Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

163

 

ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ ПРОПАГАНДЫ

 

Т.В.МИШИНА

Москва

 

Определение теоретических основ психологии пропаганды, выявление научных и практических сил в области пропаганды, работающих среди молодежи, и координация этих сил — такими были задачи научно-практической конференции «XXVI съезд КПСС и актуальные проблемы психологии пропаганды среди молодежи», проходившей в Киеве 20—22 декабря 1981 г. Так сформулировал их, открывая конференцию, директор Института психологии УССР В. И. Войтко.

Работа конференции проходила на двух пленарных и двух секционных заседаниях по тематике: «Общие проблемы психологии пропаганды и задачи коммунистического воспитания молодежи» и «Прикладные аспекты психологии пропаганды среди молодежи: опыт, проблемы, особенности».

В докладе «Пути совершенствования марксистско-ленинского образования молодежи в свете требований XXVI съезда КПСС» секретарь ЛКСМ Украины В. С. Плохий, основываясь на требованиях постоянного, повседневного ведения идеологической работы, охарактеризовал современное состояние и возможности пропаганды среди молодежи, ее достижения и недостатки. Один из недостатков — несогласованность организационной и содержательной сторон пропагандистской работы. Необходимо дальнейшее повышение научного уровня политического образования и экономической учебы, вооружение пропагандистов соответствующими методами, подкрепленными психологическими и педагогическими знаниями. Однако при этом недопустимо упрощение. Необходимы методы контроля за качеством политучебы. Докладчик рассказал, что в УССР введена новая система политобразования, включающая экономическую учебу.

В докладе В. И. Войтко «Идейно-политическое воспитание молодежи и задачи психологии пропаганды» был затронут широкий круг вопросов. Среди них как более общие: психология пропаганды в системе наук, проблемы

 

164

 

взаимоотношения пропагандиста и слушателя (вопросы общения), психология пропаганды как специальной формы деятельности, значение изучения молодежных аудиторий и т. д., так и более частные: психология диалогического общения, эффективные приемы в пропаганде, личность пропагандиста, выявление психологических особенностей слушателей, создание социально-психологического портрета аудитории.

Докладчик считает, что для решения этих вопросов необходимы системные, комплексные исследования. Был предложен ролевой подход, разрабатываемый в лаборатории психологии пропаганды Института психологии УССР (зав. лабораторией Т. К. Чмут). Системообразующими факторами в этом подходе являются личность и ролевые позиции, а главным вопросом — вопрос включенности слушателя в процесс, содержащий такие компоненты, как: 1) привлечение слушателей к формированию программных действий; 2) развитие максимума активности слушателя; 3) использование общения в целях интенсификации политучебы; 4) закон перемены социальных ролей.

Т. К. Чмут в докладе «Современное состояние и актуальные проблемы психологии пропаганды» изложила некоторые итоги двухлетней работы руководимой ею лаборатории и охарактеризовала задачи, стоящие перед лабораторией. Пропагандистская деятельность охарактеризована как познавательно-оценочная. Докладчик отметила важность построения концептуального аппарата и специальных методик психологии пропаганды. Докладчик подчеркнула ту мысль, определенно прозвучавшую и у двух предыдущих ораторов, что специфика психологии пропаганды заключается в ее цели — формировании нового человека.

А. П. Назаретян (Москва) доложил об исследованиях, связанных с распространением слухов и их пресечением. Он затронул некоторые стороны этого вопроса: классификация слухов (в качестве основания классификации берутся два параметра: экспрессивный и информативный); тенденции слухов (сглаживание, заострение); причины возникновения (два фактора: интерес и дефицит информации); ликвидация слухов, в которую входят профилактические мероприятия (четкая обратная связь с аудиторией, четкий отклик на возникший интерес, массовая коммуникация в условиях доверия, интенсивное предоставление прямо противоположной слуху информации).

