Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

166

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

К КРИТИКЕ БУРЖУАЗНЫХ ТЕОРИЙ ОДАРЕННОСТИ

 

Friedrich W. Zur Kritik bürgerlicher Begabungstheorien. Berlin: VEB Deufscher Verlag der Wissenschaften, 1979. 193 S.

 

Книга Вальтера Фридриха, директора Центрального института исследования проблем молодежи в Лейпциге, посвящена нелегкой, но весьма актуальной и острой проблеме условий развития интеллектуальных способностей и личности человека. Автор обсуждает широкий круг вопросов: чем отличается принятое в марксистских общественных науках понятие способности от понимания одаренности буржуазными психологами; какова диалектика социального и биологического в развитии личности и интеллекта; что характеризует классические и современные буржуазные теории одаренности; каковы их идеологические, общественно-политические и теоретические корни; каков вклад современных близнецовых исследований в этой области и т. д. Общую направленность книге задает критика биологизаторства и социал-дарвинизма буржуазных теорий одаренности, формулировка и обоснование марксистско-ленинской позиции по вопросу обусловленности развития личности и интеллекта.

Автор выбирает исторический принцип изложения материала. При этом он делает акцент на прослеживании истории распространения теорий одаренности в Германии (а в настоящее время — в ФРГ).

Идеологические и теоретические корни буржуазных теорий одаренности автор видит в социал-дарвинизме, широко распространившемся в конце XIX в. после появления социологических работ Г. Спенсера, Ф. Гальтона и др. Социал-дарвинизм с самого начала играл роль классового оружия в борьбе буржуазии с марксистской теорией общества и личности. В начале XX в. наиболее яркими представителями реакционных теорий одаренности в Германии, по мнению автора, были В. Хартнаке и В. Петере. Первый, например, считал, что социальная структура общества в целом соответствует структуре врожденных способностей населения. Более того, поскольку он допускал возможность «способствования» развитию тех или иных задатков, но признавал их наличие только у представителей высших слоев населения, Хартнаке выступал против идеи единой общеобразовательной школы, требовал сокращения обучения детей рабочих и т. п. Для создания видимости теоретического обоснования своих взглядов Хартнаке, Петере и др. широко использовали результаты исследования корреляции уровня школьных оценок детей с социальным происхождением и уровнем интеллекта родителей.

 

167

 

Особый раздел автор посвящает изложению теорий одаренности, господствовавших в Германии в годы фашизма. Их характеризуют откровенный расизм, элитаризм и антикоммунизм во взглядах на человеческую психику. Как пример вес более откровенной биологизации и идеологизации психологии человека в эти годы автор приводит работы Е. Фишера, Ф. Рейноля и др. В своих взглядах они доходили до требования стерилизации низших слоев населения и т. п.

Следующие разделы книги посвящены изложению положения дел в области теорий одаренности в Германии после 1945 г. и в ФРГ в настоящее время. Автор показывает, что и в это время теории одаренности верой и правдой служили делу реставрации капиталистических структур, оставались инструментом господства и идеологической манипуляции над массами со стороны буржуазии.

Конечно, в последние годы в ФРГ стали все более превалировать либеральные, социал-демократические взгляды в идеологии. Все более популярным становится и лозунг «Равенство шансов — для всех». Появляются достаточно серьезные исследователи, решающие по-новому вопросы социализации, развития интеллекта и личности. На смену биологизаторским и эндогенетическим приходят социогенетические концепции. Все большее внимание уделяется возможностям обучения, социальных влияний на развитие способностей человека (работы X. Рота и др.).

Однако с середины 70-х гг. в ФРГ отмечается оживление биологизаторских взглядов в области изучения способностей и одаренности. Это связано с проникновением на психологический рынок ФРГ работ А. Дженсена, Р. Херрнштейна, Г.-Ю. Айзенка и др., взявших на свое вооружение новейшие тесты при построении в сущности устаревших, повторяющих давно отвергнутые взгляды теорий интеллекта. Критике взглядов Г. Айзенка автор посвящает специальный, один из наиболее объемных разделов книги. Что можно понимать под интеллектом? Является ли интеллект врожденным или обусловлен средовыми факторами? Что измеряют тесты? Каковы недостатки и достоинства тестовых измерений интеллекта? Эти и подобные вопросы разбирает автор. Поскольку для обоснования реакционных биологизаторских теорий интеллекта и одаренности очень часто привлекают данные психогенетических исследований, автор отдельно останавливается на современных психологических исследованиях близнецов.

Наконец, последний раздел книги посвящен изложению собственной позиции автора по разбираемому вопросу. Ее можно было бы резюмировать так: развитие интеллектуальных способностей человека и его личности происходит в процессе взаимодействия его с окружающей социальной средой, конкретно — в процессе его активной деятельности. Содержание поведения человека полностью социально детерминировано. Органические задатки, в частности анатомо-физиологические особенности ЦНС, являются основой для индивидуальных различий в области процессуальных, динамических качеств деятельности. Последние могут оказывать, конечно, разного рода влияния на актуальные интеллектуальные способности человека. Таким образом, неодинаковость людей, в частности в области их интеллекта, конечно сообусловлена (mitdcterminiert) органическими задатками и генетическими факторами. Однако, во-первых, роль этих биологических факторов весьма трудно определить. Во всяком случае нельзя делать прямые выводы от результатов тестирования непосредственно к генетическим факторам. Во-вторых, различия в интеллектуальных достижениях между классами, народами, расами и т. п. уже никак не могут быть объяснены генетическими факторами. Здесь необходим учет социальных, конкретно-исторических закономерностей. В заключении автор подчеркивает, что успехи социалистического общества создали для молодого поколения в ГДР одинаковые и самые благоприятные экономические, правовые и организационные условия для всестороннего развития.

По своему содержанию книга предназначена не только для психологов, но и для педагогов, философов, журналистов, пропагандистов. Будет интересна она и для широкого читателя. Автора характеризует глубокая эрудиция в обсуждаемых вопросах. Отметим, что библиография к книге содержит более 300 названий. Для советских читателей, интересующихся данными проблемами, к ней можно было бы добавить разве что последние работы психологических лабораторий В.С. Мерлина, К.М. Гуревича, И.В. Равич-Щербо и др.

 

А. Г. Лидерс

Москва