Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

133

 

В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ

 

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КЛАССОВ

 

А. Л. ВЕНГЕР

 

В последние годы все чаще говорят о перегруженности младших школьников. Но каждый из нас знает немало ребят, которые учатся без напряжения, легко усваивают современную программу. Трудности в учебе — явление отнюдь не всеобщее.

Чаще всего о плохо успевающем ученике говорят, что он не справляется с учебой. Но в чем причина этого, сказать затрудняются. Неспециалисты нередко неуспевающих детей характеризуют «неспособными», а хорошо успевающих — «способными» к учебе. Однако результаты психологических исследований убедительно свидетельствуют о том, что для полноценного усвоения школьной программы вполне достаточны способности, которыми обладает любой нормальный ребенок.

Какова же наиболее распространенная причина трудностей в учебе у 7 — 9-летних детей? Точных статистических данных пока нет. Но, по-видимому, в начальных классах трудности чаще всего возникают у детей, которые пришли в школу недостаточно к ней подготовленными. Ребенок может быть умным, способным, послушным, но если он не умеет учиться, не привык внимательно слушать и. точно выполнять указания взрослых, недостаточно развит, то материал, который проходят на уроке, не будет им усваиваться. Программа сложна и насыщенна, и вот уже на основе первоначальных небольших пробелов начинают накапливаться целые острова непонятого, неусвоенного, формально заученного.

Значительная часть детей приходит в I класс из детских садов. Если там достаточно четко соблюдалась «Программа воспитания в детском саду», то эти дети в определенных пределах умеют читать, считать, они хорошо развиты в целом, привыкли к регулярным занятиям. Многие домашние дети тоже приходят, в школу, умея читать и считать. Но, к сожалению, другим сторонам психического развития родители часто уделяют гораздо меньше внимания (по сравнению с детским садом).

В детском саду детей не зря учат играть, строить, лепить, рисовать. Это основные виды деятельности дошкольника. В психологии используется именно термин «деятельность». Этот термин подчеркивает серьезность и значимость перечисленных занятий. Они более всего способствуют общему развитию ребенка: формированию сообразительности, умения сосредоточить внимание, планировать свои действия и оценивать достигнутый результат; развитию мелких движений, что важно для последующего обучения письму.

Не беда, если ребенок пришел в школу, не зная ни одной буквы и ни одной цифры, но плохо, если он не умеет внимательно слушать, целенаправленно действовать, разбираться в новом материале, если он,, даже хорошо читая и считая, остается типичным «дошколенком»: любое замечание учителя воспринимает как обиду; вместо того чтобы выполнить заданное упражнение, рисует в тетради цветочки; во время урока вдруг встает и выходит из класса и т. п.

Итак, важнейшее средство предупреждения трудностей в учебе — это хорошая подготовка ребенка к школе. Причем подготовка не формальная, а подлинная, охватывающая все стороны психического развития.

Требования, предъявляемые школой к детям, пришедшим в I класс, растут. Поэтому и «Программа воспитания в детском саду» постоянно совершенствуется, обогащается новым содержанием. Серьезные трудности связаны с тем, что не все воспитатели детских садов имеют специальное образование и могут достаточно квалифицированно проводить предусмотренные программой занятия. Особая ответственность за подготовку к школе падает на родителей тех детей, которые не посещают детский сад.

Задача подготовки детей к школьному обучению имеет большое общегосударственное значение. «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года» содержат следующее положение: «Создать предпосылки для постепенного перехода на обучение детей с 6-летнего возраста

 

134

 

в подготовительных классах общеобразовательных школ» (Материалы XXVI съезда КПСС. — М., 1981, с. 181).

Хотелось бы особо подчеркнуть, что речь идет не о переходе к обучению с 6 лет в I классе, а о создании подготовительных классов. Если в I класс придет достаточно подготовленный ребенок, то он будет хорошо усваивать программу и за 10 лет обучения овладеет всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками-.

Принципиальная особенность подготовительного класса заключается в том, что для успешного обучения в нем ребенок не должен иметь никакой специальной предварительной подготовки. Хорошо, если психическому развитию ребенка уделялось специальное внимание начиная с трехлетнего возраста. Уровень его развития в семилетнем возрасте будет выше по сравнению с ровесниками, подготовительные занятия с которыми начаты с 6 лет. Однако и за год при правильной организации педагогического процесса любой нормальный ребенок, даже с отставанием в развитии, может достаточно успешно подготовиться к школе.

