Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

50

 

ОСОБЕННОСТИ ВНУШАЕМОСТИ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

 

Г. П. АНТОНОВА, Н. В. ХРУСТАЛЕВА

 

Перед советской школой стоят важные задачи, связанные с всесторонним развитием личности, с формированием у нее глубоких научных знаний и активной жизненной позиции.

Как показали многочисленные исследования и педагогическая практика, на успех решения этих задач влияют содержание и методы обучения, а также индивидуально-психологические особенности личности детей [2], [3], [6], [7], [8], [9], [10], [11], [14].

Одним из важных показателей таких особенностей является внушаемость. Проблема внушаемости изучалась как в отечественной психологии, так и в зарубежной. В зарубежной психологии этой проблеме были посвящены многие экспериментальные работы [16], [20]. Однако ее представители недооценивали роль личности внушаемого. В этом заключался основной их недостаток.

Вопросы внушаемости исследовались также и в дореволюционной России [5], [13], [18]. Но эти методы исследования и выводы мало отличались от исследований зарубежных авторов, они определяли внушаемость как «непосредственное прививание к психической сфере данного лица идеи в обход его самосознающей и критикующей личности».

Проблему внушаемости изучали и советские психологи [4], [12], [17], [19].

Ряд психологов и педагогов в своих исследованиях подчеркивают важную роль внушаемости в процессе обучения [4], [19].

Некоторые авторы определяют внушаемость как саморегулирование деятельности личности, но под неосознаваемым влиянием окружающей обстановки [4]. Чаще всего под внушаемостью понимают особую восприимчивость к словесному внушению. Так, И. Е. Шварц в своем исследовании пишет: «Внушаемость характеризуется безотчетной подчиняемостью человека требованиям других людей».

Внушаемость мы понимаем как следование образцу, примеру, указанию без осознания факта влияния, как податливость человека воздействию без критической его оценки. От внушаемости мы отличаем такое понятие, как конформность, при которой человек вполне осознанно принимает мнение другого человека или группы людей, иногда с целью приспособления. Внушаемость, с нашей точки зрения, играет существенную роль в обучении и воспитании: она позволяет быстрее и легче добывать знания, вырабатывать навыки и умения, шире использовать опыт других людей, сосредоточить усилия на решении творческих проблем, т. е. способствует повышению восприимчивости к обучению и воспитанию. Однако у легковнушаемых людей необходимо воспитывать такие важные, но слабо проявляющиеся у них качества, как критичность и самостоятельность мышления, инициативность и др.

Наше исследование было направлено на решение следующих задач.

1. Изучить индивидуальные и возрастные особенности внушаемости детей среднего и старшего дошкольного возраста. 2. Изучить особенности внушаемости первоклассников. 3. Выявить

 

51

 

характер изменения внушаемости детей при переходе их из средней в старшую группу детского сада и в школу.

С целью осуществления поставленных задач были проведены эксперименты с одними и теми же детьми, когда они были в средней, а затем в старшей группе детского сада и в I классе школы. В исследовании участвовали 60 детей детского сада № 13 и первых классов школы № 10 г. Славянска.

Для изучения методики особенностей внушаемости дошкольников и первоклассников была нами использована модифицированная методика И. Е. Шварца, которая, на наш взгляд, способствовала осуществлению поставленных задач, позволяла выявить у детей и степень податливости под влиянием примера и готовности к самостоятельному выполнению задания. Методика состояла из двух серий (12 заданий). Чтобы получить более полное представление о внушаемости детей, 6 заданий было построено на вербальном (словесном) материале, они требовали самостоятельности в актуализации прошлого опыта, понятий, представлений, творческого мышления, произвольной памяти и воображения (I серия). 6 других заданий построены на наглядном материале, выполнение которых основывалось на восприятии конкретной наглядной опоры, облегчающей актуализацию прошлого опыта, представлений и понятий (II серия).

В I серии экспериментов предлагались такие задания: назови какую-нибудь птицу, например воробья, или какую хочешь и т. п. Во II серии экспериментов испытуемому поочередно показывались 6 карточек, на каждой из которых было по 8 картинок с изображением предметов различных категорий. Например, на первой карточке нарисованы фрукты. Испытуемому предлагалось: выбери какую-нибудь картинку, например картинку, на которой нарисовано яблоко. Или какую хочешь и т. п.

