Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

138

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ ПОДРОСТКОВ

 

Г. И. КУЗНЕЦОВА, В. Д. ХАРЧЕНКО

 

Дисциплина в условиях развитого социализма — явление нравственное и политическое, ибо недисциплинированный человек — это человек, выступающий против общества, его нравственных норм. Основы дисциплины, дисциплинированности человека закладываются в детстве, и школа здесь играет огромную роль. Своеобразие школьной

 

139

 

дисциплины определяется целями и задачами воспитания подрастающих поколений, возрастными особенностями детей.

Вопрос воспитания дисциплинированности школьников, борьбы с нарушениями: дисциплины является предметом рассмотрения многих авторов психолого-педагогических работ ([7], [10], [12], [15], [16] и др.). Интерес к этому вопросу не случаен. Без дисциплины не может существовать ни одна общественная организация, ни одно предприятие, учреждение, ни один сознательный человек. Особое значение этот вопрос приобретает в связи с предупреждением некоторых негативных явлений. Так, именно недисциплинированные подростки пополняют ряды трудных детей и правонарушителей. Следовательно, перевоспитание необходимо начинать на ранней стадии нарушения дисциплины, выясняя и устраняя причины, вызывающие эти нарушениям

Вначале следует уточнить само понятие дисциплины. Мы придерживаемся определения этого понятия, данного в БСЭ: «Дисциплина — определенный порядок поведения, отвечающий сложившимся нормам или требованиям. Дисциплина является необходимым условием существования общества. Благодаря дисциплине поведение людей принимает упорядоченный характер, что обеспечивает коллективную деятельность и функционирование социальных организаций» [4; 920]. Существует два вида дисциплины — сознательная, внутренняя (самодисциплина) и дисциплина по принуждению. Первая предполагает глубокое усвоение (интериоризацию) норм поведения людей, развитое чувство долга. Она поддерживается без принудительных мер. Вторая «опирается на внешние санкции — положительные или отрицательные. Человек следует нормам и распоряжениям только в расчете на поощрение или стремясь избежать наказания» [4; 940].

А. С. Макаренко, например, отмечал, что разные люди слово «дисциплина» понимают по-разному: одни под дисциплиной понимают собрание правил поведения, другие называют дисциплиной только послушание, третьи — уже сложившиеся привычки человека [11]. Проведенный нами анализ высказываний (письменных и устных) 120 учителей школ показал, что в основном учителя советской школы понятие «дисциплина» связывают прежде, всего с соблюдением нравственных принципов, изложенных в Моральном кодексе строителя коммунизма, нашедших отражение в Уставе школы и в «Правилах для учащихся». Некоторые же учителя считают, что дисциплина — это прежде всего послушание. Их вполне удовлетворяет положение, когда ученик не мешает работать классу, не нарушает порядка, в том числе и по принуждению. Определенная часть учителей воспитание внутренней дисциплины учащихся подменяет понятием «дополнительные меры по восстановлению дисциплины в классе», имея в виду как положительные, так и отрицательные санкции со своей стороны и со стороны администрации школы.

В педагогической литературе обычно различают дисциплину учебную, личную и дисциплину общественных обязанностей [12]. Вместе они характеризуют собой понятие «школьная дисциплина». В психологии под недисциплинированностью понимается такое отрицательное морально-волевое качество личности, которое выражается в неумении или нежелании организовать свои поведение в соответствии с требованиями коллектива, общества. Иными словами, это некоторое несоответствие между требованиями, предъявляемыми обществом к поведению индивида, и действиями самого индивида в ответ на эти требования.

К недисциплинированным мы относим не только тех учащихся, которые систематически нарушают правила поведения, но и тех, которые выполняют эти правила по принуждению, а не из чувства долга. К сожалению, позиция некоторых педагогов-практиков иная. На вопрос: «Какого ученика вы считаете недисциплинированным?» — они отвечают: «Недисциплинированный тот ученик, который мешает классу работать, не выполняет требований учителя, постоянно стремится к нарушению дисциплины, груб с товарищами и со старшими, пропускает уроки, не интересуется учебой, не выполняет домашние задания». Следовательно, если ученик не мешает классу работать, выполняет требования учителя, не стремится к нарушению дисциплины, не пропускает уроки, не грубит и выполняет домашние задания, — он дисциплинирован. А сознательно ли он все это делает, понимает ли, что это необходимо не только для того, чтобы не получать замечаний от учителя и родителей, — такие вопросы нередко остаются в стороне.