Может возникнуть вопрос: почему для обучения в I классе нужны какие-то особые предпосылки (то, что мы называем готовностью к школе), а для обучения в подготовительном — нет? Дело в том, что подготовительный класс по своей сути должен соответствовать не I классу школы, а, скорее, подготовительной группе детского сада/ А весь опыт общественного дошкольного воспитания доказывает, что практически любого нормального ребенка можно воспитывать в детском саду. Если он пропустил несколько занятий, не усвоил часть материала, предусмотренного программой, то последующие занятия все равно оказывают серьезное развивающее воздействие. Проблема неуспеваемости в детском саду отсутствует. Это объясняется тем, что в нем работа с детьми строится в игровых формах, обучение проводится исподволь.

Основная задача школы — дать ребенку систематизированные и обобщенные знания, обучить его основам наук. Эта задача может быть решена только в ходе систематического, жесткого обучения, к которому ребенок должен сознательно подстраиваться. В детском саду основная задача иная — способствовать общему развитию ребенка, формировать у него познавательные интересы. Поэтому и методы работы тут иные. Не ребенок должен подстраиваться к системе обучения, а обучение к ребенку: к его мотивам, интересам, к свойственным ему видам деятельности. Этот же принцип должен быть положен в: основу работы подготовительных классов школы.

Над проблемой подготовки детей к школе уже много лет работают различные педагогические и психологические коллективы нашей страны. Во многих союзных и автономных республиках давно существуют подготовительные классы. Их появление было связано с необходимостью научить русскому языку детей, которые им не владели. Разумеется, эта задача не единственная. В подготовительных классах есть занятия и по математике, и по рисованию, и по ряду других предметов. Занятия организованы примерно так же, как в I классе, только режим дня у 6-летних детей несколько облегчен по сравнению с 7-летними, нагрузка уменьшена.

Уже второй год работают экспериментальные подготовительные классы в школе подмосковного поселка Горки Ленинские. В: одной из московских школ создан экспериментальный I класс, в котором обучаются 6-летние дети. Такой же экспериментальный класс уже много лет существует в г. Пущино-на-Оке. За развитием детей, обучающихся в экспериментальных классах, наблюдают педагоги, психологи, физиологи. Их развитие сравнивают с развитием 6-летних детей, посещающих детский сад, и с развитием 7-летних первоклассников.

Полезно или вредно обучение 6-летних детей в школе? Это зависит от того, как оно организовано. Физиологи и гигиенисты утверждают: 6-летним детям нужны гораздо более мягкие условия, чем 7-летним. Им необходим достаточно длительный дневной сон, ежедневная, тоже достаточно длительная, прогулка. Ребенок такого возраста сильно переутомляется, если ему приходится высиживать 45-минутный урок. Значит, урок должен быть укорочен. Если эти требования не соблюдаются, дети начинают худеть, у них резко снижается работоспособность, ухудшается здоровье.

Но вот все гигиенические требования выполнены, Здор6вью детей ничто не грозит. Можно ли теперь с уверенностью сказать, что обучение с 6 лет полезно?

Сотрудники НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, в их числе и автор статьи, провели массовое обследование 6-летних детей, обучающихся в школе. Но прежде чем изложить его результаты, необходимо сделать небольшое отступление: рассказать о трудностях, которые возникли при определении того, насколько успешно идет обучение в классе (или в группе детского сада).

Довольно легко выяснить, каков средний уровень психического развития детей. Нo этого еще недостаточно: ведь один и тот же результат может получиться в совершенно разных случаях. Предположим, что мы выводим среднюю школьную отметку. В одном классе половина детей имеет тройки, а половина — четверки. В другом классе у половины детей двойки, а у половины — пятерки. Средняя отметка в обоих классах составляет 3,5 балла, но насколько разную картину она отражает! Поэтому кроме среднего результата обязательно надо учитывать разброс, т. е. показатель однородности группы.

Степень однородности умственного развития детей, оканчивающих подготовительный класс, — один из важнейших показателей эффективности проводившегося в нем

 

135

 

обучения. Если в итоге класс окажется неоднородным, то впоследствии учителю будет очень трудно с ним работать, Вместо единого класса, при обучении которого педагог ориентируется на среднего ученика, у него фактически оказывается две группы, резко отличающиеся между собой, которые он должен обучать одновременно, что сразу сказывается на качестве его работы.

