Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

136

 

АДАПТАЦИЯ ШКАЛЫ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ

ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

 

Ю. Л. ХАНИН

 

Особую роль в детерминации эмоциональных реакций и деятельности человека, включенного в значимую деятельность, играют его личностные характеристики: эмоциональная устойчивость (неустойчивость), тревожность, уровень самооценки, агрессивность и др. 11], И, [3], [8], [13]. В условиях спортивной деятельности, однако, общие черты или качества участника оказываются не всегда достаточно информативными для прогноза выраженности и интенсивности его эмоциональных реакций в конкретных предсоревновательных и соревновательных ситуациях [6], [8], [9], [13], [15]. Необходимость разработки специальных текстов и шкал, которые были бы пригодны для вполне

 

137

 

определенного класса ситуаций или видов деятельности, хорошо согласуется с активно обсуждаемой в последнее время в литературе концепцией ситуативной обусловленности поведения человека и характера взаимодействия ситуации и его личностных особенностей [10], [12].

В рамках исследования проблем стресса и тревоги известны достаточно продуктивные попытки разработки специфических (ситуативных) личностных шкал для измерения диспозиции, склонности эмоционально реагировать воспринимать определенные ситуации как угрожающие, например перед экзаменом (Сарасон, Олперт, Хейбер), перед публичным выступлением (МакКроски), при обучении плаванию (Карбе) и, наконец, перед соревнованиями (Карольчак-Биернацка, Мартене). Шкала соревновательной личностной тревожности (СЛТ), разработанная Р. Мартенсом (1974, 1977), представляет собой именно такого рода опросную методику, предназначенную для количественного измерения склонности спортсмена эмоционально реагировать состоянием тревоги различной интенсивности в предсоревновательных и соревновательных (игровых) ситуациях.

Соревновательная личностная тревожность, таким образом, дает представление о склонности эмоционально реагировать в условиях соревнования с другими людьми, о частоте возникновения у спортсмена выраженных сдвигов в состоянии тревоги. В последнее время показатель СЛТ интерпретируется и как характеристика стремления избежать неудачи (Т. Скэнлен, М. Пассер, 1978). Речь, следовательно, идет о межиндивидуальных различиях в восприятии и реагировании на потенциально угрожающие ситуации оценки: чем выше СЛТ у спортсмена, тем больше вероятность того, что у него в условиях соревнований будет наблюдаться состояние повышенной тревоги. Понятно, что такого рода методика, предназначенная специально для спортивной деятельности, может быть использована как в исследованиях спортивных психологов, так и в научно-практической работе с командами при углубленных психологических обследованиях спортсменов. Интересные перспективы могут открыться и для сравнительных кросс-культурных исследований личностных детерминант стресс-реакций у спортсменов. Для этого необходимо располагать эквивалентными и валидными шкалами СЛТ на разных языках. Исходя именно из этих соображений и была предпринята попытка экспериментальной разработки и валидизации русского варианта шкалы СЛТ.

В настоящей статье представлены результаты серии этих исследований.

 

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРИГИНАЛЬНОЙ ШКАЛЫ СЛТ

 

Назначение. Шкала СЛТ Р. Мартенса предназначена для выявления индивидуальных различий в реагировании на соревновательный стресс. Эта характеристика дает представление об относительно устойчивой диспозиции человека в восприятии и реагировании на различные стороны объективной соревновательной ситуации. Это методика суженного диагностического диапазона и направленности — только на ситуации соревновательной борьбы — и потому представляет собой важное дополнение к шкалам, измеряющим общую (генерализованную) личностную тревожность.

При разработке своей методики Р. Мартене исходил из: 1) концепции Ч. Д. Спилбергера (дифференциация состояния тревоги и личностной тревожности); 2) необходимости учета особенностей ситуации и специфики стрессоров, которые при этом действуют; 3) стандартных требований, предъявляемых к корректной разработке и использованию современных педагогических и психологических методик и тестов [18].

Проведение опроса. Самооценочная шкала СЛТ пригодна для работы как с детьми в возрасте от 10 лет, так и со взрослыми. Она состоит из 15 суждений, с каждым из которых опрашиваемый соглашается или не соглашается, указывая, насколько часто он испытывает такое состояние непосредственно перед соревнованиями.

