Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

150

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

СОВЕЩАНИЕ ПСИХОЛОГОВ ПРИДУНАЙСКИХ СТРАН

 

В. М. РУСАЛОВ

Москва

 

С 24 сентября по 1 октября 1981 г. в Ростове-Великом (Ярославская область) проходила 5-я встреча психологов Придунайских стран. Эти встречи, начатые в 1967 г., проходят регулярно каждые три года в одной из стран бассейна реки Дуная. Задуманные вначале как совещания регионального характера, они постепенно сделались конференциями европейского масштаба.

В 5-й встрече приняли участие 80 ученых, представляющих психологическую науку из 13 стран. Наряду с психологами из собственно Придунайских стран — Чехословакии, Болгарии, Венгрии, Советского Союза, ФРГ и Австрии — в работе принимали участие также приглашенные ученые из ГДР, ПНР, Бельгии, Западного Берлина, Финляндии, Швеции и США.

Научная программа встречи включала проведение 8 симпозиумов, 2 вечерних лекций и заседания «круглого стола».

Выступавшие на симпозиуме № 1 — «Системный подход в психологических исследованиях» рассматривали различные аспекты этого методологического подхода. Б. Ф. Ломов (СССР) в докладе «Теория, эксперимент и практика» подчеркнул необходимость конкретизации понятийного аппарата системного подхода в соответствии со спецификой объекта психологии и показал практическую значимость разработки собственно системного инструментария, природного для исследования психики как системы.

В. Д. Шадриков (СССР) проанализировал проблему способностей с позиций принципа системности и показал возможность рассмотрения способностей как системного качества физиологических процессов, организованных в деятельности в функциональные системы.

В выступлениях Т. Н. Ушаковой (СССР) и Г. Ц. Агаяна (СССР) были подняты вопросы соотношения системного и комплексного подходов в психофизиологических исследованиях, сущности и возможностей теории функциональных систем П. К. Анохина, понимания системообразующего фактора в организации целенаправленного поведения. В докладе Б. А. Душкова (СССР) было показано, что проникновение идей системности в психологию приводит к оживлению внутринаучной теоретико-методологической рефлексии. Значение использования принципа системности для психологии, в особенности при анализе динамических аспектов психического, на примере функционально-генетического анализа мышления было раскрыто Д. Н. Завалишиной (СССР).

Выступившие в дискуссии Д. Ковач (ЧССР), Б. Д. Парыгин (СССР), Ф. Клике (ГДР), Ф. Генов (НРБ), Й. Лингарт (ЧССР), А. В. Брушлинский (СССР) подчеркнули важность подхода к психике как к целостной системе, необходимость соотнесения между собой системных описаний разного уровня, относящихся к одному и тому же объекту, и исследования прогностических возможностей этих описаний относительно друг друга.

Проблемы экспериментальной психологии были рассмотрены на симпозиуме № 2. Основной доклад был сделан Д. Ковачом (ЧССР), который подверг критическому анализу экспериментальные парадигмы, использовавшиеся на различных исторических этапах развития экспериментальной психологии как науки, и предложил собственную психорегулятивную парадигму.

X. Зюдов (ГДР) показал существование тесной взаимосвязи между уровнем семантического знания и особенностями кратковременной памяти у детей дошкольного возраста.

X. Ландер (ГДР) сделал попытку раскрыть механизмы влияния категориальной упорядоченной структуры памяти на уровень и особенности воспроизведения. Временная структура отображения геометрически трансформированного наглядного материала была проанализирована в докладе К. Шмидта (ГДР).

После докладов развернулась обстоятельная дискуссия. Выступившие И. Г. Скотникова (Москва), Я. Стреляу (ПНР), В. Заррис (ФРГ), В. Д. Шадриков (СССР), Г. Менерт (ФРГ), Ч. А. Измайлов (СССР), X. Цаан (Зап. Берлин), Б. М. Величковский (СССР), Ф. Кликс (ГДР), Э. Н. Джафаров (СССР), X. Хубер (Австрия) подчеркнули необходимость разработки новых подходов к оценке результатов, получаемых с помощью экспериментального метода в психологии. Были показаны ограничения современных статистических, в особенности корреляционных, процедур в оценке психологических явлений.

