Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

146

 

АКТУАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ СПОРТА

 

И. П. ВОЛКОВ

Ленинград

 

Ханин Ю. Л. Психология общения в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 208 с.

 

Вместе с повышением уровня мировых спортивных достижений возрастает влияние психологических факторов на успешность спортивной борьбы, что порождает потребность изучения конкретных закономерностей общения и межличностного взаимовлияния в спорте. Исследования в этой области были начаты еще в начале века, а в настоящее время ими занято большое число спортивных психологов как у нас в стране, так и за рубежом. Книга Ю. Л. Ханина является одной из первых попыток систематического обобщения накопленных данных и изложения собственных результатов исследований автора.

Центральная идея книги носит практический характер; изучение и учет закономерностей общения в спорте являются насущными требованиями в организации учебно-тренировочного и соревновательного процесса. Тренеров и руководителей команд необходимо постоянно знакомить с достижениями в этой области. Умение тренера-педагога, спортивного воспитателя хорошо видеть, разбираться в вопросах групповой психологии общения позволяет вскрыть дополнительные морально-психологические резервы спортивного роста, помогает избежать ненужных конфликтов и быстрее сформировать сплоченную и сыгранную команду. Книга Ю. Л. Ханина очерчивает не только задачи и проблемы в области психологии общения в спорте, но и требования к современной социально-психологической подготовке как тренеров, так и самих спортивных психологов. Она может с успехом использоваться в качестве учебного пособия на курсах по психологии спорта.

В первой части книги автор сосредоточил свое внимание на характеристике процесса общения как социально-психологического явления, дав подробный анализ его типов, видов и функций. Показано, что психологические проблемы общения в спорте имеют большой диапазон самых разнообразных аспектов рассмотрения и могут изучаться как в рамках психологии, педагогики, так и теории физического воспитания и спорта. При этом автор особо подчеркивает комплексность проблемы, ее методологическую заземленность в отечественной психологической теории деятельности и чрезвычайную заинтересованность практиков в прикладных исследованиях общения в спорте.

Применительно к задачам спортивной деятельности автор выделяет три аспекта проблемы: изучение общения в спорте как самостоятельного психологического явления, изучение личностных и групповых факторов, обусловливающих динамику и особенности общения в спорте, и, наконец, изучение общения как особого вида взаимовлияний в спорте, требующих специфических средств управления.

Содержание книги изложено хорошим психологическим языком с элементами популяризации и дидактической организации излагаемых данных. Об этом свидетельствуют и заголовки глав книги.

Отдельный раздел посвящен анализу средств общения в соревновательной деятельности команд и спортсменов. Данную проблему Ю. Л. Ханин рассматривает в традиционном ключе, т. е. преимущественно на материалах исследования общения в спортивных играх. Так, приводятся итоги собственных исследований автора о том, что внутригрупповое общение в спортивных играх протекает как в речевой, так и в неречевой формах и изучение последней имеет важное значение для разработки методов психологической подготовки команд к соревнованиям. Остается пожалеть, что в книге не рассматриваются средства общения в условиях единоборств в плавании, гимнастике и других видах спорта. Неодинаковый процент использования тех или иных средств общения в различных видах игр автор объясняет особенностями каждого вида спортивной деятельности, что, на наш взгляд, несколько сужает проблему, Поскольку общение существенно зависит также и от

 

147

 

особенностей ситуации взаимодействия, практикуемого тренером стиля руководства, подготовленности команды и др.

Надо также сказать, что не все вопросы раскрыты с достаточной обстоятельностью. В частности, было бы желательно более подробно рассмотреть эмоциональные состояния переживания, возникающие в процессе общения. Этот материал, которому в книге уделены лишь 2—3 страницы текста, мог бы представить интерес и в психотерапевтическом отношении.

Автор выявил в своих исследованиях важную закономерность: адекватность общения партнеров существенно влияет на успешность их игрового взаимодействия и результативность выступления команды. Эти данные свидетельствуют об особой роли межличностной коммуникации в команде для повышения эффективности групповых и коллективных действий и конечного результата выступления в соревнованиях. Такая постановка вопроса дает автору—возможность в дальнейшем перейти к изучению факторов, обусловливающих результативность самого общения, к вскрытию зависимостей, существующих между успешностью спортивной деятельности и особенностями общения в командах. Излагая эти вопросы, Ю. Л. Ханин стоит на строгих методологических позициях материалистической психологии, привлекая, где это необходимо, материалы исследований как советских, так и зарубежных социальных психологов спорта.

Одно из достоинств книги — ее практическая направленность, которая выражается не только в том, что в ней можно найти много полезных для тренера наблюдений, советов и рекомендаций по управлению общением в команде, комплектованию состава, формированию благоприятного психологического климата, обеспечению сплоченности, психологической совместимости игроков и др. О практической направленности свидетельствует и специальная глава «Методы исследования общения и межличностных отношений». На 50 страницах текста публикуется множество методик, представляющих интерес не только для психологов спорта, но и для общих и социальных психологов, и даются инструкции к их проведению. Четко и ясно перечисляются достоинства и недостатки этих методик, многие из которых опубликованы впервые. Эту главу можно рассматривать как практическое пособие для психолога спорта и тренера, где скомплектованы разнообразные проверенные на надежность и валидность в практической работе со спортсменами и командами методики, помогающие «осуществлять психолого-педагогический контроль за успешностью решения тех или иных задач, стоящих... в процессе подготовки команды» (с. 147). . Большое внимание в книге Ю. Л. Ханина уделено вопросам психологии личности общающегося спортсмена, особенностям работы тренера с лидерами и ведомыми в командах. Эти вопросы волнуют каждого тренера, ибо любой педагог заинтересован в успешном решении воспитательных и результативных задач, повышении эффективности своих воздействий на личность воспитанников. Поэтому знакомство тренеров с книгой Ю. Л. Ханина имеет для них не только теоретическое, но и практическое значение. В целом работа Ю. Л. Ханина представляет собой новое перспективное направление исследований в области социальной психологии спорта и является важным вкладом ученого-психолога в теорию и практику подготовки в современном спорте.