Опрос может проводиться индивидуально и в группе. Вся процедура заполнения бланка занимает примерно 3—5 мин, хотя никаких ограничений во времени не устанавливается. Если в программу тестирования включена и оценка состояния тревоги, то этот показатель лучше получать до заполнения шкалы СЛТ.

Обработка протоколов. На каждое суждение возможны три ответа: А — почти никогда, Б — иногда и В — часто. Десять вопросов шкалы, как уже отмечалось, «работающие»: 2, 3, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 14, 15, другие пять — 1, 4, 7, 10 и 13 — «буферные», которые не учитываются при обработке Протокола и подсчете итогового показателя. Каждый ответ оценивается в баллах: для вопросов 2, 3, 5, 8, 9, 12, 14, 15 —А—1 балл, Б —2 балла. В — 3 балла. Ответы на вопросы 6 и 11 оцениваются в обратном порядке: А — 3 балла, Б — 2 балла, В—1 балл. Итоговый показатель СЛТ находится в диапазоне от 10 баллов (очень низкая соревновательная тревожность) до 30 баллов (очень высокая тревожность) .

Чтобы дать читателю представление о том, как разрабатывалась оригинальная шкала СЛТ, приведем процедуры1, использованные Р. Мартенсом: 1) отбор 75 суждений из имеющихся шкал личностной тревожности; 2) экспертная оценка каждого из 75 суждений с помощью шести компетентных судей; 3) выбраковка и переформулировка отдельных суждений; 4) экспериментальный анализ предварительного варианта шкалы с оставшимся 21 суждением (9 «буферных») после

 

138

 

предъявления, выборке из 193 старшеклассников; 5) повторное предъявление второго варианта шкалы другой выборке школьников (175 чел.); 6) отборка окончательного варианта шкалы на еще двух дополнительных выборках испытуемых.

Психометрические характеристики полученной шкалы соответствовали всем критериям, по которым обычно оценивается адекватность любой новой методики: а) средняя величина коэффициентов корреляции для каждого из 10 работающих вопросов была 0,63 (для трехсериальных корреляций 0,68); однородность отдельных суждений шкалы отражена также в величине коэффициентов корреляции между отдельными вопросами шкалы, достигавшей 0,26; б) устойчивость шкалы для 4 возрастных групп при повторном тестировании с интервалами между замерами в 1 час, 1 день, 1 неделю и 1 месяц была также достаточно велика: средний коэффициент корреляции был равен 0,77; в) конкурентная валидность шкалы оценивалась сопоставлением показателей по шкале СЛТ с общей генерализованной тревожностью и личностной тревожностью (по Спилбергеру). Умеренные коэффициенты корреляции (соответственно 0,30, 0,44 и 0,46) свидетельствуют, как справедливо полагает Р. Мартенс, о том, что соревновательная личностная тревожность хотя и связана с общей тревожностью, но все-таки не тождественна ей.

 

РАЗРАБОТКА РУССКОГО ВАРИАНТА ШКАЛЫ СЛТ

 

При разработке русского варианта шкалы СЛТ был использован стандартный алгоритм, применяемый в практике международных исследований для адаптации опросных методик, а также опыт разработки русского варианта шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера [4], [5], [11], [16], [17].

Согласно этому алгоритму адаптация шкалы СЛТ осуществлялась с применением процедур: 1) подготовки предварительного русского перевода шкалы СЛТ; 2) редактирования этого предварительного варианта шкалы и экспертной оценки его эквивалентности пятью психологами, знающими английский язык и имеющими опыт практической работы с личностными опросниками; 3) обратного перевода на английский язык шкалы СЛТ и предъявления этих двух вариантов шкалы (английского и русского) автору оригинальной методики для экспертной оценки их эквивалентности; 4) оценки исправленного варианта шкалы и вторичной уже экспериментальной проверки его эквивалентности оригиналу; 5) проверки устойчивости итоговых показателей шкалы СЛТ и выявления их конкурентной валидности; 6) сбора предварительных норм для разработанного русского варианта шкалы.

