Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

169

 

ОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К КЛИНИЧЕСКОЙ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ: КОГНИТИВНЫЕ КОНТРОЛИ И ТЕРАПИЯ КОГНИТИВНЫХ КОНТРОЛЕЙ

 

Santostefano S. A biodevelopmental approach to clinical child psychology: Cognitive controls and cognitive controls therapy. A Wiley-Inferscience publication. — N. Y.: John Wiley & Sons, 1978. — 833 p.

 

В зарубежной дифференциальной психологии познавательная деятельность традиционно характеризуется продуктивностью решения задач (исследования интеллекта). В настоящее время намечается сдвиг интереса на инструментальные особенности познавательной активности, который отражается в многочисленных исследованиях когнитивных стилей. С изучением когнитивных стилей связывают наиболее перспективный этап разработки пограничных проблем психологии познания и личности. Отметим, что в советской психологии уже накоплен богатый опыт изучения инструментального состава деятельности в рамках исследования индивидуального стиля деятельности.

Рецензируемая монография принадлежит перу клинического детского психолога С. Сантостефано из госпиталя МакЛина Гарвардского университета. Актуальность работы определяется следующим. Во-первых, в мировой психологии слабо изучены качественные особенности когнитивных процессов в дошкольном возрасте. В данной книге когнитивные особенности изучаются на контингенте преддошкольников, дошкольников, школьников начальных классов, подростков. Испытуемыми являлись также дети с минимальными повреждениями мозга, сироты, эмоционально неустойчивые дети и дошкольники с подозрением на неуспеваемость в школе. Это позволило автору выяснить развитие инструментальных особенностей познания и возможные отклонения. Во-вторых, качественные особенности познавательной деятельности изучены комплексно, в их взаимосвязях с другими свойствами личности и познания. В-третьих, и это наиболее важно, диагностика инструментальных особенностей познавательной активности не является самоцелью исследования, а подчинена задаче корректировки (терапии) познавательной деятельности и поведения ребенка.

Монография С. Сантостефано состоит из шести разделов. В первых двух рассматриваются теоретические основания изучения когнитивной активности и ее корректировки. Исходные положения вытекают из эгопсихологии, теории Ж Пиаже и X. Вернера. Ставится проблема партнерства клинической детской психологии и психологии развития, поскольку эти две области знания существуют относительно независимо друг от друга.

Самой крупной (385 с.) является третья часть «Методы диагностики и модель развития для оценки когнитивной неспособности у детей», где рассматривается понятие когнитивного контроля как механизма управления и активизации информации, опосредующее влияние мотивации и личности на процессы познания; приводятся результаты большого количества исследований когнитивных контролей, выполненных автором.

Созданные автором методики для изучения стилевых особенностей в дошкольном возрасте описаны очень подробно, снабжены детальной инструкцией и системой обработки данных.

Эмпирически изучены пять когнитивных контролей: 1) контроль эго-тела (схема тела) и подвижность тела; 2) фокальное внимание (сосредоточенность, ширина распределения внимания); 3) артикуляция поля (селективность восприятия при наличии релевантной и иррелевантной информации); 4) сглаживание — заострение; 5) ширина диапазона эквивалентности (ширина — узость категоризации, объектов). Факторный анализ выявил наличие вышеуказанных когнитивных контролей уже в дошкольном возрасте. Обнаружена определенная иерархия, система соподчинения когнитивных контролей в дошкольном возрасте. Показано, что фундамент когнитивных контролей составляет контроль эго-тела и моторика, а «крышу» — особенности процесса категоризации в дошкольном возрасте. В процессе познавательного развития образуется определенная лестница когнитивных контролей, где новый доминирующий когнитивный контроль ассимилирует предыдущую ступеньку. Эти данные явно перекликаются с концепцией смены ведущей деятельности Д.Б. Эльконина и B.В. Давыдова.

В области изучения когнитивных стилей принципиально новым является понятие патологии когнитивных контролей, которое определяется двояко. Ненормальными считаются некоторые соотношения когнитивных контролей в структуре познания, например у детей из обычных школ широкое распределение внимания комбинируется с селективностью внимания (артикуляция поля), а у сирот и у детей с повреждением мозга узкое распределение внимания сочетается с артикуляцией поля. Вторая форма когнитивной патологии определяется недостижением соответствующей возрасту ступеньки когнитивного контроля или же возвратом ребенка на более низкую стадию когнитивного функционирования в некоторых случаях. Природа патологии когнитивных контролей еще полностью не раскрыта, по, по мнению C. Сантостефано, некоторые отклонения являются результатом рассогласованности между индивидными свойствами ребенка и средой, способами воспитания.

Последующие разделы посвящены терапии когнитивных контролей, разработке системы терапии каждого когнитивного контроля и результатам внедрения программ терапии.

При создании программ терапии С. Сантостефано опирается на концепцию эго-психологии и модель Л. Сандера о развитии интеракции (общения) между матерью и ребенком. Программы терапии, каждая из которых детально описана, включают в себя способы влияния на определенные особенности познавательной деятельности ребенка.

Представленные автором новые эмпирические данные существенно расширили наше понимание особенностей познавательной деятельности

 

170

 

ребенка. Несомненной заслугой является разработанная система терапии когнитивных отклонений ребенка. Можно полагать, что знакомство с рецензируемой работой будет полезно широкому кругу специалистов, работающих в области дифференциальной, возрастной и медицинской психологии, а также работникам специальных детских учреждений.

 

В. А. Колга

Таллин