Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

128

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ И АППАРАТУРА

 

РЕВАЛИДИЗАЦИЯ ТЕСТА ТЕМАТИЧЕСКОЙ АППЕРЦЕПЦИИ

ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ МОТИВА АФФИЛИАЦИИ

 

Ю.М. ОРЛОВ, Н.Д. ТВОРОГОВА

 

Для идентификации и измерения некоторых фундаментальных потребностей и мотивов человека в настоящее время применяется целый ряд методик, таких, как самоописательные методы, клинические, барьерная техника, изучение мотивации на основе измерения продуктивности деятельности, прожективные методики и др.

К числу прожективных методик относится тематический апперцепционный тест (ТАТ). В связи с тем, что в классической методике ТАТ шкалирование оценок основано на опыте и интуиции интерпретатора, Р. Хейнс, Д. Верофф и Д. Аткинсон [4] усовершенствовали эту методику, разработав структурированный ТАТ для измерения мотивов аффилиации (стремления к сохранению, созданию или восстановлению положительных эмоциональных взаимоотношений с другими людьми), доминирования и достижения. Структурированный ТАТ дает достаточно надежные оценки изучаемых мотивов: надежность (устойчивость получаемых показателей при повторном исследовании в идентичных условиях одних и тех же испытуемых) равна 0,95, а коэффициент согласия между экспериментаторами, независимо друг от друга проводившими содержательный анализ одной и той же серии рассказов, — 0,93 и более [5]. Что же касается применения понятия валидности к тестам тематической апперцепции, то трудности его использования уменьшаются по мере структурированности этих тестов.

Для создания структурированного ТАТа была разработана система категорий, позволяющих точно идентифицировать тот или иной функциональный элемент мотива. Каждая категория, которую экспериментатор может выделить в рассказе испытуемого по картинкам ТАТа, оценивается в 1 балл. Всего же при анализе потребности в аффилиации выделяется 8 категорий (система образов аффилиации, аффект, инструментальная активность и др.). Каждая из этих категорий хорошо описана; определены правила, позволяющие установить их наличие в тексте, написанном испытуемым по картинкам ТАТа. Индивидуальный шкальный балл определяется путем суммирования отдельных баллов по категориям. Процедура идентификации категорий составляет основное содержание работы эксперта по контент-анализу этих текстов.

Применение структурированного ТАТа е нашей стране требует предварительной реадаптации и ревалидизации метода контент-анализа рассказов, так как особенности культуры могут определять иное содержание этих категорий. Ревалидизация должна установить, в состоянии ли тест, применяемый в новых культурных условиях, различить лиц, обладающих высоким н низким уровнями аффилиации. Метод контент-анализа рассказов (по картинкам ТАТа) для измерения мотива достижения ревалидизирован Орловым Ю. М. [1]. В настоящей работе представлены результаты ревалидизации метода контент-анализа рассказов для измерения мотива аффилиации.

Поскольку составители структурированного варианта ТАТа применяли экспериментальные ситуации с возбуждением и нейтрализацией мотива аффилиации, то при ревалидизацни мы повторили те же экспериментальные процедуры. Нашей задачей было установить: а) коррелирует ли индивидуальный шкальный балл, полученный по результатам описания картинок теста с возбуждением и нейтрализацией мотива аффилиации или подавлением мотива аффилиации другим мотивом, например мотивом достижения; б) влияет ли на шкальный балл различие картинок, по которым испытуемый пишет рассказ; и, наконец, в) поскольку шкалирование осуществляется экспертами, которые пользуются общей инструкцией, — в какой степени различаются суждения экспертов, работающих независимо друг от друга. Если корреляции достаточно тесные и различия между крайними значениями мотива аффилиации (высоким и низким) проявляются в индивидуальном шкальном балле, то мы можем принять решение о применимости данного варианта методики ТАТ для измерения аффилиации в наших условиях.

Исследование проводилось среди студентов 1-го Московского медицинского института им. Сеченова.

В клетках табл. 1, на пересечении строк и столбцов, даны экспериментальные ситуации, которые создавались в соответствующей группе студентов:

М1 — ситуация возбуждения мотива аффилиации,, которая достигалась путем организации общения и беседы по проблемам межличностных отношений в группе. Проводилась

 

129

 

Таблица 1

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

социометрическая процедура, в которой студенты должны были оценить наличие или отсутствие у своих товарищей аффилиативных личностных черт: общительности, способности быть одиноким, чуткости и внимательности к другим, способности прийти на помощь товарищу, желания организовывать различные мероприятия, целью которых является общение, способности простить проступок товарища ради поддержания теплых отношений;

Мо — ситуация нейтральная для мотива аффилиации. Поскольку известно, что мотивы аффилиации и достижения не коррелируют [2], [4], подобная ситуация создавалась путем нейтрализации мотива аффилиации возвращением мотива достижения. Студенты решали задачи и головоломки при дефиците времени в значимой ситуации.