Приведем основные результаты адаптации

 

Таблица 1

СРЕДНИЕ И СРЕДНЕКВАДРАТИЧНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ

ДЛЯ «РАБОТАЮЩИХ» ПУНКТОВ ШКАЛЫ СЛТ

 

 

 

139

 

Таблица 2

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ «РАБОТАЮЩИХ» ПУНКТОВ ШКАЛЫ СЛТ

 

 

и валидизации русского варианта шкалы СЛТ2.

Средние балльные оценки (М) и среднеквадратичные отклонения (σ) для каждого из 10 работающих пунктов шкалы представлены в табл. 1. Там же приведены средние величины итоговых показателей для мужской и женской выборок.

Как видно из таблицы, отдельные пункты шкалы содержательно достаточно однородны, о чём свидетельствуют и высокие α-коэффициенты 0,83 и 0,75. Это же подтверждается и результатами корреляционного анализа каждого работающего пункта шкалы с итоговым показателем: коэффициенты корреляции находятся в диапазоне от 0,20 до 0,69 (Me = 0,48, 0,59).

Сходные результаты были получены и в ходе последующего факторного анализа по методу главных компонент корреляционных матриц обеих обследованных выборок (табл. 2). На три выделенных фактора приходится 65,59 и 68,4% общей дисперсии, соответственно для мужской и женской выборок. Примечательно, что наибольшая дисперсия, как и можно было предположить, приходится на первый фактор, в который со значимыми весами вошли все пункты шкалы3.

Важным показателем любой личностной опросной методики является устойчивость итоговых показателей и ответов на отдельные вопросы. Устойчивость русского варианта шкалы СЛТ определялась двукратным тестированием двух групп студентов (31 мужчина и 40 женщин) с интервалом между первым и вторым обследованием 19 дней. Для выборки мужчин устойчивость имела показатели 18,3 и 17,8, для выборки женщин — 22,7 и 22,9 (при первом и втором обследовании соответственно). Видно, что средний уровень итоговых показателей СЛТ в мужской и женской выборках практически не изменился к моменту второго исследования. Это подтверждается и достаточно высокими коэффициентами корреляции: 0,79 и 0,60 соответственно у мужчин и женщин. Сопоставление ответов на отдельные вопросы шкалы также свидетельствует об их устойчивости: у женщин зафиксировано от 47,5 до 72,5% (Me = 65) полного совпадения ответов при втором обследовании (χ2— от 0,07 до 1,78; Me = 0,21), у мужчин — от 54,8 до 83,9% (Me = 64,5) и величина χ2 находится в диапазоне 0,08 ÷ 1,9 (Me = 0,2).

Конкурентная валидность шкалы СЛТ определялась путем сопоставления итогового показателя с величиной общей и коммуникативной тревожности (исследование Г. В. Булановой, выполненное под нашим руководством). Коэффициенты корреляции между показателями личностной тревожности и СЛТ оказались равными 0,50 (р < 0,001) (мужчины— 43 чел.) и 0,45 (р < 0,01) (женщины — 42 чел.), а коэффициенты корреляции между коммуникативной тревожностью и СЛТ — соответственно 0,28 и 0,56 (р< 0,001). Примечательно, что в женской выборке была обнаружена достоверная корреляция показателей СЛТ с коммуникативной личностной тревожностью, тогда как у мужчин коэффициент корреляции между этими показателями статистически не значим. Можно предположить, что для женщин ситуации соревновательной и коммуникативной деятельности

 

140

 

в большей мере, чем для мужчин, представляются потенциально угрожающими, поскольку включают ожидание оценки со стороны окружающих. Основанием для такого предположения являются результаты последних исследований структуры мотивации достижения (Р. Хелмрейк и Дж. Т. Спенс, 1977, 1978). Ими, в частности, было установлено, что у женщин показатель, характеризующий боязнь негативной оценки в ситуации успеха, несколько выше, чем у мужчин.

