Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

149

 

МОЛОДЕЖЬ И СЕМЬЯ. СЕМЕЙНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЮНОШИ

 

Kabat vel Job. О., Pinther A. Jugend und Familie: Familiäre Fakioren der Persönlichkeitsenfwicklung Jugendlicher. — Berlin: VEB Deutscher Verlag der Wissenschaffen,

1981. — 112 S.

 

Книга, адресованная директорам и учителям школ и студентам педвузов, обобщает большой эмпирический материал. Она содержит предисловие, вводную статью, 5 разделов и заключение.

Вводная статья посвящена проблеме семьи в социалистическом обществе. Основными чертами семьи ГДР являются: активное участие в политической, хозяйственной и духовной жизни, рост образовательного и культурного уровня ее членов, равноправие женщины с мужчиной, осознанное отношение к ребенку (с.15-17).

В первом разделе даются ответы на такие вопросы: в чем состоит особое влияние семьи на развитие личности подростка? На чем основаны эти возможности? Какие факторы воспитания следует учитывать и формировать в первую очередь? Авторы полагают, что прежде всего на подростка влияет личность родителей. Они могут служить образцом в профессиональной деятельности, в отношениях друг к другу, в осознании целей социализма; напротив, недостаток в интеллектуальной и политико-мировоззренческой сфере, недостаток эмоционального отклика действуют крайне отрицательно (с. 23). Далее речь идет о внутрисемейных отношениях.

Более подробно влияние родителей раскрывается в следующем разделе. Главную проблему взаимоотношений взрослых и детей авторы видят в том, что подростки, с одной стороны,

 

150

 

стремятся освободиться от влияния семьи, обрести самостоятельность, а с другой, испытывают потребность в родительском руководстве. От VI к X классу роль родителей как доверенных лиц падает с 79 до 54%, роль старших собратьев возрастает с 4 до 8%, а друзей-ровесников — с 4 до 23%; доля самостоятельных решений увеличивается с 7 до 14% (с. 33). Приводятся данные об отношении родителей к увлечению детей музыкой, модной одеждой, к выбору друзей, о числе конфликтов на этой почве. Авторы приходят к выводу об отсутствии «конфликта поколений» (с. 37). Родители выступают примером в стремлении к высокому материальному жизненному уровню (отец/мать — 93/94%), в стремлении быть первыми (91/94%), в сознании ответственности (90/95 %), в отношении к супругу (76/86%) (с. 39). Оценивается степень компетентности родителей при обращении к ним за советом.

Наиболее значителен по материалу раздел, посвященный влиянию семьи на использование свободного времени детьми. Показано, что если конец недели шестиклассники в 80 % случаев проводят в семье, то десятиклассники предпочитают проводить досуг со сверстниками. Авторы трактуют это как рост самостоятельности юношей и девушек. Подробно рассматривается распределение свободного времени, характер общения детей и родителей в эти часы, отношение родителей к распределению часов досуга. В аспекте политико-мировоззренческого воспитания обсуждаются общественно-политическая деятельность родителей, их социальные связи, осознание целей и методов воспитания.

Специальный подраздел посвящен анализу влияния семьи на отношение к труду и трудовое поведение молодежи. Рассматриваются вопросы трудового воспитания, влияние семьи на выбор профессии и на процесс ее освоения. Наконец, подробно обсуждаются вопросы подготовки молодежи к вступлению в брак; при этом затрагиваются проблемы равноправия, формирования отношений дружбы и любви. Отмечается, в частности, что парные взаимоотношения с сильным эротико-эмоциональным характером наблюдаются уже с 13—15 лет, охватывая до четверти подростков, и основываются больше на внешности, чем на сексуальных аспектах. Это часто вызывает непонимание взрослых, особенно родителей, сомнения которых по большей части необоснованны (с 90).

Два небольших заключительных раздела посвящены проблемам воспитания правильного отношения к своему здоровью, в частности профилактике заболеваний и несчастных случаев, злоупотреблению курением и спиртными напитками, а также психогигиене.

Данная книга выглядит весьма аргументированной монографией по проблемам воспитания старших школьников, молодых рабочих и студентов. Почти каждый подраздел содержит выводы и рекомендации — как для родителей, так и для воспитателей. Приводятся 17 диаграмм, 8 таблиц, обобщающих большой эмпирический материал. Приятное впечатление производит и ссылка на работы классиков марксизма-ленинизма, обоснование многих полученных результатов особенностями современной социальной действительности ГДР, широкая связь со многими социальными проблемами.

Вместе с тем семья, поставленная авторами в центр воспитательного процесса, оказалась как бы единственным фактором, формирующим свойства будущей личности. Вне поля зрения оказалось воспитательное воздействие школы, общественных организаций, средств массовой информации, влияние улицы. Без этого трудно оценить реальный вклад родителей и других членов семьи. Не анализируются и такие сложные случаи, когда влияния школы и семьи различаются по своей направленности. Наконец, мало внимания уделено «трудным» семьям и «трудным» подросткам. Это несколько снижает в целом высокую оценку монографии.

 

В. А. Чудинов

Москва