Теперь вернемся, к результатам нашего массового обследования. Оказалось, что обучение 6-летних детей по обычной, несколько облегченной программе I класса у одних вызывало значительные сдвиги в психическом развитии, у других — незначительные. Причем больший эффект достигался как раз у тех детей, которые и до начала обучения были неплохо развиты. Дети с низким уровнем развития в большинстве случаев так и оставались слабыми: программа экспериментального класса оказывалась для них чересчур сложной и они усваивали ее плохо.

В подготовительных группах детских садов нам не встретились такие высокие показатели развития, как у отдельных детей, посещающих школу, но там не было и таких низких результатов, как у других школьников-шестилеток. Уровень развития детей был примерно одинаков. В некоторых отношениях школа имела преимущества перед детским садом. Прежде всего это относится к обучению чтению и формированию математических операций. Эти процессы лучше были поставлены в школе, и даже самые слабые шестилетки не уступали здесь в достигнутом средним, а подчас и сильным воспитанникам подготовительных групп детских садов.

Можно ли совместить положительные стороны обучения 6-летних детей в детском саду и в школе? Данные, полученные психологами и педагогами, говорят, что это вполне возможно. Для этого нужно в программу подготовительных групп детских садов ввести больше материала по обучению математике и грамоте, а занятия в подготовительных классах школы приблизить по форме к занятиям, проводимым в детском саду: шире использовать дидактические и сюжетно-ролевые игры, больше внимания уделять общему развитию детей, не замыкаясь в рамках традиционных для школы учебных предметов. В результате программы подготовительных групп детских садов и подготовительных классов школ сблизятся между собой, и это даст двойной выигрыш. Во-первых, удастся одновременно поднять общий уровень умственного развития всех детей и сформировать у них навыки чтения, математические операции. Во-вторых, будет достигнута максимальная однородность первых классов, так как в них будут приходить дети из детских садов и из подготовительных классов с общей подготовкой.

Сейчас уже разработаны первоначальные варианты таких сближенных программ: один вариант — для детских садов, другой — для подготовительных классов школ. Предварительные эксперименты позволяют надеяться, что эти программы повысят эффективность подготовки детей к обучению в Г классе. Но, конечно, это выяснится окончательно только при их массовой проверке, которая уже начата и будет продолжена в текущем учебном году, а затем в последующие годы. Такая проверка поможет и дальнейшему совершенствованию содержания и методов обучения 6-летних детей.

Специфическое направление, которое придается содержанию и организации работы в подготовительных классах, определено в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О переводе в порядке опыта учащихся начальных классов ряда общеобразовательных школ на пятидневную учебную неделю и введении обучения детей с 6-летнего возраста» от 22 января 1981 г. В этом документе особо отмечается, что перевод в порядке опыта учащихся начальных классов на пятидневную неделю осуществляется «в целях создания более благоприятных условий для обучения и воспитания учащихся начальных классов общеобразовательных школ и дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса». Основным условием этого опыта, как подчеркивается в постановлении, является введение «обучения детей с 6-летнего возраста в подготовительных классах общеобразовательных школ и в старших (подготовительных) группах дошкольных учреждений» с учетом физических и психологических особенностей этих детей.

В чем же состоят эти особенности, каковы психологические различия между 6-летними и 7-летними детьми?

Сразу оговоримся что среди шестилеток есть дети, по психическому и физическому развитию опережающие свой возраст, а среди семилеток — отстающие от своего возраста. Поэтому речь будет идти о средних, типичных детях.

Хотя 7-летнего ребенка отделяет от 6-летнего всего один год, этот год очень важен для психического развития. Именно в этот период быстро формируются многие важнейшие психологические новообразования: интенсивно развивается произвольная регуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования; закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий. Все это предпосылки успешного перехода к учебной деятельности. Поговорим о перечисленных новообразованиях подробнее.

Произвольным поведением в психологии называется поведение, направляемое и регулируемое осознанной целью. В отличие от этого непроизвольное поведение направляется сиюминутными желаниями и эмоциональными состояниями, нередко — предметами, случайно попавшими в поле зрения. Произвольное управление своим поведением возможно только тогда, когда у ребенка хорошо развито умение исследовать ситуацию

 

136

 

с точки зрения стоящей перед ним цели, анализировать задачу, планировать свои действия.

