Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

92

 

ИЗ ОПЫТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ В ВУЗЕ

 

В.Ф. ШМОРГУН

 

Педагогическая профессия предъявляет повышенные требования к личности будущего специалиста, особенно к его психологическим свойствам и качествам. Настоящий педагог — это опытный психолог, глубоко и всесторонне знающий и понимающий душевный мир человека, умеющий успешно управлять формированием личности.

Главную роль в психологической подготовке будущего педагога играют предметы психолого-педагогического цикла, на изучение которых в пединститутах отведена почти треть академического времени. За последние годы число часов на усвоение психологических дисциплин несколько увеличено, но и этого оказывается недостаточно. Например, на изучение курса возрастной и педагогической психологии учебным планом отведено всего 24 ч на лекции и 6 ч на практические занятия. Из них на изучение психологии подросткового возраста — столь важного в развитии и формировании личности — преподаватель может выделить не больше 3 академических часов. Выход заключается в совершенствовании методов преподавания, активизации самостоятельной работы студентов, повышении эффективности использования времени, отведенного на педагогическую практику.

В Черниговском педагогическом институте им. Т. Г. Шевченко в этом отношении имеется уже положительный опыт. Он включает, прежде всего, использование межпредметных связей психологии с возрастной физиологией, педагогикой, общественными дисциплинами. В соответствии с этим были внесены некоторые изменения в учебный план. Например, курс возрастной физиологии, в котором немало времени отведено на изучение основных этапов и общих закономерностей развития детей и подростков, наследственности, физиологии нервной системы, строения и функций высшей нервной деятельности, физиологии анализаторов, теперь изучается раньше курса общей психологии, что способствует более глубокому пониманию психологических процессов и их материальной основы.

Постоянная связь с физиологами, совместное обсуждение общих вопросов содержания и методов преподавания способствует координации общих усилий, рациональному использованию каждого академического часа. Такие темы, как мозг и психика, рефлекторная природа психики, развитие психики, ощущение и восприятие, темперамент, психологи излагают на более высоком теоретическом уровне, экономя при этом немало времени. На занятиях по курсу общей психологии они стремятся расширять и углублять знания студентов по возрастной физиологии, практикуя систему контрольных работ, включающих основные вопросы физиологии ВНД, сенсорных систем и др.

В таком же плане осуществляется взаимосвязь с педагогическими дисциплинами. Разделы — введение в специальность, педагогика школы, методика воспитательной работы — содержат особенно много общих для психологии и педагогики вопросов: соотношение обучения и развития, психолого-педагогические теории и концепции, методы психолого-педагогических исследований, методы обучения и воспитания, проблемы развития ученического коллектива, особенности возрастных периодов развития, индивидуальные особенности учащихся, личность учителя и др. Координация в планировании содержания психолого-педагогических дисциплин дает возможность избежать непредвиденного дублирования одних и тех же вопросов в смежных курсах, противоречивой их трактовки разными преподавателями и, кроме того, экономить время.

Особое значение в профессиональной подготовке будущих учителей имеет тесная связь кафедры психологии со школой, активное участие ее преподавателей в школьной учебно-воспитательной работе. Многолетний

 

92

 

опыт убеждает нас в том, что постоянная работа психолога в школе, проведение экспериментальных исследований в ней, чтение лекций для учителей, родителей, учащихся, проведение консультаций с ними позволяет своевременно ощущать пульс школьной жизни, рождение новых педагогических начинаний, возникновение трудностей и проблем обучения и воспитания, а это в свою очередь обогащает его знания, делает их действенными, способствует повышению методического уровня преподавания, формированию у студентов устойчивого интереса к их будущей деятельности.

Изучать сегодня психологию без современных технических средств, хорошо оборудованных психологических лабораторий, наглядных пособий невозможно. Опыт убедительно показывает, какую огромную помощь в усвоении психологических знаний студентами, в развитии устойчивого интереса к психологии может оказать комплексное применение современных технических достижений. Особенно следует выделить технику и методику использования видеомагнитофона, видеомагнитофонных записей, графопроектора, обучающих и контролирующих устройств и машин. С помощью видеомагнитофонной камеры можно сделать видеозаписи типичных ситуаций учебно-воспитательного процесса, отдельных фрагментов из кинолент, схем, наглядных пособий для использования на лекциях или лабораторных занятиях.

Советское телевидение, особенно четвертая программа, немалое внимание уделяет проблемам психологической науки. В телестудиях хранятся соответствующие видеозаписи. С помощью видеомагнитофона эти записи можно переснять и использовать при изучении психологии.

