмечаются как сильные, так и слабые стороны данного подхода к перцептивной проблематике.

Главы 7 и 8 второго тома представляют собой дальнейшее развитие и интерпретацию проблемы восприятия формы. В главе 9, посвященной иллюзиям, не только приведен большой фактический материал, но и рассмотрены основные теории иллюзий — как феноменологические, так и нейрофизиологические. Обширный комплекс проблем представлен в главе 10 («Восприятие ориентации»). В ней подробно обсуждаются результаты опытов Г. Стреттона с призматическими очками, рассматриваются механизмы адаптации к искажению сетчаточных изображений и проблемы взаимодействия зрительной и вестибулярной систем при интегральной самооценке положения тела в пространстве. Проблема восприятия нейтральных цветов (гл. II) — та область, в которую И. Рок внес много интересного как изобретательный экспериментатор. При анализе концептуальных подходов к данной проблеме автор весьма критичен в отношении классической теории Г. Гельм-гольца, согласно которой константность цвета (в условиях меняющейся освещенности) «домысливается» наблюдателем на основе знания об уровне освещения. И. Рок приводит факты, говорящие о том, что «знание о действительном положении вещей не влияет на то, что воспринимается», а коррекции восприятия (если они происходят) должны основываться «на непосредственно данной стимульной информации» (т 2, с. 208). В заключительной главе подводятся некоторые общие итоги анализа проблем восприятия.

Два лейтмотива отчетливо проходят через весь текст книги.

Во-первых, автор неоднократно возвращается к оценке реальных возможностей на пути нейрофизиологической интерпретации процессов восприятия. Отдавая должное новейшим достижениям в этой области, И. Рок убедительно показывает, что многие перцептивные феномены не находят объяснения с позиций существующих нейрофизиологических гипотез, а некоторые физиологические подходы просто могут завести нас в тупик. Особенно критичен автор в отношении концепции детектирования признаков и разного рода экранных представлений о мозговых механизмах восприятия.

Во-вторых, в книге в разных ракурсах остро ставится вопрос о роли врожденных и приобретенных компонентов в реализации перцептивных функций. Критически оценивая позиции классического эмпиризма и привлекая новейшие онтогенетические данные, И. Рок показывает, что наличие генетически детерминированной организации процессов восприятия — обязательное условие их прижизненного совершенствования.

Следует отметить, что содержащиеся в книге сведения о нейрофизиологии зрения весьма фрагментарны, а используемые при этом формулировки не всегда достаточно точны. Приведенная автором расшифровка понятия «рецептивное поле» (т. I, с. 301) лишь отчасти коррелирует с общепринятым в современной нейрофизиологии определением этого термина (см.: Куффлер С., Николс Дж. От нейрона к мозгу. — М., 1979, с. 31).

Анализируя книгу И. Рока, нельзя не указать, что один из исходных постулатов автора — принятое среди западных психологов расчленение образа восприятия на проксимальный и дистальный компоненты (т. е. сетчаточное изображение и объективированный во вне образ предмета). В отечественной психологии восприятия существует различное отношение к правомерности такого деления. Так, С. Л. Рубинштейн вполне однозначно говорит, что «нельзя оторвать образ от предмета, не разрушив самого образа» (Бытие и сознание. — М., 1957, с. 34). (Подробнее по этому вопросу см. цитируемую книгу, с 79—89, а также: Митькин А. А. Дискуссионные аспекты психологии и физиологии зрения. — Психологический журнал, 1982, т. 3, № 1.)

Для рецензируемой книги принципиальное значение имеет критическое отношение автора к позиции Г. Гельмгольца. Показателен в этом смысле заключительный параграф книги («Разумность восприятия»), начинающийся словами: «Мы уже видели, что восприятие часто кажется разумным, как если бы оно основывалось на рассуждении», (т. 2, с. 262; выделено нами. — А. М.). Здесь же (с. 264) автор пишет: «Возможно, конструирование (образа восприятия.— А. М.) следует понимать как процесс, скорее похожий на воображение (а не на гельмгольцевские бессознательные умозаключения. — А. М.), которое накладывается на проксимальный стимул». А несколькими строчками ниже И. Рок выражает свое мнение вполне однозначно: «Согласно классической теории сенсорная интерпретация основана на прошлом опыте. Вопрос, основывается ли на прошлом опыте решение перцептивной проблемы (в том виде, как мы его описали), должен остаться открытым» (выделено нами. — А. М.).

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что И. Рок очень далек от навязывания читателю готовых догматических решений. Через всю книгу проходит мысль о том, что в теории восприятия пока еще очень мало окончательных ответов даже на сравнительно простые вопросы. Сопоставляя разные точки зрения, автор как бы призывает читателя к активному соучастию в обсуждении глобальных проблем перцепции. Именно в этом состоит основной пафос книги и в этом заключается ее главная научная ценность.