Особенно большое значение имеет уровень произвольности психических процессов. Взрослый человек, а в значительной мере и школьник, в состоянии произвольно (т. е. сознательно и целенаправленно) сосредоточивать свое внимание на неинтересном, но важном для его деятельности материале, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Другое дело — дошкольник. Его внимание по преимуществу непроизвольно: не он сосредоточивает его на каком-либо предмете, а сам предмет, благодаря своей яркости, новизне, необычности привлекает к себе внимание. То же относится к памяти. Школьник может поставить перед собой сознательную цель запомнить, выучить что-либо. Дошкольник же запоминает то, что запоминается само, т. е. то, что произвело на него сильное эмоциональное впечатление, заинтересовало его.

Конечно, и дошкольники отнюдь не всегда действуют непроизвольно, а школьники — не всегда произвольно. Скажем, когда первоклассник начинает решать математическую задачу, не прочитав как следует ее условие, бессмысленно манипулирует е данными (складывает числа, вычитает их, не зная сам, для чего он это делает), то такие действия нельзя назвать произвольными. Однако типичным для 7-летнего ребенка, в отличие от 6-летнего, является произвольное поведение.

Формированию произвольности способствует участие ребенка в организованных занятиях. Но еще большее значение имеют различные виды деятельности, предполагающие наличие замысла, составление плана (пусть самого примитивного) и его реализацию. Это сюжетно-ролевая игра, изобразительная деятельность, конструирование и т. п.

Другое важное психологическое новообразование, рождающееся на границе дошкольного и младшего школьного возраста, — это появление ориентации на социальные требования. Для дошкольника характерно выполнение требований на основе положительного эмоционального отношения к конкретному человеку или из-за ожидания награды, боязни наказания. Дети еще не осознают, что существуют некоторые всеобщие нормы поведения, определенные правила, которые должны соблюдаться независимо от того, следит ли кто-нибудь за их соблюдением. Для появления такого осознания большое значение имеют подвижные и дидактические игры с правилами, особенно коллективные. В этих играх ребенка заставляет соблюдать правила не какая-нибудь внешняя по отношению к нему сила, а сам интерес к игре, желание участвовать в ней. В дальнейшем умение подчинять свои действия социальным нормам и требованиям переносится на другие виды деятельности. Оно становится основой как сознательной дисциплины школьников, так и сознательного усвоения ими способов решения различных задач. Ребенок начинает относиться к сообщаемым ему способам как к своеобразным правилам, обеспечивающим достижение решения.

Пожалуй, из всех аспектов психического развития чаще всего пишут и говорят о формировании логического мышления. Известно, что в дошкольном возрасте развивается, прежде всего, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Эти виды мышления основаны на манипулировании реальными предметами или их образами. В отличие от этого логическое мышление основано на преобразованиях понятий и построенных из них суждений. Эти преобразования должны подчиняться законам логики (отсюда и название «логическое»), хотя эти законы еще неизвестны ребенку.

Логическое мышление обязательно должно опираться на хорошо развитое наглядно-образное мышление, иначе оно будет формализованным, лишенным подлинного содержания. Именно недостаточное развитие наглядно-образного мышления, которое должно служить базой для логического мышления, приводит к столь частому у школьников формализму в усвоении знаний, способов решения задач, правил грамматики и т. п. Если понятие используется формально, если за ним не стоит обобщенный образ, то ребенок начинает действовать по шаблону, он не может решить ни одной новой, нетривиальной задачи, даже не понимает ее смысла.

Для того чтобы логическое мышление было полноценным, чтобы оно естественно вырастало из наглядно-образного, необходимо всемерно развивать «образные» виды деятельности дошкольников — игру, рисование, конструирование. Пренебрежение ими, попытки чересчур раннего формирования у дошкольников действий с понятиями приводят к серьезным пробелам в психическом развитии детей.

Важным показателем уровня умственного развития 7-летнего ребенка является степень сформированности внутреннего плана действий (иначе — умственного плана). Известно, что, скажем, обучение счету можно начинать только на реальных предметах, например на счетных палочках. Считать в уме дети, научаются лишь со временем. Таков путь освоения каждого нового действия: сначала — во внешнем плане, потом — во внутреннем (в уме). Но у школьника переход от внешнего действия к умственному осуществляется сравнительно легко, тогда как для дошкольника он очень затруднен. Причем торопить этот переход нельзя: если во внутренний план переходит недостаточно освоенное действие, то оно и в уме осуществляется плохо, медленно, нерационально. У ребенка, которого начали заставлять считать в уме до того, как он хорошо освоил счет па палочках, счетные операции обычно протекают медленно, с большим количеством ошибок. Для устранения этих дефектов нередко снова приходится возвращаться к счету на палочках.

