Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

94

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ

ЗА КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ

 

О. И. ЗОТОВА, В. В. НОВИКОВ

 

Постановка проблемы

 

Решение больших и ответственных задач, поставленных перед советским народом XXVI съездом КПСС в области экономического и социального развития, требует совершенствования всех форм и методов организации труда и социалистического соревнования, всего хозяйственного механизма. В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года», принятых историческим форумом коммунистов страны, записано: «Развивать инициативу, творческую активность трудящихся в управлении хозяйством. Повысить роль трудовых коллективов в управлении и планировании производства, решении вопросов подготовки кадров, улучшении условий труда и быта работников, укреплении дисциплины и в воспитании коммунистического отношения к труду» [3, 202].

Диалектика дальнейшего развития народного хозяйства делает проблему расширения коллективных форм организации труда особенно актуальной. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» доставлен вопрос о необходимости «разработать и осуществить мероприятия по широкому развитию бригадной формы организации и стимулирования труда, имея в виду, что в одиннадцатой пятилетке эта форма должна стать основной» [4; 1]. На XXVI съезде КПСС это направление также получило дальнейшее развитие: «Проводить мероприятия по дальнейшему распространению и повышению эффективности бригадной формы организации и оплаты труда» [3; 202].

Движение за коммунистическое отношение к труду предполагает активизацию его участников во всех сферах производственной и общественной деятельности: в совершенствовании самого процесса производства и организации труда, управления производством, в повышении профессионального мастерства и общего развития личности — ее кругозора, организованности, инициативности, воспитанности, дисциплинированности и исполнительности. «Настойчиво повышать уровень всей организации соревнования, развивать его в тесной связи с работой по совершенствованию хозяйственного механизма. Главное внимание должно быть сосредоточено на вопросах интенсификации экономики, на повышении эффективности общественного производства и качества работы, ускорении научно-технического прогресса, достижении высоких конечных результатов при наименьших затратах сырья...

Приумножать славные традиции соревнования, создавать в каждом трудовом коллективе обстановку творческого поиска новых резервов, товарищеской взаимопомощи, высокой ответственности за выполнение заданий и обязательств по поставкам продукции, непримиримости к недостаткам, нарушениям трудовой дисциплины», — говорится в постановлении ЦК КПСС «О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик» [1].

Движение за коммунистическое отношение к труду в наибольшей мере соответствует объективным требованиям дальнейшего расцвета советского общества периода развитого социализма. Вот почему все больше и больше представителей общественных наук обращаются сегодня к исследованию механизмов функционирования бригад. Не остаются в стороне от этой проблемы и советские психологи. Одним из главных направлений своих исследований они избрали бригады, соревнующиеся за звание коллективов коммунистического труда, формирование личности современного советского рабочего в этих бригадах.

Как известно, соревнование за коммунистическое отношение к труду возникло в 1958 г. по инициативе рабочих депо «Москва-Сортировочная», где в 1919 г. родилась славная традиция коммунистических субботников. Главная цель соревнования 60-х годов, в отличие от всех ранних форм этого движения, емко и выразительно формулировалась в его девизе: «Учиться работать и жить по-коммунистически!» Соревнование за коммунистическое отношение к труду получило признание как высшая форма социалистического соревнования и развивается именно в таком понимании более двух десятилетий. Однако уже на первых этапах развития рассматриваемое движение столкнулось с определенными трудностями объективного и субъективного характера.

 

95

 

Объективные трудности движения за коммунистическое отношение к труду не раз становились предметом научных исследований. Об этом свидетельствует весьма значительное количество публикаций философов, юристов, экономистов, педагогов и социологов [5], [6], [9], [10], [12].

Трудности же субъективного порядка анализировались реже. Очень мало психологических исследований названной проблемы.

Одним из первых психологов, изучавших психологические особенности движения за коммунистическое отношение к труду, был В. С. Филатов [13], [14]. Объектом его исследований в 1959—1961 гг. стали рабочие первых комсомольско-молодежных бригад Ярославского шинного завода. В своих работах В. С. Филатов пытался рассмотреть собственно социально-психологический механизм воспитательного процесса личности в ходе ее участия в соревновании за коммунистическое отношение к труду. Он раскрывал субъективные и объективные факторы формирования коммунистических черт характера участников движения. Исследования В. С. Филатова показали, что бригадная форма организации труда и участие бригады в движении за коммунистическое отношение к труду значительно обогащают труд каждого отдельного работника, способствуют развитию личности.