В дипломных работах студентов ЛГУ А. И. Весялкайте, Э. Ф. Омельченко и Л. Б. Третьяковой (1978—1980), обследовавших 15—16-летних спортсменов (56 юношей и 39 девушек), учащихся школы-интерната спортивного профиля, были получены умеренные коэффициенты корреляции между ЛТ и СЛТ: 0,32 и 0,39 (р < 0,05) соответственно у юношей и девушек, что, кроме всего прочего, свидетельствует и об' относительной независимости этих двух показателей. Полученные данные хорошо согласуются с результатами ранее упоминавшихся исследований Р. Мартенса.

Концептуальная валидность шкалы СЛТ устанавливалась с помощью экспертных оценок и корреляций итоговых показателей СЛТ с состоянием тревоги в спокойной и предсоревнователыгой ситуациях. В десяти специальных исследованиях (Р. Мартене, 1977) коэффициенты корреляции между этими показателями в предсоревновательных ситуациях были выше.

В наших исследованиях при сопоставлении итоговых показателей личностной и соревновательной тревожности с уровнем ситуативной тревоги в нейтральных ситуациях тестирования это положение было также экспериментально подтверждено. В частности, были получены более высокие значимые коэффициенты корреляции между общей личностной тревожностью и состоянием тревоги: в выборке мужчин (50 чел.) 0,57 (р < 0,001) и в выборке женщин (39 чел.) 0,46 (р < 0,01). Соответствующие коэффициенты корреляции между СЛТ (по Мартенсу) и состоянием тревоги — 0,10 у мужчин и 0,35 (р < 0,05) у женщин.

Таким образом в ситуациях, не связанных с соревновательной деятельностью, ЛТ в большей мере, чем СЛТ может быть использована для предсказания уровня ситуативной тревоги (СТ). Напротив, соревновательная личностная тревожность коррелирует больше с состоянием тревоги, которое испытывают спортсмены в предсоревновательных и соревновательных ситуациях. Этот факт позволил Р. Мартенсу считать, что шкала СЛТ более адекватна для прогноза уровня ситуативной тревоги в спорте, чем известная методика Спилбергера (подшкала личностной тревожности).

В ходе предварительной стандартизации русского варианта шкалы СЛТ были получены средние показатели для мужчин (110 чел.): М = 18,64 σ = 4,61 и для женщин (66 чел.): М = 20,18 σ = 3,72. При этом различия между мужской и женской выборками оказались достоверными (t = 2,57 р <С 0,01), а сами показатели сопоставимыми с имеющимися нормами для соответствующих американских выборок (Р. Мартенс, 1977).

Подводя общие итоги проведенных исследований, можно с достаточным основанием заключить, что русский вариант шкалы СЛТ эквивалентен оригинальной методике Р. Мартенса. Шкала достаточно устойчива, валидна и представляет несомненную практическую ценность как инструмент оперативной диагностики при углубленных и личностных обследованиях спортсменов разного возраста, пола и подготовленности. Опыт практической работы с методикой показывает, что она может быть включена в психодиагностический комплекс исследователей и психологов-практиков, работающих со спортсменами различных специальностей, в качестве информативного дополнения к шкале Ч. Д. Спилбергера. Кроме того, шкала СЛТ открывает, на наш взгляд, интересные перспективы дальнейших сравнительных и онтогенетических исследований роли и формирования личностных детерминант тревоги в напряженных условиях современного спорта. И, наконец, в прикладном плане оперативная диагностика уровня СЛТ с помощью данной шкалы позволит индивидуализировать характер психолого-педагогических воздействий при подготовке и воспитании спортсменов.

Представленные материалы свидетельствуют также и о том, что для корректной адаптации любой опросной методики (или разработки эквивалентных вариантов опросника на разных языках) целесообразно применение стандартного алгоритма [5], [11]. Без этого невозможно оценить качество конструирования по существу новой методики на любом из этапов работы: при переводе и редактировании текста, экспертной и экспериментальной оценке эквивалентности, установлении устойчивости и валидности шкалы и, наконец, при ее стандартизации. Дальнейшая работа в этом направлении будет способствовать корректной и профессиональной работе с зарубежными опросными методиками.

 

1.      Проявление индивидуальных особенностей личности в спорте / Под ред. А. Д. Ганюшкина. Сб. науч. тр. Смоленского гос. ин-та физкультуры. — Смоленск, 1979.

