Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

166

 

ГРИГОРИЙ СИЛОВИЧ КОСТЮК

 

Советская психология понесла горестную утрату. 25 января 1982 г. перестало биться сердце видного советского ученого, действительного члена АПН СССР, бывшего директора НИИ психологии УССР, профессора Григория Силовича Костюка.

Г. С. Костюк родился 5 декабря 1899 г. в селе Могильное, ныне Гайворонского района Кировоградской области. Выходец из простой крестьянской семьи, он благодаря своей одаренности и жажде знаний сумел попасть стипендиатом в Коллегию имени Павла Галагана — среднее учебное заведение повышенного типа в Киеве. С 1919 по 1930 г. Г. С. Костюк учительствовал — сначала в своем родном селе, а затем в Киеве. Не оставляя трудового поприща, учился в 1920—1923 гг. в Киевском университете (который тогда назывался Высшим институтом народного образования) на философско-педагогическом факультете и в 1925— 1928 гг. — там же в аспирантуре. В 1929 г. защитил промоционную работу, которая приравнивалась к кандидатской диссертации. В 1930— 1952 гг. заведовал кафедрой психологии Киевского педагогического института, а в 1930— 1945 гг. — отделением психологии Украинского НИИ педагогики. В годы войны был профессором Сталинградского пединститута и Объединенного украинского университета в Кзыл-Орде (Казахстан). С момента образования в октябре 1945 г. и по октябрь 1972 г. Григорий Силович был бессменным директором Научно-исследовательского института психологии УССР. Затем заведовал лабораторией общей психологии (переименованной позже в лабораторию психологии личности) и Киевской лабораторией развития мышления школьников НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. С апреля 1981 г. состоял профессором-консультантом. Еще в молодые годы у Г. С. Костюка проявился интерес к разработке кардинальных методологических и теоретических проблем психологической науки. В годы, когда происходил сложный процесс формирования методологии и теории психологической науки, Г. С. Костюк был в числе тех, кто осуществлял перестройку психологии на базе творческого освоения идей марксистско-ленинской философии. Им опубликован ряд работ о значении трудов К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина для развития психологии как науки.

Наиболее значимые исследования Г. С. Костюка посвящены психическому развитию детей. Эти работы, начатые еще в 20-е гг., продолжались в течение всей его творческой жизни. Вопросам формирования и развития способностей и мышления детей Г. С. Костюк также уделял пристальное внимание.

Как известно, В. И. Ленин отнес историю развития всех наук к тем областям научного знания, на основе которых формируется теория познания и диалектика. История развития украинской психологической мысли в ее взаимосвязях с русской глубоко и постоянно интересовала Г. С. Костюка. Его перу принадлежат исследования по психологическому наследию Сковороды, Ломоносова, Радищева, Шевченко, Белинского, Герцена, Сеченова, Ушинского, Ланге, Горького и др. В ряде работ всесторонне показана история развития психологической науки в Украинской ССР.

Примечательным явлением в истории развития украинской психологической науки явился вузовский учебник «Психология» (1939), редактором и основным автором которого был Г. С. Костюк. С тех пор вот уже 43 года студенты университетов, педагогических и других вузов республики изучают психологию по этому учебнику, выдержавшему уже три издания.

С 1972 г. и до последних дней своей жизни Г. С. Костюк возглавлял Киевскую лабораторию НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. Под его руководством сотрудниками лаборатории выполнены исследования, посвященные развитию мышления и речи в младшем школьном возрасте, выявлению психологически обоснованных путей построения учебного материала, психологическим основам совместной учебной работы школьников и другие.

Всего перу Г. С. Костюка принадлежит около 250 научных работ по психологии и педагогике.

За плодотворную педагогическую и организаторскую деятельность Г. С. Косткж был награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени и другими правительственными наградами. Ему присвоено звание заслуженного деятеля науки УССР.

Обаяние и скромность, доброжелательность к людям, деликатность и интеллигентность, высокий научный авторитет снискали Григорию Силовичу любовь и уважение не только психологов и работников педагогической науки, но и всего учительства Украины. Светлая память о нем будет жить в сердцах всех, кто его знал и с ним работал.