На современном этапе исследования социально-психологических аспектов движения за коммунистическое отношение к труду в бригадах, работающих по единому наряду, показывают, что в процессе его организации необходимо исходить из того, что оно направлено на повышение производительности труда, совершенствование общественных отношений и воспитание личности. Организация бригад — наиболее действенный метод вовлечения рабочих в движение за коммунистическое отношение к труду. Эта форма труда, с одной стороны, способствует росту общественного контроля за деятельностью каждого рабочего, с другой — повышению ответственности самих рабочих за результаты не только своего личного труда, но и труда всей бригады. Коллективная материальная заинтересованность позволяет решать вопросы, связанные с формированием личности коллективиста, помогает рабочим почувствовать значимость общественного труда, важность своего участия в нем, личного вклада в общее дело. Актуальной задачей становится овладение смежными профессиями, чтобы в бригаде каждый мог заменить товарища по работе; постоянное повышение квалификации и мастерства всех. Именно здесь находятся резервы для сокращения потерь рабочего времени, что прямо ведет к повышению эффективности производства и росту производительности труда, создаются условия для самореализации личности, для развития ее способностей и склонностей. Проявления взаимопомощи и инициативы становятся нормой. Важное значение в воспитании молодых членов бригад приобретает наставничество. Практика показывает, что члены бригад, работающих по единому наряду, активно участвуют в улучшении организации труда, в эстетическом оформлении своих участков и цехов. Членов бригад легче вовлечь в рационализаторство и изобретательство, что также способствует эффективности производства. Добровольно принимая на себя конкретные обязательства, превышающие трудовые обязанности, члены бригад коммунистического труда проявляют глубокую заинтересованность в их выполнении. По нашим данным, производительность ударников коммунистического труда выше средней по их профессии на 5—10%. В бригадах коммунистического труда этот показатель на 10—12% выше, чем в бригадах, не имеющих такого звания.

Итак, на современном этапе движение за коммунистическое отношение к труду в бригадах, работающих по новой форме стимулирования труда, выполняет свою воспитательную роль, развивая творческие способности каждого человека, формируя коллективизм, в котором наиболее ярко проявляется инициатива трудящихся, что в конечном итоге направлено на повышение эффективности общественного производства.

 

Организация исследования

 

На первом этапе (с 1963 года) исследования движения за коммунистическое отношение к труду в бригадах проводили сотрудники сектора психологии Института философии АН СССР [7], [8] и ряд психологов, работающих в Москве, Ленинграде, Орле, Ярославле и других городах [5], [9], [11]. В настоящее время (с 1975 года) исследования социально-психологических аспектов участия бригад в движении за коммунистическое отношение к труду проводятся в производственных коллективах различных министерств и ведомств в Москве, Иванове и Ярославле. Их цель — найти оптимальные социально-психологические подходы к воспитанию личности в процессе производственной деятельности, а также разработать рекомендации по совершенствованию управления воспитательным процессом в данных коллективах для повышения эффективности их работы.

За многие годы по данной теме нами обследовано более 15 тыс. участников движения за коммунистическое отношение к труду на предприятиях Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, Главмосмонтажспецстроя, на ряде предприятий Костромской и Ярославской, областей.

Основные методы наших исследований: дли тельное наблюдение; изучение различной документации, в первую очередь социалистических обязательств и протоколов собраний по подведению итогов соцсоревнования; массовые опросы (интервью, анкетирование) участников движения и тех, кто не участвует в нем; контент-анализ общественно-политических публикаций, посвященных рассматриваемому вопросу.

При массовом опросе работников Миннефтехимпрома СССР (более 10 тыс. человек) мы получили 10 тыс. анкет, из которых выбрали анкеты, заполненные членами бригад, завоевавших или борющихся за звание коллективов коммунистического труда. Таких анкет оказалось 728. Из тех же 10 тыс. анкет было отобрано еще 728 анкет,

 

96

 

заполненных рабочими, не участвующими в движении.

Отбор второго вида анкет проводился только по демографическим параметрам пола и возраста опрошенных рабочих. В результате получился вполне репрезентативный материал для анализа.

В нашей выборке, таким образом, оказалось 1456 анкет, авторы которых характеризовались следующими данными. Среди членов бригад коммунистического труда было 405 мужчин и 323 женщины, среди рабочих, не участвующих в движении за коммунистическое отношение к труду, — 408 мужчин и 320 женщин. Самой многочисленной оказалась возрастная группа в 41—45 лет (40,4% всех опрошенных членов бригад коммунистического труда и 34,9% опрошенных рабочих, не участвующих в движении). Вторую по численности группу составили рабочие в возрасте 31—40 лет (22,5 и 23%). Далее группа 21—25-летних (соответственно 14,9 и 14,4%), затем рабочие в возрасте 26—30 лет (12,1 и 10,8%). Остальные возрастные группы оказались малочисленными: до 20 лет — 5,4 и 5,2%, 46—55 лет — 4,7 и 7,9%. Среди рабочих старше 55 лет не оказалось членов бригад коммунистического труда.

