Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

5

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В ЖУРНАЛЕ «ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ»

 

Наша страна вступила в 1982-й год, который будет насыщен крупными политическими событиями. Второй год одиннадцатой пятилетки знаменателен 60-летием Союза Советских Социалистических Республик, пройдут съезды профсоюзов и комсомола, состоятся выборы в местные Советы народных депутатов. Все эти события дадут новый могучий импульс подъему политической, творческой активности масс.

Работа журнала «Вопросы психологии» определяется теми задачами, которые поставлены перед педагогической и психологической наукой решениями XXVI съезда КПСС, ноябрьского (1981 г.) Пленума ЦК КПСС, указаниями, содержащимися в выступлениях Генерального секретаря ЦК КПСС товарища Л. И. Брежнева. В этих документах, в числе экономических и социальных факторов, обеспечивающих оптимальные пути развития нашего общества в одиннадцатой пятилетие и в текущем 1982 г., важнейшая роль отводится науке. Перед научно-исследовательскими и проектными институтами поставлены большие и ответственные задачи. «К сожалению,— отмечает Л. И. Брежнев, — далёко не все из них работают так, как требует нынешний этап научно-технического прогресса. Не всегда отвечают этому уровню предлагаемые технические и технологические решения. Продолжается ненужное распыление сил» (Правда, 1981, 17 нояб.).

Для психологии и педагогики эти положения означают необходимость концентрации научных исследований на наиболее значимых направлениях, обеспечивающих не только изучение фактов, но и их обобщение, которое поможет принятию научно обоснованных практических решений в системе народного образования, в решении психологических вопросов повышения производительности труда, создании новой техники, в совершенствовании управления.

Выполнение этих задач будет способствовать повышению весомого вклада психологии в дальнейшее развитие системы народного образования в стране, в обеспечение более успешного решения фундаментальных проблем обучения и воспитания нового человека и многих других вопросов психологической науки, исходящих из практических потребностей современного этапа развития нашего общества.

Для дальнейшего успешного развития нашей советской психологии, ее теоретических основ созданы благоприятные методологические и экспериментально-методические предпосылки. Основываясь на них, психологическая наука способна ставить и эффективно решать многие практические задачи. Отражая ее сегодняшнее состояние, журнал будет максимально способствовать развитию фундаментальных теоретических исследований и разработке методов решения практических задач, использованию психологических знаний в жизни. Возможности освещения хода научного решения этих задач, своевременного публичного обсуждения результатов, получаемых в конкретных исследованиях, на современном этапе облегчаются тем, что ныне существуют два психологических журнала и ряд специальных психологических изданий. В связи с этим в ближайший период, начиная с текущего года, целесообразно постепенно определить специализацию каждого журнала. Такая специализация в будущем может привести к дифференциации содержания журналов как в публикации теоретических работ, так и публикации работ, нацеленных на решение прикладных задач. Основные направления работы журнала «Вопросы психологии» определяются его положением в системе АПН СССР, и публикуемые материалы должны способствовать решению задач, стоящих перед системой народного образования в нашей стране.

Остановимся подробнее на некоторых направлениях работы журнала на ближайший период и планах публикаций в текущем году. Учитывая сложившиеся традиции и принципиальное значение исследования теоретических проблем, первый раздел журнала посвящается методологическим и теоретическим проблемам психологии. Статьи, публикуемые в этом разделе, будут способствовать дальнейшему развитию марксистской психологии, развитию ее категориального строя и понятийного аппарата, дальнейшему уточнению методологических позиций, формулированию новых теоретических

 

6

 

проблем, наиболее значимых и перспективных направлений в развитии психологии, составляющих точки ее роста. Методологические и теоретические статьи должны отражать основные подходы к решению наиболее значимых проблем современной психологической науки. При этом важной задачей остается конкретный анализ и марксистская оценка основных теоретических концепций зарубежной психологии, критика реакционных теорий о человеке и поддержка прогрессивных направлений психологической науки за рубежом.

В теоретическом разделе будут публиковаться также результаты завершенных фундаментальных исследований по всем разделам психологии, в том числе по истории психологии, а также дискуссионные материалы, выражающие научно обоснованную, теоретическую позицию автора. В публикации указанных материалов журнал будет исходить из того реального положения, что в советской психологии, базирующейся на фундаменте марксистско-ленинской философии, успешно развиваются различные теоретические подходы к решению более общих и более частных проблем, отражающих специфику научных школ, сложившихся в советской психологии. Эти подходы различаются, например, в конкретно-научной оценке относительной роли генетических и социальных факторов в психическом развитии, физиологических и психологических закономерностей, определяющих индивидуальные особенности психики; содержания и методов обучения и воспитания, роли педагогических воздействий и собственной активности человека в его общем психическом развитии. Ученые иногда преувеличивают относительную роль исследуемых ими факторов, а представители различных школ склонны абсолютизировать положения развиваемой ими точки зрения в науке. Предоставляя на своих страницах возможность для изложения различных теоретических подходов, журнал исходит из того, что решение дискуссионных проблем должно способствовать дальнейшему развитию научной теории, формулированию новых фундаментальных, проблем и разработке перспективных направлений научных исследований.