Показательно, что 60% педагогов основным признаком недисциплинированности называют пропуски уроков, 72% — неуспеваемость, 35% — неподчинение старшим, 32% — курение, сквернословие, употребление спиртного, т. е. перечисляют наиболее-грубые по форме нарушения школьной дисциплины и не выделяют проявления недисциплинированности, связанные с выполнением таких обязанностей, записанных в «Правилах для учащихся», как «Принимай активное участие в общественной работе класса и школы», «Цени свое и чужое время, будь точным, соблюдай установленный режим дня», «Уважай родителей, помогай им в домашних делах» и пр. Лишь немногие учителя основным признаком недисциплинированности подростков назвали нарушение «Правил для учащихся».

Во время своих исследований мы работали с 500 недисциплинированными подростками. За это время мы убедились, что обычно в IVVIII классах имеются 3—4 подростка

 

140

 

(около 10%), постоянно нарушающих «Правила для учащихся». Это осложняет воспитательную работу с коллективом детей, требует особо развитой педагогической техники.

Обнаружено, что характерными особенностями недисциплинированных подростков являются: ослабленное внимание и повышенная отвлекаемость (85%), пониженный интерес к учебе (89%), повышенная двигательная активность (58%), слабая выдержка (70%), неумение серьезно работать продолжительное время (75%), отклонения в эмоциональной сфере — вспыльчивость, агрессивность, плаксивость (50%), грубость (58%), развязность (55%), наличие отрицательных склонностей — курение, сквернословие, употребление спиртных напитков (60%), пониженный интерес к труду и общественно полезной деятельности (32%). Довольно многие дети (40%) проявляют неуважение к старшим и 46% — неуважение к своему классному коллективу.

Проявления недисциплинированности мы считаем возможным классифицировать следующим образом:

1)  аномалия в сфере отношений: конфликтные, отношения с педагогами, родителями, коллективом класса, отсутствие выдержки, неуважение к старшим, проявляющиеся в форме упрямства, резкости, грубости, развязности и т. п.;

2)  недостатки в широте и направленности интересов: пониженный интерес к учебе, труду, общественно полезной деятельности, недостаток положительных интересов (книги, спорт, музыка и пр.) при наличии отрицательных склонностей (курение, сквернословие, употребление спиртного и т. п.);

3)  отклонения в эмоционально-волевой сфере: ослабленное внимание, повышенная отвлекаемость, вспыльчивость, агрессивность, плаксивость, а также интеллектуальная пассивность.

Почти каждому из 200 обследованных нами недисциплинированных подростков в разной степени были присущи нарушения всех трех видов, причем 1-го и 3-го выражены более наглядно, 2-го — часто скрыты и требуют специального выявления.

Как показывают полученные данные, недисциплинированность подростков имеет разные корни и прямо зависит от недочетов учебно-воспитательного процесса, неправильно сложившихся отношений с педагогами и сверстниками, недостатков семейного воспитания, нарушений в эмоционально-волевой сфере и других причин. Анализ основных причин недисциплинированности подростков требует глубокого изучения особенностей и возможностей детей этого возраста.

Исследования советских психологов [18], [19], [20] показали, что ведущей в подростковом возрасте становится общественно полезная деятельность во всех ее вариантах (учебная, трудовая, общественно-организованная, художественная, спортивная). Имеется и другая точка зрения, согласно которой ведущей деятельностью в. подростковом возрасте является общение [8], [22]. Нам представляется, что именно общественно полезная деятельность и есть та база, на основе которой у подростков формируется и развертывается общение, становясь более содержательным и создавая большие возможности для осознания и утверждения ими своей взрослости. Однако в подростковом возрасте изменяется сам характер общения, которое приобретает характер приобщения подростка к жизни общества. Особенно наглядно это проявляется, как показано во многих исследованиях [3], [21], [23], при участии подростков в работе пионерской и комсомольской организаций.