 

Обсуждение результатов исследований

 

Анализ результатов проведенных исследований показал, что при статистически незначимых различиях в возрастных и профессионально-квалификационных характеристиках (опрашивались рабочие одних и тех же цехов производственных предприятий) обе выделенные для анализа группы существенно отличались по своему общеобразовательному уровню, общественной активности, интересам, удовлетворенности трудом и общественным положением. Так, среди членов бригад коммунистического труда оказалось значительно больше рабочих, имеющих среднее образование (36,5% по сравнению с 23,1% рабочих, не участвующих в движении). Это естественно, так как в движение за коммунистическое отношение к труду включаются наиболее развитые и активные рабочие. Включившись в соревнование, многие из них продолжают учиться. Среди членов бригад коммунистического труда 60,2% опрошенных рабочих намерены продолжать учебу (среди не участвующих в движении только 17,4% рабочих хотят повышать свой образовательный уровень).

В современных условиях образовательный и культурно-политический кругозор советские люди повышают не только в школах или иных учебных заведениях, они выбирают и многие другие формы учебы. Так, при ответе на вопрос: «Занимаетесь ли вы политическим и экономическим образованием?» — многие члены бригад коммунистического труда, как правило, указали несколько форм такой подготовки, и потребовалось дополнительное уточнение, какую из указанных форм они считают для себя главной. Однако и в этой группе рабочих оказались такие, которые нигде не учились (10,3%). Среди рабочих, не участвующих в движении, нигде не учились 49,7%.

Очевидно, занятия в системе политического и экономического образования благотворно воздействуют на формирование мировоззрения членов бригад коммунистического труда, и это оказывает влияние на все стороны их жизнедеятельности, и прежде всего на отношение к участию в движении за коммунистическое отношение к труду.

Анализ мотивов участия рабочих в движении за коммунистическое отношение к труду показал, что эти мотивы располагаются в следующем порядке: первое место занимают идейно-нравственные мотивы — преданность коммунистическим идеалам, патриотизм, общественная активность, коллективизм. На втором — мотивы, определяемые содержанием труда. Далее мотивы, связанные с продвижением по работе, затем — со стремлением повысить заработок.

Исследование показало, что идейно-нравственные мотивы существенно сказываются на реальных показателях работы и проявлении трудовой инициативы в подавляющем большинстве профессиональных групп рабочих. Этот факт сегодня приобретает особо важное значение в свете решения задач по повышению уровня производительности труда, поставленных XXVI съездом КПСС [3], [17].

Мотивы, связанные с содержанием труда, прежде всего характеризуют интересы работников к какой-либо стороне профессиональной деятельности: познавательный интерес, интерес к совершенствованию мастерства, рационализации и изобретательству, достижению высоких производственных результатов.

Интерес к содержанию труда рабочие нередко связывают с реализацией собственных способностей. В процессе профессиональной деятельности, например, может проявиться избирательное отношение к различным видам работы: сложной и простой, стандартной и нестандартной или стремление рабочего овладеть разными профессиями или разными специальностями в одной профессии. Не случайно именно в бригадах, соревнующихся за звание коллективов коммунистического труда, значительно легче удается организовать совмещение профессий, взаимозаменяемое обслуживание машин и механизмов.

Весьма разнообразны и неоднородны мотивы, определяемые как «стремление продвинуться по службе». Среди этих мотивов выделяется прежде всего желание получить более интересную работу. При этом вовсе не обязательно движение по вертикали. Сюда рабочие относят повышение квалификации, зафиксированное повышенным разрядом, сочетание трудовой и общественной деятельности и т. д.

Практика показывает, что, руководствуясь такими мотивами, люди нередко проявляют очень большую настойчивость, старание, изобретательность в работе, инициативу и максимальную активность.

Реже встречаются среди участников движения за коммунистическое отношение к труду мотивы ориентации на заработок. Во-первых, общий заработок в бригадах, как правило, увеличивается. Во-вторых, у всякого коллектива по сравнению с одиночкой резко возрастает

 

97

 

возможность обеспечить себя необходимым сырьем, заготовками и инструментами, что уменьшает простои, сохраняет заработок на оптимальном уровне. Рабочие прямо говорят: «В бригаде надо честно работать, а заработок сам придет», «Главное не прятаться за спину товарищей, брать инициативу и все силы отдавать делу, тогда и заработок будет».

