Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

178

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА — ПРАКТИКЕ

 

О. И. ЗОТОВА, Т. В. МИШИНА

Москва

 

В. Г. ЛЕОНТЬЕВ

Новосибирск

 

В плане разработки вопросов, связанных с выполнением решений XXVI съезда КПСС, в Новосибирске 11 —13 июня 1981 г. состоялась научно-практическая конференция, посвященная психологическим аспектам повышения эффективности трудовой и учебно-воспитательной деятельности. В ее работе приняли участие свыше 150 человек из 15 городов Советского Союза.

Открывая конференцию, председатель Новосибирского отделения Общества психологов СССР В. Г. Леонтьев указал на основные направления в разработке вопросов повышения эффективности трудовой и учебно-воспитательной деятельности.

В докладе заместителя заведующего отделом науки Новосибирского' обкома КПСС А. Н. Подсосова «Психологическая наука на службе народного хозяйства и народного образования» было подчеркнуто, что в свете решений XXVI съезда КПСС особенно усиливается роль «человеческой составляющей» производства. Поэтому психологическая наука должна хорошо знать и понимать людей, занятых в различных видах труда. В связи с этим заслуживает одобрения начатое исследование проблемы мотивации деятельности психологами Новосибирского пединститута.

В материалах съезда отмечена важная необходимость создания в каждом производственном коллективе здорового морально-психологического климата. Психологи Новосибирска делают первые шаги в этом направлении. В Западно-Сибирском филиале НИИ труда уже несколько лет ведутся исследования управления производственными группами и коллективами, которые позволяют обосновать рекомендации по формированию социалистического трудового коллектива и использованию соревнования для повышения производительности труда. Большое место в материалах XXVI съезда КПСС отведено вопросам дальнейшего совершенствования управления народным хозяйством, повышению роли планирования, роли инициативы предприятий, улучшению стиля и методов руководства хозяйством. Эти вопросы изучаются в Новосибирске большой группой психологов, работающих в НИИ комплектного электропривода, в Институте повышения квалификации Минстанкопрома, НЭТИ (Новосибирский электротехнический институт), филиале НИИ труда и других научных организациях.

Эффективность трудовой деятельности в значительной мере зависит от хорошо организованной работы по профориентации и профотбору. Примером тому может служить обследование Западно-Сибирским филиалом НИИ труда лиц (рабочих и мастеров производственных участков) с низкой профпригодностью. Производительность труда у них оказалась на 20% ниже, чем у работников с высокой профпригодностью. У мастеров производственных участков с низкой профпригодностью заболевание гипертонической  болезнью встречалось в два раза чаще, чем у работников, соответствующих профессиональным требованиям. Эти факты говорят о том, что психологам следует продолжить серьезные исследования вопросов профориентации и профотбора. Необходимо разработать научную систему профотбора, в которой должны найти место воздействия родителей, школы, учебно-производственных комбинатов, предприятий и собственная инициатива молодого человека. В этой связи докладчик отметил хорошее начинание Октябрьского райкома КПСС г. Новосибирска, который, по существу, создал в районе систему профотбора. При райкоме партии работает совет по трудовому воспитанию и профориентации,

В связи с внедрением в производство все более сложной техники, автоматизированных систем нужно значительно повысить надежность человеческого фактора в системе «человек — машина». Только на этой основе станет возможным дальнейшее техническое перевооружение промышленных предприятий. Было отмечено, что психологические группы Научно-исследовательского института комплектного электропривода и НЭТИ уже предпринимают определенные попытки  решения названных вопросов.

Докладчик выделил задачи, стоящие перед психологической наукой в области воспитания и обучения подрастающего поколения: изучение механизмов формирования коммунистической убежденности, творческого отношения к делу, инициативности,

 

179

 

самостоятельности человека во всех видах его деятельности. Свой вклад в эти исследования стремятся внести и ученые Сибири. Так, психологи Новосибирского педагогического института изучают формирование духовных потребностей, мотивации деятельности. В Новосибирском университете, пединституте, НЭТИ разрабатываются проблемы обучения школьников и студентов. Найдены причины снижения уровня профессиональной подготовки специалистов в технических вузах. Многие научные рекомендации об использовании средств повышения познавательной активности широко внедряются в практику работы школ и вузов. Однако дальнейшее совершенствование методов воспитания и обучения остается важной задачей науки и практики.

В заключение докладчик подчеркнул, что только комплексное объединение научных сил даст положительный результат в решении намеченных задач.

Ц. П. Короленко (Новосибирск) обратил внимание на то, что в условиях крупных промышленных городов резко возрастает психологическая напряженность, что проявляется в повышенной заболеваемости гипертонией, неврозами, алкоголизмом, ведущей к снижению эффективности производственной деятельности. Отсутствие специализированной психологической помощи может привести к срыву защитных механизмов человека, к актуализации неконструктивных реакций приспособления. В связи с этим медицинские психологи Новосибирска разрабатывают специальные программы по выделению допсихических состояний, выявлению перехода состояния тревожности в болезнь и борьбе с ней.