В разные периоды детства ребенок познает различные стороны окружающей действительности [22]. Если рассмотреть периоды, во время которых он особенно активно познает отношения между людьми1 (младенчество, дошкольный и подростковый возраст), можно увидеть, что вначале (младенчество) ребенок познает эти отношения на очень примитивном уровне (ведущая деятельность здесь — общение со взрослыми). Затем (дошкольный возраст) он начинает сам моделировать более сложные отношения между людьми в игровой ситуации (ведущая деятельность — игровая). Непосредственное участие в жизни взрослых дошкольнику еще недоступно. Наконец, в подростковом возрасте ребенок чувствует себя уже достаточно повзрослевшим и самостоятельным, он стремится к реальному, непосредственному участию в жизни взрослых — не в придуманных, как в игре, а в настоящих, жизненных ситуациях и общественно полезная деятельность предоставляет ему такую возможность. В ней подросток приобщается к жизни общества.

Между тем это обстоятельство слабо учитывается при организации учебно-воспитательного процесса. Большую часть времени подростки занимаются учебной деятельностью, общественный смысл которой в данном возрасте не осознается. Это противоречие между потребностями, стремлениями подростков и организацией их реальной жизни является, на наш взгляд, одной из причин возникновения недисциплинированности.

Известно, что многие подростки, а недисциплинированные в особенности (по нашим данным, 89%), учатся ниже своих возможностей. Главной причиной нарушения дисциплины они называют скуку, отсутствие интереса к выполняемой работе. На вопрос, почему они нарушают дисциплину на тех или иных уроках, можно получить ответы

 

141

 

«неинтересно в школе», «скучно на уроках», «скучно сидеть без дела, когда другие отвечают», «если материал на уроке неинтересный, то дисциплину нарушаю. Интересный — внимательно слушаю, принимаю участие в работе».

Даже самые недисциплинированные хорошо ведут себя на уроках, где учитель сумел заинтересовать своим предметом, связать изучение материала с понятными и близкими детям целями, с их стремлениями. Гораздо реже нарушают дисциплину эти подростки и тогда, когда занимаются спортом, трудом, работают в кружках. К сожалению, в некоторых школах отсутствует система общественно полезной деятельности, способная удовлетворить запросы детей подросткового возраста. Не случайно 60% подростков на вопрос: «Находишь ли ты интересной внеклассную работу в школе?»— ответили отрицательно («не нахожу», «совсем неинтересно», «если бы она была!»). Показательно, что многие подростки не просто сетуют на недостатки в постановке этой работы, но вносят предложения по ее улучшению («ходить в походы», «летом ходить в лес, а зимой на каток, на лыжах всем классом», «нужно, чтобы учителя не навязывали свое», «играть бы всем классом в интересные игры» и т. п.).

По нашим данным, 75% недисциплинированных подростков не имеют совсем общественных поручений, хотя многие из них желают заниматься общественно полезными делами. На вопрос: «Какие общественные обязанности ты хотел бы выполнять?» — 68% детей назвали вполне определенные общественные дела. Однако при организации общественно полезной деятельности в школе интересы этих подростков учитывались слабо. Парадоксальность такого положения состоит в том, что некоторые учителя одной из причин недисциплинированности подростков считают отсутствие системы общественно полезной деятельности и слабое вовлечение детей во внеклассную работу.

Серьезная причина нарушения дисциплины подростками — неудовлетворенность их отношениями со старшими — педагогами и родителями. В настоящее время во многих школах отношения педагогов к подросткам однотипны и в IVV, и в VIVIII классах, что никак не может удовлетворить детей старшего возраста, претендующих на известную независимость. Педагоги довольно часто игнорируют стремление к взрослости, возникающее у подростков, а также их потребность быть в какой-то степени самостоятельными. На вопрос, ощущается ли разница в отношении педагогов к ним сейчас по сравнению с IV классом, 53% подростков VIIVIII классов ответили «нет», а 35% — «изменилось в худшую сторону». Это изменение они поясняют так: «стали относиться плохо», «перестали понимать» и т. п.

На вопрос, каким должно быть это отношение, большинство подростков ответили «хочу, чтобы относились, как ко взрослому», «было бы хорошо, если бы они понимали меня и не придирались к мелочам», Необходимо отметить, что сами педагоги не считают серьезной причиной недисциплинированности подростков недостаточный учет взрослыми стремления детей к самостоятельности. Только 10% из них в числе прочих назвали эту причину.