Рабочие, ориентированные только на заработок, вступая в движение, часто думают о выгодных и невыгодных видах работы, о преимуществах в снабжении бригад материалами и энергетическими ресурсами, средствами технической оснастки. Более того, добившись относительного максимума заработной платы, такие работники в дальнейшем нередко склонны противодействовать любым нововведениям, совершенствующим процесс организации труда и производства, ибо инертность первоначальной мотивационной установки сохраняется довольно долго. Тут два возможных исхода: либо работник уходит из бригады, либо под влиянием коллектива изменяет мотивацию и остается в бригаде. В настоящее время преобладает тенденция перевоспитания.

Материалы исследования показывают также, что многие члены бригад коммунистического труда переносят свою трудовую активность на все другие стороны жизни.

Члены бригад коммунистического труда значительно активнее своих товарищей по работе, они в два раза чаще выполняют общественные поручения. Но и среди них 43,4% опрошенных не считают себя обязанными выполнять общественные поручения, так как до-статочно-де хорошо работать и учиться.

Нам представляется, что создавшееся положение тесно коррелирует с тем, что общественная активность не получает достаточно высокой нравственной оценки на предприятиях, морально не стимулируется в той степени, в которой она этого заслуживает.

Дальнейшее развитие движения требует вместе с тем устранения тех недостатков, которые тормозят рост его рядов и снижают эффективность его воздействия на каждого участника.

Весь опыт организации социалистического соревнования на промышленных предприятиях и проведенные конкретные исследования позволяют выделить несколько, на наш взгляд, очень важных социально-психологических факторов, которые необходимо учитывать при организации движения за коммунистическое отношение к труду, чтобы предупредить их отрицательное влияние на дальнейшее развитие данного движения.

Прежде всего мы имеем в виду психологически неоправданный довольно короткий срок, необходимый для завоевания почетного звания, и сохранение этого звания в случае перехода ударника в другой коллектив без уважительных причин.

Выступая на XVI съезде профсоюзов СССР, тов. Л. И. Брежнев подчеркнул, что «присваивая высокие звания бригад и ударников коммунистического труда, следует всегда руководствоваться ленинским указанием, что столь почетное название надо завоевать долгим и упорным трудом, завоевать доказанным практическим успехом в строительстве действительно коммунистическом» [2].

Далее, это неопределенность критериев данной формы социалистического соревнования, а также необеспеченность единой системой материального и морального стимулирования участников и победителей движения. Определенные трудности объясняются отсутствием глубокой научной разработки социально-психологических аспектов движения.

Перечисленные трудности тесно взаимосвязаны, и рассматривать их в отдельности можно только условно.

Понимая общую направленность соревнования за коммунистическое отношение к труду, его участники не могут, как правило, понять и объяснить, по каким параметрам, отличным от других форм и видов соревнования, определяются отдельные лица и коллективы, достойные носить это высокое звание. Участники движения включены одновременно и в другие виды и формы социалистического соревнования, где показатели достижений определены более четко: «Лучший по профессии», «Лучший участок или установка, цех, завод, объединение...», «Ни одного отстающего рядом», «За экономию сырья и материалов», «За сдачу продукции с первого предъявления» и т. д. При подведении итогов движения за коммунистическое отношение к труду победителем может быть та бригада, члены которой участвуют в других видах соревнования. Это резко снижает психологическую значимость данного движения.

И наконец, количественные и качественные характеристики материального и морального стимулирования участников движения за коммунистическое отношение к труду требуют дальнейшего совершенствования. Высокий статус звания должен быть обеспечен соответствующим материальным и моральным стимулированием. Льготы, предоставляемые ударнику коммунистического труда, должны превосходить соответствующие льготы для всех остальных участников заводских форм соревнования. Как уже говорилось, наиболее действенным методом вовлечения рабочих в движение за коммунистическое отношение к труду является создание бригад, работающих по новой форме организации и стимулирования труда. Комплектуя бригады, важно учитывать принцип добровольности. Соответственно необходима умелая разъяснительная работа со стороны администрации, партийной и общественных организаций. При формальном подходе к созданию бригад может упасть заработок у передовиков, отличающихся высокой квалификацией и выработкой, что может привести к напряженной ситуации в коллективе.

Социальное развитие всего предприятия и каждого его первичного коллектива должно достичь высокого уровня, чтобы создание бригад стало возможным. Дружный коллектив, где норма поведения — товарищеская взаимопомощь, взаимная требовательность, ответственность и инициатива, быстро нивелирует, а нередко и вовсе устраняет негативные стороны, связанные с переходом к коллективной оплате труда.

