Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

167

 

НАШИ ЮБИЛЯРЫ

 

К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Г. Д. ПИРЬОВА

 

24 ноября 1981 г. исполнилось 80 лет со дня рождения одного из ведущих болгарских психологов, профессора Софийского университета им. Климента Охридского, члена-корреспондента Болгарской академии наук, заместителя председателя Общества болгарских психологов и заместителя главного редактора болгарского журила «Психология» Генчо Дмитриева Пирьова.

Его деятельность в области педагогики и психологии началась свыше 55 лет назад. По окончании педагогического училища в родном городе Казанлык Г. Д. Пирьов работал учителем сельской школы, а затем после окончания педагогического отделения Софийского университета в 1925 г. и специализации по психологии и педагогике в Колумбийском университете (1926—1928) — учителем средней школы, инспектором и заведующим отделом Министерства просвещения. С 1938 г. он работает в Софийском университете, вначале ассистентом кафедры педагогики, а затем доцентом, профессором (с 1947 г.), заведующим кафедрой педагогики, директором Института педагогики Софийского университета (1948), первым заведующим кафедрой психологии с момента ее создания в 1964 г., заместителем декана философско-исторического факультета Софийского университета.

Научное творчество Г. Д. Пирьова исключительно богато. Им написано свыше 250 научных трудов, многие из которых переведены на русский, польский, словацкий, венгерский, немецкий, английский, французский, итальянский языки.

Ранние работы Г. Д. Пирьова относятся к области педагогики. В них впервые в Болгарии ставятся вопросы высшего образования в стране. Но самая значительная часть публикаций — это его труды по педагогической психологии. Он является автором учебника «Педагогическая психология» (1-е изд. — 1948 г., 6-е—1975 г.). Г. Д. Пирьов разрабатывает проблемы учения и обучения. Значителен его вклад в детскую и возрастную психологию и в дефектологию. Его «Детская психология» выдержала пять изданий. Созданный им университетский курс «Экспериментальная психология» (1968) содержит оригинальную классификацию методов психологического исследования.

Наряду с углубленным критическим и конструктивным рассмотрением проблем каждая опубликованная работа Г. Д. Пирьова содержит серьезную попытку связать теорию с практикой.

Г. Д. Пирьов — хороший организатор и руководитель. До 1970 г. он заведовал сектором детской и педагогической психологии Педагогического института Болгарской академии наук.

Проф. Г. Д. Пирьов выступал с докладами на многих международных конгрессах, симпозиумах, совещаниях. Он читал лекции по детской и экспериментальной психологии в университетах в Ленинграде, Москве, Генте, Оксфорде. Настоящие дружеские и крепкие узы связывают его с советскими психологами.

Г. Д. Пирьов входит в редколлегии интернациональных психологических и педагогических журналов, является членом международных психологических и педагогических ассоциаций.

Можно с основанием утверждать, что с именем проф. Г. Д. Пирьова связан новый этап развития болгарской психологии и прежде всего педагогической психологии.

За большие заслуги в развитии болгарской науки, в подготовке научных и педагогических кадров, в совершенствовании системы народного образования и коммунистического воспитания в стране Г. Д. Пирьов награжден орденами Кирилла и Мефодия I и II степени и Красного Знамени Труда. Ему присуждено также почетное звание «Заслуженный деятель науки».

Многочисленные коллеги, друзья и ученики Генчо Дмитриева Пирьова сердечно поздравляют его со славным юбилеем и желают ему еще много лет продолжать работу на благо психологической науки.

 

К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К. М. ГУРЕВИЧА

 

Исполнилось 75 лет со дня рождения и 55 лет научно-педагогической деятельности доктора психологических наук, профессора Константина Марковича Гуревича.

К. М. Гуревич родился в 1906 г. в Самаре (ныне Куйбышев). В 1931 г. окончил психотехническое отделение Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена, а в 1940 г. — аспирантуру Московского государственного института психологии, успешно защитив кандидат скую диссертацию по проблеме воли.