В процессе исследования мы стремились выяснить, выполняет ли ребенок задание самостоятельно или следует образцу, т. е. в какой степени у него проявляется внушаемость. Степень внушаемости детей мы определяли по количеству заданий, выполненных под влиянием внушения. Для каждого испытуемого и группы в целом мы высчитали коэффициент внушаемости (К), за который приняли процентное отношение количества заданий, выполненных под влиянием внушения, к общему количеству заданий, предъявленных испытуемым. К = п · 100/12, где К — коэффициент внушаемости, п — количество заданий, выполненных под влиянием внушения.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

 

Анализ результатов экспериментов показал, что большинство детей среднего дошкольного возраста проявили довольно высокую степень внушаемости (таблица). Из 60 испытуемых только трое оказались невнушаемыми. В среднем по группе показатель внушаемости выразился в 35,8%.

Вместе с тем в процессе исследования были выявлены довольно заметные индивидуальные различия в показателях степени внушаемости детей от нуля до 83,3% — 100%.

Индивидуальные различия в степени внушаемости детей позволили нам выделить 4 уровня внушаемости, что было положено в основу распределения испытуемых на 4 группы.

К первой группе были отнесены невнушаемые испытуемые (первый уровень). Эти испытуемые все задания выполняли самостоятельно. Пример экспериментатора они использовали только в качестве образца для выполнения заданий. При проведении эксперимента эти дети были очень внимательны, обдумывали подолгу каждый вопрос, отвечали уверенно, не торопясь, правильно строя предложения. Эксперимент они восприняли как проверку знаний, кругозора. Во время занятий и труда они были активны, у них проявлялись элементы творческого мышления, они обнаружили стремление к самостоятельности, к инициативе, но отсутствовал интерес к усвоению готовой информации. К первой группе отнесены трое испытуемых.

Вторую группу составили испытуемые, обнаружившие второй уровень внушаемости (трудновнушаемые). Испытуемые

 

52

 

Таблица

ОСОБЕННОСТИ ВНУШАЕМОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

этой группы выполнили 1— 3 задания из 12 под воздействием внушения. При выполнении других заданий у них проявилась относительная самостоятельность. Эксперимент был воспринят детьми как проверка уровня знаний. Они стремились проявить творческий подход к выполнению задания, избежать повторения образца. Представители этой группы выбирали и называли предметы, сказки, которые им нравятся, свой выбор пытались обосновать, они уважительно относились к требованиям воспитателя, но не всегда их выполняли. В эту группу вошли 22 испытуемых. Средний коэффициент внушаемости по второй группе выразился в 18,3%.

Третью группу составили испытуемые (26 чел.), у которых обнаружился третий уровень внушаемости (внушаемые). Эти испытуемые под воздействием внушения выполнили 4— 6 заданий из 12 предлагаемых. Другие задания они выполнили относительно самостоятельно. Испытуемые этой группы обладают недостаточными знаниями и опытом. Они не стремились к оригинальности, часто в ответах подражали образцу или, давая самостоятельный ответ, называли те предметы, с которыми непосредственно действовали в детском саду или дома; сказку выбирали ту, которую в этот день или накануне читала и хвалила воспитательница. Представители этой группы ответы обосновывали очень схематично, кратко. Эти дети быстро усваивали готовую информацию, они дисциплинированны, послушны, исполнительны. Средний коэффициент внушаемости по группе составил 43,5%.

В четвертую группу вошли испытуемые (9 чел.), обнаружившие относительно высокую степень внушаемости. Под воздействием внушения представители этой группы выполнили от 7 до 12 заданий, проявив низкий уровень самостоятельности. Большинство испытуемых этой группы механически, почти неосознанно повторяли ответы, предлагаемые экспериментатором. Они не пытались проявить самостоятельность. Для испытуемых этой группы характерна безынициативность во время занятий, репродуктивное мышление. На занятиях по изодеятельности, в труде они стремились работать по образцу. В основном эти дети доверчивы, исполнительны. Средний коэффициент внушаемости испытуемых четвертой группы составил 68,7%.

Анализ экспериментальных данных также показал, что степень внушаемости у детей среднего дошкольного возраста оказалась различной при выполнении заданий в вербальной и наглядной формах. У большинства детей более высокий коэффициент внушаемости обнаружился при выполнении заданий в вербальной форме (у

 

53

 

43 испытуемых из 57, проявивших внушаемость). У шести испытуемых коэффициент внушаемости при выполнении вербальных заданий оказался равным коэффициенту внушаемости при выполнении наглядных занятий. А у восьми испытуемых более высокий коэффициент внушаемости проявился при выполнении заданий в наглядной форме. Из таблицы видно, что средний коэффициент внушаемости всех трех групп испытуемых при выполнении заданий в вербальной форме гораздо выше, чем средний коэффициент внушаемости при выполнении заданий в наглядной форме. Так, средний коэффициент внушаемости испытуемых II группы при выполнении заданий на вербальном материале выразился в 25%, а на наглядном— 11,5%. Соответственно средний коэффициент внушаемости испытуемых III группы составил 62% и 25,8%, а у испытуемых IV группы коэффициент вербальной внушаемости выразился в 87,1%, наглядной — в 50,4%.

