Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

167

 

ЕЖЕГОДНИК ПО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ. 1979

 

Jahrbuch für Entwicklungspsychologie. 1/1979 Herausgegeben von Hellgard Rauh. Stuttgart: Ernst Klett, 1979. 224 S.

 

Первый выпуск «Ежегодника по психологии развития» в ФРГ знаменует значительный рост интересов западногерманских психологов к этой проблематике. Автор вводной статьи сборника «От традиционной к современной психологии развития» X. Раух считает, что по общему уровню и значению в кругу психологических наук современная психология развития может сравниться разве что с психологией развития первой трети нашего века, когда ее бурно разрабатывали такие классики психологии, как Штерн, Вюллер, Болдуин, Гезелл и др. Содержательные же изменения можно кратко выразить тезисом «От психологии развития к психологии развития человеческой жизни»1. Следствием

 

168

 

этого является интерес, с одной стороны, к новым методам, например лонгитудинальным (статья Г. Рудингера), с другой стороны, ко всем без исключения возрастным периодам жизни, от младенчества до старости, и к выяснению их значения в целостной системе развития (статьи К. Гроссмана и Р. Эортера).

Само понятие развития также подробно обсуждается в мировой литературе. Как отражение этих дискуссий, автор фиксирует смену парадигм в концепциях развития. Для современной парадигмы характерны: а) рассмотрение каждого возраста с точки зрения его места в целостном развитии человеческой жизни; б) экологический подход к развитию, предполагающий изучение социально-экономических, культурных, экологических и пр. условий развития; в этом смысле автор замечает, что, например, Пиаже в своей теории «описывает только когнитивные структуры индивида и не дает понятий для описания структуры окружения» (с. 17) и этим не включается в современную парадигму психологии развития; в) понимание развития как активного процесса взаимных обменов между индивидом и средой (интересно, что как конкретизирующий пример такой активности приводятся представления о деятельности, как они сложились в советской психологии; г) анализ развития как весьма дифференцированного процесса; д) сосредоточение основного внимания на построении теории, а не на увлечении сбором эмпирических данных или разработкой изощренных исследовательских методов.

Сборник составлен из обзорных статей по отдельным проблемам психологии развития. В статье К. Гроссмана «Эмоциональное и социальное развитие в младенческом возрасте» обсуждаются история и современное состояние психологических исследований новорожденных и младенцев, специфика исследовательских методов, пригодных для этого возраста, а также некоторые теоретические проблемы, например континуальность и дисконтинуальность развития в младенчестве, значение младенческого возраста для общего психологического развития в течение жизни и др.

Статья Р. Эортера дает прекрасный обзор исследований юности, преимущественно американских. Классическая точка зрения, представленная Бюлером, Шпрангером, а затем Эриксоном и др., характеризует этот возраст как критический, богатый конфликтами, «бунтами». Автор дает критику этих взглядов и излагает современные данные. В частности, он вводит представления о «принципиальном различии окружения как объективного и как субъективного положения дел». Автор считает, что «до сих пор при анализе объективного окружения не решены ни проблема «перевода» условий окружения в закономерности человеческого поведения, ни проблема теоретически приемлемого описания самого окружения. Однако для развития психологии сегодня нет пути, который бы не упирался в эти проблемы» (с. 95). Два раздела этой главы посвящены обзору исследований роли окружения (в частности, взрослых, товарищей, культурных норм и пр.) в психическом развитии юношей в условиях различных культур — имеются в виду, например, известные сравнительные эксперименты У. Бронфенбреннера, — а также обзору исследований и представлений об окружении как жизненном пространстве (Lebensraum), ведущим свое начало от К. Левина.

Два следующих раздела посвящены изложению представлений о развитии и его «задачах» как результате «взаимодействия социокультурных норм развития и индивидуальных способностей к достижению» (с. 28), а также изложению точки зрения на интеллектуальное развитие в этом возрасте как установление «изоморфизма структур индивида к структурам окружения» (с. 137). Здесь автор прямо указывает на представления о деятельности как форме, внутри и за счет которой идет установление изоморфизма. При этом, как ни странно, одинокая ссылка на А. Н. Леонтьева сменяется частым цитированием работ Ж. Пиаже по психологии формального интеллекта.

Автор последней статьи Г. Рудингер вслед за многими другими психологами считает, что «развитие есть процесс, длящийся в течение жизни». Задачи психологии развития в этой связи формулируются им (вслед за Р. В. Baltes) так: «Психология развития имеет дело с описанием, объяснением и модификацией (оптимизацией) интраиндивидуальных изменений в поведении в течение жизни и с интериндивидуальными различиями и сходствами в этих интраиндивидуальных изменениях» (с. 159). Предметом рассмотрения автора становятся модели развития и связанные с ними методические приемы исследования развития.

Сам автор подводит итоги своей работы в этой главе так: «В пределах концепции, рассматривающей развитие как длящийся в течение жизни (lebenslangen) процесс, были обсуждены методологические и методические проблемы трех областей: системные стратегии (Sequenzstrategien)2, продольные исследования и качественный анализ изменений в ходе развития. За счет этого был эксплицирован тот сдвиг в дискуссиях о методике в психологии развития, который можно было бы обозначить четырьмя положениями: объяснение вместо описания, множественный подход вместо унитарного, дифференцированная психология развития вместо универсальной, учет как количественных, так и качественных изменений» (с. 205).

Книга представляет значительный интерес для психологов развития, а также для детских, возрастных и общих психологов.

 

А. Г. Лидерс

Москва



1 «Психология развития человеческой жизни» — так мы переводим немецкий термин «Lebenslaufpsychologie», следуя наметившейся норме. См. сб.: Принцип развития в психологии. — М.: Наука, 1978, с. 173—195.

2 Под системными стратегиями имеются в виду принципы сбора данных о развитии с учетом когорт, возраста и времени сбора; см. об этом: Егорова М. С. Методические проблемы в американской психологии развития. — Вопросы психологии, 1979, № 3, с. 159—164.