Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

174

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Я. А. ПОНОМАРЕВ

 

Москва

Монография О. А. Конопкина1 посвящена одной из ведущих проблем современной психологической науки — проблеме закономерностей и механизмов произвольного регулирования человеком своей деятельности.

Следует отметить, что весьма важные в методологическом отношении достижения марксистско-ленинской психологии, обобщенно выраженные, например, в принципе единства сознания и деятельности, не нашли еще достаточного воплощения в концепциях, которые бы отображали психологическую структуру сознательной активности человека по построению своей деятельности и управлению ею. В связи с этим основной задачей изложенного в монографии исследования стало систематическое изучение функциональной структуры осознанного регулирования деятельности, в основном сенсомоторной, как одного из наиболее распространенных и типичных видов произвольной деятельности человека.

В работе приведены данные экспериментального анализа реальной операторской, деятельности и лабораторных психологических моделей различных вариантов или отдельных компонентов операторского труда, связанного, в первую очередь, с приемом и переработкой информации. Как итог системы экспериментов представлены основные звенья психологической структуры саморегулирования: принятая субъектом цель; субъективная модель значимых условий деятельности; программа исполнительских действий; критерии успеха; информация о результате; решение о коррекциях. Завершает книгу обобщенное описание структуры саморегуляции.

Содержание работы многопланово. Параллельно с решением основной общепсихологической задачи по изучению структуры саморегуляции решается целый ряд более частных задач, имеющих не только общепсихологическую направленность, но и прикладное значение в сферах психологии труда и инженерной психологии. Сюда относятся исследования темпа поступления сигналов и скорости приема информации, временной неопределенности событий, учета субъектом вероятностных характеристик среды и др.

В книге отражен и зафиксирован существенный этап развития психологического знания. Можно смело сказать, что, например, в 50-х гг. нашего века основная масса феноменов, вошедших в материалы монографий, была известна на уровне здравого смысла. Были намечены и магистральные пути к ее научному осмыслению, выраженные, например, в принципе единства сознания и деятельности. Вместе с тем в конце 50-х гг. один из авторов этого принципа — С. Л. Рубинштейн — констатировал, что данный принцип долгое время представлял собой скорее требование, чем его реализацию. В последующие годы ведущие позиции в изучении упомянутой массы феноменов заняли физиология и кибернетика. Конечно, физиологические и кибернетические работы внесли свой значимый вклад в общее развитие проблемы регуляции, однако роль сознания рассматривалась здесь весьма поверхостно. Ряд существенных достижений в данном направлении был получен и в психологических исследованиях последнего времени. Но эти работы еще не выстраивались в надежный «концептуальный мост» между исходными теоретическими положениями и их реализацией в прикладных исследованиях психологии трудовой деятельности. Создание такого «концептуального моста» представлено в монографии О. А. Конопкина.

В результате тщательно выполненных экспериментальных исследований, имеющих четкую логическую связь и соподчиненность, автор детально разработал выдвинутый им тезис о том, что для деятельности человека (включая ее наиболее элементарные формы) осознанное регулирование является высшим уровнем системы ее регуляции. Избранный автором основной прием доказательства данного тезиса оригинален и убедителен. Действенность сознательного регулирования демонстрируется путем влияния данного уровня регуляции на широко изученные и хорошо известные феномены зависимости результатов деятельности от таких условий ее реализации, как темп поступления сигналов, временная неопределенность

 

175

 

событий, разного рода статистические характеристики отдельных событий и сигнального ряда в целом, физическая интенсивность сигналов, предельная сближенность во времени двух исполнительских сигналов и др. Упомянутые зависимости общепризнаны. Некоторые из них возведены даже в ранг закономерностей' (закон силы, закон Хика, рефрактерный период). Поэтому, влияя на их проявление в деятельности, можно наиболее наглядно оценить действенность осознанного регулирования. Вместе с тем перечисленные условия являются значимыми условиями операторских профессий.

Основным результатом экспериментальной части работы следует считать выделение структурных составляющих сознательного регулирования, раскрытие их специфических функций, связей и отношений. Важно подчеркнуть, что функциональная структура процесса регуляции удачно абстрагирована от конкретной специфики отдельных форм деятельности и описана на уровне концептуальной модели, отражающей принципиальные закономерности осознанного регулирования.

Систематический структурно-функциональный анализ осознанного регулирования впервые осуществлен в рассматриваемой работе и может быть квалифицирован как решение крупной научной проблемы, создающее новое направление анализа и оптимизации широкого круга видов и форм произвольной деятельности человека.

Предлагаемая автором модель функциональной структуры регуляции позволяет, не ограничиваясь изучением отдельных факторов сознательного управления деятельностью, осуществлять оптимальное построение процесса регуляции в целом и тем самым максимально использовать его многообразные резервы.

В монографии показаны широкие возможности целенаправленного воздействия на деятельность средствами специальной организации процесса ее регуляции. Например, даже в условиях очевидного утомления средствами осознанного регулирования удается обеспечить сохранность отдельных заранее заданных элементов деятельности.

Характеризуя монографию, необходимо отметить еще одно обстоятельство. Содержание работы построено главным образом на материале сознательного регулирования сенсомотороной деятельности. Однако ясно, что в работе представлено исследование проблемы сознательного регулирования любых видов деятельности, в том числе, например, решения познавательных задач на логическом уровне обработки их условий. Так называемая сенсомоторная деятельность послужила здесь лишь весьма удобным и вполне оправдавшим себя конкретным материалом для построения экспериментальных ситуаций. Иначе говоря, в монографии рассматривается одна из основных проблем психологической науки — проблема психологического аспекта детерминации сознательной целенаправленной деятельности.

Отмеченные до сих пор достоинства монографий относятся к ее основному смысловому узлу. Помимо этого в книге О. А. Конопкина содержится немало весьма ценных предложений, лежащих, так сказать, на периферии главного смыслового плана. К их числу следует отнести: весьма удачное разведение психологического и физиологического аспектов исследования; положение о функциональной сопоставимости звеньев психологической системы саморегуляции со звеньями процесса регулирования, отраженными в кибернетических и физиологических вариантах модели саморегуляции, т. е. положение о наличии принципиального сходства в общей функциональной архитектуре процессов регулирования; положение о творческих элементах саморегуляции и многие другие положения.

Таким образом, в монографии О. А. Конопкина отражено психологическое исследование детерминации деятельности человека, представляющее собой решение крупной научной проблемы. Работа обладает отчетливо выраженной новизной, имеет широкие перспективы развития и представляет собой существенный вклад в психологическую науку.

По своим задачам, значимости результатов и уровню их обобщения рассматриваемая работа, несомненно, относится к исследованиям теоретического характера. Вместе с тем реализуемый в исследовании аспект изучения оптимальной организации процесса регулирования деятельности придает работе отчетливую практическую значимость. Эта значимость определяется тем, что концепция функционального строения процесса осознанного регулирования может быть использована при решении широкого круга задач, связанных с организацией процесса обучения, проектированием или оптимизацией комплекса объективных условий деятельности, диагностикой профессиональной надежности и т. п.

Исследование выполнено на высоком научном уровне, имеет отчетливое методологическое обоснование и убедительную логику развития. Книга хорошо написана. Она, несомненно, представляет собой существенный вклад в развитие психологической науки.



1 Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности..— М.: Наука, 1980. — 255 с.