Изучив особенности внушаемости детей среднего дошкольного возраста, мы попытались выяснить, изменяется ли уровень внушаемости детей при переходе их в старшую группу детского сада и в I класс школы. В исследовании была использована та же методика, что и в средней группе.

Результаты экспериментов представлены в таблице, из которой видно, что у большинства детей при переходе их из средней группы в старшую уменьшилась степень внушаемости. В целом по группе общий коэффициент внушаемости снизился с 35,8% до 20,9%. У многих испытуемых изменился и уровень внушаемости. Если в средней группе невнушаемых было всего 3, то в старшей группе детского сада их стало 9. В средней группе трудновнушаемых было 22 (из 60), а в старшей группе их стало 34. В старшей группе уменьшилось количество внушаемых (с 26 до 14) и легковнушаемых (с 9 до 3) детей. В исследовании также установлено, что у детей старшего дошкольного возраста, как и у детей среднего дошкольного возраста, средний коэффициент наглядной внушаемости ниже среднего коэффициента вербальной внушаемости (соответственно по старшей группе: 13,6 и 28,1%; по средней группе: 22,8 и 48,9%). При переходе детей из средней группы в старшую у них в большей степени снизился коэффициент вербальной внушаемости (на 20,8%), чем коэффициент наглядной внушаемости (только на 9,2%). Однако изменения вербальной и наглядной внушаемости у разных детей проявились по-разному, коэффициент вербальной внушаемости снизился у 45 испытуемых (из 60), а коэффициент наглядной внушаемости — только у 28 испытуемых. Коэффициент вербальной внушаемости остался неизменным у 11 испытуемых, а у четверых несколько повысился. Коэффициент наглядного внушения не изменился у 19 испытуемых и повысился только у трех.

На резкое снижение вербальной внушаемости у большинства испытуемых оказывает влияние еще и повышение удельного веса слова в процессе обучения.

Что касается некоторого повышения уровня внушаемости у семи детей при переходе их из средней группы детского сада в старшую, то более глубокий анализ экспериментальных данных показал, что это явление носит временный характер и выражает сугубо индивидуальные особенности этих детей.

В период исследования у них было ослаблено здоровье, и они не смогли проявить необходимого напряжения. В последующих экспериментах в старшей группе и в I классе у этих детей не обнаружено повышения уровня внушаемости.

Получив данные об особенностях внушаемости детей дошкольного возраста, мы стремились установить, в какой степени изменяется внушаемость детей при переходе их в школу. Результаты изучения внушаемости первоклассников представлены в таблице, из которой видно, что у первоклассников произошло дальнейшее снижение степени внушаемости. В среднем по группе коэффициент внушаемости выразился в 12,2%, это на 8,7% ниже, чем коэффициент внушаемости старших дошкольников и на 23,6% ниже степени внушаемости детей среднего дошкольного возраста. Вместе с тем следует отметить, что

 

54

 

снижение степени внушаемости произошло не у всех первоклассников, а у 52 из 60, у остальных восьми испытуемых коэффициент внушаемости остался без изменения. Не было ни одного случая повышения коэффициента внушаемости у первоклассников по сравнению с дошкольниками.

Индивидуальные различия в степени внушаемости первоклассников, по сравнению с дошкольниками, несколько сглажены, но еще значительны, от 0 до 50—58,3%, они положены в основу для разделения испытуемых на 4 группы. Распределение первоклассников по группам по сравнению с дошкольниками изменилось. С переходом в школу увеличилось количество детей, у которых обнаружена невнушаемость, до 15 человек, в старшей группе детского сада их было 9, а в средней — 3. Увеличилось и количество трудновнушаемых детей до 36, в старшей группе трудновнушаемых было 34, в средней группе — всего 22. И наоборот, количество внушаемых и легковнушаемых детей с переходом их в школу значительно уменьшилось, до девяти, в старшей группе детского сада их было 17, а в средней — 35.

Вместе с тем в исследовании обнаружено, что у первоклассников, как и у дошкольников, средний коэффициент вербальной внушаемости (17,0%) по сравнению со средним коэффициентом наглядной внушаемости (8,0%) больше чем в 2 раза. По-видимому, и для первоклассников самостоятельная актуализация прошлого опыта, понятий и представлений без опоры на наглядность продолжает оставаться более трудным процессом, чем при наглядной опоре.