 

137

 

Для 6-летних детей тщательная и достаточно длительная отработка действий во внешней форме имеет еще большее значение, чем для 7-летних. Однако скорость перехода от внешнего действия к действию в уме сильно различается и у детей одинакового возраста. Она определяется уровнем развития внутреннего плана действий, который формируется прежде всего благодаря сюжетно-ролевой игре. Именно в игре ребенок научается представлять себе различные ситуации, осваивает действия в воображаемых обстоятельствах.

Когда перечисляют виды деятельности, способствующие развитию различных психических качеств дошкольника, психологически подготавливающих его к школе, то каждый раз: вспоминается игра, а в большинстве случаев еще и изобразительная деятельность, конструирование. Это не удивительно. Для каждого возрастного периода существуют виды деятельности, в наибольшей мере способствующие реализации и формированию психических качеств человека. Для взрослого это прежде всего трудовая, профессиональная деятельность, для школьника — учебная. Для дошкольника это перечисленные выше виды деятельности, причем игра стоит среди них на первом месте. Шестилетний ребенок, даже если отдать его в школу, по своим психологическим особенностям все равно останется дошкольником.

С учетом психологических особенностей 6-летних детей строят свою работу ныне существующие экспериментальные подготовительные классы, так будут строить ее и будущие классы — повсеместные (причем можно надеяться, что в будущем специфика шестилеток будет учитываться более полно, чем сейчас). Обучение в них сильно отличается от обучения в современной начальной школе и по содержанию, и по методам преподавания. Учебным предметам, которые традиционно считаются основными, — математике, русскому языку — приходится потесниться, давая простор предметам, которые принято относить к второстепенным, — рисованию, музыке, физкультуре. Дети конструируют, вырезают, клеят, лепят. Это способствует их общему развитию, но, кроме того, дает и немаловажный «непосредственный» эффект: развивает моторику, особенно мелкие движения кистей рук, пальцев. А от уровня развития мелких движений зависит, насколько успешно будет ребенок обучаться письму, каким будет его почерк.

Школьные математика и русский язык тоже приобретают «дошкольный оттенок»: методики преподавания приспособлены к психологическим особенностям 6-летних детей. Большое время отводится на отработку каждого действия во внешней форме, Возрастает роль различных средств наглядности — схем, моделей, отражающих изучаемые закономерности, и т. п.

Изменен по сравнению с начальной школой и режим дня. Уменьшена продолжительность урока, введены динамические паузы, во время которых дети могут подвигаться, отдохнуть. Это позволяет им восстановить умственную работоспособность, которая у 6-летних детей снижается значительно быстрее, чем у 7-летних. В группе продленного дня дети обязательно спят, много гуляют.

Одна из важнейших задач подготовительных классов — подтянуть недостаточно-развитых детей до общего уровня. Если традиционной для школы является ориентация на среднего ученика, то тут, скорее, должна быть ориентация на слабого. Однако при этом и сильным детям на уроках должно быть интересно. Иначе у них не будет развиваться познавательная направленность, может сформироваться отрицательное отношение к школе. Поэтому особое значение приобретает индивидуальный подход, в отдельных случаях — дополнительные индивидуальные занятия.

Таким образом, подготовительные классы станут классами выравнивания. Опыт создания таких классов в нашей стране уже есть. В частности, они существуют в ряде школ Украинской ССР. Неуспевающих детей на время переводят в такой класс, там с ними проводится интенсивная коррекционная работа. В результате ребенок догоняет своих сверстников и может в дальнейшем продолжать обучаться в своем классе. Чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. Подготовительные классы, специально призванные довести всех детей до уровня развития, необходимого для успешного обучения в школе, как нельзя лучше подходят для такой работы.

Но все же главное, чем подготовительный класс отличается от I класса, — это форма работы с детьми. Шестилетние дети еще не способны сознательно трудиться, целенаправленно овладевая знаниями. Их еще только готовят к такому труду. А пока они учатся, играя. В течение всего года им не ставят отметок, не задают домашних заданий.