Настораживает факт субъективизма в отношениях педагогов к недисциплинированным подросткам. Дети остро реагируют на такую избирательность отношения. «Относились бы, как к хорошим ученикам», — пишут они в своих ответах. «Учителя должны относиться ко мне, как к другим ребятам» и т. п. Можно понять учителя, лучше относящегося к отличнику с примерным поведением, чем к отстающему и недисциплинированному, но невозможно понять 30 % педагогов, которые на вопрос: «Какие положительные качества вы находите в этом (недисциплинированном) подростке?» — категорически отвечают, что не находят. Затруднительно воспитывать подростка при таком отношении к нему.

Многие подростки не удовлетворены и отношением к ним родителей. Дети жалуются на постоянные нотации, непонимание, резкость, грубость, отсутствие внимания со стороны родителей. На вопрос, часто ли они бывают со своими родителями в кино, театре и т. д., 76% детей ответили, что не бывают совсем. Однако беседы с детьми родители проводят, по словам подростков (52%), часто, правда, почти половина опрошенных ребят (48%) заявили при этом, что родители в основном ругают их, читают нотации, пилят за плохое поведение и учебу, говорят, чтобы вели себя приличнее. Лишь 5% общего количества подростков ответили, что родители беседуют с ними об их увлечениях, интересах, друзьях.

Показательно, что 90 % педагогов основной причиной недисциплинированности считают недостаточное внимание родителей к воспитанию детей, 50% — недостаточную педагогическую грамотность родителей (а между тем около 40% родителей таких подростков имеют высшее образование).

На воспитании подростков в семье сказываются многие факторы: отсутствие одного из родителей, отношения между родителями, их уровень образования и культуры, требования к ребенку. Школа должна не просто констатировать факты ошибок и недостатков семейного воспитания, а помогать родителям воспитывать детей.

Формирование дисциплинированности как одного из показателей нравственного облика человека связано прежде всего со всей системой нравственного и трудового воспитания учащихся. В процессе воспитания дети постепенно осознают нормы и правила поведения. Этому способствует организованная в школе повседневная практика дисциплинированного поведения (четкий режим учения, труда и отдыха).

 

142

 

Важнейшая задача школы состоит в том, чтобы формировать волевые качестве, воспитывать у учащихся навыки и привычки дисциплинированного поведения; активно развивать положительную настроенность к овладению нормами сознательной дисциплины. Как отмечал С. Л. Рубинштейн, внешнее не прямо переводится во внутреннее. Всякое внешнее воздействие опосредствуется внутренним восприятием и вызывает различные субъективные переживания, положительную или отрицательную реакцию на внешнее воздействие. Если внутренняя реакция на воспитательные воздействия будет отрицательная, активность ученика (его поведение) будет носить негативную окраску. При положительном отношении к воспитательным воздействиям воспитанник будет проявлять внутреннюю активность и стремиться овладеть навыками сознательной дисциплины.

Изучение причин недисциплинированности подростков показало, что основными из них являются:

1.  Отсутствие в школах четкой системы организации общественно полезной деятельности и включения в нее подростков.

2.  Недостаточный учет педагогами психологических особенностей подростков, в частности их стремления к самостоятельности и приобщенности к общественно значимым делам, а также неудовлетворенность подростков отношениями с педагогами, однотипность этих отношений с IV по VIII классы.

3.  Отсутствие у подростков увлеченности интересными делами, безделье в результате недостатка положительных интересов.

4.  Недочеты в организации учебно-воспитательного процесса и, как следствие, пониженный интерес к учебе, отставание по некоторым предметам.

5.  Односторонний подход педагогов к понятию «дисциплина», неорганизованность части педагогов, нарушение ими норм педагогической этики, антипедагогические меры воздействия на детей.

6.  Слабая эффективность конкретных методов укрепления дисциплины, недостаток разработанных методик воспитания у подростков сознательной дисциплины.

7.  Отсутствие единых требований к подросткам со стороны коллектива педагогов и родителей, недостаточно эффективное использование мер воспитательного воздействия, частая безнаказанность нарушителей дисциплины.

8.  Недостатки семейного воспитания: ненормальные отношения между родителями, отсутствие внимания к воспитанию детей, слабая педагогическая грамотность родителей и т. п.

