Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

170

 

ВЫЗВАННЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ ЧЕЛОВЕКА: ПРИМЕНЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

 

Lehmann D., Callaway Е. (eds.) Human evoked potentials: Applications and problems. — N. Y. — L.: Plenum Press, 1979. XIII+497 p.

 

Книга представляет собой материалы международной конференции по усредненным вызванным потенциалам (ВП), состоявшейся в Констанце (ФРГ). Из представленных в ней 28 докладов и 35 коротких сообщений большая часть посвящена применению ВП в психиатрии, невропатологии, психофармакологии, при изучении созревания, развития и старения, умственной отсталости, исследовании мозговых механизмов психических процессов и т. п. Часть докладов посвящена расширению и совершенствованию метода, изучению нейрогенеза и функционального значения отдельных компонентов.

В работах Десмедта, Фридмана с соавт., Холлидея с соавт. содержатся интересные данные об изменениях ВП, связанных с вниманием и когнитивными процессами. Новые факты и соображения относительно индивидуальных различий чувствительности к болевым стимулам и изменений ВП на болевые стимулы под влиянием аналгетиков содержатся в работе Бухсбаума и Дэвиса. Рот с соавт. показали достоверные различия величины времени реакции выбора и определенных компонентов ВП у старых и молодых людей: у старых медленнее происходит декодирование стимулов, уменьшается уверенность в принятом решении при трудных условиях, но не уменьшается скорость сканирования памяти. В работах Сквайрса с соавт. успешно использованы эндогенные компоненты ВП, связанные с когнитивной активностью, для диагностики нарушений в познавательной сфере. В частности, обнаружены различия между контрольной группой и группой умственно отсталых по компоненту П300, возникавшему после редких стимулов.

Среди статей, касающихся методических вопросов, значительную часть составляют исследования с применением структурированных зрительных стимулов.

Барбер и Гэлловей исследовали влияние длительности стимула и межстимульных интервалов на ВП, вызываемые либо освещением, либо появлением шахматного черно-белого рисунка. Для получения устойчиво адаптированных ВП авторы рекомендуют исключать из усреднения первые шесть стимулов.

Исследованию нейрогенеза разных компонентов ВП на реверсию шахматного поля в зависимости от размера и локализации зоны стимуляции сетчатки посвящены две работы: Холлидея с соавт., Лемана и Скранди. В первой делается вывод, что при стимуляции П100 в ипсилатеральном полушарии отражает активность фовеальной области, а контрлатеральное колебание 0105 — активность периферии сетчатки. Показано отсутствие значимого взаимодействия разнополушарных генераторов. Во второй работе применяют многоканальную (47 точек на поверхности головы) регистрацию ВП с последующей реконструкцией данных в более удобной для анализа форме, разработанной авторами. Исследование показало, что при предъявлении стимула в одну из половин поля зрения соотношение амплитуд компонента с латентным периодом 100 мс в разных полушариях зависит от размеров зоны стимуляции сетчатки. Для компонента с латентным периодом 14Q мс подобной зависимости не обнаружилось.

В других работах также идет речь о морфологии и нейрогенезе разных ВП: стволовых компонентов слуховых ВП (Старр и Ачор), корковых и подкорковых компонентов ВП на цветовые стимулы (Уайт и Хинтце), ВП на обонятельные стимулы (Платтинг и Кобал). Показана невозможность однозначного соотнесения каждого отдельного компонента слуховых ВП с определенной стволовой структурой. Авторы делают вывод, что каждый компонент является скорей отражением сложных взаимоотношений между различными структурами.

Из статей, посвященных методу, очень важным представляется сообщение Куртцберг и Вогана — пионеров в регистрации и исследовании потенциалов, связанных с саккадическими движениями глаз (ПДГ). В этой работе приводятся результаты исследования ПДГ с момента рождения до 10 месяцев, в период 4—16 и 20—48 лет. Обнаружены определенные изменения ПДГ с возрастом, отмечена их зависимость от характера стимулов и реакций, длительности интервалов между движениями и т. д.

Для психологов наиболее интересны работы, в которых исследуются взаимосвязи отдельных компонентов ВП с предполагаемыми психическими процессами или определенными стадиями, процессами переработки информации.