Все это требует от учителя владения такими методами, которыми раньше пользовались только дошкольные работники. Педагогу придется научиться использовать игровые приемы, он должен будет уметь направить в нужное русло непроизвольное внимание своих воспитанников, активизировать непроизвольную память. Гораздо большую роль, чем в общении с первоклассниками, будет играть степень эмоциональности учителя. Понимание и запоминание материала 6-летними детьми тесно связаны с его непосредственным эмоциональным воздействием.

Иными средствами будет достигаться поддержание дисциплины в классе. Она будет основана прежде всего па эмоциональной заинтересованности уроком. В современной школе основной расчет делается на сознательную дисциплину, т. е. сознательное, произвольное следование усвоенным правилам поведения. Но у 6-летних детей

 

138

 

еще отсутствует осознание необходимости соблюдать эти правила, еще не сформировалась произвольность, нет позиции школьника: «я — школьник и, значит, должен вести себя так, как полагается».

У многих учителей могут возникать трудности при отказе от такой привычной меры воздействия на ученика, как отметка. Во время обследования мы столкнулись с тем, что некоторые учителя подготовительных классов так или иначе склоняются к отметке: например, за хороший ответ ставят ученику красную звездочку, а за плохой — черную. Это ведет к серьезным нарушениям в формировании личности ребенка, правильной самооценки.

У 6-летних детей отношение к отметке в большинстве случаев неадекватно. Они рассматривают ее как выражение любви или нелюбви к себе учителя, нередко — как оценку собственной личности, еще не понимая, что оценивается лишь выполнение данного конкретного задания. Причем объяснить им это не удается. Это понимание формируется постепенно, на основе чисто словесных оценок: «Ты сделал это хорошо» или «Ты сделал это не очень хорошо — вот тут ошибся». Большинство детей только по окончании подготовительного класса научатся разбираться в таких словесных оценках, а частично и оценивать достигаемые результаты самостоятельно. И только тогда можно переходить к выставлению обычных школьных отметок.

Еще одна немалая трудность связана с тем, что весь материал должен быть полностью усвоен детьми на уроке. Домашних заданий в подготовительных классах не должно быть. Их введение нецелесообразно, во-первых, из-за недостаточного уровня произвольности (6-летние дети еще не в состоянии: самостоятельно упражняться в решении каких-либо задач), а во-вторых, из-за повышенной, но сравнению с семилетками, утомляемости.

Проблему обучения 6-летних детей в подготовительных классах общеобразовательных школ невозможно решить без серьезной переподготовки учителей. Вероятно, такая переподготовка будет проводиться через институты усовершенствования учителей; возможно, будут найдены и другие формы. Необходимо также существенное повышение квалификации педагогов, работающих в подготовительных группах детских садов. Специальные исследования показывают, что в настоящее время многие дети оканчивают детский сад, не усвоив значительной части программного материала (хотя & целом уровень их развития может быть достаточно высоким). При намечающемся повышении программных требований еще более возрастут и требования к педагогам.

Школьным работникам надо быть готовыми и к преодолению ряда технических трудностей, связанных с разной продолжительностью урока в подготовительном классе н остальных классах школы, с обеспечением дневного сна 6-летних детей, созданием условий для полноценной игры (в частности, нужно будет уделить большое внимание оборудованию игровых комнат). Очень важно подбирать детям парты или столы, соответствующие их росту, желательно одиночные. Если шестилетки сидят за столами по двое, то они чаще отвлекаются. Каждый из подобных вопросов требует серьезного отношения. Только в этом случае подготовительные классы смогут выполнить свое назначение: обеспечить всестороннюю подготовку детей к школьному обучению.

Описанные мной трудности не всегда оказываются преодолены в работе ныне существующих подготовительных классов. Это резко снижает эффективность подготовки к школе, а подчас приводит и к нежелательным отклонениям в психическом и физическом развитии детей: к нервозности, повышению утомляемости, ухудшению осанки и т. п. Однако есть и немалый положительный опыт. Так, обследование, проведенное в подготовительных классах Эстонской ССР, показало, что там дети развиваются гармонично, для них созданы все необходимые условия. Многие проблемы успешно решены и в ряде социалистических стран, где давно уже введено школьное обучение с 6 или даже с 5 лет.

И все же при работе с 6-летними детьми наверняка возникнет немало новых не привычных проблем. Но стоящая перед нами цель, безусловно, заслуживает, чтобы приложить все усилия для ее достижения. Эта цель — обеспечить подготовку детей к школе и кардинально решить ряд существующих проблем: проблему перегрузки младших классов, неуспеваемости, второгодничества.