В лаборатории, возглавлявшейся Б. М. Тепловым, К. М. Гуревич занялся проблемой психофизиологических различий. Стремясь связать эту проблему с практикой социалистического строительства, он обратился к исследованию профессиональной пригодности с позиций учения о свойствах нервной системы. С 1957 г. появляются его публикации по этой теме. За монографию «Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы» (1970) он был удостоен первой премии АНН СССР. За эту же работу ему была присуждена ученая степень доктора психологических наук (1971). Книгу отличает широкий комплексный подход: анализ социальных факторов (историческое

 

168

 

развитие профессиональных требований, престижность профессий, социальный смысл тестирования и др.) сочетается с исследованием факторов, определяющих удовлетворенность человека своим трудом и в то же время доказывается необходимость учета психофизиологических особенностей человека. Изложенные в этой книге идеи развиты в более поздних работах Константина Марковича и его сотрудников (сборники «Психофизиологические вопросы становления профессионала», 1974 и 1976 гг.).

В последние годы значительное внимание К. М. Гуревич уделяет проблеме психодиагностики. Он по-новому рассматривает некоторые методологические проблемы психодиагностики: анализ категорий надежности методик, их прогностической ценности, валидности и т. д. Под его редакцией вышла коллективная монография «Психодиагностика» (1981), где дается критический анализ состояния этой проблемы в нашей стране и за рубежом, а еще раньше — сборники «Психологическая диагностика, ее проблемы и методы» (под ред. К. М. Гуревича и В. И. Лубовского. — М., 1975) и «Проблемы психологической диагностики» (под ред. К. М. Гуревича и Ю. Л. Сыэрда. — Таллин, 1977). К. М. Гуревич постоянно работает над тем, чтобы лучшие достижения зарубежной психологии стали известны широкому кругу советских психологов. В его лаборатории подготовлен к печати перевод книги А. Анастази «Психологическое тестирование».

Широкая эрудиция, энциклопедичность, большой талант организатора науки, личное обаяние поставили его во главе коллектива ученых нашей страны и ряда социалистических стран (ЧССР, ГДР), прокладывающих новые пути в области психодиагностики.

Советская психологическая общественность горячо поздравляет Константина Марковича Гуревича, желает ему здоровья и новых творческих успехов.

 

К 70-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ А. Н. СОКОЛОВА

 

Ученый совет Института общей и педагогической психологии АПН СССР тепло поздравил с 70-летием Александра Николаевича Соколова — крупнейшего ученого в области психологии мышления и речи, работающего в этом институте почти 45 лет.

А. Н. Соколов родился 10 октября 1911 г., окончил биологический факультет Калининского пединститута и аспирантуру Института психологии. В 1937 г. он защитил кандидатскую диссертацию «Роль осознания движения при выработке двигательных навыков», выполненную под руководством Б. М. Теплова, и стал старшим научным сотрудником лаборатории психологии мышления и речи, с которой связана вся его научная биография. С 1939 г. лабораторией руководил П. П. Блонский, с 1941 г. — Б. М. Теплов, а с 1943 г. — С. Л. Рубинштейн, который был одновременно директором института и развернул широкий фронт работ по проблемам мышления и сознания. За годы работы в лаборатории сформировались широкие научные интересы Александра Николаевича в исследовании высших уровней психики, опирающихся на речемыслительную деятельность. Когда институт возглавил А. А. Смирнов, лабораторию укрупнили, она стала называться лабораторией общих проблем психологии, однако главным предметом ее исследований оставалась проблема взаимоотношения и развития мышления и речи. А. Н. Соколов заведовал этой лабораторией с 1945 по 1952 г. и с 1971 г., когда лаборатория получила свое прежнее название — «лаборатория психологии мышления и речи», по настоящее время. Теперь к ней относится и группа сотрудников А. А. Смирнова, разрабатывающая проблему памяти.

Широко известны и поныне актуальны работы А. Н. Соколова: «Внутренняя речь и понимание» (1941), «Психологический анализ понимания иностранного текста» (1947), «Процессы мышления при решении физических задач» (1954), «Графическое сопоставление предполагаемого и фактического решения задач» (1961). Но основной научный интерес, Александра Николаевича лежал в области исследования глубинных механизмов мышления. Им разработан метод записи электромиографических потенциалов при внутренней речи, с помощью которого исследованы речевые механизмы мыслительной деятельности и внутренняя нейродинамика речедвигательных и наглядно-образных механизмов мышления при разных проявлениях интеллектуальной активности. В 1967 г. А. Н. Соколов защитил докторскую диссертацию «Внутренняя речь и мышление». Его монография под аналогичным названием удостоена премии им. Ушинского и неоднократно переиздавалась в Париже, Нью-Йорке, Лондоне.