Хорошо известно, что юридически существуют два метода распределения заработка внутри бригады: а) в соответствии с тарифным

 

98

 

разрядом и отработанным временем, б) с учетом коэффициента трудового участия (КТУ), который определяется членами бригады. В нашем исследовании встретился и третий метод, когда заработок с согласия всех членов бригады делился поровну. Использование КТУ связано с определенными психологическими трудностями: всегда сложно снизить КТУ товарищам по бригаде. В настоящее время на ряде предприятий предложения об установлении КТУ ежемесячно разрабатывает бригадир и выносит их на обсуждение общего собрания бригады. Бригадир должен убедительно аргументировать свои предложения, учитывая выработку каждого, дисциплину, организацию рабочего места, общественную активность и т. д. В связи с этим личность бригадира приобретает особую значимость. Высокие требования предъявляются не только к его организаторским способностям, но и к нравственным и моральным качествам. Бригадир должен быть действительно одним из самых лучших рабочих и обязательно самым авторитетным, уважаемым в этой группе людей.

На предприятиях, где проводились и проводятся исследования, были разработаны социально-психологические рекомендации по совершенствованию деятельности бригадира. На наш взгляд, наиболее сложные и часто встречающиеся ситуации в деятельности бригадира можно сгруппировать по трем основаниям:

один или несколько членов бригады неожиданно не явились на работу;

не оказалось необходимых материалов для работы или прекратилась подача сырья или электроэнергии;

произошла поломка оборудования или не хватает инструмента, оснастки...

В каждом из подобных случаев бригадир обязан знать последовательность своих действий, опираясь на существующие законоположения и правила. Советы психологов в этом направлении сводятся к совершенствованию планирования деятельности бригадира, созданию и накоплению возможных резервов выхода из трудного положения, которые возникают при освоении рабочими смежных профессий, реставрации инструмента, нахождении запасных источников сырья.

Наиболее тщательно нами разработаны правила поведения бригадира в коллективе, общения с людьми.

Очень важным является наделение самой бригады как субъекта самоуправления целым рядом административно-хозяйственных функций. Практика показывает, что целесообразно признать за бригадой, борющейся за звание бригады коммунистического труда, определение уровня индивидуального вклада с учетом трудовой активности и профессиональной квалификации каждого ее члена, так как существующая тарифная система не достаточно учитывает специфику коллективного труда. Этот уровень отражается, как правило, в коэффициенте трудового участия, разрабатываемом для каждого члена бригады. Важную роль должно сыграть установление порядка; и очередности выполнения трудового задания (в бригаде составляется график, согласно которому каждый рабочий либо выполняет все номенклатурные операции с начала до конца производственного процесса, либо ограничивается взаимозаменой в определенной рабочей зоне).

Движение за коммунистическое отношение к труду в одиннадцатой пятилетке обретает новую силу. Его дальнейшее развитие будет способствовать успешному решению важнейших экономических и социальных задач, которые поставили перед страной XXVI съезд КПСС и XVII съезд профсоюзов.

 

1.       Постановление ЦК КПСС «О 60-й- годовщине образования Союза Советских Социалистических республик». — Правда, 1982, 21 февр.

2.       Брежнев Л. И. Советские профсоюзы — влиятельная сила нашего общества. — М., 1977.

3.       Материалы XXVI съезда КПСС. — М., 1981.

4.       Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. — Правда, 1979, 13 июля.

5.       Волков Ю. Е. Так рождается коммунистическое самоуправление. — М., 1965.

6.       Гриценко П. Н. Общественные формы самоуправления.— М., 1975.

7.       Журавлев А. Л., Зотова О. И., Новиков В. В. Социально-психологические вопросы организации социалистического соревнования в производственном коллективе. — Вопросы психологии, 1977, № 5.

8.       Журавлев А. Л., Зотова О. И. Некоторые социально-психологические аспекты организации социалистического соревнования на промышленном предприятии. — Психологический журнал, 1981, т. 2, № 2.

9.       Коллектив колхозников/Под ред.. И. Т. Левыкина. — М., 1967.

10.    Личность и труд/Под ред. К. К. Платонова. — М., 1965.

11.    Новиков В. В. Щедра земля у хороших хозяев. — Ярославль, 1963.

12.    Социалистическое соревнование«/Под ред. И. И. Чангли. — М., 1977.

13.    Филатов В. С. О влиянии труда на формирование характера человека. — М., 1960.

14.    Филатов В. С. Формирование личности в труде. — Ярославль, 1962.

15.    Филиппов А. В., Новиков В. В. Психологические особенности организации социалистического соревнования. — М., 1976.

 

Представлена в редакцию 24.ХI.1981 г.