Основываясь на планах научных исследований по общей и педагогической психологии в одиннадцатой пятилетке, можно отметить следующие комплексные проблемы и конкретные темы для публикаций. К числу наиболее значимых тем по проблемам общей психологии и психофизиологии относятся: дальнейшая разработка проблем деятельности, общения, сознания, личности; исследование общих психологических закономерностей процессов отражения, в том числе исследование соотношения возрастных и индивидуально-типических особенностей восприятия и памяти, психологической структуры процессов мышления и психофизиологических основ мышления и речи, выявление возрастных и генотипических основ психофизиологии индивидуальных особенностей, системный анализ эмоциональности и исследование дифференциальной психофизиологии личности.

Разработка основ общепсихологической концепции личности включает изучение закономерностей формирования личности в коллективе и в исторически развивающихся формах деятельности, исследование социально-психологических аспектов деятельности школьных коллективов и их влияния на психическое развитие учащихся, выявление различных характеристик совместной деятельности в коллективе, внутригруппового общения и их взаимосвязей.

Важной является разработка психолого-педагогических основ игровых методов обучения и подготовки кадров, разработка основ анализа деятельности руководителя, психологии управления учебной деятельностью.

Важными задачами по проблемам психологии развития и воспитания детей являются: изучение особенностей психического развития шестилеток и их готовности к школьному обучению, выявление общих закономерностей формирования учебной деятельности у младших школьников; изучение психологических особенностей школьников разного возраста в условиях учебной, трудовой и спортивной деятельности; выявление взаимосвязи общения детей и развития их сознания; изучение особенностей психического развития школьников в разных видах общественно полезной деятельности и в условиях семейного и школьного воспитания.

Конкретные вопросы в проблеме умственного и нравственного развития школьников

 

7

 

предполагают выявление активной роли ребенка как субъекта учебной деятельности, изучение формирования познавательной мотивации, разработку психологических критериев обученности школьников, изучение особенностей формирования личности в процессе обучения, возрастных особенностей основных видов мышления; разработку критериев сформированности мировоззрения; разработку психологических основ построения школьных программ и учебников, психологических критериев эффективности труда учителя.

Разработка психологических проблем трудового и профессионального обучения воспитания включает: изучение психологических основ трудового обучения и воспитания школьников, особенностей формирования готовности и творческого отношения учащихся к труду, профессионального становления молодежи.

Важными областями современных исследований являются те, в которых раскрываются общие закономерности психического развития человека на всех этапах его жизни, общие и специфические законы и условия оптимального развития личности, творческих способностей, формирования мировоззрения советского человека. При этом советские психологи исходят из положений Отчетного доклада ЦК КПСС XXVI съезду партии, постановления ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы». Они призваны показать во всей сложности психологические механизмы формирования коммунистической убежденности, творческого отношения к делу, инициативности, самостоятельности как в процессе учения, так и во всех других видах деятельности школьника, учащегося ПТУ, студента техникума и вуза.

К перспективным проблемам исследования психического развития человека относятся те, в которых изучаются источники, структура и детерминанты активности личности. Они определяют конкретные направления психического развития человека.

Исследование системного строения и закономерностей развития психики диктуется не только интересами теории психологии, но и необходимостью решения практических задач воспитания и обучения, в которых классическое деление познавательных процессов на самостоятельные функции (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление) ограничивает разработку оптимальных методов обучения и воспитания, основанных на общих законах развития психики.

Перечисленные проблемы и темы не исчерпывают всей системы планируемых исследований. В текущем году наиболее общие итоги развития научных исследований будут представлены в материалах, посвященных 60-летию образования СССР, на научных сессиях в связи с десятилетием Института психологии АН СССР и семидесятилетием Института общей и педагогической психологии АПН СССР.