Изучая психологические особенности недисциплинированности подростков, мы поставили задачу определить уровень развития у них основных нравственных качеств личности, предположив, что он не может быть особенно высоким. Была составлена таблица «Уровень развития нравственных качеств личности», содержащая качества личности, на наш взгляд, наиболее значимые в подростковом возрасте. Это ответственность, чувство долга, развитость познавательного интереса, инициативность, отношение к другим людям, целеустремленность, трудолюбие, коллективизм, отношение к общему делу, самостоятельность, критичность, самокритичность, отношение к государственной собственности, аккуратность, отзывчивость, решительность, дисциплинированность.

Выделено пять уровней развития этих качеств. Поясним это на примере. Возьмем формирование ответственности и чувства долга: 1-й уровень — подросток не проявляет его (оно не развито); 2-й уровень — пытается проявлять после настойчивых требований и неоднократных напоминаний; 3-й — если ведется контроль и соревнование; 4-й — если задание лично значимо и интересно, и, наконец, 5-й — проявляет всегда, это качество ему присуще.

Результаты показали, что на самом низком уровне развития у недисциплинированных подростков находятся такие качества личности, как ответственность, инициативность, развитость познавательного интереса, самокритичность. Так, у 32% детей развитость познавательного интереса находится на 1-м, самом низком уровне; у 36% — на 2-м; у 24% — на 3-м и лишь у 8% — на 4-м. Не лучше обстоит дело и с такими качествами, как коллективизм, отношение к общему делу, целеустремленность, бережное отношение к государственному имуществу. Именно те нравственные качества личности, которые формируются в общественно полезной деятельности (учебной, трудовой, общественно-организационной и др.), у них находятся на низком уровне развития. Интересно, что трудолюбие эти дети проявляют в основном лишь в трудовой деятельности (исключая, бытовой труд).

Относительно благополучное положение с наличием у подростков таких качеств, как отзывчивость, критичность, решительность. Здесь многие находятся на 4-м и даже на 5-м уровне. Проявляемые иногда развязность, резкость, грубость чаще всего оказываются лишь внешней бравадой, ответной реакцией на ту или иную неблагоприятную ситуацию. У подростков стихийно формируется осознание себя в обществе, но без общественно полезной деятельности не осознается своя ценность для общества. А это важнейшая задача воспитания члена общества.

Как мы и предполагали, недисциплинированность и низкий уровень нравственных качеств личности находятся в прямой зависимости. Это дает нам основания считать критерием недисциплинированности низкий уровень развития основных Нравственных качеств личности, т. е. вообще низкий уровень нравственной воспитанности. Невыполнение

 

143

 

же «Правил для учащихся» не что иное, как следствие этой низкой нравственной воспитанности.

Крайне низок у недисциплинированных подростков уровень общественной направленности. Половина из них (50%) не проявляют стремления и готовности сочетать свои личные интересы с интересами классного коллектива, 27% отличаются антиобщественной направленностью поведения (они часто совершают действия во вред коллективу и общественному делу) и лишь 23% недисциплинированных подростков были готовы сочетать личные интересы с общественными.

Одни и те же подростки проявляют недисциплинированность не во всех видах деятельности. У значительной части из них она неустойчива и чаще всего проявляется в тех видах деятельности, которая не имеет целенаправленной организации и мотивы которой не имеют общественной значимости и личностного смысла.

Так, в учебной деятельности, где основным мотивом все еще является получение хорошей отметки, процент недисциплинированности самый высокий. В тех видах деятельности, где имеет место строгая организация, четкий ритм, а также общественно значимые мотивы (например, в трудовой и спортивной), даже самые недисциплинированные подростки ведут себя нормально.

Проведенное анкетирование педагогов и подростков с целью выяснения интересов подростков, их отношения к различным видам деятельности, мотивов этой деятельности и проявления недисциплинированности в разных ситуациях показало, что 96% подростков проявляют устойчивую недисциплинированность в учебе, 86% — в общении с педагогами и другими взрослыми, 72% — в общественно-организационной деятельности, 67% — в политико-массовой, 52% — в культурно-массовой, 48% — в общении со сверстниками, 16% — в трудовой деятельности и 12%—в спортивной.

Устранение недисциплинированности подростков требует построения разноплановой общественно полезной деятельности в единой системе с организацией учебного процесса. Этот вопрос подробно освещен в работах Д. И. Фельдштейна [18], [19], [20], изучавшего трудных подростков; в работе Л. И. Божович и Л. С. Славиной [2], исследовавших детей с аффективным поведением.