Современные проблемы когнитивной психологии были рассмотрены на симпозиуме № 3 «Познавательные процессы». Часть докладов была посвящена общим вопросам когнитивной психологии, другая — исследованиям

 

151

 

такого важного когнитивного процесса, как память.

В докладе И. Лингарта (ЧССР) была поднята проблема общего когнитивного развития и познания. А. В. Брушлинский (СССР) рассмотрел разные способы включения силлогизмов в живой процесс мышления в зависимости от уровня расхождения (или несовпадения) между открытием существенно нового и его логическим обоснованием. Показано, что с формально-логической точки зрения все эти силлогизмы в принципе одинаковы, но различаются психологически, поскольку формируются на разных этапах живого мыслительного процесса и выполняют соответственно разные функции.

Новый подход к проблеме и теориям самоконтроля в познавательных процессах был предложен Э. Перлвицом (Зап. Берлин). Он состоит в необходимости включения эмоциональных компонентов в традиционные теории самоконтроля, развитые в русле когнитивного бихевиоризма. X. Цаан (Зап. Берлин) представил результаты анализа поведения человека как субъекта, который принципиально не способен генерировать случайные последовательности, но всегда организует элементы среды в некоторую упорядоченную систему.

Проблемы памяти были представлены в четырех докладах. С. П. Бочарова (СССР) проанализировала человека-оператора с позиций системного подхода как интегративную функциональную структуру его деятельности. На основе экспериментальных результатов Дж. Д'Идевайл (Бельгия) продемонстрировал зависимость эффективности свободного воспроизведения вербального материала и независимость узнавания того же материала от характера тестовых ожиданий субъекта. Л. Пожар (ЧССР) показал, что память человека имеет компенсаторную функцию при сенсорной депривации: у слепых память значительно лучше, чем у зрячих. Теоретико-экспериментальному анализу функциональной структуры зрительной памяти было посвящено выступление Б. М. Величковского.

Проблемы психофизиологии обсуждались на симпозиуме № 4. Были заслушаны две группы докладов: по общей психофизиологии и дифференциальной психофизиологии.

В докладе М. Н. Ливанова (СССР) «Электроэнцефалограмма и мышление» были представлены новые данные о динамике уровня пространственно-временной синхронизации ЭЭГ между 48 пунктами коры мозга человека при решении арифметических задач, поиске ассоциаций, в процессе обобщения понятий.

Раскрытию связи между интенсивностью тактильных раздражений, особенностями вызванной импульсации в одиночном нервном волокне, корковыми вызванными потенциалами и величиной ощущения интенсивности был посвящен доклад Т. Ярвилехто, К. Сойнинен и X. Хамалайнен (Финляндия). Д. Кармош (Венгрия) детально проанализировал вызванные потенциалы в различных слоях коры головного мозга кошки при выработке условного рефлекса. В докладе двух других венгерских психофизиологов — М. Мартон и Дж. Сиртош –– была показана связь между лямбда-потенциалами, вызванными зрительными скачками, и особенностями маскировки воспринимаемых сигналов.

Сообщение А. Н. Лебедева, Н. А. Ламзиной, И. В. Москаленко, А. В. Пасынковой, Б. Г. Бовина (СССР) было посвящено доказательству зависимости объема запоминания от субъективного алфавита сигналов. Авторы предложили математическую модель, которая позволяет предсказывать объем запоминания разных смесей и комбинаций символов, исходя из объема запоминания каждого ингредиента. В докладе А. В. Пасынковой, Ю. А. Шпатент, О. И. Артеменко (СССР) была продемонстрирована зависимость объема кратковременной памяти от среднего значения периода альфа-ритма.

Доклад И. Ю. Мышкина, А. Н. Лебедева, Г. В. Котковой, Д. Ш. Череповцовой, В. П. Ельчанинова (СССР) содержал экспериментальное доказательство гипотезы о косинусоидальном преобразовании воспринимаемых сигналов.

