Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

181

 

 

Психологическая наука понесла огромную утрату. 7 октября 1981 г. скончался выдающийся советский ученый, действительный член АПН СССР, создатель и бессменный директор Института дошкольного воспитания АПН СССР, профессор Александр Владимирович Запорожец. От нас ушел талантливый психолог, крупный организатор советской педагогики и психологии, мудрый и обаятельный человек. Его знали и любили все советские психологи и дошкольные педагоги, он пользовался мировой известностью.

Родился А. В. Запорожец в 1905 г. в Киеве. Более 55 лет его жизнь была связана с психологической наукой. После окончания педагогического факультета 2-го МГУ Александр Владимирович работал сначала лаборантом, а затем ассистентом кафедры психологии Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской.

В 1931 г. он переехал в Харьков. Работал старшим ассистентом, заведующим лабораторией сектора психологии Психоневрологической академии, доцентом и заведующим кафедрой психологии Харьковского педагогического института им. М. Горького. В первые годы Великой Отечественной войны А. В. Запорожец работал в госпитале. В 1943 г. он начал свою преподавательскую работу на отделении (затем — на факультете) психологии МГУ. С 1944 г. заведовал лабораторией психологии детей дошкольного возраста Института психологии АПН РСФСР, а в 1960 г. стал директором созданного им Института дошкольного воспитания АПН СССР.

Весь плодотворный творческий путь Александра Владимировича был тесно связан с именем его учителя Л. С. Выготского, с именами его ближайших соратников А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьева и их последователей. Его весьма многообразные научные интересы были с самого начала объединены единой Идеей внутренней связи психики с деятельностью человека. А. В. Запорожец наряду с А. Р. Лурия и А. Н. Леонтьевым был одним из создателей психологической теории деятельности и психического отражения, основы которой были заложены в трудах Л. С. Выготского. Так, широко известны его исследования в области возникновения психики. А. Н. Леонтьев отмечал, что гипотеза о возникновении психики и замысел экспериментального подтверждения гипотезы разработан им совместно с А. В. Запорожцем.

В конце 30-х гг. А. В. Запорожец, подводя итоги циклу исследований, посвященных восприятию детьми сказки и рисунка, пришел к выводу, что восприятие представляет собой специальное сенсорное действие. Впоследствии, на основе многочисленных исследований осязания и зрения, выполненных совместно с учениками и сотрудниками, он сформулировал основные положения теории перцептивных действий. Последняя легла в основу разработки методов и практики сенсорного воспитания и обучения дошкольников.

Особое место в научной биографии А. В. Запорожца занимает исследование движений и действий. Начало этому циклу исследований было положено в годы Великой отечественной войны, когда он разрабатывал методы восстановительной терапии движений руки. Исследование развития произвольных движений было продолжено в послевоенные годы. Именно этот цикл работ он представил в качестве докторской диссертации и обобщил в известной монографии «Развитие произвольных движений» (1960).

Вклад А. В. Запорожца в изучение движений человека может быть сравним лишь с вкладом, который был внесен в эту область А. А. Ухтомским и Н. А. Бернштейном. Переходя от изучения восприятия к изучению движений, А. В. Запорожец кардинально изменил постановку проблемы формирования действий, умений, навыков. В основе этого процесса лежит не упражнение моторной сферы, а построение образа ситуации и образа необходимых действий, внутренней картины движения.

Он, как и Н. А. Бернштейн, рассматривал движения как органы индивидуальности, более того — как органы личности. Отсюда его неизменный интерес к психологии установки и понимание установок не только как подготовки к действию, но и как средств выражения личностных свойств и качеств индивида (субъекта). Вполне закономерным был переход А. В. Запорожца от исследования установок личности, в том числе выразительных движений, к исследованию эмоциональной сферы личности.

Александр Владимирович, пришел в науку из искусства (он был талантливым учеником замечательного украинского режиссера Леся Курбаса) и на всю жизнь сохранил интерес к нему. Будучи сам большим ценителем искусства, он постоянно возвращался к исследованию эмоциональных переживаний, «эмоциональных» действий. Однако он понимал всю сложность этой увлекательнейшей сферы человеческого духа и поэтому е стал атаковать проблему эмоций «в лоб», а накапливал теоретический и методический опыт исследования, обращаясь к проблемам развития восприятия, движения, мышления, нравственного развития и т. д.

Он мечтал развить идеи Л. С. Выготского, изложенные в его неоконченной работе Учение Спинозы о страстях в свете современной психоневрологии», и написать книгу б эмоциях человека. Не случайно именно этой теме была посвящена одна из последних публикаций А. В. Запорожца: «Роль Л. С. Выготского в развитии проблемы эмоций», представляющая собой тезисы доклада на конференцию о Выготском. Смерть не позволила реализовать этот замысел.

 

182

 

Большой вклад Александр Владимирович внес в общую и генетическую, психологию. Но основные его научные интересы лежали в области исследования психического развития детей. Он постоянно проводил большую экспериментальную и теоретическую работу по детской психологии, особенно по психологии дошкольников. В этой области ему принадлежат значительные работы, в которых охвачены основные стороны психического развития ребенка. Большой заслугой А. В. Запорожца является создание теории амплификации — обогащения детского развития, эффективного формирования личности ребенка в результате целенаправленного воспитания и обучения, всемерно учитывающего особенности детей и их большие психофизиологические возможности и не допускающего при этом излишнего форсирования развития детей.

А. В. Запорожцу принадлежит ведущая роль в разработке научных основ системы общественного дошкольного воспитания в СССР. Он со своими учениками и сотрудниками создал признанную в советской и мировой науке теорию сенсорного и умственного развития ребенка, являющуюся основой решения проблем воспитания и обучения дошкольников.

Возглавляя научную и научно-практическую работу в области дошкольного воспитания в нашей стране, А. В. Запорожец сочетал решение теоретических проблем с научно-прикладными исследованиями и особое внимание уделял внедрению результатов исследований в практику дошкольного воспитания. Под его руководством подготовлена «Программа воспитания в детском саду», на основе которой ведется воспитание и обучение детей во всех дошкольных учреждениях Советского Союза.

Труды Александра Владимировича хорошо известны в мировой науке, прогрессивные психологи и педагоги высоко ценят их. А. В. Запорожец выступал с докладами на многих международных психологических и педагогических конгрессах, конференциях и симпозиумах.

За большие заслуги в решении проблем психологии и педагогики в совершенствовании системы дошкольного воспитания в нашей стране А. В. Запорожец был награжден Орденом Ленина, Орденом Октябрьской революции, Орденом Трудового Красного Знамени, многими медалями.

Светлая память об Александре Владимировиче Запорожце навсегда сохранится в сердцах его учеников, последователей, коллег, всех советских психологов и педагогов, призванных и дальше разрабатывать научные основы благородного дела воспитания подрастающих поколений.