Очень нужным и полезным в учебном процессе оказался графопроектор — аппарат довольно простой в обращении и применении. С его помощью можно вести занятия аудиовизуальным способом. Наш опыт применения новинок показывает их большие преимущества перед традиционным чтением лекций и проведением лабораторных занятий. Аудиовизуальное восприятие содержания учебного материала, логически построенного, с применением эстетически оформленных схем, рисунков, опорных сигналов на экране графопроектора или телевизора содействует активизации внимания и мышления, лучшему усвоению и запоминанию студентами психологических знаний. Кроме того, запись лекции, подготовленной для графопроектора, можно воспроизводить в любое свободное для студентов время и тем самым активизировать их самостоятельную работу. Единственная трудность здесь заключается в дидактической подготовке, оформлении и написании текста лекции. Самым эффективным является не машинописный текст, а рукописный, с использованием разноцветных фломастеров, облегчающих усвоение главного. Большая световая мощность графопроектора обеспечивает видимость изображения на экране большого размера при любом дневном или искусственном освещении и не требует затемнения аудитории, не вызывает утомления глаз.

Особое значение в усвоении и закреплении учебного материала при дефиците отведенного времени имеет систематический контроль и самоконтроль. Ведь в психологии, как и в математике, не усвоив основательно одной темы, трудно ориентироваться в следующей. В практике нашей работы уже несколько лет используются и систематически применяются обучающие и контролирующие машины, а также и безмашинный контроль знаний студентов. Формализованные знания — определения законов, закономерностей, основных понятий, правил — легко запрограммировать и передать обучающим машинам, которые могут зафиксировать уровень знаний студентов по каждой теме и оценить их. За 8—10 мин работы можно получить полнейшую информацию об уровне усвоения значительной части формализованных знаний, выявить типичные недостатки, пробелы и ошибки у группы студентов.

Кроме того, каждый студент может в любое свободное время самостоятельно проверить прочность усвоения им учебного материала с помощью запрограммированных машин или безмашинного способа, посещая психологическую лабораторию.

Особое значение в развитии интереса к психологии имеет хорошо оборудованная

 

94

 

психологическая лаборатория и надлежащим образом организованная в ней учебная и исследовательская работа со студентами. Психологическая лаборатория привлекает студентов, они не могут остаться безразличными к самостоятельному исследованию особенностей своей памяти, внимания, восприятия, воображения, скорости реакции, ориентации, мышления, темперамента и т. п.

В нашей лаборатории имеются аттенциометры, адаптометры, хронорефлексометры, аудиометры, приборы для выработки навыков и измерения скорости реакции, энцефалограф, обучающие и контролирующие машины и другое современное оборудование, позволяющее проводить учебный процесс, а также исследования на уровне современных требований.

Но дело заключается в том, что приобрести такие приборы очень сложно. Они, как правило, серийно не выпускаются, поэтому заменить вышедшие из строя нелегко. Возникла настоятельная необходимость централизованного выпуска оборудования для психологических лабораторий при пединститутах и университетах, которые могли бы стать центрами психодиагностики, профессиональной консультации и ориентации молодежи.

С большим интересом студенты просматривают научно-популярные и учебные кинофильмы, посвященные психологическим проблемам. У нас на кафедре имеются собственные киноленты: «Думают ли животные», «Язык животных», «Шаг за шагом», «У порога сознания», «Я и другие», «Трудный возраст» и другие, которые систематически используются в учебном процессе. Однако таких фильмов все же мало.

Кафедрами психологии накоплен уже значительный опыт усовершенствования психологической подготовки учителей, но он пока слабо освещается в нашей педагогической прессе.

Наряду с совершенствованием пропаганды передового опыта, интенсификацией процесса обучения психологии надо решать проблему его экстенсификации. В порядке эксперимента в ряде пединститутов на факультетах с пятилетним сроком обучения есть возможность увеличить время на изучение фундаментальных курсов психологии за счет спецкурсов и спецсеминаров по психолого-педагогическим и другим дисциплинам, а также за счет устранения параллелизма и дублирующих тем в психолого-педагогическом цикле.

Изучение фундаментальных курсов надо организовать так, чтобы на общую психологию, возрастную и педагогическую, социальную психологию было выделено время из расчета 3 ч в неделю на протяжении 3, 4, 5, 6-го семестров; на курс общей психологии — 96 ч в 3-м и 4-м семестрах с зачетом и экзаменом; на возрастную и педагогическую психологию — 56 ч в 5-м семестре с экзаменом; на социальную психологию— 56 ч в 6-м семестре с экзаменом. Соотношение лекционных и практических курсов должно составлять 1:1.

Преимущество фундаментальных курсов перед факультативными очевидно. Спецкурсы дают разрозненные знания, часто их содержание определяется наличием специалистов по той или иной проблеме (образ учителя в русской и советской литературе; актуальные проблемы психологии и педагогики), они дублируют основные курсы психологии и педагогики (методика воспитательной работы; методика работы классного руководителя; трудовое воспитание и политехническое обучение в истории советской педагогики и школы), во многом повторяют друг друга (методика формирования классного коллектива; методика работы классно го руководителя).

Учебным планом Черниговского пединститута предусмотрено выделение 35 % времени (от всего числа часов, предназначенных на все спецкурсы и спецсеминары) только на психолого-педагогические дисциплины. И если их рационально и целесообразно распределить, то это могло бы значительно улучшить фундаментальную психологическую подготовку учителей, так необходимую для повышения их квалификации и педагогического мастерства.

 

Поступила в редакцию 21.IX.1981 г.