Доклады дифференциальных психофизиологов были посвящены анализу нейрофизиологических предпосылок различных уровней и аспектов индивидуально-психологических различий.

Э. А. Голубева (СССР) рассказала о природных предпосылках мнестических и интеллектуальных способностей. Было показано существование различного характера взаимосвязей между индивидуально-устойчивыми особенностями биотоков мозга и функциями запечатления и перекодирования информации в памяти, а также соотношением в ней произвольного и непроизвольного.

Выступление Я. Стреляу (ПНР) было посвящено анализу темперамента как одному из регуляторов поведения человека.

В. М. Русалов (СССР) предложил новый подход к изучению свойств нервной системы, направленный на идентификацию интегральных характеристик биоэлектрической активности мозга. В докладе Н. Н. Даниловой (СССР) было показано, что появление позитивного сдвига в усредненном вызванном потенциале в условиях, требующих опознания эталона, может рассматриваться как показатель активности процессов, направленных на удержание эталона в памяти. Р. Зинц (ГДР) рассмотрел проблему психофизиологического измерения компенсаций напряжения в задачах слежения. Показано, что побочные задачи, близкие по структуре к основной, являются более благоприятными для снятия напряжения.

На симпозиуме № 5 обсуждались проблемы психологии общения. Ретроспективная и перспективная оценки разных подходов к исследованию общения были даны в докладах А. А. Бодалева (СССР) и Б. Д. Парыгина (СССР). Особенности психических процессов в условиях общения рассмотрены

 

152

 

в выступлениях Дж. Д' Идевайла (Бельгия), Н. Н. Обозова (СССР), В. А. Кольцовой (СССР), О. Халмиовой (ЧССР), В. Н. Носуленко (СССР), Л. Мартин (США). Роль личностных факторов в общении была показана в докладах А. Смейкала (ЧССР) и Ф. Патаки (ВНР). Вербальные факторы общения были рассмотрены в выступлениях А. В. Беляевой (СССР), A.Н. Харитонова (СССР), Ю. Осман-Шаги (ВНР). На основе материалов, обсужденных на этом симпозиуме, было решено подготовить к изданию тематический сборник, посвященный разным аспектам проблемы общения.

Проблемы психофизики были рассмотрены на симпозиуме № 6.

X. Гайсслер (ГДР) сообщил об основных направлениях и достижениях в современной психофизике. Темой доклада В. Зарриса (ФРГ) было перцептивно-когнитивное научение и проблемы шкалирования в психофизике. Ю. М. Забродин (СССР) проанализировал роль процессов принятия решения в сенсорных задачах. Э. Н. Джафаров рассказал о своих моделях зрительного обнаружения движения. Нейрофизиологические механизмы ошибок восприятия были рассмотрены Л. В. Матвеевой (СССР). Возможность использования психофизических методов в других областях науки была убедительно показана в докладе П. Петцольда (ГДР).

Сообщение И. Г. Скотниковой было посвящено обобщению многолетних экспериментальных исследований метода средней ошибки. Ч. А. Измайлов посвятил свой доклад анализу нарушения цветового зрения е помощью методов многомерного шкалирования.

Большое внимание участников встречи привлекала работа симпозиума № 7 «Социальная психология».

Ф. Патаки (ВНР) рассмотрел вопросы социально-психологического исследования социальной идентичности. В докладе проводилась мысль о полезности концепции социальной идентичности для разработки проблемы опосредования социального влияния на уровне личности.

Е. В. Шорохова (СССР) обратила особое внимание на социально-психологические проблемы формирования человека нового общества. Ф. Генов (БНР) говорил о необходимости создания таких условий для развития личности, при которых она формировалась бы в соответствии с запросами и требованиями социалистического общества. B.Г. Асеев (СССР) попытался раскрыть динамику детерминации воспитательного процесса и показать особенности двух тактических линий воспитания: содержательного и динамического типов.