Говоря о значении психологического фактора в структуре заболеваемости, докладчик связал его с вопросами воспитания. Он считает, в частности, что алкоголизм является следствием неправильного воспитания: сверхпротекции, порождающей комплекс эмоциональной зависимости, либо гипоопеки, когда ребенок предоставлен самому себе. Говорилось о значении мотивации в борьбе с алкоголизмом, о недостаточности одного только медицинского лечения, которое нужно дополнить изменением мотивации. В докладе ставилась проблема депрессивных состояний, носящих скрытый характер. Сообщалось, что в порядке оказания помощи людям начата работа по их выявлению («телефон доверия», организованный, например, на предприятиях Риги).

В докладе Р. С. Немова (Москва) были рассмотрены две проблемы, возникающие при внедрении в практику результатов социально-психологических исследований эффективности групповой деятельности. Одна из них касается неопределенности, а иногда и явной противоречивости многих экспериментальных данных, имеющихся в литературе и связывающих эффективность работы группы с величиной, композицией, каналами коммуникаций, стилем лидерства и межличностными взаимоотношениями.

Соответствующие данные были получены, как правило, без учета такой важнейшей характеристики группы, как уровень ее социально-психологического          развития. Результаты последних исследований, проведенных в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (лаборатория А. В. Петровского), свидетельствуют о том, что связи между указанными переменными в группах разного уровня развития могут быть совершенно различными, порой диаметрально противоположными. В этой связи потребуется большая работа по интерпретации ранее полученных данных прежде, чем они могут быть активно использованы в практике управления эффективностью деятельности первичного трудового коллектива. Другая проблема состоит в отсутствии системы достаточно научно обоснованных критериев социально-психологической оценки эффективности коллектива. Два традиционно учитываемых показателя — продуктивность и удовлетворенность — нельзя признать достаточными, поскольку они не включают успешность, от реализации коллективом одной из важнейших своих функций: общественно-идеологической, воспитательной. Далеко не всякая удовлетворенность может выступать в качестве необходимого признака эффективности коллектива. Как социальная общность высшего типа, коллектив в. своей деятельности нацелен на будущее, и в этой связи важнейшим критерием его эффективности должна явиться сверхнормативная активность, определяемая через соответствие результатов деятельности членов коллектива социальным ожиданиям, которые им не могут быть предъявлены как нормативные (обязательные к исполнению), но которые отвечают высшим моральным ценностям того общества, ради которого, соответствующая деятельность осуществляется.

B.  Г. Леонтьев отметил теоретическую и практическую неразработанность вопроса о критериях эффективности трудового коллектива и эффективности учебной деятельности. По его мнению, используемые показатели успеваемости не дают точного представления о действительной эффективности в учебном процессе; нужно учитывать и показатели повышения активности, личностного развития и внутренних изменений обучающихся, т. е. подчеркивалась роль интегральных показателей в фиксации эффективности той или иной деятельности. Пока не создано надежных методов выявления этих интегральных показателей. Но психологи Новосибирска ведут активные исследования в этом направлении на разных уровнях: теоретическом, прикладном, организационном.

C. А. Михайлов (Новосибирск), представляя инженерную психологию как антропотехническую дисциплину, говорил о том, что в системе человек — техника происходит перераспределение функций между человеком и техническими средствами за счет опредмечивания в последних тех функций, которые до того выполнялись

 

180

 

самим человеком. Но рассмотрение человека в этой системе только с функциональных позиций недостаточно, так как все же остается чисто человеческая функция — целеполагание. В перестройке комплекса антропотехнических проблем наблюдается тенденция разработки их с позиций целостной деятельности и иерархической организации ее механизмов, основанной на интегративной функции психологической структуры человека как субъекта. Докладчик обосновал необходимость иметь предварительное представление о том, к каким последствиям для деятельности человека могут привести те или иные инженерные решения при проектировании технических объектов.

Обсуждение прослушанных докладов, а также широкого круга других вопросов было продолжено в шести научных секциях по проблемам общей, инженерной, социальной, педагогической, медицинской психологии и психологии управления1.

Конференция приняла ряд рекомендаций по дальнейшему развитию и исследованию проблем повышения эффективности трудовой и учебно-воспитательной деятельности. В частности, рекомендовано: обеспечить в течение 5 лет психологическую разработку новых форм организации труда, в том числе бригад, работающих по единому наряду; Новосибирскому отделению Общества психологов в сотрудничестве с Институтом психологии АН СССР, Институтом общей и педагогической психологии АН СССР и Институтом общей и педагогической психологии АПН СССР вести интенсивную разработку критериев эффективности обучения, проблем мотивации учебной деятельности учащихся школ и вузов и влияния учения на личность человека; каждые 3—4 года проводить Сибирские зональные научно-практические конференции для обсуждения результатов научных разработок; просить партийные и советские органы, Президиум АН СССР рассмотреть вопрос о создании в Новосибирске лаборатории института психологии АН СССР, которая могла бы стать теоретическим, методическим и координационным центром психологической работы в Новосибирске и во всем регионе.



1 Материалы конференции опубликованы в сборнике тезисов: Психологические аспекты повышения эффективности трудовой и учебно-воспитательной деятельности. — Новосибирск, 1981. — 147 с.