Одним из стержневых направлений исследований психического развития является установление наиболее тесных связей между психологией и системой педагогических наук (педагогикой). В прошедшем году эти проблемы обсуждались в журнале под рубрикой «Круглый стол». Различные отрасли педагогической науки и теории педагогики активно используют психологические закономерности в решении общих и конкретных задач воспитания и обучения. Однако многие психолого-педагогические исследования еще не ориентированы на решение педагогических задач. Они начинаются и завершаются констатацией тех или иных психологических особенностей, проявляющихся в экспериментальных условиях, общей оценкой достигаемых учениками более высоких результатов в экспериментальных группах по сравнению с контрольными группами. Из таких исследований в ряде случаев нельзя сделать выводы о путях решения педагогических проблем. В рассматриваемой категории исследований, развивающихся на стыке психологии и педагогики, целесообразно наряду с собственно психологическими вопросами ставить и решать научные задачи, выдвигаемые педагогической практикой. Такие исследования могут выполняться наиболее успешно, если они будут планироваться и осуществляться в содружестве педагогов и психологов, теоретиков и практиков, если они будут доводиться до практического внедрения в учебно-воспитательный процесс.

Учитывая важное значение психолого-педагогических исследований, их практическую пользу в совершенствовании учебно-воспитательного процесса, в журнале создаются

 

8

 

два новых раздела — «Педагогическая психология» и «Психология и педагогическая практика». Общие задачи этих разделов заключаются в том, чтобы обеспечить возможности применения психологических знаний в совершенствовании учебно-воспитательного процесса, улучшении психологической подготовки учителей, преподавателей, родителей. Конкретные задачи разделов заключаются в психологическом обосновании оптимальных учебных программ и учебных пособий, в том числе вузовских учебников по психологии, психологическом обосновании и разработке дидактических принципов и методов обучения и воспитания, анализе и преодолении перегрузки учебных программ, разработке психологически обоснованных путей использования современных технических средств обучения, разработке и обосновании путей преодоления формализма в обучении и воспитании. В этих разделах будут публиковаться материалы, относящиеся ко всем видам педагогической практики в связи с различными возрастными периодами жизни человека — дошкольным детством, школьным и вузовским периодами, а также с последующим периодом образования и самообразования взрослого человека. Будут публиковаться материалы, предназначенные непосредственно для учителя и преподавателя вуза, а также результаты психолого-педагогических исследований эффективности учебного процесса и индивидуальных успехов учащихся.

Одна из задач журнала заключается в публикации материалов, предназначенных для прямого использования психологических знаний в жизни. Основу для таких публикаций составляет опыт работы различных видов психологической службы. Эта задача является новой для педагогики и психологии. Для ее успешного решения необходимо определить круг практических вопросов, которые призвана решать психологическая служба, разработать программы подготовки специалистов, установить организационные формы, обеспечивающие возможность постоянного совершенствования работы психологов-практиков. С этой целью необходимо использовать ценный практический опыт психологической службы в социалистических странах. Вопросы психологической службы в школе будут обсуждаться в форме «круглого стола».

Одна из трудных проблем современной школы состоит в разработке психологически обоснованных методов обучения и воспитания детей шести лет в подготовительных классах школы. Накоплен первый опыт работы таких классов, разрабатываются теоретические подходы, исходящие из анализа психологических особенностей развития детей этого возраста, предлагаются особые варианты индивидуальных и групповых методов обучения, которые являются новыми для школы; к ним относятся игровые методы обучения, специальные формы педагогического общения, особые способы содержательных (а не формальных) оценок учебных успехов детей. С целью обобщения итогов этой работы редакция организует еще один «круглый стол», материалы которого будут способствовать поиску оптимальных решений.

Важным разделом педагогической практики является использование психологических знаний в процессе подготовки учителей и преподавателей. Одна из задач заключается в публикации материалов, предназначенных для совершенствования учебников, учебных, программ и учебных пособий по психологии, психологической практики учителей и преподавателей.

Для решения практических задач в журнале создается раздел «Психологическая консультация», в котором будут публиковаться материалы по всем наиболее трудным и практически значимым вопросам жизни семьи, психологии коллектива и личности, обучения и воспитания, самовоспитания, сложным случаям педагогической практики, а также будут разъясняться наиболее значимые для практики психологические закономерности и феномены. Редакция приглашает читателей — ученых и практических работников — ставить трудные вопросы практической психологии, представлять для публикации материалы об эффективных методах решения практических задач.

План работы журнала на 1982 г. включает статьи по актуальным теоретическим и практическим проблемам психологии. Некоторые из обсуждаемых в журнале проблем будут представлены серией статей.

В журнале выступят известные ученые и молодые научные сотрудники, успешно работающие в различных областях психологии, будут публиковаться статьи учителей и других работников народного образования.