В нашем исследовании использовались две группы картинок: K1 — картинки 7ВМ из ка-талога Мюррея (невысокая пожилая женщина стоит у окна, повернувшись спиной к высокому молодому человеку) и «Изобретатели» из каталога МакКлелланда; К2 — карлики ЭВМ из каталога Мюррея («Отец и сын») и рисунок «Мальчик со скрипкой» из каталога МакШелланда.

Для того чтобы по возможности устранить веяние индивидуальных особенностей испытуемых на показатель валидности методики (8 учебных групп — 100 человек), испытуемые были выбраны случайным образом среди студенческих групп 1-го ММИ им. И. М. Сеченова. В каждой группе с интервалом в 10 дней предъявлялся ТАТ в ситуации возбуждения мотива аффилиации и в ситуации, когда мотив аффилиации не возбуждался.

Устранение влияния последовательности создания экспериментальных ситуаций в группе (последовательности ситуации М0 и Mi, а также ситуаций K1 и К2) было осуществлено благодаря тому, что в четырех экспериментальных группах вначале создавалась ситуация Мо, затем — М1 , в остальных четырех группах последовательность создания этих ситуаций была противоположной. Аналогично с условиями K1 и К2 в четырех группах вначале предъявлялись рисунки К1 в других четырех — К2.

Контент-анализ рассказов, написанных всеми испытуемыми в указанных экспериментальных ситуациях, проводился двумя экспертами независимо друг от друга. Наибольшее шкальное значение при измерении аффилиации равно (+7), а наименьшее — (0). В результате содержательного анализа рассказов для каждого обследуемого сопоставлялись две оценки мотива аффилиации, данные двумя экспертами.

Содержательный анализ 400 рассказов (каждый из 100 обследуемых студентов написал по 4 рассказа), проделанный двумя

 

Таблица 2

ЧАСТОТНЫЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ШКАЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА

РАССКАЗОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, СОЗДАВАЛАСЬ ЛИ СИТУАЦИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ МОТИВА АФФИЛИАЦИИ ИЛИ НЕТ

 

 

130

 

экспертами независимо друг от друга, свидетельствует об их большой согласованности в оценке рассказов. Выявлена статистически значимая зависимость частотных распределений шкальных значений контент-анализа рассказов при измерении мотива аффилиации двумя экспертами (по критерию А. Н. Колмогорова Р(Х) =0,9639).

Попарное сравнение частотных распределений шкальных значений контент-анализа при условии K1 в ситуациях M1 и М0 и при условии К2 в ситуациях M2 и М0 показывает, что частотные распределения шкальных значений для экспериментальной ситуации возбуждения мотива аффилиации и ситуации, при которой мотив аффилиации не возбуждался, оцененные по критерию Колмогорова — Смирнова, существенно различны (р<О,05). Следовательно, категории контент-анализа «чувствительны» к возбуждению и торможению мотива аффилиации, они «работают».

Оказалось, что как картинки Мюррея, так и картинки МакКлелланда обладают достаточно надежным стимульным материалом для возбуждения мотива аффилиации. Это, в частности, дает основание утверждать, что не существует необходимости в замене этого стимульного материала каким-либо другим. Итак, различия в предъявляемых испытуемым картинках (условия K1 и Ко) не влияют на валидность методики. Различия в распределении шкальных значений контент-анализа при условии K1 и при условии К2 не достигают высокого уровня значимости.

Результаты исследования свидетельствуют также о том, что шкалы измерения мотивов аффилиации, доминирования и достижения между собой попарно независимы: шкалы и измерения мотива аффилиации и мотива достижения независимы; независимы между собой также шкалы измерения мотивов аффилиации и доминирования и шкалы измерения мотивов достижения и доминирования.

Проведенное исследование показало, что категории контент-анализа чувствительны к возбуждению мотива аффилиации, методика валидна. Шкала измерения мотива аффилиации не зависит от шкал измерения мотивов достижения и доминирования. Коэффициент согласия между экспертами, независимо друг от друга проводившими содержательный анализ одной и той же серии рассказов, — 0,96.

 

1.       Орлов Ю. М. Измерение социогенных потребностей с помощью теста тематической апперцепции. — В сб.: Проблемы формирования социогенных потребностей. — Тбилиси, 1974, с. 159—161.

2.       Орлов Ю. М., Творогова Н. Д., Шкуркин В. И. Потребности и мотивы учебной деятельности студентов медвуза. — М., 1976. — 110 с.

3.       Творогова Н. Д. Экспериментальное изучение макроструктуры деятельности общения студента: Канд. дне.—М., 1977.— 151 с.

4.       Heyns R., Veroff V., Atkinson J. A scoring manual for the affiliation motive. — In: Motives in fantasy, action and society. N. Y., 1958, p. 205—218.

5.       McClelland D. C. Methods of measurement human motivation. — In: Motives in fantasy, action and society. NY., 1958.

 

Поступила в редакцию 22.11.1980 г.