М. Кодым (ЧССР) рассказал о соотношении способностей и таланта и факторах их формирования. В докладе А. В. Филиппова (СССР) были сформулированы некоторые теоретические положения психологии управления как самостоятельной дисциплины. В докладе А. Л. Журавлева (СССР) были поставлены вопросы личностного и группового опосредования управленческих отношений в коллективе, изложены результаты конкретных исследований по стилю руководства, личности руководителя и их влияния на социально-психологические явления в коллективе.

В. В. Новиков (СССР) остановился на роли психологической теории и психологов-практиков в реализации задач социального управления коллективом. А. С. Чернышев (СССР) поделился опытом многолетнего исследования свойств коллектива, обратив особое внимание на условия его устойчивости.

С докладом «О социально-психологическом климате коллектива» выступил Б. Д. Парыгин (СССР). Л. Десев (НРБ) рассмотрел различия в понятиях «психологический климат», «психологическая атмосфера», в сложном их взаимовлиянии и взаимодействии.

В докладе С. К. Рощина (СССР) было показано становление новой психологической дисциплины — политической психологии. Вопросы группового принятия решения в условиях неопределенности были рассмотрены в докладе З. Ковача (ВНР). Проблемы психологии торговли были затронуты в выступлении Б. Десевой (НРБ).

Выступившие в дискуссии Ф. Генов (НРБ), В. Г. Асеев (СССР), Б. А. Душков (СССР), Ф. Патаки (ВНР), Б. Д. Парыгин (СССР) отмечали общность путей развития социальной психологии в социалистических странах, необходимость уточнения некоторых понятий, развития ряда новых направлений, например этнической психологии.

По сложившейся традиции доклады, которые не вписываются достаточно органично в тематику основных симпозиумов, были вынесены на симпозиум № 8, который назывался «Varia» (разное).

Г. Линерт (ФРГ) посвятил свой доклад непараметрическому анализу многомерных матриц смешения. Вопросы психологической подготовки индустриальных работников были рассмотрены в выступлении Б. Матярна (ГДР). Э. Шнитцерова (ЧССР) затронула проблему исследования личностных особенностей членов рабочих коллективов в зависимости от уровня их сформированности. Д. Магнуссон (Швеция) посвятил свое сообщение анализу факторов, порождающих тревожность в современных жизненных ситуациях. X. Хубер (Австрия) доложил об исследованиях личностных особенностей больных, страдающих продолжительными головными болями, и о методах их предупреждения, основанных на использовании биологической обратной связи.

Помимо восьми симпозиумов научная программа встречи включала две вечерних лекции и заседания «круглого стола».

Первую вечернюю лекцию прочел президент международного союза психологических наук Ф. Кликс (ГДР). Его лекция называлась «Микроаналитический подход к исследованию интеллекта человека». Были рассмотрены когнитивные состояния и процессы с точки зрения информационного анализа. Даны

 

153

 

определения когнитивных компонентов и уровней их структур.

Д. Ковач (ЧССР) прочитал лекцию на тему «Взаимодействие в парных системах человека». Он подчеркнул важность взаимодействия внутри парных систем, которое приводит к интеграции компонентов и тем самым к формированию новых функций. Подробно были освещены три аспекта проблемы: оптимальный уровень доминирования, оптимальная совместимость и оптимальная структура парных систем. Были также продемонстрированы наиболее типичные способы взаимодействий мозговых полушарий и на их основе предложена топография латеральных доминантных областей коры.

Темой дискуссии «круглого стола» была «Организация психологической службы». Были заслушаны выступления В. Черны (ЧССР) и генерального директора объединения «Курганприбор» Е. В. Таранова (СССР). Все выступавшие отметили общность задач, стоящих перед психологами-практиками в социалистических странах в организации психологической службы, а также необходимость дальнейшего обмена опытом и методами организации психологической службы.

В целом 5-я встреча психологов Придунайских стран по единодушной оценке всех ее участников прошла на высоком научно-организационном уровне и внесла вклад в развитие психологической науки.