А. Н. Соколов в течение ряда лет вел одновременно с научной интенсивную преподавательскую работу на кафедре педагогики и психологии Московского городского пединститута, отделении психологии философского факультета МГУ. Он член специализированных ученых советов по защите кандидатских и докторских диссертаций в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР и на факультете психологии МГУ. Много сил отдает А. Н. Соколов подготовке молодых кадров. Широчайшая эрудиция, скромность, доброжелательность, тактичность, требовательность и принципиальность снискали ему уважение и авторитет в среде психологов.

Доктор психологических наук, профессор А. Н. Соколов трудится в авангарде советской психологической науки. Пожелаем ему здоровья, неиссякаемой бодрости, выполнения больших творческих замыслов!

 

169

 

К 70-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С. Ф. ЖУЙКОВА

 

Доктор психологических наук С. Ф. Жуйков родился 3 октября 1911 г. После окончания войны поступил в аспирантуру Института общей и педагогической психологии АПН СССР. С 1948 г. работает в институте: сначала в должности младшего научного сотрудника, а с 1952 г. — старшего научного сотрудника лаборатории учения и умственного развития; в течение двух лет выполнял обязанности ученого секретаря института.

Все это время Сергей Федорович ведет исследования в области педагогической психологии, систематически и углубленно разрабатывая одну из ее существенных проблем — усвоение родного, русского языка младшими школьниками. Им опубликовано более 40 работ, в том числе три монографии: «Психология усвоения грамматики в начальных классах» (1964), «Формирование орфографических действий (у младших школьников)» (1965) и «Психологические основы повышения эффектности обучения младших школьников родному языку» (1979). В его работах представлены данные экспериментов, проведенных им самим и его аспирантами по измененным программам и методам обучения. В основе этих экспериментов лежит разработанная автором концепция развивающего обучения, ведущей идеей которой «шляется оптимизация условий умственного развития учащихся и усвоения ими изучаемого предмета.

В соответствии с этой конвенцией под руководством С. Ф. Жуйкова подготовлены три экспериментальных учебника по русскому языку (для I, II и III классов), которые получили высокую отметку учителей.

С. Ф. Жуйков избирался депутатом Совета народных депутатов Фрунзенского района Москвы. Он член КПСС с 1943 г., имеет ряд медалей военного и мирного времени.

Широта охвата проблемы, фундаментальность разрабатываемых проблем, плодотворность и высокая требовательность к себе снискали глубокое уважение товарищей по работе. С. Ф. Жуйков — обаятельный человек, сотрудничество с которым обогащает и доставляет радость всем, кто с ним общается.

Коллектив института от всей души желает Сергею Федоровичу хорошего здоровья, счастья и новых творческих успехов в его плодотворной деятельности.

 

К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Е. С. КУЗЬМИНА

 

В октябре 1981 г. исполнилось 60 лет со дня рождения видного советского психолога, доктора психологических наук, профессора Евгения Сергеевича Кузьмина.

С 1944 г. вся его жизнь связана с Ленинградским университетом. В 1949 г. Е. С. Кузьмин окончил отделение психологии философского факультета и был рекомендован для поступления в аспирантуру. В 1952 г. он успешно защитил кандидатскую диссертацию, посвященную вопросам формирования сознания. С 1952 по 1968 г. Е. С. Кузьмин работал на кафедре общей психологии сначала в качестве старшего преподавателя, затем доцента. Именно в те годы у него зародился глубокий интерес к социальной психологии.

Е. С. Кузьмин одним из первых стал заниматься разработкой социально-психологических проблем в нашей стране. В 1962 г. в Ленинградском университете он организовал и возглавил первую е нашей стране лабораторию социальной психологии. Своей активной научной и педагогической деятельностью он в значительной мере способствовал созданию в 1968 г. первой в СССР кафедры социальной психологии. К этому времени Е. С. Кузьмин был уже признанным авторитетом в области социальной психологии, автором Докторской диссертации «Основы социальной психологии» (1967).

