Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

146

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

ГОРЯЧИЕ ТОЧКИ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

 

Montada L. (Hrsg.) Brennpunkte der Entwicklungspsychologie. — Stuttgarf: Verlag W. Kohlhammer, 1979. — 423 S.

 

Сборник объединяет 27 оригинальных статей психологов из ФРГ, Швейцарии, Англии, США и других стран и посвящен проблемам психологии развития. Статьи разбиты на пять тематических направлений.

Первое направление «Перспективы исследования» открывается статьей редактора сборника Лео Монтады «Психология развития в

 

147

 

поисках единства». Автор анализирует задачи, стоящие перед современной психологией разлитая, и намечает способы их разрешения. Он считает, что на сегодняшний день наиболее значимой для психологии развития является рефлексия собственной исследовательской практики, и выдвигает для обсуждения несколько положений, характеризующих, с его точки зрения, необходимые изменения. Эти положения можно было бы резюмировать так: общая психология развития вместо психологии отдельных периодов жизни; анализ процессов вместо констатации различий между возрастами; анализ реальных социоэкологических связей вместо экспериментирования в лабораториях; системы вместо отдельных факторов в качестве предмета исследования и т. д.

В статье «50 лет продольных исследований» Г. Томэ проводит обзорный науковедческий анализ некоторых показателей развертывания исследований развития психики методом продольных срезов. Он замечает, что только такая катастрофа, как вторая мировая война, выдвинула перед психологами идею, что в психологии развития параметр времени измеряется не столько в месяцах и годах, сколько в социально-исторических событиях. С другой стороны, именно продольный метод породил интерес к новым возрастам (например, взрослости и старости).

Эту тему продолжает П. Белтс. Современная психология развития человеческой жизни вынуждена признать, что «развитие индивида происходит в меняющихся биокультурных условиях». Примером этого служат исследования эффекта когорт. В психологию вводятся новые классы процессов изменений, которые подводятся под понятие развития. За счет этого последнее расширяется, но одновременно и уточняется. Автор проводит исторический анализ того, как происходило взаимообусловливание разработок новых понятий для описания развития и разработок новых методов его исследования.

Второй раздел книги «Исследование обучения и памяти с точки зрения психологии развития» открывается обобщающей статьей Ф. Вайнерта «Связи памяти и обучения с процессами развития». Автор говорит, что, несмотря на огромное количества подходов и теоретических моделей, в этой области можно выделить три периода. Первый ведет свое начало от Эббингауза: это исследование памяти как духовной способности человека. «Тавтологическая» объяснительная схема этого периода такова: всякие различия в продуктивности памяти (например, возрастные) сводятся непосредственно к различиям соответствующих мнемических способностей. Второй период характеризуется интересом к «описанию достижений обучения». Основы этого периода во многом заложили работы Бине и Симона (1908). Календарный, а затем и интеллектуальный возрасты становятся независимой переменной при исследовании развития обучения и памяти. И все же возрастные изменения способности (Kapazität) к обучению больше связываются здесь с внутренними, нейроанатомическими и физиологическими, процессами развития, нежели с влияниями среды или прошлого опыта обучения. Третий период: анализ собственно процессов памяти. Он привел к построению целостных моделей развития обучения и памяти в детском возрасте (S. White, 1965; R. Gagne, 1965 и др.). Последний, например, считает, что уровень когнитивного развития индивида описывается как сумма информации и операций, которыми он располагает в определенный период жизни и для решения определенных проблем. Психология развития памяти и обучения окончательно сливается с когнитивной психологией.

Третий раздел книги посвящен проблеме развития и социализации в раннем возрасте. Кроме обзорной статьи X. Раух, он содержит статьи Дж. Кагана «Универсалии человеческого развития», Джо МакХанта «Компенсаторное воспитание дошкольников в США», И. Узгирис «Множественность имитаций в раннем детстве» и др.

Четвертый раздел книги «Социализация в юношеском возрасте» открывается статьей Р. Эортера, в которой автор излагает свою оригинальную модель когнитивной социализации. В основание этой модели положено отно шение между объективными и субъективными структурами. Под первыми автор понимает весь универсум имеющихся в человеческом обществе деятельностных способностей (Handlungsmöglichkeiten). Объективные структуры есть не что иное, как созданная или трансформированная человеком среда. Субъективные структуры, наоборот, включают «подчиненный» универсум индивидуальных деятельностных способностей. Центральным для социализации является присвоение (Übernahme) индивидом структуры трудовой деятельности (Arbeitstruktur). Эта структура в общем виде эксплицируется так: субъект — способность — деятельность — результат (продукт) труда.

В последнем, пятом, разделе книги собраны статьи об исследованиях развития представлений личности о себе.

Собранные в сборнике статьи широко освещают современные проблемы психологии развития, интерес к которой в последнее время значительно возрос. Сборник как бы продолжает цикл работ по этой тематике, вышедших в ФРГ в последние годы: Oerter R. (Hgs.) Entwicklung als lebenslanger Prozess. Hamburg: Hoffmann & Campe, 1978; Rauh H. (Hgs.) Jahrbuch für Entwicklungspsychologie. Bd. 1. Stuttgart: Klett-Gotta, 1979; Walter H., Oerter R. (Hgs.) Ökologie und Entwicklung. Donauwörth: Auer, 1979; Rudinger G. (Hgs.) Methoden der Entwicklungspsychologie. Stuttgart: Verlag W. Kohlhammer, 1979.

Сборник может быть рекомендован широкому кругу читателей-психологов.

 

А. Г. Лидерc

Москва