В работе Чепмена и МакКрерп выявлены определенные различия ВП (разные в разных полушариях) в зависимости от типа стимула (цифра или буква) и его сигнальности. Характеристики стимула больше отражались на ВП левого полушария, индивидуальные различия независимо от типа стимула проявлялись больше в ВП правого полушария.

Лоу с соавт. с начала 70-х гг. ищет в ЭЭГ надежные показатели доминирования полушарий по речи. В их сообщении регистрировались контингентное негативное отклонение и ВП при произнесении слов и при чтении вслух, а также ВП на обращение шахматного рисунка в покое и при заданиях,

 

171

 

адресованных разным полушариям. Достоверных взаимосвязей между исследованными показателями и доминированием по речи не выявлено.

Браун и Леман в трех разных экспериментах обнаружили достоверные различия топографии ВП на одинаковые по звучанию слова, обозначавшие в зависимости от контекста либо существительное, либо глагол. Различия отмечены в период 230 мс после стимула.

Раго и Ремонд задались целью найти электрофизиологические корреляты процесса принятия решения. Примененная ими остроумная, технически достаточно простая методика позволила сравнить ВП в случае ипси- и контрлатеральных реакций. Во втором случае обнаружено достоверное увеличение латентного периода и амплитуды компонента П300, что интерпретируется как отражение в этом компоненте принятия решения, «более трудного» и требующего больше времени в случае гетеролатеральной реакции. В работе МакКаллума и Карри, использовавших сходную методику, дается детальное сопоставление характеристик компонента 01 в разных полушариях в зависимости от места предъявления стимула. Авторы пришли к выводу, что считавшееся моногенным колебание 01 состоит в действительности из трех самостоятельных негативных колебаний.

Хартер с соавт. исследовали возможность изучения с помощью ВП сенсорных каналов, связанных с отдельными признаками зрительной информации, а также влияние на них избирательного внимания. Тщательно разработанная схема последовательных экспериментов позволила выделить «признакоспецифические» и «паттернспецифические» (т. е. ориентированные либо на один какой-то признак, либо на набор признаков, характеризующих стимул в целом) каналы и определять момент их активности в ходе выполнения реакции выбора.

Для изучения механизмов разных стадий перцептивного или перцептивно-моторного процесса с помощью их электрофизиологических коррелятов Рено и Лесевр исследовали биоэлектрическую активность, связанную с выполнением реакции в ответ на пропуск ожидаемого стимула. Авторы предложили детальную схему соотнесения выделенных ими колебаний с определенными стадиями перцептивно-моторного процесса.

В интересной обзорно-критической работе Нээтайнена и Мичи проведен детальный анализ и сопоставление характеристик эндогенных негативных колебаний. В разных работах основанием для выделения колебания служила его связь с характеристиками ситуации, стимула или реакции. Авторы пришли к выводу, что в ряде случаев под разными названиями описывается активность одного и того же генератора. В то же время есть основания полагать, что некоторые колебания, описываемые в разных исследованиях одинаково и рассматривавшиеся как моногенные, являются суммой нескольких колебаний разной природы, частично или полностью совпадающих во времени. Например, «традиционная» Е-волна, по мнению авторов, включает ориентировочное отрицательное колебание, возникающее в ответ на С1, собственно Е-волну и моторный потенциал. Подробно рассматриваются данные о характеристиках и природе отрицательного колебания с ЛП около 100 мс — 01, которое в ряде работ рассматривается как моногенное. По мнению Нээтайнена и Мичи, оно состоит из нескольких колебаний разного происхождения. Авторы реинтерпретируют ряд имеющихся данных. В частности, многократно описанное усиление 01 в связи с избирательным вниманием они рассматривают как отражение добавления к экзогенному (стимульному) 01 эндогенного колебания, связанного с вниманием. Предлагается классификация негативных колебаний соответственно функциональным связям. Выделяются две группы колебаний: когнитивные и некогнитивные. Последние связаны с процессами наиболее раннего, автоматического, непроизвольного уровня переработки информации. На эти колебания сравнительно мало влияют обучение, значимость, внимание и несомненно влияют физические характеристики стимулов. Когнитивные колебания связаны с более высокими уровнями переработки информации, не зависят от физических характеристик стимула, меняются при обучении, внимании и т. п.

Представленные в книге работы отражают развитие и совершенствование метода, значительные продвижения в понимании природы компонентов ВП и расширение областей их успешного применения.

 

Э. М. Рутман, Т. М. Марютина

Москва