Как отмечает ряд других авторов [9], [10], [12], [15] и подтверждают наши исследования, основные мотивы дисциплинированности подростков: отношение к дисциплине как к средству совершенствования своей личности; учет интересов и целей всего коллектива.

Главными условиями преодоления недисциплинированности подростков являются: соблюдение школьного режима; выполнение «Правил для учащихся», изучение их; организация ученического коллектива, опора на пионерскую и комсомольскую организации; повышение активности и - самостоятельности учащихся наряду с усилением авторитета учителя; система учебно-воспитательной работы, а не разрозненные меры воздействия; усиление роли семьи.

Наиболее эффективными методами предупреждения недисциплинированности и борьбы с ней можно считать: вовлечение недисциплинированных подростков в раз личные виды общественно полезной деятельности; в первую очередь в работу пионерской и комсомольской организаций; предоставление этим детям инициативы; умелую организацию внеклассной работы; правильную организацию урока; укрепление в ученике веры в свои. силы; вовлечение в соревнования; переключение энергии учащегося с отрицательной деятельности на положительную; убеждение; поощрение и наказание и др.

Большие возможности предупреждения недисциплинированности подростков заложены в работе школ с продленным днем, где весь процесс воспитания становится педагогически координируемым, позволяющим включить подростков в соответствующие виды целенаправленной деятельности и сочетать обязательные формы работы с добровольно избранными.

 

1.       Алемаскин М. М. Проблемы воспитания «трудных» подростков. — Советская педагогика, 1966, № 10, с. 26—33.

2.       Божович Л. И., Славина Л. С. Случаи неправильных взаимоотношений ребенка с коллективом и их влияние на формирование личности. — Вопросы психологии, 1976, № 1, с. 130—139.

3.       Божович Л. И., Конникова Т. Е. Возрастной подход к работе пионерской организации. — М., 1969, 96 с.

4.       БСЭ. — 3-е изд. — М., 1972, т. 8, 591 с.

5.       В мире подростка / Под ред. А. А. Бодалева. — М., 1980, 293 с.

6.       Воспитательная работа в школе: Сборник документов / Под ред. М. И. Кондакова. — М., 1976, 351 с.

7.       Гмурман В. Е. Дисциплина в школе. — М., 1958, 239 с.

8.       Драгунова Т. В. Психологические особенности подростка. — Советская педагогика, 1972, № 8, с. 79—93.

9.       Ересь Е. П. Недисциплинированность школьников, ее причины и пути устранения. — Минск, 1957. 60 с.

 

144

 

10.    Любицына М. И., Пархоменко Г. В. Воспитание дисциплинированности школьника. — Л., 1959, 44 с.

11.    Макаренко A. С. Сочинения: В 7 т. Т. 5. — М., 1958, 558 с.

12.    Моносзон Э. И. Воспитание сознательной дисциплины учащихся. — М. — Л., 1947, 200 с.

13.    Невский И. А. О трудных школьниках. — Советская педагогика, 1969, № 7. с. 51—62.

14.    Ожиганова (Кузнецова) Г. И. О формировании общественной направленности недисциплинированных подростков. — В сб.: Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. М., 1979, с. 53—55.

15.    Пелинец В. С. Причины отклонений от нормы в поведении учащихся. VVII классов и пути их предупреждения: Автореф. канд. дис. — Киев, 1969, 23 с.

16.    Раскин Л. Е. Воспитание сознательной дисциплины. — М., 1946, 96 с.

17.    Славина Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным подросткам. — М., 1958, 214 с.

18.    Фельдштейн Д. И. Трудный подросток. — Душанбе, 1972, 184 с.

19.    Фельдштейн Д. И. Психологические особенности общественно полезной деятельности школьников. — Вопросы психологии, 1978, № 4, с. 158—164.

20.    Фельдштейн Д. И. Психологические проблемы общественно полезной деятельности как условия формирования личности подростка. — Вопросы психологии, 1980 № 4, с. 69—78.

21.    Ходоровская З. А. Психолого-педагогические основы деятельности пионерской организации. — М., 1973, 64 с.

22.    Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. — Вопросы психологии, 1971, № 4, с. 6—20.

23.    Ященко М. М. О подготовке семиклассников к вступлению в комсомол. — М., 1972. 92 с.



1 В раннем детстве и младшем школьном возрасте ребенок усваивает общественно выработанные способы действия с предметами.