Необходимо также отметить, что темп снижения степени вербальной и наглядной внушаемости у наших испытуемых в течение трех лет был различным. Так, при переходе детей из средней группы в старшую коэффициент вербальной внушаемости уменьшился на 20,8%, а коэффициент наглядной внушаемости — на 9,2%. А при переходе детей в школу темп снижения степени внушаемости замедляется, их коэффициент вербальной внушаемости уменьшился на 11,1%, а коэффициент наглядной внушаемости — только на 5,6%. Возможно, это связано с некоторой стабилизацией степени внушаемости детей к 7—8 годам. Что касается резкого снижения коэффициента вербальной внушаемости у большинства испытуемых при переходе в старшую группу детского сада и школу, то это, очевидно, связано с повышением удельного веса слова в процессе обучения, с формированием у них произвольной познавательной деятельности, с развитием второй сигнальной системы.

Итак, в нашем исследовании установлено, что большинство детей средней и старшей групп детского сада и первоклассников обладают внушаемостью, податливостью под влиянием воздействия.

Вместе с тем выявлены большие индивидуальные и возрастные различия в степени внушаемости испытуемых. Обнаружено, что чем выше степень внушаемости у детей, тем меньше они проявляют инициативу, самостоятельность, творчество, чаще следуют образцу, проявляют склонность к репродуктивной деятельности, к усвоению готовой информации.

В исследовании обнаружено, что при переходе детей из средней группы детского сада в старшую и в школу у них заметно снижается степень внушаемости, особенно вербальной.

Данные нашего исследования могут быть использованы в практике, при осуществлении индивидуального подхода к детям в процессе обучения и воспитания.

Индивидуальный подход, по всей вероятности, должен заключаться в том, чтобы легковнушаемым детям чаще предлагать задания, игры на творческие темы, использовать проблемные ситуации, общественные поручения, которые помогут детям преодолеть робость, тяготение к репродуктивной деятельности, потребуют самостоятельности, инициативы.

Трудновнушаемым детям необходимо давать возможность выступать в различных видах деятельности не только в роли организаторов, но и исполнителей, формировать у них дисциплинированность, умение учитывать точку зрения другого, считаться с их мнением, в процессе выполнения

 

55

 

заданий опираться на ранее полученные знания.

В процессе обучения и формирования личности детей педагоги имеют возможность шире использовать внушающие воздействия через установки, мотивационную и эмоциональную сферы.

 

1.       Ананьев Б. Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания. — В сб.: Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., 1960, с. 3—36.

2.       Антонова Г. П. Учет индивидуальных особенностей мышления учащихся в процессе обучения. — Вопросы психологии, 1967, № 2, с. 89—100.

3.       Антонова Г. П. Индивидуальные различия в соотношении продуктивности мыслительных процессов и памяти у детей дошкольного возраста, ч- Вопросы психологии, 1973, № 3, с. 84—91.

4.       Бакеев В. А., Никиреев Е. М. К вопросу об экспериментальном исследовании индивидуальных различий внимания и внушаемости личности. — Ученые записки МШИ им. В. И. Ленина, 1970, № 361, с. 105—112.

5.       Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. — СПб., 1908.

6.       Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. — М., 1959. —347 с.

7.       Венгер Л. А., Холмовская В. В. (ред.) Диагностика умственного развития дошкольников. — М., 1978.— 248 с.

8.       Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. — М., 1972. — 424 с.

9.       Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. — М., 1973. — 152 с.

10.    Жуйков С. Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников русскому языку. — М., 1979.— 184 с.

11.    Калмыкова 3. И. (ред.) Проблемы диагностики умственного развития учащихся. — М., 1975. —208 с.

12.    Куликов Н. В. Внушение в коллективе и через коллектив. Материалы III Всесоюзного съезда общества психологов СССР, т. 3. — М., 1968, с. 263—265.

13.    Лазурский А. Ф. (ред.) Методы экспериментального исследования личности. — СПб., 1908. —290 с.

14.    Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. — 280 с.

15.    Менчинская Н. А. Мышление в процессе обучения. — В сб.: Исследования мышления в советской психологии. — М., 1966, с. 349—387.

16.    Мейман Э. Лекции по экспериментальной педагогике. — М., 1914. — 243 с.

17.    Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. — В кн.: Психологическая наука в СССР, т. II —М. 1960, с. 110—125.

18.    Нечаев И. А. Экспериментальные данные по вопросу о внимании и внушении. — Вопросы философии и психологии. — СПб., 1901.

19.    Сафин В. Ф. Самооценка и взаимооценка старшеклассников в зависимости от их внушаемости. — Вопросы психологии, 1970, № 1.

20.    Сидис В. Психология внушения. — СПб., 1902.

 

Поступила в редакцию 03.III. 1981 г.