2.      Психология физического воспитания и спорта / Под ред. Т. Т. Джамгарова, А. Ц. Пуни. — М., 1979, с. 82—90.

3.      Психология спорта высших достижений/Под ред. А. В. Родионова. — М., 1979, с. 18—45, 46—76.

4.      Ханин Ю. Л. Краткое руководство к шкале реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера. — Л., 1976.— 18 с.

5.      Ханин Ю. Л. Стандартный алгоритм адаптации зарубежных опросных методов. — В сб.: Психологические проблемы предсоревновательной подготовки квалифицированных спортсменов.—Л., 1977, с. 129—135.

6.      Ханин Ю. Л. Современное состояние и перспективы психологических исследований в спорте. — В кн.: Спорт в современном обществе/Под ред. В. М. Выдрина. — М., 1980, с. 124—173.

7.      Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте. — М., 1980.— 208 с.

 

141

 

8.         Blaser P., Schilling G. Personality tests in sport: Report on the MMPI-evaluation within FEPSAC. — In: G. J. K. Alderson, B. A. Tyldesley (eds.) British proceedings of sport psychology. FEPSAC Congress, 1975, p. 144—157.

9.         Bowers K. S. Situationism in psychology: An analysis and a critique. — Psvchol. Rev., 1973, v. 80, p. 307—336.

10.    Endler N. S., Magnusson D. Multidimensional aspects of state and trait anxiety: A cross-cultural study of Canadian and Swedish college students. — In: С D. Spielberger, R. Diaz-Guerrero (eds.) Cross-cultural anxiety. Washing-Ion, D. C: Hemisphere Publishing Corporation, 1976. p. 143—172.

11.    Hanin У. L., Spielberger С. D. The development and validation of the Russian form of the state-trait-anxiety inventory. — In: С D. Spielberger, R. Diaz-Guerrero (eds.) Cross-cultural anxiety. V. 2. Hemisphere Publishing Corporation, 1981.

12.    Martens R. Social psychology and physical activity. N. Y.: Harper and Row, 1975.

13.    Martens R. Sport competition anxiety test. Illinois: Human Kinetics Publishers, 1977. 150 p.

14.      Mischet W. Personality and assessment. N. Y.: Wiley, 1968.

15.    Simon J., Martens R. SCAT as a predictor of A-statcs in varying competitive situations. — In: R. W. Christina, D. M. Landers (eds.) Psychology of motor behavior and sport—1976. V. 2. Champaign, III.: Human Kinetics Publishers, 1977.

16.      Spielberger C. D., Gorsuch R. L., Lushene R. E. Manual for the state-trait-anxiety inventory. Palo Alto, California: Consulting Psychologists Press, 1970.

17.      Spielberger C. D. Sharma S. Cross-cultural measurement of anxiety. — In: C. D. Spielberger, R. Diaz-Guerrero (eds.) Cross-cultural anxiety. Washington, D. C: Hemisphere Publishing Corporation, 1976, p. 13—25.

18.      Standards for educational and psychological tests and manuals. Washington, D. C, American Psychological Association, 1974.

 

Поступила в редакцию 25.II.1981 г.



1 К сожалению, в практике работы многих прикладных психологов и исследователей разработка шкалы-опросника обычно заканчивается уже на этапе начального набора пунктов-вопросов, а соответствующие статистические процедуры, с помощью которых можно было бы обеспечить надежность и валидность методики, либо вообще не применяются, либо используются бессистемно и сводятся к корреляционному, реже факторному анализу. Поэтому эмпирический подход Р. Мартенса, в котором обобщен большой практический опыт построения шкал-опросников, заслуживает самого серьезного внимания.

2 Автор пользуется случаем, чтобы выразить свою благодарность Г. В. Булановой, которая принимала участие в сборе и обработке материала на всех этапах исследования, а также А. И. Жилкину.

3 Специальный интерес, выходящий за рамки обсуждаемой в статье проблемы разработки и валидизации шкалы СЛТ, представляет анализ половых различий в структуре второго и третьего факторов. По-видимому, именно здесь половой диморфизм в эмоциональном реагировании зафиксирован достаточно четко.