Перу Е. С. Кузьмина принадлежат более 140 научных работ, в которых рассматриваются вопросы общей теории и методологии марксистской социальной психологии, методов изучения групп, коллективов, личности, применения социальнопсихологических знаний в области социального планирования и управления, повышения эффективности массовой информации. Широко известны методические рекомендации по социальному планированию коллектива, предприятия, отрасли промышленности, города, в разработке которых принимал активное участие Е. С. Кузьмин. За эти работы ему была присуждена Почетная грамота ВЦСПС и серебряная медаль ВДНХ СССР. Вышедшие под редакцией Е. С. Кузьмина коллективные монографии «Методы социальной      психологии» (1977) и «Социальная психология» (1979) стали на стольными книгами для многих социальных психологов. Работы Е. С. Кузьмина получили широкую известность и признание не только в Советском Союзе, но и за его пределами.

Е. С. Кузьмин по праву считается также создателем ленинградской школы социальной психологии. Им подготовлено 40 кандидатов и два доктора наук. Е. С. Кузьмин является руководителем специализации по социальной психологии в Ленинградском университете. Участник Великой Отечественной войны, член КПСС с 1945 г., орденоносец Е. С. Кузьмин на протяжении всей своей жизни ведет большую общественную работу. Коммунисты неоднократно избирали его в партбюро факультета и партком университета. Активное участие принимает Е. С. Кузьмин и в работе Центрального совета Общества психологов СССР.

Бессменный руководитель кафедры социальной психологии с первых дней ее основания, Е. С. Кузьмин находится сейчас в расцвете своих творческих сил. Коллеги

 

170

 

и ученики Евгения Сергеевича Кузьмина сердечно поздравляют его с шестидесятилетием и желают ему многих лет жизни, здоровья и дальнейших творческих успехов.

 

К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Л. И. УМАНСКОГО

 

29 октября 1981 г. исполнилось 60 лет доктору психологических наук, профессору, заведующему кафедрой психологии Костромского государственного пединститута Льву Ильичу Уманскому.

В психологическую науку Л. И. Уманский пришел в начале 50-х гг., имея за плечами богатый жизненный опыт. В 1955 г. он успешно защитил кандидатскую диссертацию «Опыт исследования индивидуально-типологических особенностей детей». В дальнейшем круг его научных интересов сосредоточился на проблемах психологии организаторской деятельности и организаторских способностей, результаты исследования которых обобщены в докторской диссертации «Психология организаторских способностей» (1969). Много сил и творческой энергий Л. И. Уманский отдает изучению социально-психологических проблем первичных коллективов. Он известен как автор параметрической концепции коллектива.

Многолетняя творческая деятельность Л. И. Уманского отражена в его многочисленных публикациях, число которых превышает 150. Из 7 его книг наибольшей известностью пользуются «Организаторские способности и их развитие» (1967), «Психология и педагогика работы комсорга» (написана совместно с А. Н. Лутошкиным и вышла двумя изданиями в 1972 и 1975 гг.), «Психология организаторской деятельности школьников» (1980).

Под руководством Л. И. Уманского подготовлено и защищено 20 кандидатских диссертаций. Он является редактором 13 сборников научных трудов, в которых отражены результаты исследований его сотрудников и учеников.

Примечательной особенностью научной деятельности Л. И. Уманского и его учеников является постоянная нацеленность на внедрение полученных результатов в практику коммунистического воспитания, в работу комсомольских и пионерских организаций. Эта деятельность было отмечена в 1979 г. присуждением Л. И. Уманскому премии Ленинского комсомола.

Советская психологическая общественность горячо поздравляет Льва Ильича Уманского со знаменательной датой и желает ему доброго здоровья, бодрости и новых творческих успехов.

 

Редколлегия и сотрудники редакции журнала «Вопросы психологии» поздравляют юбиляров, желают им доброго здоровья и долгих лет плодотворной творческой работы на благо советской науки.