Исходя из трех фаз речевого процесса (предкоммуникативной, коммуникативной, посткоммуникативной), Е. Ф. Тарасов (Москва) представил попытку построения модели речевого воздействия. Он считает, что в психологии пропаганды решающую роль следует отводить последней фазе, так как всякая пропаганда развертывается для последующей активности. Чтобы оказать необходимое воздействие на аудиторию, пропагандист должен уметь: 1) организовывать общение (можно выбрать различные стратегии, исходя из состава аудитории, — «сверху вниз», «на равных», «снизу вверх»); 2) оказывать собственное воздействие на аудиторию, чтобы побудить к определенному действию (отсроченному или немедленному). Вопросы, поставленные в докладах, получили дальнейшее освещение на секционных заседаниях.

Рассматривались вопросы единства теории и практики в коммунистическом воспитании молодежи (Я. С. Калакура, Киев), психологические аспекты пропаганды и контрпропаганды (И. Ф. Надольный, Н. П. Лукашевич, В. Л. Скуратовыми, Киев), проблемное обучение в системе марксистско-ленинского образования работающей молодежи (В. И. Скиба, Киев), психологические вопросы эффективности самообразования слушателей системы комсомольской политучебы (Л. И. Тулупова, Киев), координация политучебы с другими формами идеологической работы (В. С. Малежик, Черкассы) и др. Поднимались вопросы актуальности психолого-педагогической подготовки пропагандистских кадров (С. А. Мусатов, Москва), внедрения научных основ в практику комсомольской политучебы (X. В. Балабанов, Донецк) и идейной подготовки наставников (И. С. Гичан, Киев).

Предложен системный подход к обучению слушателей как путь применения на практике данных и выводов психологической науки (В. И. Дорошенко, Киев). О возможности учета социально-психологических характеристик общественного мнения в пропагандистской работе доложил А. А. Саар (Таллин).

Основываясь на материалах исследований по экологическому воспитанию молодежи, Л. В. Сизова (Москва) сообщила о необходимости формирования активной жизненной позиции слушателей в процессе пропагандистского воздействия.

Были представлены доклады, посвященные изучению молодежной аудитории: Н. Н. Слюсаревский (Киев) дал характеристики различных молодежных аудиторий, основанные на способах взаимосвязи тех или иных социально-психологических феноменов (ценностных ориентации, интересов, социальных установок) в контексте диспозиций личности; О. Т. Мельникова (Москва) представила анализ эффективности молодежных программ телевидения.

О большой роли музейных материалов в пропагандистском воздействии сообщила Т. Н. Сидоренко (Днепропетровск).

В. С. Гажамян (Киев) определил соотношение факта и оценки в пропагандистском сообщении как ценностно-целевой поток (цепь смысловых компонентов текста).

О важных в пропагандистском деле категориях уверенности и сомнения рассказал А. Н. Шейко (Киев).

Большая группа докладов была посвящена коммуникативным процессам в пропагандистском воздействии: Л. И. Марисова, Н. В. Чепелева, О. Г. Почепцов, Н. С. Орлова, О. А. Сусская, Т. Н. Малкова (все из Киева), А. К. Колеченко (Ленинград) и другие. О. Т. Манаев (Минск) затронул вопросы включенности личности в коммунникационное поле средств массовой информации. В докладе Т. И. Фроловой (Москва) были проанализированы отношения «журналистика — аудитория» с точки зрения психологии общения. Важнейшей особенностью данного, процесса названа разномоментность прямых и обратных связей. Рассмотрены пути оптимизации журналистской деятельности с учетом факторов общения.

В. А. Рыжков (Москва) в докладе «Некоторые функции вербальных стереотипов в пропагандистском воздействии» представил широкий спектр стереотипизации, зависящей от эмоционально-оценочного аспекта значения, мотивационного (образования личностных смыслов) и от состояния предкоммуникативного периода речевого высказывания. На заключительном заседании с подведением итогов работы секций выступили Т. К. Чмут и В. Л. Скуратовыми (Киев). Было отмечено тесное сотрудничество научных и практических работников, подчеркнута необходимость координации исследований.